УДК 376.32
ББК Ч453.027.6 ГСНТИ 14.29.23 Код ВАК 13.00.03
Конюхова Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620 131, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26 к. 415; e-mail: elena_konuhova @list.ru.
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация; профессиональная самореализация; дети с нарушениями зрения; специальная (коррекционная) школа для слепых и слабовидящих детей.
АННОТАЦИЯ. В статье определено понятие «профессиональная самореализация лиц с нарушениями зрения» и ее критерии, охарактеризованы специфические, присущие только Уральскому региону, особенности подготовки детей с нарушениями зрения в условиях специальных (коррекцион-ных) школ-интернатов к профессиональной самореализации, выделены и научно обоснованы три исторических этапа подготовки детей со зрительной депривацией в указанных образовательных учреждениях, определены критерии для выделения этих этапов. Автором раскрыто содержание деятельности рассматриваемых образовательных учреждений по созданию условий и организации образовательного процесса с целью осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей с нарушениями функций зрительного анализатора на каждом историческом этапе, как по профессиям интеллектуального труда, так и по рабочим специальностям. В результате исследования делется вывод, что на процесс формирования готовности лиц с нарушениями зрения к профессиональной самореализации в трудовой деятельности на протяжении рассматриваемого периода в школах Урала оказывали влияние уровень развития промышленности, образования и науки в этом регионе страны. Специальные (коррекционные) школы для слепых и слабовидящих детей осуществляли подготовку к трудовой деятельности по специальностям, востребованным на рынке труда, в специально созданных условиях и с использованием тифлотехнических средств обучения и трудовой подготовки, что способствовало быстрому трудоустройству после окончания школы, росту квалификации и, конечно, их профессиональной самореализации.
Konyukhova Elena Yuryevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
SPECIFIC FEATURES OF FORMATION OF PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN IN SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOLS OF THE URALS REGION: HISTORICAL ASPECT
KEY WORDS: self-realization; professional self-realization; visually impaired children; special (correctional) boarding school for blind and visually impaired children.
ABSTRACT. The article defines the concept of "professional self-realization of individuals with visual impairments" and its criteria; it characterizes specific, inherent only in the Urals Region, peculiarities of training children with visual impairments in special (correctional) boarding schools for professional self-realization; singles out and gives a scientific foundation for three historical periods of training children with visual deprivations in these educational institutions and defines the criteria for the definition of these periods. The author of the article describes the content of activity of educational institution under consideration in the field of creation of conditions and organization of educational process in order to implement pre-vocational and beginner vocational training of children with disorders of the visual analyzer during each historical period, both in relation to white-collar and blue-collar professions.
As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that the level of industrialization, development of education and science in the Urals Region influenced the process of formation of preparedness of children with visual impairments for professional self-realization at the place of work during the period under study in the region. Special (correctional) schools for blind children and children with visual impairments trained pupils for future work in professions, needed on the labor market, in specially created conditions, including the use of tiflo-technical teaching aids and vocational training, which lead to fast employment after finishing school, rise in career and, naturally, to their professional self-realization.
рудовая деятельность имеет для для лиц с ограниченными возможностями
людей с нарушениями зрения здоровья, а средством их самореализации.
большое морально-этическое и социально- В соответствии с государственной целе-
психологическое значение. Труд в большей вой программой «Доступная среда» к 2015
степени выступает не источником доходов году в Российской Федерации должны быть
Т
© Конюхова Е. Ю., 2015
трудоустроены 30,5% лиц с ограниченными возможностями здоровья. В программе законодательно закреплено квотирование рабочих мест для инвалидов на предприятиях численностью не менее 100 человек, размер компенсации затрат работодателю на создание специально оборудованных рабочих мест, меры налогового стимулирования предприятий, трудоустраивающих данную категорию работников [15]. В связи с этим актуальной становится проблема целенаправленной и организованной подготовки людей с нарушениями зрения к самореализации в профессиональной деятельности. Ведущая роль в осуществлении этой подготовки в Уральском регионе, безусловно, на протяжении прошлого столетия, так и в настоящее время принадлежит специальным (коррек-ционным) школам для слепых и слабовидящих детей. Именно в этих образовательных учреждениях созданы необходимые условия и накоплен богатый опыт предпрофессио-нальной и начальной профессиональной подготовки обучающихся, анализ которого может быть полезен специалистам, осуществляющим деятельность по подготовке лиц с проблемами зрения к самореализации в профессиональной деятельности.
