Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности'

Организационно-педагогические условия развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневецкая Лариса Викторовна

В статье представлены результаты исследования, посвященного теоретико-экспериментальному обоснованию педагогических условий системной организации внеучебнойдеятельности в высшем учебном заведении, которые обеспечивают эффективное развитиеконструктивной гражданской активности студенческой молодежи в различных сферах своейжизнедеятельности на благо личности, общества и государства.Данный материал может быть использован педагогическими работниками,методистами, руководителями общественных молодежных объединений для организацииоткрытого партнерского взаимодействия по обеспечению совершенствования воспитательногопроцесса в высшей школе в различных видах внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the research devoted to theoretical and experimental grounds of pedagogical conditions of systemic extra-curricular activities arrangement in the higher educational establishment ensuring effective development of constructive civil activity of students’ youth in various spheres of its vital activity for the welfare of personality, society and state have been presented in this article. The given material can be used by pedagogical staff, methodologists, leaders of non-government youth associations for organizing open partnership interaction on providing improving educational process in higher school in different kinds of extra-curricular activities.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности»

70

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 378.18:37.017.4

Л. В. Вишневецкая

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования, посвященного теоретикоэкспериментальному обоснованию педагогических условий системной организации внеучебной деятельности в высшем учебном заведении, которые обеспечивают эффективное развитие конструктивной гражданской активности студенческой молодежи в различных сферах своей жизнедеятельности на благо личности, общества и государства.

Данный материал может быть использован педагогическими работниками, методистами, руководителями общественных молодежных объединений для организации открытого партнерского взаимодействия по обеспечению совершенствования воспитательного процесса в высшей школе в различных видах внеучебной деятельности.

Введение

Под гражданской активностью понимается интегративное личностное качество, сущность которого выражается в готовности личности внести позитивный вклад в социальноэкономическое, политическое, духовно-нравственное развитие своей страны посредством: конструктивного партнерства с различными социально-профессиональными группами, объединениями и институтами в решении насущных задач; добросовестного исполнения конституционных прав и обязанностей; осознанного участия в общественном самоуправлении; целенаправленной самореализации в различных сферах жизнедеятельности на благо личности, общества и государства.

Её становление у белорусских граждан может содействовать успеху социальноэкономического, политического, духовно-нравственного развития гражданского общества и построения социально ориентированного государства, удобного для народа. Особое место в развитии гражданской активности принадлежит высшей школе, обеспечивающей подготовку к высококвалифицированной профессиональной деятельности одного из самых активных слоев общества, его интеллектуально-инновацонного ресурса - студенческой молодежи.

В современной научной литературе вопросам гражданской активности личности посвящены исследования Д. В. Артюховича, О. Г. Баранкова, А. В. Богданова, И. Г. Григорьева, И. М. Дуранова, М. В. Нам, А. К. Нургалиевой, Ю. М. Резника, М. Е. Фроловой и других ученых, в которых раскрыты социально-философские аспекты становления гражданской активности личности на различных этапах развития гражданского общества; сущность формирования гражданской активности школьников разновозрастных групп по месту жительства; специфика формирования качества: в процессе волонтерской деятельности; в учреждениях дополнительного образования; в системе воспитательной работы педагогического университета; педагогические условия воспитания гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников; типология форм гражданской активности личности.

Отдельные аспекты проблемы гражданской активности затрагиваются в работах Е. М. Бабосова, В. В. Буткевич, К. В. Гавриловен, А. Н. Данилова, А. С. Зубры, В. Т. Кабуша, Ф. В. Кадола, С. Д. Лаптенка, А. И. Левко, Б. Т. Лихачева, В. В. Мартыновой, В. А. Мельника, В. Н. Наумчика, Е. В. Петушковой, А. П. Сманцера, В. П. Тарантея, Ф. И. Храмцовой, В. Т. Чепикова, В. В. Чечета.

Как показывает анализ научных исследований и педагогического опыта, на современном этапе развития педагогической науки проблема развития гражданской активности такой возрастной группы, как студенческая молодежь, исследована недостаточно, а уровень сформированности гражданской активности студентов не в полной мере отвечает государственному заказу и запросам общества.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

71

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью активизации взаимодействия гражданского общества и государства по решению стратегических задач развития экономики, политики, социокультурной сферы. Фактором, консолидирующим гражданское общество и государство, выступает конструктивная гражданская активность населения в различных сферах жизнедеятельности.

Исходя из необходимости развития гражданской активности каждого студента и совершенствования воспитательного процесса в высшей школе в различных видах внеучебной деятельности, недостаточной разработанности вопроса гражданской активности студентов, сформулирована проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности.

