Научная статья на тему 'Специфика анализа произведения искусства через категорию восприятия'

Специфика анализа произведения искусства через категорию восприятия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
371
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / ВОСПРИЯТИЕ / ПЕРЦЕПТ / МЕДИАФИЛОСОФИЯ / СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ / WORK OF ART / PERCEPTION / PERCEPT / MEDIAPHILOSOPHY / FREE SPACE OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жулитова Анагата Юрьевна

В статье сделана попытка проанализировать современную тенденцию анализа искусства через категорию восприятия. На основе работ современных теоретиков показана перспектива теоретической переориентации с традиционного подхода, опирающегося на содержание произведения и предзаданный смысл, на подход, ориентированный на анализ возможности взаимодействия зрителя с произведением в свободном пространстве восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of analysis of arts by the means of the category of perception

The article deals with the analysis of the modern research tendency of interpretation of arts through the category of perception. on the basis of works of modern theoreticians, there are shown some prospects of the theoretical shift from the traditional approach (based on contents of a work of art and its pre-set sense) to the approach oriented to the analysis of the possibility of interaction of the audience with the work of art in the free space of perception.

Текст научной работы на тему «Специфика анализа произведения искусства через категорию восприятия»

А.Ю. Жулитова

Специфика анализа произведения искусства через категорию восприятия

В статье сделана попытка проанализировать современную тенденцию анализа искусства через категорию восприятия. На основе работ современных теоретиков показана перспектива теоретической переориентации с традиционного подхода, опирающегося на содержание произведения и предзаданный смысл, на подход, ориентированный на анализ возможности взаимодействия зрителя с произведением в свободном пространстве восприятия.

Ключевые слова: произведение искусства, восприятие, перцепт, медиа-философия, свободное пространство восприятия.

Проблема смысла и содержания в восприятии аудитории

Наиболее распространенная модель работы с художественным произведением - это анализ его содержания. Когда интерпретатор руководствуется вопросом «Что это значит?» или «В чем смысл?», это требует от него репрезентации произведения (фильма, картины, музыкальной композиции) в виде некоторого текста. В качестве примера можно привести психоаналитическую интерпретацию искусства: Кристиан Метц, психоаналитик лаканов-ского толка, в своем труде «Воображаемое означающее» описывает процедуру психоанализа сценария, которая отождествляет сценарий с содержанием фильма. Причем понятие сценария, как показывает Метц, может пониматься широко: это не только текст, на основе которого режиссер снимает фильм, но и все прочее в фильме, например, крупность планов, движение камеры и цветовая палитра, так

© Жулитова А.Ю., 2017

как «все в фильме может быть диегизировано»1, т. е. рассказано, превращено в описание. В таком случае для исследователя не существует принципиальной разницы между жанрами искусства, все художественные работы являются «ответвлением» литературного произведения, а процессы зрительского восприятия не имеют значения.

Диегизирование художественный работы - довольно удобный ход, так как он позволяет применять общий категориальный аппарат (например, использовать общепринятые понятия «означающее» и «означаемое») для любого произведения - и для романа, и для фильма. Против такого упрощения есть простой аргумент: кинематограф и литература воспринимаются человеком по-разному. В этой статье будет проанализирован современный альтернативный подход к искусству, который ориентируется на восприятие, а не на содержание художественной работы.

Можно было бы при выборе такой перспективы - анализа через восприятие - взять за отправную точку зрительское восприятие художественной работы. Но есть возможность высказать более радикальный тезис: жанр искусства требует определенного восприятия. Тем самым интерес представляет не зрительский опыт, который зависит от личных и культурных ориентиров, а восприятие, которое формирует произведение искусства.

Ролан Барт, французский философ, в небольшой статье «Травматические единицы в кино»2, придерживаясь семиотической позиции (любое произведение искусства - набор знаков), показывает особенность «фильмических знаков». Он обращается к «Тематическим фильмовым тестам» (TFT). Они представляют интерес тем, что зрителям показывается несколько вариантов одной и той же сцены: в сцене может изменяться игра актеров, длина кадров или монтаж, но не содержание. Барт устанавливает различие между фильмическими и вербальными знаками: на значение первых влияет длительность. Так, он приводит TFT, где заснят диалог между взрослой женщиной и юношей. В одном из вариантов сцены увеличили время кадра, когда юноша смотрит на женщину. Из-за этого респонденты на вопрос «Кто они?» не могли с уверенностью ответить, что это мать и сын. Они для зрителей стали похожи на любовников из-за более долгого взгляда юноши на женщину.

