Экономические вопросы управления
Евстафьева Ю.В.
Инструменты реализации государственного стратегического планирования. Специальный инвестиционный контракт
Евстафьева Юлия Валерьевна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: evstafyeva@bk. га SPIN-код РИНЦ: 9943-8023
Аннотация
Специальный инвестиционный контракт, вошедший в российскую практику с принятием Федерального Закона «О промышленной политике» и впервые подписанный в середине 2016 г., стал поистине революционным для отечественной промышленной политики. Впервые Российская Федерация как одна из сторон контракта брала на себя обязательства неухудшения условий ведения бизнеса для инвестора, который осваивает или модернизирует промышленное производство в нашей стране, в частности неувеличения налоговой нагрузки, а также предоставления ряда преференций на срок до десяти лет. Хотя для российской экономики такой инструмент является принципиально новым, аналогичные зарубежные практики доказали свою эффективность (в Китае, Венгрии). В статье освещены вопросы практического механизма и обязательных условий заключения таких соглашений, отличительных характеристик и преимуществ данного инструмента, а также первые результаты его применения.
Ключевые слова
Стратегическое планирование, специальный инвестиционный контракт, СПИК, промышленная политика, инвестиции.
Принятие Федерального Закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» повлекло за собой возникновение запроса на поиск инструментов его реализации. Отсутствие комплекса таких инструментов существенно затрудняет развертывание системы государственного стратегического планирования. Необходимость выработки механизмов практического исполнения вышеуказанного закона на всех уровнях управления социально-экономическим развитием России объясняет то особое значение, которое приобрели сегодня вопросы создания, использования и совершенствования конкретных инструментов реализации стратегического планирования. Одним из них является специальный инвестиционный контракт (специнвестконтракт, СПИК). Он имеет большое значение для развития российской экономики, так как направлен на стимулирование инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства.
Ввиду того, что данный инструмент был выработан относительно недавно (в 2014 г.), а на практике начал использоваться только в середине 2016 г., в научной литературе не представлены полноценные исследования по теме специальных
инвестиционных контрактов. Данная работа призвана восполнить указанный пробел и познакомить широкий круг читателей с особенностями данного инструмента, порядком и условиями заключения специнвестконтрактов в Российской Федерации, а также с первыми результатами внедрения СПИК.
Вместе с тем вопросами государственного планирования, в том числе и стратегического, занимался целый ряд отечественных специалистов, среди которых А.А. Акаев, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин, Г.Б. Клейнер, Д.С. Львов, С.Ю. Малков, А.Н. Петров, О.О. Смирнова, И.М. Сыроежин и др.
При написании данной статьи использовались материалы российских информационно-правовых систем, данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра, Российского союза промышленников и предпринимателей и иных организаций. Среди применявшихся методов — описание, анализ нормативных правовых актов, синтез, дедукция, индукция.
Цель работы: проанализировать специальный инвестиционный контракт как новый инструмент реализации государственного стратегического планирования и предоставить обзор первых результатов его применения.
Специальный инвестиционный контракт был введен в управленческую практику России в 2015 г. Федеральным Законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Путь от идеи до нормы закона был пройден за считанные месяцы, что было связанно с уже введенными на тот момент санкциями в отношении России и необходимостью поиска ресурсов для импортозамещения и дальнейшего развития страны в целом1. Из прописанного в вышеназванном законе положения о СПИК (ст. 16) следует, что по специальному инвестиционному контракту инвестор, с которым заключается СПИК, принимает на себя обязательство в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В течение такого же срока другая сторона контракта (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) обязуется осуществлять
1 Лебедев О.А. Создан уникальный механизм развития отечественной экономики: СПИК начинает и выиграет // Российская газета. 10.07.2016. Федеральный выпуск № 7018 (150). URL: https://rg.ru/2016/07/10/s ozdan-unikalnyj-mehanizm-razvitiia-otechestvennoj-ekonomiki.html (дата обращения: 18.08.2017).
меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные соответствующим законодательством в момент заключения специнвестконтракта. В случае, если после заключения СПИК вступают в силу нормативные правовые акты, изменяющие обязательные требования, режим запретов и ограничений, действовавшие во время заключения такого контракта, то они не применяются в отношении инвестора и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в течение срока его действия. Иными словами, правила работы для промышленных инвесторов не изменяются до истечения срока выполнения контракта. Исключение составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение международных договоров, и нормативные правовые акты Евразийского экономического союза, подлежащие применению в Российской Федерации, которые, в случае их принятия, будут обязательными и для участников специнвестконтрактов. Кроме того, на срок действия специнвестконтракта предусмотрена гарантия неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора по сравнению с той, которая была в момент заключения СПИК2.
Инвестором может выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. По отношению к инвестору применяются меры стимулирования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами. Федеральный Закон «О промышленной политике в Российской Федерации» предусматривает возможность заключения СПИК без участия Российской Федерации, при этом стороной контракта, наряду с субъектом Российской Федерации, может быть муниципальное образование3.
Специальный инвестиционный контракт заключается при условии вложения в проект инвестиций в размере не менее 750 млн рублей. Срок действия такого контракта рассчитывается как срок выхода на проектную операционную прибыль, увеличенный на пять лет. При этом максимальный срок, на который заключается СПИК, не может превышать десять лет4.
2 Федеральный Закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1. Ч. I. Ст. 41 (с изм. и доп., ред. от 03.07.2016).
3 Федеральный Закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 30. Ст. 4587 (с изм. и доп., ред. от 27.12.2016).
