СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ-СИРОТ
Дети-сироты, воспитание, характер, нравственные деятельно-волевые черты, специфические
методы воспитания характера.
В Концепции фундаментального ядра содержания общего образования в качестве стратегической его задачи определено воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина на основе принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Согласно этому документу основные результаты воспитания современных детей, подростков и молодежи должны проявляться в таких личностных и характерологических чертах, как: готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, к самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты; трудолюбие; бережливость; способность к преодолению трудностей; взаимопомощь; почитание родителей; бережное отношение к жизни другого человека и к своей собственной; патриотизм и гражданская солидарность и др. [Фундаментальное ядро..., 2009, с. 9-10]. Однако реализация этой стратегической цели в образовании воспитанников интернатных учреждений, лишенных родительского попечения, сопряжена со значительными трудностями, обусловленными комплексом факторов, которые условно можно объединить в три группы. Первая группа факторов связана с особенностями психофизического и социального развития детей-си-рот, плохо социализирующихся в обществе. Многочисленные исследования трудностей социализации детей-сирот в социум, показывают, что они обусловлены смещениями, искажениями и поляризацией их ценностных ориентаций, недостатками и деформациями личностных и характерологических качеств, проявляющихся в неумении налаживать контакты с людьми; в агрессивности, мгновенно возникающей враждебности по малейшему поводу, находящей выход в оскорблениях и жестоких драках; в недостаточной инициативности; в серьезных дефектах произвольной саморегуляции поведения; в иждивенческой позиции, основанной на твердом убеждении, что им «все должны» и т. д. Вторая группа факторов неуспешной социализации детей-сирот обусловлена минимизационным подходом к конструированию воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа, направленным, главным образом, на социальную защиту и бытовое жизнеобеспечение детей. В педагогической практике институционального воспитания часто используется устаревший и педагогически неоправданный материал, что ставит задачу поиска и разработки инновационных методик и технологий. Третья группа факторов связана с неподготовленностью воспитателей интернатных учреждений к решению задач воспитания социально ценных и личностно значимых характерологических черт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Квалиметрический анализ педагогов детских домов, приютов, социально-реабилитационных центров Российской Федерации показывает, что высшее профессиональное образование имеют менее трети сотрудников, около двух третей - среднее профессиональное. Численность сотрудников без педагогического образования в отдельных детских домах колеблется от 10 до 30 %. Опрос 179 воспитателей детских домов Красноярского края показал, что почти 80 % респондентов осознают недостаточную профессиональную компетентность в области методов воспитания, психолого-педагогической коррекции и сопровождения воспитанников.
Более трех веков назад Я.А. Коменский отождествил характер человека с фундаментом, без которого нельзя воздвигать здание, т. к. «.все его плохо скрепленные части шатались бы на своих устоях» [Коменский, 1955, с. 78]. С этих позиций главной педагогической «ми-
шенью» институционального воспитания является характер ребенка-сироты, определяющий его успешность в основных сферах жизнедеятельности, что ставит задачу расширения и обогащения «палитры» общепедагогических методов специфическими методами воспитания характера.
В данной работе описывается классификация специфических методов воспитания характера детей и подростков-сирот, заимствованных из смежных наук - психологии, психолингвистики, психотерапии, значительно обогащающих «палитру» традиционных общепедагогических методов воспитания [Яковлева, 2010, с. 264-297]. Поскольку характер обусловлен сложной совокупностью факторов и тесно связан с когнитивной, эмоциональной и операционально-действенной сферами личности, классификация содержит четыре группы методов, направленных: 1) на расширение и «переформатирование» картины мира воспитанников; 2) развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы; 3) коррекцию поведения; 4) актуализацию самопрограммирования и самовоспитания нравственных деятельно-волевых черт характера (рис.).
Поскольку в рамках статьи подробное изложение всех методов не представляется возможным, приводим лишь их краткое описание.