В качестве объекта исследования выступает теория и практика развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности. Предметом исследования в соответствии с заявленной проблемой являются организационно-педагогические условия, способствующие развитию конструктивной, разносторонней и многообразной гражданской активности студентов во внеучебной деятельности.

Целью нашего исследования стало теоретико-экспериментальное обоснование организационнопедагогических условий развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «условие» имеет множество значений. Для нашего исследования представляют интерес следующие его толкования: «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить» [1, 746].

Под «педагогическими условиями» в широком смысле понимают совокупность факторов, обеспечивающих эффективное достижение желаемого результата. Анализ научной литературы показывает, что понятие «организация» чаще всего употребляется в трех основных значениях: 1) упорядоченное устройство, согласование частей целого [2, 919], [3, 448]; 2) определенный вид деятельности, направленный на координацию действий и усилий членов социальной группы [4, 228]; 3) специально созданное формирование людей для достижения общей цели [5, 38].

Принимая во внимание данные определения, мы понимаем под организационнопедагогическими условиями совокупность предпосылок и требований системной организации внеучебной деятельности в высшем учебном заведении по обеспечению эффективного развития гражданской активности студентов.

В результате многолетней теоретической и опытно-экспериментальной работы нами были выявлены следующие оптимальные организационно-педагогические условия: конструирование во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении гражданского дискурса; структурирование студенческого самоуправления в высшем учебном заведении; педагогическое сопровождение процесса развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности. Охарактеризуем выделенные условия более детально.

1. Конструирование во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении гражданского дискурса. В социологии понятие «дискурс» (от фр. «discour» - речь) в широком смысле слова означает «сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т. е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения» [6, 288]. В политологии данное понятие характеризует целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия субъектов общества и государства, их диалог [7, 225].

В указанных определениях прослеживаются такие важнейшие составляющие дискурса, как: 1) взаимодействие, представляющее собой непосредственную межличностную коммуникацию, характеризующуюся способностью коммуникантов ставить себя на место другого, представлять, как его воспринимает партнер, интерпретировать возникшую ситуацию и соответственно выстраивать собственные действия; 2) диалог, представляющий собой обмен мнениями партнеров

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

по различным вопросам, в ходе которого каждый имеет равные права на высказывание собственного мнения при уважительном отношении к чужому.

В логике исследования обратимся к интерпретации понятия «гражданский». Анализ определений, данных в словарях В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, позволил выделить следующие группы значений: 1) невоенный, штатский; 2) нецерковный, светский; 3) «относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями» [1, 128]; «то, что присуще гражданам, касается государственного или народного управления, подданства» [8, 389]; 4) «свойственный гражданину как сознательному члену общества» [1, 128]; «свойственный истинному гражданину» [9, 614].

Для нашего исследования представляют интерес две последние группы значений. В частности, третья группа имеет юридический признак, указывающий на правовую принадлежность граждан к определенному государству, их правовое положение и функции: участие в управлении государством, взаимодействие с другими гражданами, различными общественными институтами. Четвертая группа значений характеризуется нравственным признаком, выражающимся в морально-этической оценке поведения человека-гражданина.

Обобщая вышесказанное, под гражданским дискурсом мы понимаем поле гражданскоправового диалога и взаимодействия субъектов воспитания, в котором осуществляется обмен аргументированными гражданскими смыслами, их критическое обсуждение и рефлексия, выработка практических, общественно значимых действий, и которое способствует формированию у студенческой молодежи образа конструктивной гражданской активности, ее структурных компонентов.

Вычленению первого организационно-педагогического условия способствовали следующие

предпосылки:

• потребность компенсировать во внеучебной деятельности недостаток знаний студентов о гражданской активности, вызванный отсутствием в содержании дисциплин социальногуманитарного цикла тем, раскрывающих ее сущность и содержательное наполнение;

• реализация в воспитательной работе высшего учебного заведения не в полной мере потенциала различных видов внеучебной деятельности как эффективного средства развития гражданской активности студентов;

• теоретические представления отечественных и зарубежных ученых о позитивном влиянии на развитие личностного качества деятельности, имеющей объединяющее воспитанников начало (К. В. Гавриловец, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн и др.);

• недостаточный позитивный опыт проявления молодыми людьми своей гражданской активности в различных видах социально значимой и одобряемой обществом деятельности.