Под профессиональной самореализацией лиц с нарушениями зрения, на наш взгляд, следует понимать реализацию незрячими и слабовидящими своего потенциала в доступных для них видах профессиональной деятельности.
Критериями профессиональной самореализации указанной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: выполнение людьми с проблемами зрения в полном объеме своих трудовых функций; независимость при осуществлении трудовой деятельности; получение дохода от трудовой деятельности, позволяющего незрячим и слабовидящими быть материально независимыми и обеспечивать свою семью.
На протяжении всего периода функционирования сети государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слепых и слабовидящих детей в Уральском регионе в осуществлении их деятельности по подготовке обучающихся к трудовой деятельности и самореализации в профессии целесообразно выделить три исторических этапа. Критериями для их выделения являются:
- условия организации подготовки обучающихся к трудовой деятельности;
- виды будущей профессиональной деятельности лиц с нарушениями зрения.
Временными границами первого этапа являются 30-60-е годы XX века.
На основании принятых в 20-е годы прошлого столетия ряда нормативно-
правовых актов, регламентирующих создание сети специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в Уральском регионе были открыты первые государственные образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения - специальные школы-интернаты для слепых и слабовидящих (в 1925 году в г. Перми (Пермский край); в 1933 году в г. Шадринске (Курганская область); в 1933 году в г. Троицке (Челябинская область); в 1947 году в поселке Малый Исток (Свердловская область), в 1961 году переведена в г. Верхнюю Пышму (Свердловская область).
На этом историческом этапе школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей работали по единой образовательной программе советской школы для слепых, вышедшей в 1928 году. В основу содержания этого документа была положена комплексная программа Главного ученого совета Наркомпроса РСФСР (ГУСа.). Важно отметить, что этой программой регламентировалась и законодательно закреплялась подготовка детей с нарушениями зрения к будущей трудовой деятельности. Прежде всего потому, что указанный нормативно-правовой акт содержал отдельный раздел, посвященный вопросам трудового воспитания и обучения в школах-интернатах для слепых и слабовидящих [11, с. 54]. Поэтому логично, что одной из важнейших задач, стоящих перед школами для слепых и слабовидящих детей в те годы, была подготовка обучающихся к общественно-полезной и трудовой деятельности.
Специфика формирования готовности к трудовой деятельности и самореализации в ней у обучающихся специальных (коррек-ционных) школ-интернатов для детей с нарушениями зрения Урала на рассматриваемом временном отрезке обусловлена развитием промышленности в этом регионе страны. Для трудоустройства людей со зрительной депривацией на Урале были созданы слепецкие мастерские, которых уже к началу 30-х годов насчитывалось около 20. В этих мастерских был организован достаточно широкий перечень производств: штамповально-механическое, пимокатное, корзинотарное, сито-решетное, корзино-тарное, переплетное, матрацное, рогожно-кулеткацкое, гребельное, трикотажное, веревочное, щеточное и др.
В этой связи с целью формирования у обучающихся компетенций, необходимых им для успешной трудовой деятельности после окончания школы, в слепецких мастерских при специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения Уральского региона функционировали учебные мастерские, в
которых были созданы специальные условия труда. Работой в учебных мастерских дети были заняты с 12-13-летнего возраста (по 2-3 часа в день). Работа совмещалась с учебными занятиями. Профиль мастерских, функционировавших при специальных школах Урала, был различным, что позволяло вести подготовку по большому кругу рабочих специальностей. Наличие у выпускников школ сформированных умений и навыков трудовой деятельности по рабочим специальностям способствовало высокой производительности труда в слепецких мастерских сразу же после окончания школы, и, как следствие, материальной независимости.