Методы формирования сознания. Данная группа образована методами, направленными на расширение и обогащение этических представлений и понятий о чертах характера и личности, об их проявлениях в деятельности и общении: метод семантических полей; метод этических осей; метод анализа пословиц и поговорок; метод ситуационного анализа (кейс-метод). Вторую подгруппу составляют психолингвистические методы и техники, направленные на обогащение социального опыта и «переформатирование» картины мира: техника метамодели, рефрейминг, психотерапевтическая метафора. Так, например, сущностью метода семантических полей является работа со смыслами и значениями слов, обозначающих тончайшие нюансы человеческой индивидуальности. Сходные по смыслу и часто имеющие один корень слова образуют «семантические поля», работа с которыми используется для обогащения представлений и понятий детей о характере, о проявлениях его позитивных, негативных и этически нейтральных черт. Метод этических осей направлен не только на выявление смысла и значения слов, обозначающих черты характера, но и на определение их «места» на этической оси «хорошо - плохо» или «нравственность - безнравственность». Метод анализа пословиц и поговорок направлен на развитие понимания сущности характера и отдельных его черт посредством знакомства с устным народным творчеством. Предварительно собранные пословицы и поговорки обсуждаются по алгоритму: 1. О какой черте (чертах) характера говорится в этой пословице? 2. Что утверждается (опровергается) этой пословицей? 3. Согласен ли ты с этим утверждением (опровержением)? Почему? 4. Можешь ли ты привесш^щмшы^асшийаюшие^мисд^ййдшшы^з своего жизненного
опыта или г!аблюде Специфические методывоспитания характера детей-сирот^ средств для коррекции
емя универсальными ниями. Методы и при-
я
дефектов лингвистического поведения человека, представленного
процессами: обобщением (генерализацией)
емы лингв картины мира тально вести
^ИстаМшярй тЄхники метаМо^Я^^й^К^^
формирования эмоционально-волево
[ира.сознания ившейся в результате сферыеннс
и тении
і-волевой сферьііеННО
аждое его чувство, кажд
Метсо
Метод музыкотерапии
Метод ситуационного анализа (кейс метод)
Метод рефрейминга Метод телесно-ориентированн ой терапии
Метод психотерапевпгчес- кой метафоры Метод психогимнасти- N ки
Метод психодрамы (ролевой игры)
бъекти СММпьь таидава
самопрограммирования
стка, ск исамовоспитанияИ
характера
можнос
Субъективно
прагматически]
метод (мето, жетонов)
Рис.
Метод ситуационного анализа (кейс-метод) реализуется анализом ситуаций по определенному алгоритму. При этом заложенная в кейс ситуация представляет собой некоторое состояние социальной реальности, в которую попадают действующие лица. Основные требования к ситуациям кейсов: доступность понимания для данной категории детей, актуальность с точки зрения их социального опыта, наличие проблемы, нетривиальность, отсутствие однозначного решения. Источниками кейсов могут быть текстовые описания и видеоролики реальных событий, литературные и публицистические тексты, статистические данные и т. д. По сути дела, кейсы имеют целью тренинг воспитанников в области анализа и выработки оптимального поведения в сложных жизненных ситуациях, способствующего становлению позитивных характерологических черт.
Ценность метода ситуационного анализа с точки зрения воспитания характера заключается в том, что он позволяет: 1) моделировать множество проблемных ситуаций, актуальных для детей и подростков-сирот; 2) выделять типичное и предопределять способность детей к анализу и действию в реальной жизненной ситуации посредством применения аналогии; 3) создавать «лабораторные модели» реальной жизни, расширяющие социальный опыт детей; 4) стимулировать развитие нравственных деятельно-волевых черт и т. д.
Рефрейминг. Включение данного метода, так же как и лингвистической техники метамодели, в систему специфических методов воспитания характера детей-сирот обусловлено необходимостью преодоления ограничений, расширения и обогащения картины мира де-тей-сирот. Термин «фрейм» является одним из ключевых в технологии нейролингвистического программирования и означает «способ воспринимать что-либо в определенном контексте» [Боденхамер, Холл, 2007, с. 445]. Формирование фреймов в процессе накопления жизненного опыта связано с когнитивным восприятием и эмоциональным переживанием того или иного события. В дальнейшем в сходной ситуации фреймы «запускают» определенные переживания, реакции и поведение. Рефрейминг означает изменение или формирование нового контекста вокруг некоторого образа или переживания. Другими словами, подвергнуть что-либо рефреймингу означает трансформировать значение, поместив это в иные рамки или контекст, чем ранее.
Методы коррекции поведения. Первая подгруппа - методы редукции негативного поведения: поиск ключевого стимула нежелательного поведения; метод угашения, метод жетонов (субъективно-прагматический метод). Вторая погруппа - методы усиления позитивного поведения - метод моделирования, метод проектирования реальных ситуаций, тренинг уверенного поведения.
Субъективно-прагматический метод (метод жетонов) - создание педагогических условий, в которых главной побуждающей силой определенного поведения становится личная Рис. Специфические методы воспитания характера детей-сирот
заинтересованность воспитанника. Метод реализуется посредством заключения контрактов, договоров и взаимных обязательств между ребенком и воспитателем (учителем), в которых четко определяются обязанности сторон и система штрафов за их нарушения, влекущих за собой реальные наказания в виде денежных компенсаций, лишения прав, свобод и привилегий.
