10. Hymni Homerici. In Mercurium // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32.1992-1995.
11. Ibid.
12. Aristoteles. Ethica Nicomachea.
13. Pindarus. Pythia // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
14. Pindarus. Nemea.
15. Euripides. Phoenissae // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
16. Ibid.
17. Aeschylus. Prometheus vinctus // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32.1992-1995.
18. Ibid.
19. Euripides. Iphigenia Taurica // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
20. Ibid.
21. Euripides. Phoenissae.
22. Aeschylus. Prometheus vinctus.
23. Herodotus. Historiae // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
24. Ibid.
25. Thucidides. Historiae // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
26. Herodotus. Historiae.
27. Euripides. Phoenissae.
28. Clemens Alexandrinus. Stromata // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
29. Herodotus. Historiae.
30. Thucidides. Historiae.
31. Thucydides. Istoriya [History]: in 2 vol. St.Petersburg. LLP "Prolog". 1994. Vol. 1. P. 16.
32. Plato. Theaetetus // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
33. Aristoteles. Metaphysica // Musaios. By Darl J. Dumont and Randall M. Smith. Version 1.0 d-32. 1992-1995.
34. Ibid.
35. Aristoteles. Ethica Nicomachea.
УДК 39(470.53)
А. А. Краузе
Социокультурная динамика современной этнической идентичности
(на примере коми-пермяков)
В данной статье с философских позиций анализируются результаты работы фокус-группы, куда вошли представители коми-пермяцкой этнической общности. В статье определяются факторы, переводящие традиционную этническую идентичность коми-пермяков в новые контексты. Исследование опирается на предположение о том, что современная динамика межнациональных отношений теряет традиционность и не подчиняется этнической заданности, а этническая идентичность выступает как результат социальной практики. В исследовании проводится сравнение русской и коми-пермяцкой этнических групп в плане определения специфики небольшой моноэтнической группы, а также прослеживается социокультурная динамика этнической общности коми-пермяков по их отношению к традициям и обрядам. Дается характеристика современной парадигмы этнической идентичности, обусловленной социальными запросами современного субъекта действия. Анализируется специфика культурологической доминанты в этнической идентичности, определяющей территориальное, бытовое и социальное содержание коми-пермяцкого этнического дискурса, и отмечается существенная роль субъекта в формировании этнической идентичности.
The paper analyses from the philosophical standpoint the results of a focus group activity, in which representatives of the Komi-Permyak ethnic community were involved. Factors of turning Komi-Permyaks'
* Материал подготовлен в рамках Проекта № 023-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.
© Краузе А. А., 2014 36
traditional ethnic identity into new contexts are determined. The research is based on the assumptions that the contemporary dynamics of interethnic relations loses its traditional character and fails to comply with ethnic determinants and that ethnic identity is a result of social practice. The author compares the Russian and the Komi-Permyak ethnic groups in terms of specific features of a moderate monoethnic group and, by their attitudes to traditions and customs, traces the socio-cultural dynamics of Komi-Permyaks' ethnic community. The contemporary paradigm of ethnic identity, conditioned by modern subjects' social demands, is characterized. The specificity of the culturological dominance in ethnic identity, which determines territorial, domestic and social contents of the Komi-Permyak ethnic discourse, is analyzed. A subject's substantial role in the formation of ethnic identity is observed.
Ключевые слова: этническая идентичность, субъект, полиэтническая среда, дискурс, конструкт сознания.
Keywords: ethnic identity, subject, polyethnic environment, discourse, construct of conscience.
Специфика современной этнической идентичности коми-пермяков, проживающих в городском социуме, обусловлена процессами глобализации, закономерно приводящими к трансформации традиционной этнической идентичности в новую синтезированную форму. Целью данного исследования является изучение особенностей этого процесса.
В последнее время феномен идентичности, несомненно, выступает в качестве центрального звена в системе социально-гуманитарного знания. В этническом контексте проблема идентичности исследуется достаточно широко и многогранно: Э. Геллнер «Нации и национализм» [1], Б. Андерсон «Воображаемые сообщества...» [2], Э. Смит «Национализм и модернизм» [3], В. В. Коротеева «Теории национализма в зарубежных социальных науках» [4], Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов «Этносоциология» [5]. Ценность указанных работ заключается в формулировании методологических оснований и принципов изучения феномена «этнической идентичности».
