Шалган Н. П.
В. Пышма, Россия СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОЙ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА (методические рекомендации по организации: из опыта работы)
УДК 376.352 ББК 74.3
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и реализацию построения в коррекционной школе профильного многоуровневого трудового обучения для учащихся с глубокими нарушениями зрения в условиях школы -интерната. Автор доказывает необходимость и актуальность реализации данной системы, даёт рекомендации по её построению на основе опыта многолетней деятельности учреждения, которое являлось передовым в России по данному направлению работы.
Ключевые слова: допрофессио-
нальная подготовка, профессиоведче-ская компетентность, многоуровневая система.
Сведения об авторе: Шалган Нина Петровна, директор.
Место работы: ГОУ СО «Верх-непышминская СКШИ», г.Верхняя Пышма
Контактная информация: 620034, г. 134. Тел.: 83433361438
Подготовка молодых людей с нарушениями зрения к самостоятельному, осознанному, целенаправленному, регулируемому процессу профессионального самоопределения является одним из самых
Shalgan N.P.
V. Pyshma, Russia
SYSTEM OF MULTILEVEL PRE-VOCATIONAL JOB TRAINING STUDENTS WITH SEVERELY DISTURBED VIEW IN A BOARDING SCHOOL (guidelines for the organization: of experience)
Код ВАК 13.00.03
Annotation: This article examines the challenges and implementation of a structure in the correctional school profile tiered labor education for students with profound visual impairment in school -boarding school. The author proves the necessity and urgency These measures-tion of the system, makes recommendations for its construction through-experience the multi-year activities of the institution, which was the best in Russia in this area of work.
Key words: pre-professional training, professiovedcheskaya a competent, multi-level system.
About the author: No Shalgan-on Petrovna, director.
Place of work: SEI SB "Verh-nepyshminskaya SKSHI, Verkhnyaya Py-shma
катеринбург, пр. Космонавтов, 26, ayd.
значимых компонентов целостного становления личности человека.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной Правительством РФ, в целях «...создания
необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования» планируется, в частности, «.Отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе».
Осуществление такой подготовки школьников, должно включать в себя овладение ими минимальной профессиоведческой компетентно-
стью, способностью получения представлений об «образе Я», а также приобретение необходимого практического опыта для обоснованного выбора профиля и уровня образования.
Актуальность проблемы применительно к категории детей с нарушениями зрения в настоящее время определяется повышением интереса к вопросам самореализации человека, и особенно человека с ограниченными возможностями здоровья, формирования его как субъекта культуры и деятельности, в том числе и профессиональной.
Перед специальной (коррекционной) школой задача повышения требований к трудовому и допрофес-сиональному обучению стоит наиболее остро, так как данное направление работы является основным критерием, определяющим качественный уровень подготовки обучающихся и педагогической деятельности коллектива.
Узкий перечень направлений допрофессиональной подготовки,
существующий на сегодняшний день в школах для детей-инвалидов по зрению, не позволяет учитывать ин-
дивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Данная ситуация является следствием изоляции мира слепых от мира зрячих, ориентацией инвалидов по зрению в основном на рабочие специальности в системе предприятия Всероссийского общества слепых, отсутствия реальных возможностей продолжения образования на общих основаниях вне системы специальных учреждений.
Таким образом, положение дел в допрофессиональной подготовке слепых и слабовидящих отстаёт от требований времени, которое требует воспитания личности, обладающей активной жизненной позицией, стремящейся быть конкурентоспособной в новой социально-экономической ситуации.
Современная система специального образования дает полноценный объем знаний. Но не всегда еще умственное развитие инвалидов по зрению органично связывается с трудовым воспитанием и профессиональной подготовкой. Это создает известную диспропорцию между интеллектуальным развитием личности и ее самостоятельностью в ориентировке, в общении, в трудовой деятельности.
Таким образом, можно сформулировать противоречие: между необходимостью обеспечения возможности выбора и испытания себя в профессии и узким перечнем направлений допрофессиональной подготовки, существующим на сегодняшний день в школах для детей с глубокими нарушениями зрения.