Однако лица с нарушениями зрения в эти годы имели возможность профессиональной самореализации не только по рабочим специальностям, но и в педагогической деятельности. В рамках углубленного изучения учебных предметов и культурно-досуговой деятельности в специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей с нарушениями зрения Урала осуществлялась подготовка обучающихся к поступлению в педагогические институты, а также музыкальные училища и техникумы. По окончанию этих учебных заведений молодые люди с нарушениями зрения трудоустраивались учителями в специальные школы для слепых и слабовидящих и самореализовывались в педагогической деятельности.
Временными границами второго этапа в осуществлении подготовки детей с нарушениями функций зрительного анализатора к самореализации в профессиональной деятельности являются 70-80-е годы XX века.
Важно отметить, что на рассматриваемом историческом этапе расширился перечень специальностей, по которым могли трудоустраиваться лица с нарушениями зрения. По этой причине школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей Урала стали осуществлять подготовку не только по рабочим специальностям, но и по профессиям интеллектуального труда.
Специфической региональной особенностью подготовки детей с нарушениями зрения к трудовой деятельности и самореализации в ней в эти годы является наличие на Урале специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, ведущей допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку обучающихся по нескольким специальностям гуманитарного, медицинского и политехнического профиля.
С этой целью в верхнепышминской школе в 1970 году было открыто четыре профильных класса: математический, гуманитарный, производственный, массажный. В математическом классе при участии пре-
подавателей Уральского государственного университета им. А. М. Горького велась до-профессиональная подготовка обучающихся по специальности «Программист-оператор ЭВМ». В гуманитарном классе велась подготовка детей к поступлению на филологические и исторические факультеты высших учебных заведений. В производственном классе готовили квалифицированных рабочих по механической обработке металла и пластмасс, квалифицированных рабочих картонажного производства. По окончанию производственного класса выпускники трудоустраивались на рабочие места учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых, уже имея рабочий разряд, что позволяло им быть материально независимыми сразу же после окончания школы. В массажном классе осуществлялась начальная профессиональная подготовка по специальности «Медицинская сестра по массажу». Обучение в этом профильном классе велось преподавателями Свердловского областного медицинского техникума по программам профессиональной подготовки, специально разработанным для лиц со зрительной де-привацией. Образование в массажном классе приравнивалось к среднему медицинскому, что позволяло выпускникам трудоустраиваться в медицинские учреждения по полученной специальности без дополнительной профессиональной подготовки.
Еще одна специфическая особенность организации процесса подготовки к трудовой деятельности лиц с нарушениями зрения и профессиональной самореализации в школах-интернатах Урала на рассматриваемом временном отрезке заключалась в том, что школы-интернаты этого региона в процессе начальной профессиональной и допрофессиональной подготовки сотрудничали с единственной в стране тифлотехни-ческой лабораторией НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР, расположенной в г. Свердловске. Сотрудники этой лаборатории оказывали консультативную помощь педагогам школ, осуществляли организацию безопасных и эргономичных условий труда на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, разрабатывали и производили приборы и рабочие инструменты, доступные для использования незрячими в процессе подготовки по рабочим специальностям, разрабатывали научно-обоснованные программы подготовки по профессиям интеллектуального труда.
Третий этап формирования готовности воспитанников специальных (коррекцион-ных) школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей Урала к трудовой деятель-
ности и профессиональной самореализации приходится на 90-е гг. XX - начало XXI вв. В эти годы меняется организация процесса подготовки обучающихся к трудовой деятельности в условиях школ III и IV вида. Произошедшие изменения связаны с возникшей в 90-е годы прошлого столетия необходимостью лицензирования некоторых видов трудовой деятельности. В связи с этим подготовка к трудовой деятельности детей с нарушениями зрения в учреждениях общего среднего образования ограничилась лишь профессиональной ориентацией и допрофессиональной подготовкой.
Реализации программ допрофессио-нальной и начальной профессиональной подготовки детей с нарушениями зрения в Уральском регионе на рассматриваемом временном отрезке способствовало принятие Областной думой Свердловской области закона Свердловской области № 28-ОЗ от 23 октября 1995 года «О защите прав ребенка». Статья 6 настоящего документа предусматривает финансирование государственных целевых программ Свердловской области по социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, их обучению и профессиональной подготовке. В статье 23 рассматриваемого нормативно-правового акта определены права детей, имеющих недостатки физического и (или) психического развития. В соответствии с этой статьей дети с отклонениями в развитии имеют право на получение основного общего и профессионального образования, адекватного их возможностям и обеспечивающего их социальную адаптацию [12].
