УДК 378.147+378.012 ББК Ч448.02+448.44
СОЦИАЛЬНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ИНОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
М.А. Сафронова*, А.А. Кожевникова**
*Уральский социально-экономический институт, филиал в г. Челябинске, **Магнитогорский государственный университет
Рассматриваются сущностные характеристики и основания решения актуальной проблемы современного образования - проблемы подготовки иностранных студентов к профессиональной деятельности в условиях обучения российских вузов. При этом учитывается многоаспектный характер профессионального образования. Сущность проблемы определяется и раскрывается на основе деятельностного подхода, с учетом понятия деятельности как фактора формирования и развития личности будущего профессионала. В решении проблемы учитывается многофункциональность профессионального образования иноязычных студентов, которая выражается в активной профориентационной работе, довузовской подготовке, адаптации иноязычных студентов к условиям обучения в вузах России, разработке и реализации программ общего и различных уровней профессионального образования, учебно-профессиональной, методической и исследовательской деятельности студентов. В статье определяется роль прогностической модели подготовки иноязычных студентов к профессиональной деятельности на основе непрерывности профессионального образования. Акмеологический аспект оснований решения проблемы выражается следующей формулой: готовность иноязычных студентов к профессиональной деятельности = грамотность ^ образованность ^ профессиональная компетентность ^ культура ^ менталитет.
Ключевые слова: иноязычные студенты, готовность к профессиональной деятельности, профессиональное образование, учебно-профессиональная деятельность.
Актуальность проблемы подготовки иностранных студентов к профессиональной деятельности в российских вузах, на наш взгляд, определяется рядом факторов. Достаточно высокие темпы экономического развития России, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в значительной степени актуализируют проблемы профессиональной готовности студентов. Специфика этих требований в современных условиях в значительной степени определяется положениями Болонского соглашения - открытости и непрерывности образования, его направленности на формирование и развитие компетенций личности будущего специалиста [2, 12, 15].
В исследованиях социальных явлений отмечается, что существует недостаточное соответствие профессионального образования потребностям современного рынка труда, социальному заказу на подготовку специалистов
[1, 4, 5]. Одной из особенностей рынка труда и социального заказа является в настоящее время необходимость подготовки в российских вузах иностранных студентов дальнего и ближнего зарубежья. К сожалению, современное профессиональное образование в значительной мере не соответствует профессиональным намерениям значительной части абитуриентов и студентов, потребностям народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Значимым фактором является и то, что в условиях возрастающей востребованности российского образования у иностранных граждан в теории и практике профессионального образования уделяется недостаточное внимание вопросам профессионального образования иноязычных студентов. Проблема формирования их готовности к профессиональной деятельности в педагогике стала рассматриваться как актуальная лишь в последние годы.
Тем более не рассматриваются вопросы педагогического сопровождения этого процесса.
С другой стороны следует признать, что общество стало глубже осознавать тот факт, что владение языком и культурой стран - носителей иностранного языка дает бесспорные преимущества: лучшие шансы интегрироваться в стремительно меняющееся общество открытого типа с рыночной экономикой, выгодно трудоустроиться, полноценно потреблять культуру мировых цивилизаций, не адаптированную, а из первых рук, глубже понимать мир и мировые проблемы и многое другое. Сегодня расширились и возможности для реализации этой возросшей потребности. Развивающиеся международные контакты делают особо актуальными вопросы межкультур-ного общения. В процесс международного сотрудничества вовлекается все больше специалистов различных профессий. Общение предполагает наряду с владением иностранным языком еще и умение вести себя в обществе в соответствии с нормами поведения и морали, принятыми в той или иной стране.
Вся система профессионального образования опирается на представление об иностранном языке как неотъемлемой части общей и профессиональной культуры специалиста. Нельзя не упомянуть о новых подходах к обучению иностранным языкам и образованию на иностранном языке - этнолингвокуль-турологический, лингвострановедческий,
профессионально ориентированный и т. д. Благодаря актуальности этих подходов иностранный язык приобретает свой предмет -культуру. Мы вслед за И.А. Зимней считаем, что иностранный язык самым тесным образом связан с иноязычной культурой [7].