Реализация первого выделенного условия в опытно-экспериментальной работе осуществлялась в соответствии со следующими требованиями:

а) обеспечение во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении комплексного идеологического, гражданско-правового и политического информирования и гласности путем:

• актуализации стенной печати, информационных стендов факультетов и общежитий, потенциала дней единого информирования, кураторских и информационных часов;

• реализации педагогических средств и методов, способствующих познанию субъектами воспитания идеологических, гражданско-правовых и политических категорий и понятий, их интерпретации, обмену своим видением и пониманием гражданских смыслов и воздействующих на когнитивный компонент гражданской активности студентов;

• стимулирования развития студенческих СМИ (создание студенческой газеты, журнала, видеостудии, радиоузла), формирующих демократический стиль взаимодействия субъектов воспитания, отражающих через общественное мнение объективную оценку взаимодействия преподавателей и студентов вуза и воздействующих на оценочно-волевую сферу воспитанников;

б) предоставление студентам свободы выбора видов и форм внеучебной деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям и заключающихся в их сознательном регулировании своего взаимодействия; в проявлении волевых усилий при преодолении трудностей и препятствий; в потребности учитывать в своей деятельности не только личные интересы, но и интересы общества в целом; в готовности самостоятельно

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

73

действовать и взаимодействовать с личностью, обществом, государством и нести ответственность за сделанный выбор;

г) содействие накоплению студентами позитивного опыта проявления гражданской активности, его обогащение через их систематическое включение в социальное партнерство в различных видах внеучебной деятельности (научно-исследовательской, творческой, спортивной, общественной), способствующего развитию деятельностного компонента гражданской активности;

д) стимулирование интереса молодежи к сущностно-содержательным аспектам и формам проявления гражданской активности посредством переключения студентов с одного вида внеучебной деятельности на другой, содействующего расширению поля реализации гражданской активности в различных сферах жизнедеятельности.

2. Структурирование студенческого самоуправления в высшем учебном заведении. Студенческое самоуправление вуза представляет собой добровольное, самодеятельное объединение студентов, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Самоуправление студентов выражается в самостоятельности молодых людей проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Как форма самоорганизации студенческого коллектива, студенческое самоуправление обеспечивает право каждому студенту на самостоятельное руководство своей жизнедеятельностью.

Предпосылками выделения данного условия являются:

- теоретические представления учёных различных наук о гражданской активности как готовности личности реализовывать себя в различных формах общественного самоуправления (Д. В. Артюхович, А. В. Богданов, И. Н. Григорьев, Ю. М. Резник);

- идеи развития общественной активности учащейся и студенческой молодежи через становление их самоуправления (Т. Н. Волоткевич, О. Л. Жук, В. Т. Кабуш, О. А. Колмогорова, Н. А. Помелова, Е. Л. Сырцова, Г. А. Тимуршина, А. Н. Тубельский);

- государственный социальный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, умеющих организовывать свою жизнедеятельность, управлять ею, руководить;

- потребность высшего учебного заведения в изменении жизни студентов, её переводе на качественно новый уровень, позволяющий задействовать каждого молодого человека в управлении своей жизнью и делами, в предоставлении возможности развить свои управленческие качества, самостоятельность, инициативность;

- положения теории менеджмента и концепции лидерства, согласно которым эффективное функционирование любой организации зависит от структурированности и иерархичности её руководящих органов, предусматривающих создание вертикали самоуправления, которая включает в себя четкое распределение обязанностей между членами студенческого самоуправления, выработку коллективной идеологии своей жизнедеятельности, совмещение руководящих полномочий на одном уровне самоуправления с подчинением на другом уровне, содействующее формированию дисциплинированности, личной и коллективной ответственности.

Реализация названного условия в ходе формирующего эксперимента осуществлялась в соответствии со следующими требованиями:

а) предоставление возможности каждому студенту самореализоваться в деятельности органов студенческого самоуправления, обеспечивающего развитие у молодых людей управленческих качеств и организаторских способностей;

б) организация дополнительных органов самоуправления, предоставляющих возможность большему количеству студентов реализовать себя в самодеятельности, содействующих преемственности в выборных органах за счет гибкости, подвижности и частой обновляемости их состава, продвижению молодых людей с одного уровня самоуправления на более высокий, координации взаимодействия всех органов студенческого самоуправления высшего учебного заведения.

3. Педагогическое сопровождение процесса развития гражданской активности студентов во внеучебной деятельности. Под педагогическим сопровождением мы понимаем организацию процесса партнерского взаимодействия субъектов воспитания, основанного на научно-методическом и технологическом обеспечении деятельности педагогических работников и педагогической поддержке каждого студента.

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Предпосылками выделения данного условия выступили:

- сформулированная в научной литературе концепция педагогической поддержки учащихся в их личностном становлении и развитии (О. С. Газман, В. А. Караковский, В. В. Краевский, Е. Н. Степанов, Н. Е. Щуркова и др.);

- представления отечественных и зарубежных ученых о воспитательном пространстве учебного заведения как факторе, содействующем предотвращению виктимогенности молодежи (Г. Ф. Бедулина, Д В. Григорьев, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Ф. И Храмцова и др.);

- потребность в специальной подготовке педагогических работников к деятельности по развитию гражданской активности студентов и ее организации на высоком научнометодическом уровне;

- потребность в оказании необходимой адресной правовой и социальной помощи студентам, защите их прав и представительстве интересов.