На рассматриваемом историческом этапе специфической особенностью допрофессиональной подготовки детей с нарушениями зрения является появление возможности заключения договоров между администрациями специальных (коррекцион-ных) школ для слепых и слабовидящих детей и учреждениями среднего и высшего профессионального образования на ведение совместной деятельности по допрофессиональной подготовке детей с нарушениями функции зрительного анализатора.
Наличие таких договоров значительно облегчало выпускникам школ для слепых и слабовидящих поступление в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а в ряде случаев и сокращало период получения образования в этих учебных заведениях. Так, с целью подготовки выпускников школ к поступлению в медицинские колледжи для получения специальности «Медицинская сестра по массажу» договора с этими образовательными учреждениями были заключены администрациями шадринской и верхнепышминской
школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. На основании договоров старшеклассники имели возможность за два последних года обучения в школе освоить программу первого курса медицинского колледжа и по результатам выпускных экзаменов быть зачисленными сразу же на второй курс колледжа.
Подобные договора школы-интернаты Урала для слепых и слабовидящих детей заключали не только с медицинскими колледжами, но и с другими учреждениями среднего профессионального образования. Так, администрацией шадринской школы-интерната № 12 для слабовидящих детей в 1991 году был заключен договор с кооперативным техникумом, на основании которого ученики в течение двух последних лет обучения в школе параллельно с изучением общеобразовательных предметов осваивали дисциплины, преподаваемые в техникуме. По окончании выпускникам выдавался диплом продавца-коммерсанта непродовольственных товаров.
Как уже отмечалось выше, администрации школ III и IV вида Уральского региона заключали договора не только с учреждениями среднего профессионального образования, но и с высшими учебными заведениями. Так, администрация верхнепыш-минской школы-интерната в 1997 году заключила договор с ГОУ ВПО «Уральский государственный профессионально-педагогический университет» об открытии класса по профилю «Социальная работа». Преподаватели этого вуза вели в этом профильном классе дополнительные занятия, а школьные выпускные экзамены одновременно были и вступительными в университет [13].
Важно обратить внимание на то, что людям с нарушениями зрения для профессиональной самореализации недостаточно иметь только профессиональное образование.
Специфической особенностью подготовки детей с нарушениями зрения к будущей трудовой деятельности в последние десятилетие прошлого столетия является, на наш взгляд, и то обстоятельство, что их стали готовить к учебной и трудовой деятельности в коллективах нормально видящих людей. В этой связи возникает необходимость формирования у лиц со зрительной депривацией компетенций, необходимых им для адаптации и интеграции в таких коллективах. Для этого незрячим необходимо владеть навыками вербального и невербального общения со здоровыми людьми, пространственной ориентировки и мобильности, умения следить за своим внешним видом, поведением и др. Для формирования этих умений и навыков в программы специальных (коррекционных) школ для
слепых и слабовидящих детей Уральского региона были включены занятия по социально-бытовой ориентации, а также занятия, направленные на формирование коммуникативной компетентности. Эти занятия сохраняются в программах специальных (коррек-ционных) школ и на сегодняшний день.
Делая выводы из этого краткого исто-рико-хронологического очерка, можно резюмировать, что на процесс формирования готовности лиц с нарушениями зрения к профессиональной самореализации в трудовой деятельности на протяжении рассматриваемого периода в школах Урала
оказывали влияние уровень развития промышленности, образования и науки в этом регионе страны. Специальные (коррекци-онные) школы для слепых и слабовидящих детей осуществляли подготовку к трудовой деятельности по специальностям, востребованным на рынке труда, в специально созданных условиях и с использованием тиф-лотехнических средств обучения и трудовой подготовки, что способствовало быстрому трудоустройству после окончания школы, росту квалификации и, конечно, их профессиональной самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазова О. В., Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 192-200.
2. Антонов Н. К. Как стать предпринимателем: советы и рекомендации выпускникам школ для слепых и слабовидящих детей // Школьный вестник. 2005. №2. С. 13-23.
