МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А. Б. БЕЛЯЕВА
Статья посвящена разработке модели формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественной организации, где выявлены общие и специфические организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций, а также представлена совокупность социокультурных и педагогических методов и способов культурно-образовательного и воспитательного процесса.
Ключевые слова ценностные ориентации, социально-культурная деятельность, функциональные параметры общественной организации, социокультурная преемственность.
Социальные и экономические реформы современной России, формирование гражданского общества и углубление процессов его гуманизации, расширение социальной и культурной коммуникации, возросшие потребности общества в творчески активной, социально-значимой благополучной личности определяют целесообразность создания обновленной системы и обновленных стандартов формирования и развития индивидума с учетом совокупности конкретных бытийных обстоятельств.
Анализ жизнедеятельности подростков из неполных семей показал, что основной источник проблем, возникающих у них на различных этапах жизни, восходит к периоду разрушения семейного сообщества, прежде всего в лице родителей - отца или матери.
Специфика коррекции семейного поведения подростков при отсутствии одного из родителей определяется особыми объективными обстоятельствами его жизни и критическим периодом развития личности, что диктует выбор соответствующих средств, направлений, видов, форм воздействия на личность, имеющих комплексную направленность: социально-культурную, просветительскую, воспитательную.
Модель формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности в условиях работы общественных объединений имеет свои внешние и внутренние предпосылки. Внешние
предпосылки обусловлены рядом факторов, определяемых развитием общества в целом - политическим, экономическим, социальным, культурным [1].
Во-первых, в современной России устойчиво реализуется социально-политическое реформирование всей инфраструктуры с целью построения гражданского общества. Важным показателем этого процесса является рост количества общественных объединений неполитического типа, дифференцированных по содержанию и функциям основной деятельности.
Положительным фактором в этом процессе можно считать позитивное отношение социума в целом к деятельности общественных объединений в становлении подрастающего поколения в комплексе всех форм и видов работы, не полагаясь, однако, на их исключительное право в воспитательном процессе, как это было в советское время. При этом большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми и молодежью с учетом их интересов и жизненных проблем. Общественные организации в процессе своей деятельности используют новые механизмы финансирования, привлечение внебюджетных средств, федеральное и региональное грантирование, спонсорскую и меценатскую поддержку, самофинансирование.
Во-вторых, наметившийся экономический подъем в России дал возможность (даже в условиях мирового кризиса) принять важные законо-
дательные акты укрепления и поддержки семьи («материнский капитал», жилищная программа «молодая семья», использование механизмов фос-теровской системы воспитания сирот, увеличение финансового пособия на новорожденных и многое другое).
Вместе с тем по-прежнему высоким остается процент бракоразводных процессов, и количество неполных семей растет, создавая негармоничные условия для воспитания детей.
В-третьих, современная социокультурная ситуация ориентирует общество на бережное отношение к традиционным духовным ценностям России: традиционной народной культуре, религии, национальному семейному укладу, в том числе и семейным ценностям, сохранению механизма историко-культурной преемственности, связям и взаимодействию всех поколений как основы диалога культуры и межкультурной коммуникации.
Все внешние предпосылки вызывают требование формирования гармонично саморазвиваю-щейся личности, толерантной в восприятии социально-культурного пространства [2].
Внешние предпосылки создают равноправные возможности для всех подростков к реализации своих способностей, интересов, усвоения социально-культурной ценностей в полном объеме, включая и усвоение ценностей семейного уклада.
Данные предпосылки в своем логическом развитии требуют целенаправленных действий всего социума, трансляции конкретных программ и дел.
Внутренние предпосылки формирования ценностных ориентаций связаны с необходимостью решения общих проблем через базовые институты социума - семью и общественные организации. Семья и общественные организации будут выполнять роль подсистем в общей системе социальной инфраструктуры. Им отводится ведущая роль в воспитании ценностных ориентаций у подростков. В конкретной проблеме воспитания ценностных ориентаций у подростков из неполных семей механизм взаимодействия социума и семьи приводится в действие через посредство общественных организаций.