Видя специфику фильмических знаков, Барт тем не менее не предположил, что знаковая модель может в принципе не подходить для описания кино. Этот шаг сделала медиафилософия - междисциплинарная область знания, появившаяся во второй половине XX в. Она достаточно четко показала, что медиа (в данной статье

этот термин может выступить в качестве синонима жанра искусства) формирует содержание, которое вычленяет зритель. «Медиа есть месседж» - знаменитая формулировка М. Маклюэна, ставшая общим местом для теоретиков как в области современной медиакультуры, так и в области взаимодействия с произведением искусства. Важный аспект медиафилософского подхода позволяет объяснить известную проблему. Аудитория нередко оказывается недовольна экранизацией книги или, наоборот, литературным произведением, написанным на основе фильма. Однако дело далеко не в том, что были опущены сюжетные линии, актеры непохожи на героев и т. п. Проблема гораздо масштабнее: письмо и кинокамера не могут сказать одно и то же - информация, которую дает нам книга и фильм, принципиально неидентичны.

От смысла - к перцепту

В работе М. Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека» рассказ мыслится лишь как определенная форма, которая принадлежит в первую очередь литературе, кино же действует в рамках инклюзивного опыта, предполагающего не единую последовательность, а акт сопоставления. Через склейку монтажа ставятся рядом предметы, которые не «выровнены каким-то непрерывным нарративом, или "заключены" в какое-то единообразное изобразительное пространство»3, как это происходит в литературе. Тем самым преобразуется или - используя формулировку Ма-клюэна - расширяется опыт человека. Он пишет, например:

Наше первое телевизионное поколение быстро теряет эту привычку визуальной перспективы как сенсорную модальность, и в то время как совершается это изменение, рождается интерес к словам не как к чему-то визуально единообразному и непрерывному, а как к уникальным глубинным мирам. Отсюда общее помешательство на каламбурах и игре слов, проникшее даже в степенные рекламные объявления4.

Чтобы избежать упомянутого диегизирования художественного произведения, необходимо не столько произвести изменения в теоретической модели, сколько внести изменения в категориальный аппарат. Важным шагом здесь будет замена категории «смысл» на категорию «перцепт». Перцепт - понятие Жиля Делёза, упомянутое им в его совместной с психоаналитиком и философом Феликсом Гваттари работе «Что такое философия?»5. Они пишут:

«Перцепты - это уже не восприятия, они независимы от состояния тех, кто их испытывает... Ощущения, перцепты и аффект - это существа, которые важны сами по себе, вне всякого опыта»6. Перцепты принадлежат не человеку, а самому произведению. В этом плане его идея согласуется с медиафилософией, которая утверждает о своеобразном опыте, который требует каждое медиа. Однако в случае Делёза своеобразный опыт, или перцепт, формируется каждым отдельным произведением, или - можно сказать даже радикальнее - перцепт и есть конкретное произведение.

Однако здесь возникает следующая трудность: перцепт существует только для того, кто воспринимает произведение искусства, т. е. только для самого исследователя. Делёз цитирует художника-импрессиониста Сезанна, иллюстрируя работу перцепта:

Величественные пейзажи всегда похожи на видения. Видение -это то, что из невидимого становится видимым. Пейзаж невидим, потому что чем больше мы им овладеваем, тем больше в нем теряемся. Чтобы постигнуть пейзаж, мы должны как можно больше отказаться от всякой определенности - временной, пространственной, объектной; но такой отказ затрагивает не только предмет созерцания, он в равной мере затрагивает и нас самих. В пейзаже мы перестаем быть историческими существами, то есть существами, которые сами могут быть объективированы. У нас нет памяти для пейзажа, как нет ее у нас и для нас самих в пейзаже. Мы грезим среди белого дня и с раскрытыми глазами. Мы исторгнуты из объективного мира, но также и из себя самих. Это и есть чувствование7.