3. Байлук В. В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12-17.
4. Беляева М. А.. Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида : учеб. пособие / Академия социального образования. Екатеринбург : Издательство АМБ, 2001.
5. Бухарцева Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 28-31.
6. Дегтерев В. А. К вопросу о компетентности, мобильности и конкурентоспособности // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 112-118.
7. Ермаков В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушением зрения: медицина, психология, педагогика : пособие для учителей / под ред. В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 2002.
8. Зыскина М. А., Шрамко Н. В. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 201-204.
9. Кузнецов И. Е. Допрофессиональная подготовка слепых и слабовидящих школьников по специальности «Социальная работа» : автореф. дис. ... кандидата пед. наук. Н. Новгород. 2001.
10. Ларионова И. А. Самообразование и самовоспитание как средство формирования субъектности специалиста // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 14-17.
11. Марголин З. И. История обучения слепых. М. : Учпедгиз, 1940.
12. О защите прав ребенка: закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ. // URL: www: base.consultant.ru.
13. Тарасова Е. Ю. Опыт организации социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в образовательных учреждениях Урала //Вестник Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова, том 7. 2010. № 1. С. 123-128.
14. Тоистева О. С. Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 60-64.
15. Целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. URL: www: romintrud.ru/ ministry/programs/3/0.
LITERATURE
1. Almazova O. V., Bryzgalova S. O., Tenkacheva T. R. Problemy integratsii i inklyuzivnogo obrazo-vaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v trudakh Vladimira Vasil'evicha Korkunova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 1. S. 192-200.
2. Antonov N. K. Kak stat' predprinimatelem: sovety i rekomendatsii vypusknikam shkol dlya slepykh i slabovidyashchikh detey // Shkol'nyy vestnik. 2005. №2. S. 13-23.
3. Bayluk V. V. Sushchnost' samorealizatsii lichnosti i ee struktura // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. S. 12-17.
4. Belyaeva M. A.. Kuznetsov I. E. Sotsial'no-pedagogicheskaya rabota s sem'ey rebenka-invalida : ucheb. posobie / Akademiya sotsial'nogo obrazovaniya. Ekaterinburg : Izdatel'stvo AMB, 2001.
5. Bukhartseva N. G. Obrazovanie kak sredstvo samorealizatsii lichnosti v usloviyakh globalizatsii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. S. 28-31.
6. Degterev V. A. K voprosu o kompetentnosti, mobil'nosti i konkurentosposobnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 1. S. 112-118.
7. Ermakov V. P. Professional'naya orientatsiya uchashchikhsya s narusheniem zreniya: meditsina, psikhologiya, pedagogika : posobie dlya uchiteley / pod red. V. I. Seliverstova. M. : VLADOS, 2002.
8. Zyskina M. A., Shramko N. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie pedagogov dlya inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 1. S. 201-204.
9. Kuznetsov I. E. Doprofessional'naya podgotovka slepykh i slabovidyashchikh shkol'nikov po spetsi-al'nosti «Sotsial'naya rabota» : avtoref. dis. ... kandidata ped. nauk. N. Novgorod. 2001.
10. Larionova I. A. Samoobrazovanie i samovospitanie kak sredstvo formirovaniya sub"ektnosti spetsialista / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 14-17.
11. Margolin Z. I. Istoriya obucheniya slepykh. M. : Uchpedgiz, 1940.
12. O zashchite prav rebenka: zakon Sverdlovskoy oblasti ot 23.10.1995 № 28-OZ. // URL: www: base.consultant.ru.
13. Tarasova E. Yu. Opyt organizatsii sotsial'no-trudovoy reabilitatsii detey s narusheniyami zre-niya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Urala //Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. K. Ammosova, tom 7. 2010. № 1. S. 123-128.
14. Toisteva O. S. Professional'noe samoopredelenie podrostkov: aktual'nost', problemy, puti resheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. S. 60-64.
15. Tselevaya programma «Dostupnaya sreda» na 2011-2015 gg. URL: www: romintrud.ru /ministry/programs/3/0.
Статью рекомендует д-р филос. наук, профессор В. В. Байлук.