Методы развития эмоционально-волевой сферы: арт-терапия, музыкотерапия, телесно-ориентированная терапия, психогимнастика, психодрама.
Метод телесно-ориентированной терапии. Целью метода является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело упражнений. На перспективность этого метода для коррекции характерологических деформаций впервые обратил внимание В. Райх, подчеркивающий важность обращения внимания на физические аспекты характера, в особенности на хронические мышечные зажимы, названные им «мышечным панцирем» [Приводится по: Психотерапия, 2008, с. 443]. В. Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют основные эмоциональные состояния, не давая возможности человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Достигаемое в процессе специальных упражнений «распускание мышечного панциря» высвобождает энергетические потоки и способствует изменению физических привычек, черт характера и всего стиля жизни.
Методы актуализации самопрограммирования и самовоспитания характера: метод автобиографии, самопознание, самоанализ, самооценка и др. Данная группа методов ориентирована на внешнее воспитательное влияние, стимулирующее внутреннюю активность ребенка, его стремление к преодолению недостатков и самовоспитанию нравственных деятельно-волевых черт характера [Яковлева, 2004, с. 37-65]. Интеграция внешних воспитательных воздействий и внутренней активности ребенка приводит к «педагогическому резонансу», о котором Ю.К. Бабанский писал: «Если же воспитание организовано так, что оно делает самого ребенка активным субъектом формирования собственной личности, т. е. воспитание доводится до своей высокой стадии - самовоспитания, школьник не сопротивляется разумному, педагогически грамотному воспитательному воздействию учителя, доверяет ему, то возникает явление своеобразного “педагогического резонанса”, и тогда мы, бесспорно, добьемся более высоких результатов в формировании личности школьника при меньших затратах сил и времени» [Бабанский, 1984, с. 185].
Основные научные результаты. Разработанная классификация специфических методов воспитания характера детей-сирот дополняет и обогащает известные традиционные методы воспитания. Описанные методы проходят апробацию в практике воспитания детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа Красноярского края: лицее им. Х. Совме-на; Ирбейском, Сучковском, Сосновоборском детских домах; Ачинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; Ачинской Мариинской женской гимназии; Канской воспитательной колонии и др. В опытно-экспериментальной работе, начавшейся в 2006 г. и продолжающейся в настоящее время участвуют 232 воспитанника и 179 педагогов. По ее окончании в 2011 г. будут произведены качественная и количественная оценки динамики проявлений характерологического развития воспитанников в когнитивной, эмоционально-волевой и операционально-действенной сферах по следующим критериям и показателям:
- сформированность нравственных деятельно-волевых черт характера, отражающих базовые отношения личности - к обществу, людям, учебе и труду, самому себе, миру вещей. Показатели: уровни проявления формирующихся черт характера - коллективизма, патриотизма, ответственности, вежливости и культуры поведения, доброты, честности, чувства собственного достоинства и др.;
- уровень проявления характерологических деформаций. Показатели - наличие вредных привычек и недостатков характера; проявления девиантного и делинквентного поведения: уклонение от учебы, побеги из детского дома, воровство, драки и пр.;
- продвижение учащихся в учебной, спортивной, общественной, творческой деятельности. Показатели: успеваемость; трудовые и спортивные достижения; участие в общественных организациях, объединениях, движениях; наличие интеллектуальных и творческих продуктов; продолжение учебы в учреждениях высшего, среднего и начального образования; трудоустройство; создание собственной семьи;
- проявление стремления к самовоспитанию нравственных деятельно-волевых черт характера. Показатели: наличие планов, самоотчетов, тетрадей самовоспитания; сформиро-ванность умений, самоанализа, самооценки, рефлексии, целеполагания, планирования и др.
Комплексное использование общепедагогических и специфических методов в воспитании характера детей-сирот позволяет:
- обнаружить ограниченные и болезненные точки зрения; искажения, смещения и поляризацию ценностных ориентаций, лежащих в основе их характерологических деформаций и дезадаптивного поведения, изменить картину мира;
- добиться доступа к неосознаваемым аспектам психики, которые управляют поведением;
- расширить и обогатить социальный опыт детей-сирот, преодолеть отклоняющееся поведение и расширить репертуар эффективных поведенческих стратегий;
- актуализировать стремление к самовоспитанию нравственных деятельно-волевых черт характера.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (в опросах и ответах). Киев: Радянська школа, 1984.
2. Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.
4. Психотерапия: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2008.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
6. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2010.
7. Яковлева Н.Ф. Самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков-си-рот в условиях школы-интерната: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.