К внутренним предпосылкам мы отнесем количественный состав семьи, наличие членов младшей, средней и старшей возрастных групп, их социальный статус (образование, профессиональная занятость социально-культурные потребности), нравственно-психологическую атмосферу семьи, взгляды на организацию семьи вообще, установки членов семьи на решение проблемы воспитания ценностных ориентаций; интересы и же-
лания подростков, их отношение к учебе в школе, к природе, а также круг их друзей и формы проведения досуга.
Внутренние предпосылки при всей их специфичности тесно связаны с внешними и выполняют роль дивергентов.
Деятельность общественной организации относится к внешним предпосылкам, но в функциональном отношении она занимает промежуточное положение между обществом и семьей, выполняя комплексную роль, в том числе организационную, направляющую, корректирующую и осуществляющую контроль.
1. Внутренние предпосылки находят свое отражение в практической социально-культурной деятельности по воспитанию ценностных ориентаций у подростков из неполных семей. Процесс формирования ценностных ориентаций обусловлен рядом существенных факторов, определяющих эффективность модели. Эти факторы способствуют гибкости структурно-содержательных изменений, предоставлению большей самостоятельности в выборе социально-культурных средств деятельности в соответствии с внутренними и внешними предпосылками, введению интенсивных форм, что в целом позволяет создать благоприятные условия формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей и личности подростка вообще. Среди этих факторов, наиболее важным мы считаем фактор интенсивности взросления человека в подростковом возрасте (физического, психического, нравственного, социального и культурного) и фактор интенсивности информационного пространства, в котором существуют современные подростки [3]. Указанные внешние и внутренние предпосылки и существенные факторы определяют создание гибкой модели деятельности общественных организаций в социально-культурной сфере, цель которой заключается в формировании ценностных ориентаций у подростков из неполных семей.
Данная цель обусловливает решение определенных задач, к числу которых мы относим:
1) развитие творческих способностей, повышение социально-культурной компетентности;
2) выработку саморегуляции поведения;
3) овладение нормами этики семейных отношений;
4) овладение навыками работы в общественном объединении.
Реализация поставленных задач осуществлялась в работе общественной организации через использование средств и форм социальнокультурной деятельности с привлечением специа-
листов из общеобразовательных учреждений (школ, училищ, колледжей, вузовских кафедр), учреждений социально-культурной сферы (домов творчества, центров развития, школ искусств - музыкальных, художественных, хореографических, клубов по месту жительства, объединений по интересам), социальных учреждений (центров планирования семьи, комиссий по делам несовершеннолетних), конфессиональных учреждений (воскресных школ, православных лагерей и форумов).
Осуществление поставленных задач возможно при условии учета совокупности теоретикометодологических положений, определяющих организационные условия данного процесса, включающих в себя:
- целевой компонент (формирование базовых представлений о семье как социальном институте и семейных ценностях);
- социально-психологический компонент (взаимодействие семьи, общественного объединения и партнерских учреждений);
- технологический компонент (формы, методы и средства социально-культурной деятельности);
- диагностический компонент (диагностический комплекс, необходимый для выявления нужных для деятельности параметров личности подростка и его жизненных проблем);
- результативный компонент (характеристика результатов формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей).
2. Организация формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей должна быть построена с учетом социальнопсихологических и технологических компонентов. Технологический компонент в социальнокультурной сфере в данной модели представлен как совокупность социокультурных и педагогических методов и способов культурно-образовательного и воспитательного процесса. Социальнопсихологический компонент обусловлен процессом активизации личности, ее самоадаптацией в социально-культурной деятельности, ролевой стратификацией и самопознанием [6, С. 33-35]. Построение процесса воспитания ценностных ориентаций средствами социально-культурной деятельности осуществляется на традиционных и специально обусловленных принципах.
К традиционным педагогическим принципам мы относим:
- принцип научности;
- принцип преемственности;
- принцип системности и целостности;
- принцип доступности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип маневренности.