Иноязычная культура рассматривается авторами как знание о различных областях жизни страны изучаемого языка, воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык которого изучается, развитие умения общаться в разных жизненных ситуациях, формирование мотивации к дальнейшему овладению языком, определенные знания, представления о системе конкретного языка, обогащение родного языка [7]. Осуществляя образование иноязычных студентов, эти компоненты культуры мы должны учитывать в полной мере.
Профессиональное образование иноязычных студентов опирается на их представления о современной жизни, культурных достижениях в стране изучаемого языка, деловой
культуре, культуре взаимоотношений и, главное, деятельности.
Современные исследователи рассматривают деятельность как фактор формирования профессиональной готовности личности и ее компонентов, как фактор профессионального становления личности иноязычного студента [6, 7, 14].
На наш взгляд, суть проблемы формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности может быть выражена логической формулой: готовность формируется в процессе профессионального образования - готовность к профессиональной деятельности формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности -профессиональная готовность формируется в процессе профессиональной деятельности.
С учетом особенностей образования иноязычных студентов следует принять положение, что понятие профессионального образования надо рассматривать в нескольких аспектах.
1. Профессиональное образование как социокультурный институт - система организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида [10, с. 5].
2. Профессиональное образование как педагогическая система - совокупность целей, задач, содержания, методик и технологий подготовки кадров.
3. Профессиональное образование как достояние личности - приобретение индивидом в ходе образования способности к выполнению функциональных обязанностей, высокого уровня мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующих сложности выполняемых задач [10, с. 33].
Во всех случаях профессиональное образование иноязычных студентов обеспечивает у них формирование:
1) функциональной грамотности - минимального уровня сформированности знаний, умений и навыков, необходимого для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского
характера и для последующего профессионального образования;
2) профессиональной квалификации -достижения определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы;
3) профессиональной компетентности -интегральной характеристики деловых и личностных качеств специалиста, отражающей не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [10, с. 33].
Профессиональное образование иноязычных студентов в таком случае обеспечивает проблемно-практический (адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное достижение целей, выполнение задач, осуществление видов деятельности), смысловой (адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте) и ценностный (способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и видов деятельности с позиции собственных и общественных ценностей) контексты формирования готовности к профессиональной деятельности [10, с. 34].
При определении социально-акмеологи-ческих предпосылок решения проблемы формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза, на наш взгляд, важно учесть следующие признаки профессионального образования - идеологическая направленность, выполнение совокупности норм и предписаний, функциональность.
Первые два признака определяются нормативно-правовыми и методическими документами - законы, положения, стандарты, учебные планы и образовательные программы.
Функциональность, по мнению современных исследователей проблем профессионального образования, несет следующие функции -реляционная (освоение социальной роли и формирование статуса), регулятивная (выработка определенных стандартов поведения и социальный контроль за деятельностью индивида), акмеологическая и интегративная [13].
Многофункциональность профессионального образования иноязычных студентов выражается в следующем:
- осуществляется активная профориентационная работа и допрофессиональная подготовка иноязычных абитуриентов;
- реализуются программы общего образования, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- осуществляется учебно-профессиональная, методическая, научно-методическая и опытно-конструкторская деятельность;
- реализуется трудовая, производственная деятельность по профилям подготовки будущих специалистов.
Все эти функции укладываются в прогностическую модель подготовки будущих специалистов. По мнению исследователей, именно прогностическая модель подготовки специалистов позволяет выявить и учесть психологическую структуру личностных качеств, способностей, черт характера, особенностей развития форм мышления, объема знаний, умений, необходимых в профессиональной деятельности и присущих специалисту широкого профиля [10, с. 51]. Это в полной мере относится к иноязычным студентам, обучающимся в российских вузах.
Реализации системы профессионального образования на основе прогностической модели [3] подготовки иноязычных студентов к профессиональной деятельности, на наш взгляд, должны способствовать инновационные методики профессионального образования:
1) группирование профессий путем создания типовой и унифицированной учебнопрограммной документации на основе общности содержания предметов обучения (в современных условиях эта методика носит название методики интегративного обучения);
2) методика развивающего обучения по каждому учебному предмету.
