УДК 821.161.3
UDC 821.161.3
А.Н. ВОЛГА
аспирант, кафедра русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского E-mail: alexvolga@mail.ru
A.N. VOLGA
Graduate student, Department of the Russian, foreign literature and mass communication, Bryansk State University named after I.G.Petrovsky E-mail: alexvolga@mail.ru
СПЕЦИФИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА В ТРЕТЬЕМ ПОСЛАНИИ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ВАССИАНУ МУРОМЦЕВУ
THE SPECIFICITY OF AUTOBIOGRAPHICAL STORY IN THE THIRD MESSAGE OF ANDREY KURBSKY TO BASSION MUROMTSEV
В статье рассматриваются специфические особенности автобиографического рассказа в составе Третьего послания Андрея Курбского Вассиану Муромцеву, которые состоят в обобщенном изображении церковников и воинников, полемическом противопоставлении монахов и служилых людей, использовании «мы» и «я»-позиций в авторском повествовании о собственной судьбе.
Ключевые слова: древнерусское послание, Андрей Курбский, автобиографизм, автобиографический рассказ.
The article considers the specific features of autobiographical narrative in the composition of the Third Epistle of Andrey Kurbsky to Bassion Muromtsev, which consist in a generalized image of churchmen and military, polemical opposition of the monks and the nobles, the use of «we» and «I»-positions in the author's narrative about his own fate.
Keywords: old Russian Epistles, Andrey Kurbsky, autobiographist, autobiographical story.
Послание - один из жанров древнерусской литературы, которое обладает автобиографическим потенциалом. Рядом исследователей было доказано, что в посланиях не только ясно реализуются личностные черты автора [2], но и отражаются конкретные факты биографии, то есть формируется автобиографизм [6].
В качестве одного из способов введения автобиографизма в древнерусском послании нами выделен так называемый автобиографический рассказ [3; с. 234235]. Цель данной работы состоит в определении специфики данного явления на материале Третьего послания Андрея Курбского иноку Псково-Печерского монастыря Вассиану Муромцеву.
Элементы автобиографического рассказа могут быть обнаружены уже в эпистолярном наследии книжников Х1-ХШ вв. Так, «Послание о вере латинской» Феодосий Печерский начинает со ссылки на автобиографический опыт получения пастырского наставления от своих родителей, в котором, наряду с эпистолярными топосами [2; с. 140-147], можно найти черты сюжетного повествования: «Азъ, Федосъ, худый мнихъ, рабъ есмь пресвятой Троицк Отца и Сына и Святаго Духа, въ чистЪй и въ правовЪрнЪй вЪрЪ роженъ есмь и въспи-танъ добр" въ закон" правовЪрнымъ отцемь и матерью християною, наказывающа мя добру закону и норовомъ правовЪрныхъ послЪдовати, вЪрЪ же латиньской не прилучатися...» [7; с. 16].
Аналогичныеэпизодыобнаруживаютсяв «Послании» Климента Смолятича. Автор воспроизводит автобиографическую сюжетную ситуацию получения и
публичного прочтения послания от своего адресата пресвитера Фомы: «Почет писание твоея любве, яже аще и медмено бысть, почюдихся и в чинъ въспомяновениа приникъ, з"ло дивихся благоразумию твоему, возлю-бленыи ми о Господе брате Фомо. Имать писание твое наказание с любовию к нашему тщеславию, и тако с ра-достию прочет пред многыми послухи и пред княземъ Изяславом тобою присланое къ мн" писание» [4; с.124]. Элементы сюжетного повествования, с нашей точки зрения, имеются и в следующем замечании Климента: «Поминаю же пакы реченаго тобою учителя Григориа, егоже и свята рекъ, не стыжюся. Но не судя его хощу рещи, но истиньствуа: Григореи зналъ алфу, яко же и ты, и виту подобно, и всю 20 и 4 словесъ грамоту. А слы-шиш ты, ю у мене мужи, им же есмь самовидець, иже может единъ рещи алфу, не реку, на сто, или дв"ст", или триста, или 4-ста, а виту - також» [4; с. 133]. Автор послания ссылается на личный опыт общения с просвещенными мужами, знания и мудрость которых превышают умения адресата и его учителя Григория. В данном эпизоде также можно усмотреть сюжетный элемент, поскольку Климент ссылается на некие личные контакты как с Григорием, так и с «эллинскими мудрецами».
В посланиях Андрея Курбского автобиографические рассказы имеют вид развернутого сюжетного повествования.
В Третьем послании Андрея Курбского Вассиану Муромцеву сюжетное повествование строится на противопоставлении деятельности князя и других воинников и игумена и монахов на протяжении правления Ивана
© А.Н. Волга © A.N. Volga
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
Грозного: Курбский ходил походом на немцев, а иноки, оставив монастырь, укрывались за городскими стенами; более семи лет князь с товарищами «люботрудне на ер-ман и на грады их во ополчение господне воинствовали есмя» [5], иноки же пребывали «в тишин" и в мир" глубоц"» [5]; ратники за свои подвиги не получили никаких наград, но претерпели гонения, монахи же, напротив, были вознаграждены почестями и имениями. В этой части рассказа Курбский объединяет себя с прочими воинами («мы-позиция» [1; с. 52, 81, 191]), поскольку речь идет об общей судьбе, общих лишениях и невзгодах.