Отправной точкой нашего исследования стало предположение о том, что современная динамика межнациональных связей отрицает всякую заданность и постоянство этнической идентичности. В этих условиях этническая идентичность формируется как результат социальной практики, следовательно, одна и та же идентичность может приобретать несколько смыслов. Это детерминируется также тем обстоятельством, что модернизированная форма этнического самосознания чаще всего трансформируется в обыденно-практические, жизненные проявления, через которые можно уловить все ее актуальные сущностные характеристики. Важнейшей стороной в исследовании современной формы этнической идентичности является учет характерных особенностей среды, в которой она фиксируется: в полиэтнической или моноэтнической, поскольку осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьируется от того, в какой среде они живут.
В исследовании феномена «этническая идентичность» мы использовали семь наиболее валидных показателей, которые важны для измерения имеющегося положительного либо негативного опыта респондентов, состояния их удовлетворенности и субъективных ощущений. В реестр основных показателей, выражающих состояние этнической идентичности, вошли: «признаки национальности», «владение языком», «знание обычаев», «религия как фактор самоопределения», «идентификация с природой», «историческое прошлое», «толерантность по отношению к другим этническим группам».
Программа исследования состояла из пяти интервью, проведенных в формате фокус-группы, с респондентами моноэтнической группы коми-пермяков, проживающих в коми-округе г. Кудымкара. Возраст участников варьировался от 16 до 50 лет; по гендерному признаку в группу респондентов вошли как мужчины, так и женщины. По роду деятельности респонденты были представлены как служащие и студенты.
Следует отметить, что работа с респондентами в формате фокус-группы позволяет переводить обыденно-практические представления субъекта в плоскость научного познания. Ежедневная разнообразная практика субъекта, которая полна смыслов, имеет определенные социальные последствия, играющие существенную роль в создании и изменении окружающей среды. Зачастую эти последствия носят эффект «отложенности» во времени. Целью анализа становится не категоризация людей, а исследование содержания их практики, через что они структурируют свою жизнь, от чего меняется эта структура. Соединение в исследовании
этнической идентичности и личной социальной практики привело к изменению респондентами принятой в структуре исследования изначальной повестки. Первоначальная задача исследования статуса этнической идентичности в современной социальной среде сменилась проблемой существования субъекта в полиэтническом пространстве, которым для моноэтнической группы коми-пермяков является Пермский край. Респонденты продемонстрировали, что конструкт сознания (дискурс) субъекта не является замкнутым и завершенным, он постоянно меняется в процессе пересечения с другими.
К примеру, на вопрос о признаках, определяющих национальность человека, большинство респондентов ответили, что таковыми являются «родовые корни». Интервью респондентов показало признание родовых корней и связей в качестве доминирующего фактора, ориентация на который всегда характерна для небольшой моноэтнической группы. Исследования, проводимые в русской этнической группе Пермского края, подобного результата не дали. В русской этнической группе «родовая связь» не рассматривалась в качестве преобладающего признака сопричастности к этносу. Очевидно, что «родовая связь» для коми-пермяков является институциональным основанием для самоопределения, тогда как для русской этнической группы институциональной основой в большей степени выступает идентичность на уровне государства либо общества. Этническая надстройка во многом определяется ими как родоплеменное образование, исторически переформатированное в государство и больше связанное с духовно-культурными артефактами прошлого своего рода.
Все респонденты группы коми-пермяков отметили заметную тенденцию к уменьшению количества представителей этноса, владеющих национальным коми-пермяцким языком. Но в то же время они феномен национального языка не стали рассматривать как признак этноса, а отнесли к культуре. Это дает основание полагать, что на уровне обыденного сознания пересекается множество дискурсов, среди которых национальный конструкт не является доминирующим. Кроме того, в качестве мотивации нередко фигурирует «здравый смысл», влияющий на социальный выбор субъекта. Именно на уровне индивидуальных оценок и интерпретаций, в которых отражается субъектом реальность, «здравый смысл» играет не последнюю роль, так как, преодолевая общее и устоявшееся, но не всегда актуальное современному миру, он гибко реагирует на значимые вызовы этой современности. «Здравый смысл» нащупывает новые возможности, предоставляемые социумом, переводя выбор и действие субъекта в построение для себя эффективной социальной среды. В глобализирующемся мире, с его ориентацией на потребительские ценности, где «язык» выступает базовым фактором коммуникативных взаимоотношений, выбор респондентов, базирующийся на здравом смысле, вступает в противоречие с этническим статусом индивида.