К специально обусловленным принципам мы относим:
- принцип систематичности;
- принцип преемственной и взаимной связи социально-культурной деятельности и жизни;
- принцип развития инициативы и самореализации;
- принцип полифункциональности;
- принцип индивидуального подхода.
Данные принципы предполагают целенаправленный, гибкий, динамичный, многоуровневый подходы к процессу формирования ценностных ориентаций подростков в условиях работы общественных организаций средствами социальнокультурной деятельности и определяют ее методологию и содержание, поставленные на технологическую основу.
Функции реализации системы формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей отражают наиболее существенные стороны социально-культурной деятельности, они направлены на активизацию социокультурной преемственности в сфере семейно-бытовых отношений, на развитие определенных черт и свойств личности подростка, на социализацию в соответствующих видах деятельности общественной организации. К ним мы относим:
- функцию формирования общественного сознания;
- функцию социализации;
- семейно-ценностную функцию;
- коммуникативную функцию;
- адаптационную функцию;
- функцию воспроизводства семейных отношений;
- социально-культурную функцию;
- регулятивную функцию.
Использование этих функций создает возможность для процесса формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей.
Становление личности подростка, формирование у него ценностных ориентаций в условиях работы общественной организации средствами социально-культурной деятельности представляет собой процесс, рассчитанный на время до достижения совершеннолетия. Этот временной период возможно подразделить на этапы, количество которых и продолжительность будут зависеть от времени введения подростка в воспитательный социально-культурный процесс: более раннее
включение подростка в работу даст более устойчивый и масштабный результат.
3. В концептуальной модели формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей в условиях работы общественных организаций представлены методы формирования, под которыми мы понимаем способы, приемы, образы действия по использованию средств воздействия на личность. Методы социальнокультурной деятельности применяются с целью эффективного применения форм и средств работы в общественной организации [7].
К основным методам, продуцируемым в социально-культурной деятельности, мы относим:
1) метод моделирования воспитательного социокультурного процесса;
2) метод стимулирования социокультурной активности личности;
3) метод формирования общественного сознания личности;
4) метод мотивации;
5) метод включения в социально-культурную деятельность.
Метод моделирования воспитательного социокультурного процесса предполагает создание воспитательных социокультурных моделей на основе использования социокультурных технологий и средств социально-культурной деятельности. Данный метод включает в себя разработку концепций, создание социокультурных программ и обретает свойства метода конструирования, обладающего прогностическими возможностями, позволяющим проектировать разнообразные формы и виды деятельности. Метод моделирования позволил определить направление и последовательность действий на каждом этапе формирования семейных ценностей у подростков из неполных семей в работе общественных организаций средствами социально-культурной деятельности.
Метод стимулирования социокультурной активности личности основан, прежде всего, на моральном и в некоторой степени материальном поощрении личности в целях активного ее вовлечения в социокультурную среду через общественную организацию. Этот метод направлен на создание условий, при которых личность подростка максимально проявляет свою заинтересованность и активность.
Метод формирования общественного сознания построен на таких приемах как убеждение, внушение, пример. Использование данного метода позволяет проследить усвоение умений и навыков семейного поведения подростка, обобщить и систематизировать результативность воспитательного социокультурного процесса.
Метод мотивации направлен на обоснованное и осознанно воспринимаемое положительное отношение подростка из неполной семьи к процессу усвоения ценностных ориентаций средствами социально-культурной деятельности в общественной организации. При построении нашей модели этот метод характеризует степень возрастания самостоятельности в реализации ценностных ориентаций и углубления тенденции гармонизации семейных отношения вообще.
Метод включения в социально-культурную деятельность направлен на приобщение личности к опыту различного вида культуроемкой деятельности, трансляции историко-культурного опыта, активацию культуротворческой рефлексии. Данный метод в нашей модели обозначен такими видами деятельности, как наставничество, индивидуальное поручение, практическое задание, ролевой и психологический тренинг и другое.
Все перечисленные методы социально-культурной деятельности в контексте нашего исследования используются в тесном взаимодействии, они пластично функционируют в зависимости от степени решения поставленных задач.
