ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009
поведенческого трансфера и сверхконтроля [2, с. 214-216].
Условия возникновения авторитарности как профессиональной деформации нами были рассмотрены выше. Демонстративность предполагает преувеличение собственной роли в коллективных достижениях, что свидетельствует о наличии проявлений недостаточного профессионализма в рамках более профессионального социума.
Профессиональный догматизм проявляется на начальной стадии профессионального развития, когда освоен некоторый объем профессиональных знаний, умений и навыков, полный объем которых не был еще реализован на практике. Отсутствие учета требований изменившейся ситуации, предполагающей корректировку и решений, и способов их реализации говорит о недостаточном опыте или о недостаточности его осмысления.
Доминантность определяется недостатком принятия профессионального статуса социума и преувеличенным восприятием собственного, не подтвержденного реальными достижениями. Особенностью доминантности может являться и собственная недостаточная этичность.
Схожи основания проявления профессиональной индифферентности и консерватизма, могущих возникнуть на фоне догматичной реализации небольшого количества альтернативных вариантов трудовых приемов (либо единственного, неоптимального).
Профессиональная агрессия возникает как ответ на сознательное или неосознаваемое принятие собственного недостаточного профессионального уровня в более профессиональном социуме.
Ролевой экспансионизм, препятствующий профессиональному росту, определяется низким уровнем принятия личной ответственности за достигнутые результаты в совокупности с передачей главным противодействующих причин на внешнее окружение (профессиональные социум и внешнюю ситуацию).
Социальное лицемерие и поведенческий трансфер вызывается проблемами этического характера, возникающими в процессе взаимодействия с социальным окружением. Как правило, на этом основании работник способен оправдать собственное неэффективное поведение недостатком профессиональных или этических свойств окружающих, что является продолжением неготовности принятия личной ответственности за результаты деятельности в профессии.
Сверхконтроль определяется инертным стилем мышления в совокупности с проекцией собственной несостоятельности на профессиональный статус окружающих.
Названные выше проблемы способствуют сворачиванию направленности личности на профессиональное развитие и переходу к индивидуальному стилю, предполагающему воспроизводство труда в рамках стагнации как эффективности, так и профессионального роста. Перспективы исследования предполагают изучение различий в содержании профессиональных деформаций.
Библиографический список
1. Железняк Ю.Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 4. — С. 9—12.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006. — 240 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов // Избранные психологические труды. — М. : Воронеж, 1996. — С. 386 — 387.
4. Колесник И.С. Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства спортсменов / И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 5. — С. 36 — 37.
5. Корочкина М.А. Акмеологические особенности формирования продуктивного стиля общения преподавателя : дис. ... канд. психол. наук / М.А. Корочкина. — Кострома, 2004. — 191 с.
6. Костихина Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту / Н.М. Костихина // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 10. — С. 12—16.
7. Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий / О.В. Лукша // Профессиональные группы интеллигенции / отв. ред. В.А. Мансуров. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН. — 2003. — С. 61 — 79.
СЕМЁНОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и методики педагогического менеджмента.
Статья поступила в редакцию 02.12.2008 г.
© Е. В. Семёнова
Книжная полка
Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02. «Педагогика» / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — 7-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 566, [1] с. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр. в конце глав. — 1БВЫ 978-5-7695-4138-4.
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы — лауреаты Правительства РФ в области образования.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.