Научная статья на тему 'Специфические особенности развития профессионализма будущего специалиста отрасли «Физическая культура и спорт»'

Специфические особенности развития профессионализма будущего специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Елена Викторовна

На основании проведенных исследований уточнено содержательное наполнение термина «профессионал», установлены качественные зависимости параметров развития профессионализма на основании отклонений в различии проявлений авторитетности в социуме различного развития и референтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of professionalism development of specialist in the field of physical training and sport

On the basis of the lead research the term «professional» has been specified, qualitative dependences of professionalism development parameters on the basis of deviations in distinction of authoritativeness displays in society of various development and authoritativeness.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности развития профессионализма будущего специалиста отрасли «Физическая культура и спорт»»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

поведенческого трансфера и сверхконтроля [2, с. 214-216].

Условия возникновения авторитарности как профессиональной деформации нами были рассмотрены выше. Демонстративность предполагает преувеличение собственной роли в коллективных достижениях, что свидетельствует о наличии проявлений недостаточного профессионализма в рамках более профессионального социума.

Профессиональный догматизм проявляется на начальной стадии профессионального развития, когда освоен некоторый объем профессиональных знаний, умений и навыков, полный объем которых не был еще реализован на практике. Отсутствие учета требований изменившейся ситуации, предполагающей корректировку и решений, и способов их реализации говорит о недостаточном опыте или о недостаточности его осмысления.

Доминантность определяется недостатком принятия профессионального статуса социума и преувеличенным восприятием собственного, не подтвержденного реальными достижениями. Особенностью доминантности может являться и собственная недостаточная этичность.

Схожи основания проявления профессиональной индифферентности и консерватизма, могущих возникнуть на фоне догматичной реализации небольшого количества альтернативных вариантов трудовых приемов (либо единственного, неоптимального).

Профессиональная агрессия возникает как ответ на сознательное или неосознаваемое принятие собственного недостаточного профессионального уровня в более профессиональном социуме.

Ролевой экспансионизм, препятствующий профессиональному росту, определяется низким уровнем принятия личной ответственности за достигнутые результаты в совокупности с передачей главным противодействующих причин на внешнее окружение (профессиональные социум и внешнюю ситуацию).

Социальное лицемерие и поведенческий трансфер вызывается проблемами этического характера, возникающими в процессе взаимодействия с социальным окружением. Как правило, на этом основании работник способен оправдать собственное неэффективное поведение недостатком профессиональных или этических свойств окружающих, что является продолжением неготовности принятия личной ответственности за результаты деятельности в профессии.

Сверхконтроль определяется инертным стилем мышления в совокупности с проекцией собственной несостоятельности на профессиональный статус окружающих.

Названные выше проблемы способствуют сворачиванию направленности личности на профессиональное развитие и переходу к индивидуальному стилю, предполагающему воспроизводство труда в рамках стагнации как эффективности, так и профессионального роста. Перспективы исследования предполагают изучение различий в содержании профессиональных деформаций.

Библиографический список

1. Железняк Ю.Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 4. — С. 9—12.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006. — 240 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов // Избранные психологические труды. — М. : Воронеж, 1996. — С. 386 — 387.

4. Колесник И.С. Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства спортсменов / И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 5. — С. 36 — 37.

5. Корочкина М.А. Акмеологические особенности формирования продуктивного стиля общения преподавателя : дис. ... канд. психол. наук / М.А. Корочкина. — Кострома, 2004. — 191 с.

6. Костихина Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту / Н.М. Костихина // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 10. — С. 12—16.

7. Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий / О.В. Лукша // Профессиональные группы интеллигенции / отв. ред. В.А. Мансуров. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН. — 2003. — С. 61 — 79.

СЕМЁНОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и методики педагогического менеджмента.

Статья поступила в редакцию 02.12.2008 г.

© Е. В. Семёнова

Книжная полка

Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02. «Педагогика» / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — 7-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 566, [1] с. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр. в конце глав. — 1БВЫ 978-5-7695-4138-4.

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы — лауреаты Правительства РФ в области образования.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.