Реализация третьего условия в процессе опытно-экспериментальной работы осуществлялась в соответствии со следующими требованиями:

а) организация деятельности педагогических работников по развитию гражданской активности студентов на высоком научно-методическом уровне посредством их теоретической, методической, психологической и практической подготовки к взаимодействию со студентами во внеучебной деятельности;

б) создание специального научно-практического и технологического обеспечения взаимодействия педагогических работников и студентов по развитию гражданской активности;

в) центрирование процесса педагогического сопровождения на личности студента, предполагающее ее рассмотрение как уникальной в своем становлении, способной самостоятельно планировать свою жизнедеятельность и управлять ею; и, соответственно, выбор целей, задач и педагогических средств сопровождения, адекватных развитию каждого молодого человека;

г) персонификация процесса педагогического сопровождения, заключающаяся в организации педагогической поддержки каждого студента в становлении и развитии его гражданской активности.

Центрирование и персонификация процесса педагогического сопровождения развития гражданской активности студентов осуществлялись посредством организации педагогической поддержки, представляющей собой особый вид профессиональной деятельности педагогических работников вне учебного процесса, заключающейся в оказании содействия студентам в познании сущности и содержательных аспектов гражданской активности, в выборе способов и форм ее реализации, в приобретении и обогащении опыта проявления данного качества в различных видах социально значимой деятельности и характеризующейся обращением к внутренним силам, способностям и возможностям молодых людей, стимулированием у них оптимизма и веры в свои силы и успех своих начинаний.

Выводы

Выделенные организационно-педагогические условия являются наиболее оптимальными в обеспечении эффективности развития гражданской активности студентов. В частности, конструирование во внеучебной деятельности гражданского дискурса компенсирует отсутствие в содержании дисциплин социально-гуманитарного цикла тем, раскрывающих сущностносодержательные аспекты гражданской активности; активизирует воздействие различных видов внеучебной деятельности на формирование структурных компонентов гражданской активности (когнитивного, оценочно-волевого, деятельностного); обеспечивает создание целостного образа конструктивной и многосторонней гражданской активности, накопление и обогащение позитивного опыта ее проявления в различных сферах жизнедеятельности студента. Структурирование студенческого самоуправления в высшем учебном заведении предоставляет реальную возможность каждому студенту проявить свою гражданскую активность в различных формах самоуправления своей жизнедеятельностью и обеспечивает приобщение молодых людей к организационной культуре высшего учебного заведения, развитие у них управленческих качеств и организаторских способностей. Педагогическое сопровождение процесса развития гражданской активности студентов позволяет оптимизировать взаимодействие субъектов воспитания во

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

75

внеучебной деятельности, содействует предотвращению подверженности студентов неблагоприятному влиянию социальной среды, обеспечивает адресную правовую помощь и социальную защиту прав и интересов каждого студента.

Литература

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 4000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Русский язык., 1984. - 816 с.

2. Гавриленко, В. Г. Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала / В. Г. Гавриленко, П. Т. Никитенко, Н. И. Ядевич. - Минск : Право и экономика, 2001. - 1364 с.

3. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверенцев [и др.]. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 815 с.

4. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2002. - 640 с.

5. Беляцкий, Н. П. Основы лидерства : учебник / Н. П. Беляцкий. - Минск : БГЭУ, 2006. - 268 с.

6. Социология : энциклопедия / сост.: А. А. Грицанов [и др.]. - Минск : Книжный дом, 2003. - 1312 с.

7. Пугачев, В. П. Введение в политологию [Электронный ресурс] : электрон. учеб. курс / В. П. Пугачев, А. И. Соловьёв. - Электрон. дан. и прогр. (26,1 Мб) - М. : КноРус, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. Даль, В. Толковый словарь : в 4 т. - М. : Рус. яз., 1978. - Т. 1. - 699 с.

9. Словарь современного русского литературного языка. - М.-Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1954. - Т. 3 / ред. кол.: С. Г. Бархударов [и др.]. - 740 с.

Summary

The results of the research devoted to theoretical and experimental grounds of pedagogical conditions of systemic extra-curricular activities arrangement in the higher educational establishment ensuring effective development of constructive civil activity of students’ youth in various spheres of its vital activity for the welfare of personality, society and state have been presented in this article.

The given material can be used by pedagogical staff, methodologists, leaders of non-government youth associations for organizing open partnership interaction on providing improving educational process in higher school in different kinds of extra-curricular activities.

Поступила в редакцию 05.09.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.