Анализ состояния трудового обучения в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих детей даёт основание выдвинуть проблему, затрудняющую реализацию реабилитационных задач: обеспечение возможности выбора профессии практической тренировки себя в ней не возможно при узком перечне направлений допро-фессиональной подготовки для учащихся с глубокими нарушениями зрения.
К решению данной проблемы коллектив Верхнепышминской специальной (коррекционной) школы интерната имени С.А. Мартиросяна приступал неоднократно на протяжении полувековой истории школы. Стремительно меняющаяся экономическая и социальная ситуация в стране, судьбы наших выпускников заставляли пересматривать систему допрофессиональной подготовки.
Таким образом, накопился богатый опыт по организации профильных классов.
В 60-е годы прошлого столетия под руководством директора школы Станислава Александровича Мартиросяна, имя которого носит школа, Уральским государственным университетом (УрГУ) в содружестве с на-учно-исследова-тельским институтом дефектологии Академии педагогических наук СССР на базе школы осуществлялась экспериментальная разработка системы профориентации. Были даны научные обоснования организации профильных классов, что дало возможность вести обучение в
старших классах по нескольким профилям.
1972 году состоялся первый выпуск профильного класса по специальности «Медицинская сестра по массажу». В том же году совместно с Уральским государственным университетом им. Горького был открыт класс допрофессиональной подготовки по специальности «Программист-оператор ЭВМ» и литературный класс, в котором учащиеся углублённо изучали литературу, занимались в школе юных филологов при университете. Тогда же были открыты классы профессиональной подготовки по специальности «Картонажник», «Штамповщик» на базе школьных мастерских. Обучение на всех профилях было рассчитано на два года.
В 90-е годы профильные классы (кроме массажного) прекратили существование.
Возрождение профильной подготовки в школе началось в 1997 году, когда был заключён договор с Социальным институтом Уральского государственного профессиональнопедагогического университета об открытии класса по профилю «Социальная работа».
В 1998 году было закреплено договором многолетнее сотрудничество с Областным медицинским колледжем, официально утвердившее работу класса по специальности «Медицинская сестра по массажу».
В 1999 году был заключён договор с Институтом специального образования Уральского государст-
венного педагогического университета об открытии педагогического профильного класса.
В настоящее время сотрудничество по социальному партнёрству сохранено, но требуется пересмотр договорных отношений.
Одним из путей повышения качества процесса профессионального самоопределения учащихся с нарушением зрения, на наш взгляд, должна стать целенаправленная, специально организованная многоуровневая система допрофессио-нальной трудовой подготовки, что отражено в школьном проекте «Выбор».
Допрофессиональная подготовка способствует объединению усилий школы с другими учебными заведениями: профессиональными
училищами, колледжами, вузами, предприятиями. На сегодняшний день школа имеет большую сеть социальных партнёров, которые смогут помочь в реализации данного проекта.
Происходит усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой, направленной на формирование ключевых компетенций профессионального самоопределения. Обеспечивается, в случае необходимости, возможность переориентации
школьника с одного направления на другой.
Адаптация инвалидов по зрению к трудовой деятельности должна осуществляться именно в школе, когда обучение не имеет сущест-
венного значения для материального самообеспечения и даёт возможность практически «потренировать» себя в различных видах деятельности с целью более осознанного выбора профессии. Иногда профессиональные интересы слабовидящих не согласуются с их трудовыми возможностями. Только врачебнопсихологическое и педагогическое изучение школьников, индивидуальный подход к обучению могут обеспечить правильную подготовку слабовидящих и слепых к жизни и общественно-полезному труду.
Дефекты зрения ограничивают сферу приложения человеческих сил, поскольку многие виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля или противопоказаны инвалидам по зрению. Тем не менее, многие виды труда могут выполняться при отсутствии зрения или при его глубоком нарушении.
В зависимости от требований, предъявляемых теми или иными видами труда к организму человека с ограниченными зрительными возможностями, можно классифицировать (классификация М. И. Земцовой) доступные для слепых виды работы следующим образом:
а) Профессии и виды труда, в которых существенное участие принимает слуховой анализатор. Для этих профессий имеет главное значение острота слуха, умение различать направление звуков и шумов, способность различать тональность и пр. К этой группе относятся
профессии музыканта, певца, испытателя различных машин, механизмов, приборов на слух, телефониста, настройщика роялей и др.