Далее автор обращается к повествованию о собственных невзгодах: «Каких напастей и б"д, и наруганий, и гонений не претерпЪхъ! Многажды в бЪдах своих ко ар-хииереом и ко святителем, и к вашего чина преподобным со умиленными глаголы и со слезным рыданием припадах и, валяяся пред ногами их, землю слезами омаках, - и ни малыя помощи, ни утешения бедам своим от них получих. Но, вмЪсто заступления, н"кои от них потаковники и кро-вем нашим на острители явишася. Но и се еще мала им яви-шася: и еще к сему приложиша, яко и от Бога православных не устыдЪшася отчюждати и еретиками прозывати, и различными и ложными шептании во ухо державному клеве-тати» [5]. В этом отрывке отсутствуют конкретные имена и события, лица, к которым обращался Курбский, но не получил помощи называются обобщенно - «архиереи», «святители», «некие от них». Личный же опыт автора при этом воспроизводится весьма точно, причем в повествовании появляется «я»-позиция [1; с. 160,164].
Появление автобиографического рассказа или элементов сюжетного повествования в послании связано с конкретными задачами сочинения. Так, в «Послании о вере латинской» Феодосия Печерского эпизод поучения автора его правоверными родителями «отлучатися» от «кривоверных» усиливает «увещевательное воздействие на читателя» [2; с.141], которым может являться как непосредственный адресат, так и любой православный человек.
В Третьем послании Курбского Вассиану Муромцеву отправной точкой для рассуждений автора являются личные денежные споры с Псково-Печерским монастырем, у игумена которого князь просил денежной помощи и получил отказ. Это обстоятельство становится поводом для сопоставления положений защитников отечества и монашествующих и для обличения последних. Несомненно, адресатами послания являются в первую очередь Вассиан и другие иноки монастыря, однако, вполне очевидно, что сочинение было рассчитано и на более широкую аудиторию. Личный автобиографический эпизод оформлялся как сюжетное повествование и приобретал публицистическое звучание.
Таким образом, особенностями автобиографического рассказа в Третьем послании Андрея Курбского Вассиану Муромцеву являются полемическое противопоставление положения служилых людей (воинников) и иноков, обобщенное изображение представителей церковного сословия; сочетание «мы» и «я»-позиций в повествовании о собственной судьбе.
Библиографический список
1. Антонова М.В. Древнерусское послание XI-XIII веков (поэтика жанра). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Орел, 1999.
2. Антонова М.В. Древнерусское послание XI-XIII веков: Поэтика жанра: Монография. Брянск, 2011.
3. Антюхов А.В., Волга А.Н. Способы введения автобиографизма в посланиях Андрея Курбского разным лицам // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №2. С. 233-236.
4. Послание, написано Климентом, митрополитом рускым...// Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI-XIII: Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С.124-148.
5. Послания Андрея Курбского// Библиотека литературы Древней Руси. / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2001. Т. 11: XVI век. Электронный ресурс: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=8867.
6. Сарин Е.И. Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси XI-XIII веков (жития, поучения, послания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Брянск, 2014.
7. Феодосий Печерский. Послание о вере латинской // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI-XIII: Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С.14-18.
References
1. Antonova M. V. The Old Russian Epistles of the XI-XIII centuries (poetics of the genre). The dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of Philology. Orel, 1999.
2. Antonova M. V. The Old Russian Epistles of the XI-XIII centuries: the Poetics of genre: Monograph. Bryansk, 2011.
3. Antuhov A. V., Volga A. N. Ways of introduction of avtobiografizm in the Epistles of Andrey Kurbsky to different persons // Bulletin of the Bryansk state University. 2014. № 2. Pp. 233-236.
4. The Epistle written by Clement, Russian Metropolitan...//Ponyrko N.V. Epistolary heritage of Ancient Russia. XI-XIII: Studies, texts, translations. SPb., 1992. Pp.124-148.
5. The Epistles of Andrey Kurbsky// Library of the literature of Ancient Russia. / RAS. IRLI; edited by D.S. Likhachev, L.A. Dmitrieva, A.A. Alekseeva, N.V. Ponerlo. SPb.: Science, 2001. Vol. 11: the XVI century. Electronic resource: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=8867.
6. Sarin E. I. Autobiographical discourse in the literature of Ancient Russia XI-XIII centuries (the life, teachings,epistles). The dissertation on competition. academic step. candidate of Philology Sciences. Bryansk, 2014.
7. Theodosius Pecherskhy. The Epistle of the faith in Latin // Ponyrko N.V. Epistolary heritage of Ancient Russia. XI-XIII: Studies, texts, translations. SPb., 1992. Pp. 14-18.