Показательным индексом этнической идентичности является отношение к «обычаям». Это качественное выражение этнической жизни социума. Важность традиций и обрядов обусловлена тем, что они обеспечивают культурное поле для существования этноса. Среди распространенных обычаев коми-пермяков респонденты называют ритуальный - «быкобой» и трудовой - «день смены травы». Были также отмечены, но по существу не конкретизированы похоронные и свадебные обряды. В интервью респонденты придают значение современным праздникам, которые в последние годы проводятся в Коми-Пермяцком округе: «Ай да рыжик!» в честь гриба рыжика, «Пистик лун» в честь растения хвощ и «Пикан лун» в честь растения сныть. Как подчеркнули респонденты, современные праздники пользуются чуть ли не большей популярностью, чем традиционные. Возможно, одной из причин такого выбора является то обстоятельство, что традиционные этнические обычаи и обряды долгое время значительной частью населения Коми-Пермяцкого округа не были интериоризирова-ны и не использовались как средство для трансляции собственной культуры. Но более значим тот факт, что характер современных праздников ориентирован на актуальные социальные запросы, в них отсутствуют сакральный смысл и нормативная обрядовость, что облегчает способы приобщения к ним.
На первый взгляд кажется, что социокультурная динамика коми-пермяцкой этнической группы относительно «религии» по-прежнему находится на перепутье языческого и христианского дискурсов. Христианский статус коми-пермяцкой общности определился только в Средневековье, и языческие традиции, связанные с природой, до сих пор не потеряли значения, однако большинство респондентов не соотнесли, что коми-пермяцкая религия изначально была языческой. Только один респондент вспомнил языческое прошлое ко-
ми-пермяков и отметил, что религия является важным фактором национального самоопределения. Остальные ответили, что это не имеет столь уж серьезного влияния для их современного статуса. Значение религии применительно к этнической идентичности оказалось для участников интервью формальным индикатором, более того, конфессиональному аспекту религии респонденты предпочли мировоззренческий. Они отвергли религиозный подтекст в этническом самоопределении, примеряя его к себе как нечто опосредованное в их социальной жизни. Возможно, такой поворот в оценке объясняется тем, что архетип коми-пермяков лежит все-таки в языческом прошлом, где большую обусловленность этническому статусу давала «природа». «Природа» для коми-пермяков может рассматриваться как самостоятельный дискурс, находящийся на пересечениях понятий: «родина», «гражданин», «национальная история», «национальность».
Все респонденты рассматривают «природу» как свое национальное пространство, имеющее сущностное значение для их этноса, отождествляемое с понятиями: «родная земля», «дом», «семья», «коми-пермяк». Очевидно, что в понятие «природа» для коми-пермяка вложен институциональный смысл, позволяющий структурировать коми-пермяцкую культуру как отдельную идентичность. Причем дискурс природы обладает набором таких универсальных смыслов, что может быть легко встроенным в любые другие. «Природа» выступает как обтекаемая форма этнического пространства, которое легитимно в любой другой этнической группе, что, безусловно, нивелирует межэтнические конфликты и противоречия.
Современные люди, в зависимости от различных факторов, по-разному включены в общественную жизнь, следовательно, потребности и интересы, а также способы их удовлетворения тоже разные. Респонденты без сомнения ответили, что свою национальность не забывали никогда, всегда осознавали себя коми-пермяками, но признали тот факт, что часть коми-пермяцкого населения в вопросах этнического самоопределения находится в пограничной ситуации. Это обусловлено выбором будущего места жительства, учебы, работы, вследствие чего этнический статус в общественном запросе, как правило, становится менее актуальным. Респонденты не проявили негатива относительно совместных браков с представителями других национальностей, а также близкого соседства и профессионального сотрудничества с ними. В интервью с респондентами прослеживается мысль, что человека определяет не национальность.