б) Профессии и виды труда, в которых существенное участие принимает кожный и двигательный анализаторы. К ним относятся: электромонтажники, сборщики, формовщики кирпича и черепицы, массажисты и др.
в) Профессии машинного труда, требующие сложного контроля со стороны слухового, кожного и двигательного анализаторов. К ним относятся различные станочные и машинные профессии (токари, шлифовщики), которые требуют ловких и быстрых движений и могут быть выполнены слепыми при определенных условиях;
г) Профессии интеллектуального труда. Опыт показал, что слепые могут успешно работать в качестве преподавателей вузов, учителей школ, инструкторов-консультантов по имевшимся до слепоты специальностям, инструкторов технического контроля, юристов, экономистов, научных сотрудников в области права, истории, литературы, философии, математики, работников издательств по рельефному шрифту, административнохозяйственных работников, работников общества слепых, культработников, социальных работников и т.д.»
Этим перечнем не исчерпываются профессии и виды труда, в которых слепые могут найти свое
применение, но он может послужить основой для построения профильного обучения в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей.
Рассматривая вопрос профессиональных возможностей лиц с нарушением зрения, можно сказать, что факты успешной профессиональной реализации среди инвалидов по зрению многочисленны. Развитие профильного обучения идёт на основе проверенного практического опыта, вбирая всё новое и перспективное.
На основе классификации М. И. Земцовой нами была разработана система многоуровневой допрофес-сиональной трудовой подготовки в условиях школы-интерната для учащихся с глубокими нарушениями зрения, которая выглядит следующим образом (Таблица 1).
Примечание:
1.Прохождение нулевого уровня реабилитации обязательно для всех учащихся.
2. 1-й уровень не обязателен для освоения всеми учащимися.
3. 2-й уровень может быть освоен как на базе основной, так и полной средней школы.
4. 3-й уровень не может быть освоен досрочно, необходимо обязательное освоение полной средней школы.
5. После окончания каждого уровня ученику выдаётся школьный сертификат соответствия (или документ, свидетельствующий о завершении обучения по данному направлению).
Содержание проекта «Выбор»
Медицинско- оздоровитель- ное Музыкально- эстетическое Социально- педагогическое Производст- венно- сельскохозяй- ственное
3 уровень Для учащихся полной средней школы, на базе 11,12 класса. Допрофессио-нальное трудовое обучение по выбору: 1.Медицински й колледж (медсестра по массажу). 2.Вузы, колледжи (специалист по адаптивная физкультура). Допрофессио-нальное трудовое обучение по выбору: 1.курское музыкальное училище и др. 2.Музыкальные факультеты в вузах. 3.Институты культуры. 4.среднесепециал ьные учреждения культуры. Допрофессио-нальное трудовое обучение по выбору: 1.Институт специального образования. 2.Социальные факультеты. 3 .Педагогические вузы. 4.Юридические факультеты. Допрофессио-нальное трудовое обучение по выбору: 1.УПП ВОС. 2.Т еплицы, парковые хозяйства. 3.Сельскохозяй ственные организации.
2 уровень Для учащихся основной школы, на базе 8-10 класса. Подготовка по профилирующим предметам, освоение компьютера, занятия спортом. Подготовка по профилирующим предметам, изучение компьютера. Освоение игры на музыкальном инструменте. Занятия художественным творчеством. Подготовка по профилирующим предметам, изучение компьютера. Участие в олимпиадах по предметам, научно- практической работе. Изучение станочного оборудования, кулинарного и швейного дела. Работы с землёй.
1 уровень Для учащихся VIII вида на базе 8,9 класса. Освоение профессии санитарка, прачка медицинских учреждений. Освоение профессии переплётчик, а так же изучение народных промыслов: лепка, лозопле-тение, резьба по дереву и т.д. Освоение профессии горничной, сиделки по уходу за лежачими больными. Простейшие операции на производстве, или в быту, связанные с ручным трудом или с работой на механических станках.
0 уровень (реабили-тацион-ный) для всех учащихся 8-12 классов. 1.владение любым шрифтом (плоскопечатным или брайля) для письма и чтения, не зависимо от состояния зрения. 2. владение элементарными навыками ориентировки в пространстве. 3.владение элементарными навыками социально-бытовой ориентировки.