К числу важнейших компонентов реализации модели формирования ценностных ориентаций в заданном проблемой формате относятся организационные средства социально-культурной воспитательной деятельности. Данные средства представляют собой способы репродуцирования ценностных ориентаций в целях оказания влияния на личность подростка из неполной семьи в условиях работы общественной организации. Данные средства подразделяются на: устные (живое слово); печатные (тексты необходимой направленности, в т. ч. художественные); художественные (театр, музыка, хореография); психолого-педагоги-ческие (общение, игра, ролевые тренинги, конкурсы и т. д.); наглядные (семейные реликвии, фотографии, коллекции, бытовые предметы, памятники и др.); технические (масс-медиатехника, аудио-, видеоаппаратура).
Организационные средства социально-культурной деятельности мы рассматриваем как способы передачи содержания. Как правило, выбирается не одно, а одновременно несколько средств, что и дает наиболее эффективный результат. Выбор конкретных средств зависит, прежде всего, от внутренних условий организации процесса формирования ценностных ориентаций, а также характеризуется определенными этапами и степенью их сформированности.
В тесной связи с организационными методами и средствами системы формирования ценно-
стных ориентаций у подростков из неполных семей находятся основные формы социальнокультурной деятельности. Под формами реализации модели воспитательной социально-культурной системы мы имеем в виду способы организации социально-культурной деятельности. К таким формам мы относим массовые, групповые и индивидуально-личностные социально-культурные формы.
Критерием выбора типа социально-культурной деятельности является соотнесенность содержания с целями, задачами и условиями, привлекательность и эмоциональность, доступность, сочетаемость массовых, групповых и индивидуальных способов, систематичность, активное участие личности подростка в комплексном процессе.
Организация массовых социально-культурных мероприятий в рамках деятельности общественной организации предполагает понимание всеми субъектами цели мероприятия: четкое установление его вида, типа, жанра; создание социально-культурных условий для осуществления творческого замысла программы; определения содержания программ; приемов организации, выбор и соединение всех средств. Среди массовых форм наиболее востребованными являются акции, фестивали, праздники, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы.
Массовые формы являются самыми сложными для организации и проведения, но именно они чаще всего позволяют проверить правильность организованного процесса.
4. К групповым формам воспитательной социально-культурной деятельности мы относим семейные объединения, клубы по интересам, ролевые тренинги, игры. Групповые формы работы воспроизводят микроклимат семейных отношений, что позволяет углубить направления воспитательной деятельности, формируют чувства семейной ответственности и причастности к общему психологическому равновесию и благополучию семьи. Эти чувства повышают активность процесса восприятия ценностных ориентаций, создают условия для необходимых позитивных эмоциональных направлений личности, помогают ей выбрать соответствующие отношения к другим членам семьи и определить свое место в общей семейной структуре. Групповые формы углубляют процессы освоения ценностных ориентаций. Именно в этих формах конкретизируется социальная значимость семьи. В результате группового общения у подростка формируется, изменяется и утверждается собственная позиция по отношению к семье и ее проблемам, он разрабатывает
постепенно стратегию решения проблем и преодоления трудностей, это важно для его будущей семьи [6].
Индивидуальные формы воздействия на сознание личности подростка приносят наибольшую результативность тогда, когда они опираются на его опыт, на дифференцированный подход к различным типам личности. Для реализации этой формы необходимо всестороннее изучение личности с целью нахождения индивидуального подхода, который и определяет выбор индивидуальных форм социально-культурной деятельности.
Построение системного процесса формирования ценностных ориентаций, как видно из модели, организуется на следующих видах социальнокультурной деятельности:
1) информационно-познавательной;
2) коммуникативной;
3) художественно-творческой.
