ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИДЕНТИЧНОСТИ 1 II ____________________________________В РЕГИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ Р? |
УДК 39 (470.53)
Краузе Александра Анатольевна Епанов Алексей Викторович
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Krauze A., Yepanov A.
СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМИ-ПЕРМЯКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДЕ КУДЫМКАРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ I
SPECIFIC CHARACTERISTICS OF ETHNIC IDENTITY (EVIDENCE FROM KOMI-PERMYAKS RESIDING IN KUDYMKAR, PERM KRAI)
Аннотация: В статье с философских позиций анализируются результаты работы фокус-группы, куда вошли представители коми-пермяцкой этнической общности, определяются факторы, переводящие традиционную этническую идентичность коми-пермяков в новые контексты.
Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, дискурс.
Abstract: The given paper provides a philosophical analysis of the results obtained from the activity of a focus-group comprised of Komi-Permyak ethnic community representatives. Factors that transfer the traditional ethnic identity of Komi-Permyaks into new contexts are determined.
Keywords: identity, ethnic identity, discourse.
Специфика современной этнической идентичности коми-пермяков, проживающих в городском социуме, обусловлена процессами глобализации, следовательно, происходит трансформация этнической идентичности из традиционной в синтезированную форму. Изучение этого феномена стало целью данного исследования.
Программа исследования состояла из интервью, которое было проведено с пятью респондентами в формате фокус-группы. Социологический прием работы с респондентами в фокус-группе позволяет переводить обыденное, практическое в предмет научного знания. Возраст участников варьировался
© Краузе А.А., Епанов А.В., 2013
от 16 до 50 лет; по гендерному соотношению респонденты - мужчины и женщины; образование: среднее специальное и высшее профессиональное (что обеспечило валидность и качество исследования). По роду деятельности респонденты обозначили себя как служащих и студентов.
Интервью было проведено с использованием семи индексов, куда вошли «признаки национальности», «владение языком», «знание обычаев», «религия как фактор самоопределения», «идентификация с природой», «историческое прошлое», «толерантность по отношению к другим этническим группам».
На вопрос, по каким признакам они определяют свою национальность, большинство респондентов ответило, что такими признаками являются родители и язык. Например, женщина молодого возраста пояснила: «Многие думают, тем более русские, что если человек живет в коми-пермяцком округе, то это коми-пермяк, но не всегда это так. По различным ситуациям можно поменять место жительства. На мой взгляд, определить национальность лучше всего по родителям, зная их родовое поколение». Ответ респондента свидетельствует о понимании родовых корней и связей как определяющего фактора, ориентация на который всегда характерна для небольшого этноса. В исследованиях, которые проводились в русской этнической группе, родовые связи как признак даже не определялись, тогда как для небольших этносов сопричастность к роду является институционным основанием для самоопределения, например для коми-пермяка. Русская же этническая группа имеет государственную институциональность, отсюда ее идентификационные основания связаны в большей степени не с родом, а с государством.
Язык рассматривается респондентами как сущность культуры, как средство ее поддержания. Респонденты выразили сожаление о том, что в последнее время просматривается тенденция к уменьшению количества представителей этноса, владеющих национальным языком. Об этой тенденции неодобрительно высказываются не только люди старшего поколения, но и молодежь: «Возьмем некоторых жителей Кудымкарского района, не каждый человек владеет коми-пермяцким языком, однако не отрицает, что он коми пермяк... Думаю, любой представитель любого народа должен хоть в какой-то степени владеть данным языком» (женщина молодого возраста).
Знаковым индексом идентичности является «знание обычаев». Этот индекс выступает качественным показателем этнической жизни социума и выражает реальную жизнеспособность этнической группы. Традиции и обряды готовы поддерживать субъекты, которые осознанно ставят перед собой задачу обеспечивать условия для существования своей культуры. Самыми распространенными обычаями коми-пермяков респонденты называют среди ритуальных - «быкобой», трудовых - «день смены травы», были также отмечены, но не конкретизированы похоронные и свадебные обряды. В частности, респондентами было сказано следующее:
- Знаю обычаи, но не все: быкобой, обычаи, связанные с поминальным днем, день смены травы (мужчина средних лет);
- Не с этнографической точностью, но знаю обычаи и обряды коми-пермяков. В Кочевском районе - быкобой, некоторые похоронные и свадебные обряды (женщина старшего возраста»);
- Для меня обычаи и обряды коми-пермяков очень важны и интересны. Даже при изучении этих тем возникает некий интерес и желание погрузиться на чуток в то время, чтоб ощутить себя в этом. Вспомнить трудно, так как истинно коми-пермяцкие или из других народов пришедшие обряды я не знаю. Припомнинаю похоронные обряды, свадебные приметы, ну и те, которые возродились: быкобой, день смены травы. Некоторые праздники: день сныти, день хвоща, день коми-пермяцкого языка (женщина молодого возраста);
- Обычаи знаю мало, трудно вспомнить, так как сама в них не участвовала (женщина молодого возраста);
- Увы, но больше половины коми-пермяцких обычаев и обрядов я не знаю (женщина молодого возраста).
Из приведенных высказываний следует, что к знанию традиционных обрядов и обычаев респонденты проявили бы скорее культурологический и социальный интерес, чем рассматривали бы их как условие этнического самоопределения. В последние годы в Коми-Пермяцком округе проводится политика восстановления обрядов и обычаев, а также введения новых: одиннадцать лет с успехом отмечается праздник «Ай да рыжик!» в честь гриба рыжика, шесть лет - праздник «Пистик лун» в честь растения хвощ и пять лет «Пикан лун» - в честь растения сныть. Следует отметить, что старые
этнические праздники среди коми-пермяков пользуются меньшей
популярностью, чем современные. Это можно объяснить тем, что этнические обычаи и обряды долгое время значительной частью населения Коми-Пермяцкого округа не были интериоризированы и не использовались как средство для трансляции собственной культуры. Современные праздники больше поддерживаются людьми, поскольку ориентированы на социальные запросы общества, в них отсутствуют сакральный смысл и нормативная обрядовость, что облегчает мотивацию и способ приобщения к ним.