Также необходимо выполнение принципов профессионального образования - про-блемность и перспективность, повышение теоретического уровня преподаваемых дисциплин и производственного обучения, политехничность, преемственность общеобразовательной, трудовой и профессионально-технической подготовки, новаторство, ориентация на дальнейший рост производственной квалификации и другие принципы [10, с. 52].
В ходе исследования мы убедились, что прогностическая модель подготовки будущих специалистов не может быть в полной мере эффективной без учета принципа непрерывности профессионального образования.
Различные аспекты проблемы обеспечения непрерывности профобразования рас-
сматривают российские ученые Э.Ф. Зеер [6], Е.И. Климов [8], Ф.Н. Клюев [9], Т.И. Шамова [16] и др.
При этом непрерывное профессиональное образование определяется как единая система, включающая все возможные типы учебных заведений и уровни образования, обеспечивающие максимальное развитие способностей человека [4, 9].
Мы в своем исследовании принимаем определение понятия непрерывного образования, сформулированное Б.С. Гершунским и Ф.Н. Клюевым, как наиболее полное. Они понимают непрерывное профессиональное образование как процесс постоянного обновления и расширения общеобразовательных, профессиональных и социально-экономических знаний, умений и навыков для эффективного выполнения своих профессиональных функций [4, 9].
Основными аспектами его реализации в процессе формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности являются:
1) методологический: непрерывность -условие исследования проблем профессионального образования личности;
2) организационный: непрерывность -
условие организации процесса профессионального образования личности;
3) содержательный: непрерывность -
условие отбора и усвоения содержания профессионального образования личности;
4) деятельностный: непрерывность -
условие организации и овладения профессиональной деятельностью.
Принцип непрерывности образования лежит в основе интеграционной концепции образования личности, суть которой может быть выражена следующей формулой: «Интеграционные процессы в профессиональной деятельности на современном производстве требуют формировать таких специалистов, которые по своим знаниям и умениям смогут обеспечить дальнейшее развитие производства, управление техникой и технологическими процессами» [11, с. 35]. Таким образом, профессионализм и компетентность - основные признаки интеграционного характера профессиональной подготовки кадров.
Эффективность прогностической модели формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности возможно обеспечить только в случае реализации комплекса условий:
- организация деятельности системы опирается на научно обоснованные принципы ее построения и функционирования с учетом особенностей динамического развития отраслей региона;
- содержание профессиональной подготовки как один из системообразующих факторов отбирается и структурируется посредством экспертного анализа заинтересованных представителей всех структурных подразделений системы;
- структурные изменения внутри системы и профильность учебных заведений меняются адекватно смене технико-технологических приоритетов и развитию отраслей региона;
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации и распределение специалистов организованы с учетом реальных потребностей региона в рабочей силе, по строго установленной системе переподготовки и повышения квалификации с учетом способностей и интересов самой личности;
- научно-методическое управление деятельностью системы происходит в тесной взаимосвязи предприятий и учебных заведений [11, 13].
Как видим, связующим звеном всех условий в комплекс является личность студента (в нашем случае личность иноязычного студента).
К числу ключевых принципов профессионального образования, определяющих условия формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности, можно также отнести:
- гуманизацию непрерывного профессионального образования как основы личностноориентированной модели;
- постоянное развитие и обновление системы образования, выделение новых нетрадиционных подходов к решению ее проблем;
- перспективный характер непрерывного профессионального образования в сочетании с рациональной автономизацией управления образовательными учреждениями [9].
Одной из задач современного профессионального образования является «организация такой среды обучения, при которой они раскрыли бы способности и в более короткие сроки овладевали профессиональным мастерством» [11, с. 6].
Решение этой задачи в отношении проблемы формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности принуждает назвать системообразующим
признаком профессионального образования как основания выполнения его функций учебно-профессиональную деятельность.
Учебно-профессиональная деятельность иноязычных студентов рассматривается как один из видов деятельности студентов учреждений профессионального образования. Предметом учебно-профессиональной деятельности является содержание овладеваемой профессии. Это вид деятельности «направленный на самого обучаемого (как ее субъекта) с целью развития, формирования его личности как профессионала» [10, с. 57].