Информационно-познавательная деятель-
ность базируется на современных информационных технологиях, удовлетворяющих в полном объеме потребности воспитательной социальнокультурной деятельности. Современные информационные технологии позволяют соединить личностный опыт, уже имеющиеся исследования и знания в пределах сформулированной проблемы с теми нормами семьи и семейными ценностями, которыми располагает мировое сообщество, отдельные государства и нации. Информационнопознавательная деятельность позволяет быстрее скорректировать собственные представления подростка, проверить точность внутренней позиции и даже значительно гармонизировать эмоциональное состояние.
Данный вид деятельности включает в себя познавательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности и регулятивную направленность. Взаимодействие этих видов деятельности позволяет подростку из неполной семьи успешно адаптироваться к имеющимся условиям жизнедеятельности и идентифицировать себя в конкретных социокультурных ситуациях.
Общественная организация в этом случае направляет и контролирует этот вид деятельности.
Взаимодействие социальных, психологических и педагогических процессов в социокультурных учреждениях определяет своеобразие информационно-познавательной деятельности личности подростка из неполной семьи. Она реализуется в формах, несущих знания, нормы, ценности -лекции, беседы, просветительские консультации, устные журналы, альманахи, экскурсии, мастер-классы семейно-бытовых дел и т. д.
Следующий вид социально-культурной деятельности - коммуникативный. Межличностные контакты в условиях деятельности общественной организации предполагают умело организованные контакты членов организации - подростков и их наставников друг с другом. Это общение носит свободный характер, располагает к взаимопониманию. Общение имеет объективный и субъективный аспекты. Объективный аспект состоит в том, что подросток оценивает свою роль в социальной группе. В данной ситуации он сопоставляет свои личные черты, взгляды, навыки, знания и стратегические планы с оценкой своей роли и места в социуме, что помогает ему правильно сориентироваться и в семейной ячейке. Субъективная сторона оказывает большое влияние на уровень реализации внутренних планов, проявляется в оценках, настроениях, стереотипах поведения. Объективный и субъективный аспекты коммуникативной деятельности вместе с тем органически взаимодействуют, проецирует основной результат формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей.
Общественная организация, продуцируя социально-культурную деятельность, планомерно создает различные формы повседневного и праздничного общения.
По своему содержанию общение может быть разделено на информативное, эмоциональнодейственное и регулятивное. Какая бы форма социально-культурной деятельности ни была выбрана, качество общения в каждом случае будет разным.
Коммуникативная деятельность направлена на формирование умения коммуницировать, на обмен социально-культурной информацией, духовными и нравственными ценностями семьи вообще.
Социально-культурные технологии концептуальной модели формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей предполагает дифференциацию социокультурной парадигмы в зависимости от этапов реализации воспитательной социально-культурной системы.
Дифференциация технологий предполагает гибкие обновления деятельности в общественной организации, ее усложнение от момента ввода в деятельность до ее завершения и исследования результатов.
На начальном этапе ставится цель - формирование элементарных ценностных установок и решаются задачи, направленные на развитие функциональной грамотности в социальнокультурной сфере семейных отношений. Для ак-
тивизации процесса мы воспользовались традиционными принципами системности, целостности, наглядности, доступности, активности, а также принципом управления положительной мотивацией творческой деятельности. На данном этапе целесообразно применять такие методы, как моральное поощрение экспериментальной, ролевой игры, театрализованной деятельности.
Формы организации носят массовый и индивидуальный характер.
Из большого количества социокультурных средств на начальном этапе целесообразно применять такие, как живое слово, организованные встречи и беседы, свободное коммуницирование, тематическое общение (литература, увлечения, природа и т. д.), игра; использование технических средств, самодеятельное творчество. На этом этапе закладываются правила поведения, ценностные предпочтения, формируется социокультурная компетентность.
Второй этап - этап стабилизации формирования и усвоения ценностных ориентаций - базируется на начальном этапе и во многом зависит от качества его результатов. Данный этап является самым интенсивным в процессе становления личности подростка.