Важным индексом национальной идентичности как фактором самоопределения является «религия». Отвечая на вопрос о значимости религии для коми-пермяков, большинство респондентов (четверо из пяти) не соотнесло вопрос с тем обстоятельством, что коми-пермяцкая религия изначально была языческой. Только один респондент вспомнил языческое прошлое коми-пермяков, с некоторой долей грусти отметив: «Да, это <т.е. коми-пермяцкое языческое прошлое> важно - ведь из поколения в поколение теряется религия, а это не так уж и весело...» (женщина молодого возраста). Поскольку современные коми-пермяки обращены в христианство, то ответы касались в основном христианской веры и отношений с христианской церковью. Надо отметить, что только один респондент из четверых довольно уверенно высказался о том, что религия является важным фактором для национального самоопределения. Остальные ответили, что это не имеет столь уж серьезного значения.
В последние годы в Коми-Пермяцком округе наблюдается тенденция миграции городского населения на постоянное место жительства за город или в сельскую местность, ближе к природе. Это объясняется, прежде всего, экономическими причинами, когда у людей появляется возможность обзавестись землей и собственным домом. Но, в то же время, нельзя не учитывать и моральную составляющую, когда урбанизации человек предпочитает природу. У коми-пермяков культура очень тесно связана с темой природы. Древние коми-пермяки считали, что «вышли из леса», поэтому у каждого клана имелись существо или предмет природы, от которых они вели свой род.
ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИДЕНТИЧНОСТИ 1 II _____________________________________В РЕГИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ Р? |
Влияние природы на коми-пермяков отражено в предметах быта и одежды, в узорах и орнаментах, принятых народом. Мужской костюм коми-пермяков всецело был приспособлен для охоты и выполнял защитные функции, как в сакральном плане, так и в практическом. Для защиты от злых духов делалась специальная вышивка на груди и рукавах, по той же причине существовал специальный кушак, который отличался от повседневного и использовался только для охоты.
Во многих произведениях национальных коми-пермяцких поэтов и художников воспеваются и тщательнейшим образом описываются природа, земля, родина. В представленных ниже высказываниях респондентов прослеживается важная роль, которую коми-пермяки отводят понятию «природа». С ним они соотносят такие понятия, как «национальность», «родина» и «историческое прошлое»:
- Природа - национальное достояние любого народа, она должна принадлежать только народу. С природой связана вся жизнь человека, да и национальности в целом. Природа подразумевает родину - большую или малую, не имеет значения. Считаю, что природа - это важное звено исторического прошлого и родины (мужчина средних лет);
- Я думаю, что все эти понятия связаны с местом рождения и проживания человека (коми-пермяка). Ему не должно быть безразлично историческое прошлое своего народа, что было много веков и лет назад на земле его предков, он же должен понимать, что это все его родная земля. Говорят, очень красиво на юге, экзотика, но наша природа не менее красива. Коми-пермяки во все времена воспевали окружающую природу, что можно увидеть в фольклорных и авторских произведениях (женщина старшего возраста);
- Понятие «родная земля» почему-то всегда ассоциируется с Пармой, а отсюда выходит и природа. Значит, между народом и природой идет тесная связь, ведь если бы не природа (Парма), то, может, даже и народность не встала бы на ноги, ведь благодаря природе часть нашей народности обрела свою жизнь. Таким образом, смело можно сказать, что историческое прошлое народа также тесно связано с природой. И эти три компонента взаимосвязанны и наполняют один круг (женщина молодого возраста);
- «Родная земля» - это место, где ты родился... Народ должен знать историю своих предков, без прошлого нет будущего (женщина молодого возраста).
Все респонденты идентифицируют природу как национальное пространство, имеющее сущностное значение для этноса, выраженное в понятиях «родная земля», «дом». Таким образом, можно полагать, что именно в понятие «природа» коми-пермяками вложен институциональный смысл, позволяющий структурировать коми-пермяцкую культуру как отдельную идентичность. В таком значении «природа» выступает здесь как качественный показатель идентичности коми-пермяков.
На вопрос «Как часто вы вспоминаете о своей национальности и по каким поводам?» респонденты без затруднения ответили, что свою национальность забыть нельзя, всегда осознавали себя коми-пермяками, но признали, что часть коми-пермяцкого населения в вопросах этнического самоопределения находится в пограничной ситуации. Это обусловлено выбором будущего места жительства, учебы, работы, вследствие чего этническое самоопределение, как правило, в общественном запросе становится менее востребованным.
Можно полагать, что в целом имеется невысокий общественный запрос на количественный показатель выраженности этнической идентичности. Респонденты не проявляют отрицания совместных браков с представителями других национальностей, а также не имеют ничего против близкого соседства и профессионального сотрудничества с ними. Во всех ответах респондентов прослеживается мысль о том, что человека, в конце концов, определяет не национальность.
Специфика этнической идентичности коми-пермяков на сегодняшний день состоит в том, что она ориентирована на качественный показатель, в котором заключена культурологическая доминанта, выраженная в приобщении к знанию старых и установлению новых традиций, тесно вплетенных во взаимодействие с природой. Природа, как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне, признается коми-пермяками основным индексом этнической идентичности, в котором очерчены территориальные, конституционно-правовые, бытовые, социальные, эмоциональные, духовные смыслы коми-пермяцкого этнического дискурса.