Начало анализа - в индивидуальном восприятии произведения искусства. Если я воспринял(а) перцепт, то ни меня, ни отдаленного от меня предмета (произведение искусства) нет. Однако описание перцепта оказывается в то же время и «снятием» перцепта: в языке происходит разделение воспринимающего и воспринимаемого. Чтобы удержать это различение, необходимо сохранить два уровня в анализе исследователем художественной работы: первый - восприятие самого произведения, второй - письмо о нем. Перцепт относится к первому уровню. На втором уровне - в тексте о художественной работе - нельзя позволить себе описание перцепта. Как мне представляется, в тексте надо не репрезентировать перцепт, а дать - если обратиться к текстам режиссера постдраматического театра Хайнера Гёббельса - свободное пространство для восприятия. Ориентируясь на тексты Гёббельса из сборника «Эстетика отсутствия», можно обозначить принципы, лежащие в основе этой идеи. Сразу надо

отметить, что точка зрения Гёббельса - это взгляд художника: его интересует вопрос о том, как можно создать произведение, которое будет представлять собой свободное пространство для восприятия.

Восприятие и свободное пространство

В идее свободного пространства лежит установка на самостоятельность зрителя в восприятии: он - хозяин своего опыта. Зрителя никто не ведет, он сам воспринимает произведение искусства. В свою очередь это подразумевает под собой открытость произведения: «А есть, напротив, постоянное стремление сохранить картины и образы в хрупком равновесии или открыть их всем взглядам. Так, чтобы зритель все время имел бы возможность самостоятельно настроить свое внимание на те или иные фигуры»8. В этом обществе воспринимающих ни у кого нет привилегированной позиции. Внутри него также нет цели прийти к согласию касательно одного предмета - конкретного произведения искусства. Все точки зрения сохраняются. Как пишет Гёббельс, ссылаясь на Ханну Арендт, свободное пространство - это то пространство, «в котором друг на друга не нападают»9. Тем самым никто не занимает центр, где находится инстанция смысла, или - если позволить себе обратиться к концепции коммуникативного действия Хабермаса - никто не притязает на значимость.

Закономерно следует вопрос: как можно создать свободное пространство для восприятия? Гёббельс предлагает способ, который он называет децентрализацией. Децентрализация предполагает отказ от однозначности и от объекта идентификации. Объектом идентификации Гёббельс часто называет протагониста, который выступает для зрителя в роли зеркала. Поэтому в своих постановках режиссер часто отказывается от актера, распределяя зрительское внимание между вещами, звуками и стихиями. Это позволяет вывести восприятие за рамки оппозиции «произведение-действительность» (потому что произведение не иллюстрируют ничего) и заставляет зрителя внимательно всматриваться в сами вещи. Если переносить данный мотив в плоскость «эротики искусства» (термин С. Сонтаг), то это подразумевает отказ делать из произведения искусства историю, повествующую о нас: о нашей политической, социальной, бессознательной и любой другой действительности.

Гёббельс показывает, как в своих спектаклях, так и в своих текстах, что можно говорить, не сочиняя рассказ или нарратив. Нужно обращаться не к однородной последовательности, представляющей

собой нарратив, а к поэтической логике. Заимствуя понятие «поэтическая логика» у Гёльдерлина, Гёббельс пишет:

Гёльдерлин... требует для театра поэтической логики, которая в противоположность научной - или как ее называет Гёльдерлин, «философской логике» - задействует многие из наших возможностей восприятия. Он говорит о «различных последовательностях, в которых воображение и рассудок развиваются согласно поэтической логике». Поэтическая логика обращается к разным органам чувств и формам восприятия, не следуя линейной повествовательности10.

Причем эти последовательности не разрознены, они образует целое. Связь между разными возможностями восприятия, цитируя Гёльдерлина, Гёббельс называет ритмом. В этом плане альтернативный подход никогда не претендует на «центр», где расположена инстанция смысла, но она окружает его различными способами восприятия произведения искусства. Подобная тенденция видоизменяет саму специфику подхода к исследованию искусства: он перестает быть научно ориентированным. Цель - не получить знание, а заставить читателя текста воспринять само произведение. Тем самым этот альтернативный подход имеет дело больше с практикой интерпретации искусства, нежели с теорией.

Примечания

1 Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. С. 54.

2 Barthes R. Traumatic Units' in Cinema // Roland Barthes' Cinema / Translated by D. Glassman. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 124-127.

3 Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц, 2006. С. 330.

4 Там же. С. 328.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. Там же. С. 210. Там же. С. 216.

Гёббельс Х. Эстетика отсутствия. Тексты о музыке и театре / Пер. с англ. Ю. Бронникова. М.: Театр и его дневник, 2015. С. 86-87. Там же. С. 134. Там же. С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.