В этот период личность подростка из неполной семьи претерпевает качественные преобразования: она из объекта воздействия превращается в субъект социокультурных отношений, погружается в многомерный мир социума, включающего в себя базовую общественную подсистему (ячейку) - семью. Личность подростка приобретает способность оценивать, выбирать и продуцировать фундаментально значимые ценностные ориентации через систему социально-культурной деятельности. В этой ситуации основное содержание и формы творческой активности подростков определяются содержательными характеристиками социально-культурной деятельности, обеспечивающей освоение подростком социального опыта и норм и правил человеческой культуры, которая будет определять его жизненную и творческую активность и в том числе семейноценностные ориентиры, интересы, идеалы.
Содержание этого этапа основано на традиционных принципах, взятых за основу на начальном этапе формирования, и специфических - про-блемности самостоятельности, полифункциональности, самореализации. Для развития духовно-нравственных, художественно-творческих и коммуникативных потенций необходимо использовать методы внушения, убеждения, соревнования, эксперимента [5].
Как формы социокультурной деятельности используются праздники, тренинги, диспуты, творческие конкурсы, компьютерные игры, занятия в кружках, в клубах по интересам, в том числе семейных, акции, что предоставляет личности подростка большие возможности для проявления умений и навыков социальной идентификации и семейно-ценностных навыков. Здесь возможно применение всех средств социально-культурной деятельности.
На данном этапе общественная организация в лице наставников регулирует поведение и преемственность усвоения духовно-творческого и культурно-исторического наследия в наиболее ответственных ситуациях семейного поведения.
На заключительном этапе - этапе углубления стабилизации - главной целью является закрепление сознательной способности поведенческой саморегуляции в семье, умение репрезентировать ценностные ориентации в социально-культурной деятельности, расширение диапазона активности подростка, поиск новых смысловых опор в социокультурном мире.
Содержание заключительного этапа основано на традиционных принципах, таких как принцип маневренности, принцип дополнительности, принцип интеграции, а также специфических принципах:
- принципе управления творческой направленностью;
- принципе положительной мотивации познания и трансляции опыта;
- принципе самостоятельности и самореализации;
- принципе полифункциональности;
- принципе динамичности.
Основными методами на данном этапе являются методы эксперимента, тестирования, практического задания, самореализации.
Среди форм деятельности:
- массовые - фестивали, праздники чествования семьи, выставки семейных ремесел;
- групповые - семейные клубы, межсемей-ные вечера и походы, семейные интернет конференции, клубы самодеятельных инициатив;
- индивидуальные - консультации, психологические репетиции, тренинги, тестирования с самопроверкой, творческие самопрезентации.
Из всех организационных средств социальнокультурной деятельности на данном этапе наиболее важными являются устное слово, семейноценностная деятельность и социально-творческая деятельность в общественной организации.
В результате, можно сделать вывод о том, что модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях работы общественной организации средствами социально-культурной деятельности дает возможность системно и целостно представить процесс формирования семейно-ценностной ориентации личности подростка, ее готовности к жизнедеятельности с активной социокультурной позицией в современных условиях.
Литература
1. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб., 1992.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
3. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 36-39.
4. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического
исследования: логико-методологические проблемы.
СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
5. Григорьева Е. И., Великанова Е. В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов, 2000. С. 20-23.
6. Григорьева Е. И. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества // Молодежь в XXI веке: социальное участие: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. 11-12 июня 2000. Тамбов:, 2000. С. 78-82.
7. Дементьева Н. В. Опыт индивидуальной социальной работы с детьми и подростками из неполных семей: методические рекомендации. Тамбов, 2003. С. 15.
* * *
FORMING MODEL OF VALUE ORIENTATIONS OF TEENAGERS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES IN SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF PUBLIC ORGANIZATION
A. B. Belyayeva
The paper is devoted to model design of forming of value orientations of teenagers from single-parent families in sociocultural activity of public organization. Common and specific pedagogy-organizing conditions of forming of value orientations of teenagers from single-parent families in socio-cultural activity of public organization are exposed. The aggregate of socio-cultural and pedagogical methods and modes of cultural, educational and training process are also describes.
Key words: value orientations, socio-cultural activity, functional parameters of public organization, socio-cultural succession.