6. Предполагается подготовка учащихся по индивидуальным программам трудовой подготовки.
7. Данная система может быть использована как на базе одной школы-интерната, так и совместно с другой, расположенной на одной территории.
8. Школа должна быть готова предоставить возможность обучения по любому направлению, согласно выбору учащихся.
Цель проекта: обеспечение
возможности выбора и испытания себя в профессии учащимся с глубокими нарушениями зрения в условиях школы-интерната.
Обозначенную цель можно достичь, реализуя следующие задачи:
1. Подготовить нормативноправовую базу для реализации проекта (договора, локальные акты и т. д.).
2. Подобрать или обучить кадровый состав квалифицированных педагогов для реализации проекта.
3.Расширить направления допро-фессиональной подготовки для учащихся с глубокими нарушениями зрения
4. Внести изменения в содержание, методы, систему трудовой подготовки учащихся (Учебный план, программы, учебно-методические комплексы).
5. Приобрести недостающее оборудование для реализации проекта.
6. Изыскать дополнительные источники финансирования для реализации проекта.
7. Организовать поэтапное внедрение
проекта в учебно-воспитательный процесс школы.
8. Организовать работу по популяризации направлений входящих в систему трудового обучения и формированию культуры профессионального самоопределения.
9. Подготовить и издать материалы по обобщению инновационной модели допрофессионального трудового обучения в условиях школы-интерната.
Основными организационномассовыми мероприятиями, которые необходимо включать в циклограмму годового планирования, являются:
1. Презентация проекта выбор ученическому, родительскому и педагогическому сообществу.
2. Организация и набор по направлениям трудового обучения.
3. Посвящение в профессию.
4. В рамках праздника «Наш дом» подведение итогов работы Города мастеров.
5. Педсовет «Анализ работы по реализации проекта «Выбор».
Немаловажную роль играет внутреннее ресурсное обеспечение школы:
1. Кадровое обеспечение: В школе работает достаточное количество квалифицированных педагогов и медицинских работников, способных обеспечить все направления допрофессиональной трудовой подготовки. На базе учреждения работает филиал музыкальной школы города Верхняя Пышма. В школе работает общественный филиал ка-
федры института специального образования УрГПУ, в состав которого входят семь педагогов школы.
2. материально-техническое обеспечение: Школа имеет вновь построенное здание мастерских (2 этажа), где размещены 8 цехов (резьбы по дереву - 2, керамики - 1, швейный - 2, обработки металла -
1,лозоплетения - 1, подготовки древесины - 1.) и 3 кабинета (ориентировке в пространстве - 1, социально-бытовой ориентировке - 1, кулинарии -1). Лицензирован и работает медицинский блок, в который входят 12 кабинетов врачебной и доврачебной помощи. Отремонтированы и активно задействованы 2 спортивные зала, корт, стадион, 2 оборудованных актовых зала на 310 мест (каждый), С 2003 года работает компьютерный 1 класс (11 мест). Для музыкальной школы, которая работает на базе интерната, есть музыкальные инструменты (фортепьяно, баяны, флейты, гитары).
3. Информационное обеспечение: школа имеет доступ к системе Интернат, разрабатывается свой сайт, пользуемся услугами «Консультант-плюс».
Таким образом, научно организованный процесс трудового обучения и допрофессиональной подго-
товки в школе (четыре направления по трём уровням) способен обеспечить осознанный выбор профессии, сформировать культуру профессионального самоопределения обучающихся и, как следствие, улучшить положение инвалидов в обществе.
Реализация данного проекта может обеспечить профессиональную подготовку обучающихся и позволяет ребенку с нарушенным зрением практически потренировать себя в различных сферах деятельности, а в дальнейшем, после окончания школы, адоптироваться к любой сложной экономической ситуации.
Литература
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Водоватый, Ф. Ф. и Бумагина Л. В. «Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений» сборник документов М. «ЛСЛБЕМЛ» 2000 г.
3. «Трудовое обучение в школах
слепых и слабовидящих» под редакцией М. И. Земцовой (пособие для учителей труда школ слепых и слабовидящих) М. «Просвеще-
ние» 1969 г.
© Н. П. Шалган, 2009