Идентифицируя себя с историческим прошлым и настоящим, респонденты подчеркнули значимость статуса «общечеловечности», а не этнической избранности. Воспринимая себя сопричастными к истории, к историческим образам и деятелям культуры этноса, респонденты определили значение национальной истории как общее прошлое, обусловленное позицией: прежде всего, я - гражданин страны. Это означает, что современный смысловой контекст этнической идентичности, по их мнению, лежит на поверхности текущих общественных запросов, которые, в первую очередь, обусловлены социально-экономическими притязаниями.
Таким образом, формируемая новая парадигма этнической идентичности перестает быть архетипизированной, ориентированной на традиции, в ней более ярко высвечиваются социальные запросы современного субъекта действия. Можно констатировать, что традиционный этнический конструкт трансформируется под влиянием социальных и пространственно-мировоззренческих оснований, которые все чаще субъект выбирает как базовые смыслы.
Специфику этнической идентичности коми-пермяков на сегодняшний день правомерно определить как ориентированность на культурологическую доминанту, выраженную в приобщении к знанию старых и установлению новых традиций. Сквозь культурологическую призму очерчены территориальные, конституционно-правовые, бытовые, социальные, эмоциональные, духовные значения коми-пермяцкого этнического дискурса. Данный выбор находится на стыке социального и индивидуального. Причем индивидуальный выбор, идущий от субъекта социального взаимодействия и складывающийся на фоне исторической, экономической, политической и иной ситуации, в трансформациях этноса играет определяющую роль. Следовательно, этническая идентичность складывается не только под внешним воздействием этнического пространства, но и под влиянием социального взаимодействия субъектов.
Примечания
1. Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ. Т. В. Бредниковой, М. К. Тюнькиной; ред. и по-слесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
3. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004.
4. Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: РГГУ, 1999.
5. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ин-т «Открытое о-во». М.: Аспект-Пресс, 1999.
Notes
1. E. Gellner Nacii i nacionalizm [Nations and nationalism] / Transl. from Eng. T.V. Brednikova, M. K. Tunkina; Ed. and comm. I.I. Krupnik. Moscow. Progress. 1991.
2. Anderson B. Voobrazhaemye soobshchestva [Imagined communities]. Moscow. Canon-Press C. Cuchkovo field. 2001.
3. Smit E. Nacionalizm i modernizm: Kriticheskij obzor sovremennyh teorij nacij i nacionalizma [Nationalism and modernism: Critical survey of modern theories of nations and nationalism]. Moscow: Praxis. 2004.
4. Korotyeyeva V. Teorii nacionalizma v zarubezhnyh social'nyh naukah [Theories of nationalism in foreign social sciences]. M: RGGU. 1999.
5. Arutyunyan Y. V., L.M. Drobizheva, Susokolov A. A. EHtnosociologiya: ucheb. posobie dlya vuzov [Ethnosociology: textbook for high schools] / Institute "Otkrytoe obshestvo". Moscow. Aspect-Press. 1999.
УДК 316.356.2.
Ю. Р. Хайруллина, Э. Р. Нуруллина
Статус детей в современном российском обществе и семье:
экономический подход
В статье рассматривается положение детей, их неравенство в зависимости от состояния института экономики. Дети анализируются как человеческий капитал общества, исследуется влияние семейного потенциала, стартового капитала для развития детей как социально-демографической группы. Показаны возможности социализации детей в современной семье, связанные с новыми социально-экономическими условиями жизни.
In article position of children, their inequality depending on a condition of institute of economy is considered. Children are analyzed as the human capital of society, influence of family potential, the starting capital for development of children as social and demographic group is investigated. Possibilities of socialization of children in a modern family connected with new social and economic living conditions are shown.
Ключевые слова: экономический подход, дети как социально-демографическая группа, внутрисемейный статус детей, статус детей в обществе, семейная социализация, человеческий капитал.
Keywords: economic approach, children as social and demographic group, intra marital status of children, the status of children in society, family socialization, the human capital.
В современных отечественных условиях социально-экономической трансформации общества в результате поляризации доходов происходит сильное расслоение населения как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому важным теоретико-методологическим подходом к изучению статуса детей в современном российском обществе и семье является экономический подход. В зависимости от социально-экономического положения семьи (образование, профессия родителей, материальное положение семьи, включающее доход семьи и жилищно-бытовые условия проживания семьи) социальные статусы детей будут различаться.
© Хайруллина Ю. Р., Нуруллина Э. Р., 2014 40