В деятельностном аспекте формирование готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности в процессе профессионального образования в вузе предполагает восхождение личности по ступеням образования:
- достижение содержательной и функциональной грамотности;
- формирование профессиональной компетентности;
- овладение культурой деятельности (осознание материальных и духовных ценностей);
- формирование индивидуального менталитета [11, с. 84].
Логика восхождения следующая: готовность к профессиональной деятельности = грамотность ^ образованность ^ профессиональная компетентность ^ культура ^ менталитет.
Таким образом, социальные и акмеологи-ческие предпосылки решения проблемы формирования готовности иноязычных студентов к профессиональной деятельности заключаются в определении ряда основных функциональных и содержательных особенностей системы профессионального образования -прогностичности, непрерывности, интегра-тивности, реализуемых на основе учебнопрофессиональной деятельности иноязычных студентов. Указанные особенности в полной мере соответствуют принципам развития образования.
Литература
1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: моногр. /
А.А. Ангеловский. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. -187 с.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /
В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 8-14.
3. Гершунский, Б. С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б. С. Гершунский. - М. : Высш. шк., 1980. - 144 с.
4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. - М. : Пед. о-во России, 2002. - 512 с.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2008. - 208 с.
6. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППИ, 2000. - 380 с.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов /И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2003. - 384 с.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Ростов н/Д., 1996. - 437 с.
9. Клюев, Ф.Н. Подготовка руководителя к разработке программы развития учреждения начального профессионального образования / Ф.Н. Клюев. - Челябинск: ЧелИРПО, 1998. - 88 с.
10. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
11. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева. - М. : Ассоциация «Проф. образование», 1999. - 904 с.
12. Профессиональное образование: методология деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин и др. - М.: Владос, 2009. - 334 с.
13. Резанович, И. В. Методология развития профессионального мастерства менеджера: моногр. / И. В. Резанович. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 256 с.
14. Рындак, В.Г. Образование. Наука. Творчество / В.Г. Рындак. - Екатеринбург; Оренбург: Орлит, 2002. - 352 с.
15. Трифонова, С. Инновационный образовательный маршрут / С. Трифонова, В. Тимофеева // Высш. образование в России. -2008. - № 3. - С. 155-159.
16. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова и др. -М. : Издат. центр «Академия», 2003. - 384 с.
Сафронова Маргарита Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, ведущий специалист ЦДПО, Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, филиал в г. Челябинске, [email protected].
Кожевникова Анна Александровна, аспирант, Магнитогорский государственный университет, учитель английского языка, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3, г. Магнитогорск, [email protected].
SOCIAL AND AKMEOLOGICAL BACKGROUND FOR SOLVING THEPROBLEM OF READINESS OF FOREIGN STUDENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN HIGHER INSTITIUTION
M.A. Safronova*, А.А. Kozhevnikova**
*Ural Social-Economic Institute, branch in Chelyabinsk,
**Magnitogorsk State University
The essential characteristics and reasons for the decision of the problem of foreign student training in Russian universities are considered taking into account the multidimensional character of the professional education. The problem is defined and explained on the basis of the activity approach where the concept of activity is treated as the factor of forming and development of the personality of the future professional.
The versatility of the professional education of foreign students, which is expressed in the active professional orientation work, preliminary training, adaptation to the conditions of studying at universities in Russia, in the development and implementation of common and different levels of professional education, in methodical and research activities of students, is taken into account.
The article defines the role of the predictive model of foreign student training for professional activity based on the professional education continuity. Akmeological aspect of the problem solution is expressed in the following formula: the readiness of foreign students to professional activity is equal to literacy plus acomplishments plus professional competence plus culture plus mentality.
Keywords: foreign students, readiness to professional activity, professional education, studying and professional activity.
Safronova Margarita, Candidate of Pedagogy, assistant professor, leading expert of CDPO, Ural Social-Economic Institute Academy of labour and social relations, branch in Chelyabinsk, [email protected].
Kozhevnikova Anna, postgraduate student, Magnitogorsk State University, teacher of English, specialized (correctional) general education boarding school № 3, Magnitogorsk, funnycat8787@ mail.ru.
Поступила в редакцию 7 февраля 2013 г.