Ответственность инвестора за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых в рамках специального инвестиционного контракта обязательств предусмотрена в Федеральном Законе «О промышленной политике в Российской Федерации»: в случае расторжения СПИК по указанной причине инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным образованиям, а также компенсировать с учетом пеней суммы налогов и сборов, неуплаченных в результате применения налоговых льгот. В тексте самого специального инвестиционного контракта могут быть предусмотрены и иные последствия ненадлежащего выполнения сторонами взятых на себя обязательств5.
Введение в российскую промышленную политику данного инструмента во многом обусловлено выбранным курсом на импортозамещение, а следовательно, необходимостью стимулировать инвестиционный процесс в промышленном производстве и заниматься его правовым обустройством. СПИК призван справиться с проблемой недостатка инвестиций и позиционируется как ключевой нефинансовый инструмент, направленный на мотивацию бизнеса на создание новых производственных мощностей в России и участие в развитии промышленного потенциала регионов. Предполагается, что СПИК будет содействовать развитию отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития России, внедрению наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции, росту объемов производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест6.
Отличительной особенностью специнвестконтракта является возможность так называемого конструирования пакета преференций: инвестор самостоятельно выбирает из предлагаемого перечня мер стимулирования те, в которых он заинтересован, причем набор последних должен соответствовать набору обязательств, которые берет на себя инвестор. Иными словами, объем преференций государства будет зависеть от объема обязательств бизнеса, предусмотренных инвестиционным проектом. Это дает инвестору возможность выбирать уровень нагрузки (объем инвестиций, долю продукции, поставка которой осуществляется по государственному контракту, в общем объеме выпуска и т. д.). СПИК позволяет сократить длительность инвестиционной фазы проекта, а также снижает налоговую нагрузку на предприятия. При этом следует отметить, что данный инструмент
5 Федеральный Закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
6 Никитин Г.С. Ключевые инструменты новой промышленной политики Российской Федерации // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 1 (94). С. 74-79.
юридически воплощает упрощение администрирования и не предполагает предоставления льгот, не закрепленных в законодательстве Российской Федерации. Вместе с тем СПИК фиксирует стабильность налоговых и регуляторных условий (совокупной налоговой нагрузки, режимов запретов и ограничений, а также обязательных требований) в течение всего срока своего действия, что является важным преимуществом для промышленников. Как известно, именно запрос на стабильность регулярно возникает как со стороны российского бизнес-сообщества, так и со стороны иностранных инвесторов. Предусмотренные гарантии делают данный инструмент особо привлекательным для бизнеса и обусловливают его высокую востребованность. К преимуществам специнвестконтракта необходимо отнести широкий перечень льгот и преференций, на которые могут претендовать промышленные инвесторы (упрощенный доступ к госзаказу, ускоренное получение статуса российского производителя, заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов и др.). Однако СПИК не предусматривает передачу имущества от государственных органов или региональных властей инвестору, чем содержательно отличается от государственно-частного партнерства . Инвестору также не могут быть предоставлены денежные средства.
Специальные инвестиционные контракты заключаются в случае соответствия инвестиционного проекта ряду нормативно закрепленных условий:
а) минимальный объем инвестиций в проект — 750 млн рублей;
б) проект реализуется в отдельных отраслях промышленности, а именно: машиностроении, станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, промышленности средств связи8;
в) проект направлен либо на создание или модернизацию промышленного производства в целях освоения производства промышленной продукции, либо на внедрение наилучших доступных технологий в промышленное производство в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, либо на освоение производства
7 Никитин Г.С. Указ. соч.
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов»).
промышленной продукции, отнесенной к промышленной продукции, не имеющей произведенных в России аналогов;
г) проект направлен на решение задач и (или) достижение целевых показателей и индикаторов государственных программ в вышеназванных отраслях промышленности9.
Данные условия существенно сужают область применения специальных инвестиционных контрактов, а установленный минимальный объем инвестиций в проект делает данный инструмент применимым только для крупного бизнеса.
Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российский Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом положений вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации. От имени Российской Федерации специальный инвестиционный контракт заключает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Инвестор обращается в уполномоченный орган с предложением о заключении специального инвестиционного контракта в инициативном порядке. Соответствующая форма заявления от потенциального инвестора была утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 августа 2015 г. № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта». К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие вложение инвестиций, предлагаемый перечень обязательств инвестора, предлагаемый перечень мер стимулирования и ряд других сведений. Правила заключения специальных инвестиционных контрактов предписывают заявителю самому сформировать перечень мер стимулирования из числа законодательно закрепленных мер поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности. Заявитель может выбрать любые меры, предусмотренные Федеральным Законом «О промышленной политике в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами10.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов»).
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов»).
СПИК заключается по типовым формам, утвержденным вместе с Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». В обязательном порядке к тексту контракта прилагаются бизнес-план инвестиционного проекта, объем и номенклатура промышленной продукции, перечень производственных и технологических операций по производству промышленной продукции, которые должны выполняться на промышленном производстве, и график выполнения таких производственных и промышленных операций или же программа повышения экологической эффективности и перечень технологического оборудования, вводимого в эксплуатацию на промышленном производстве.
Оператором по заключению СПИК выступает Фонд развития промышленности, который предоставляет консультационную поддержку по вопросам, связанным с механизмом СПИК, и оказывает содействие потенциальным инвесторам при подготовке необходимого комплекта документов. Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Фонд развития промышленности выполняет функцию информирования потенциальных инвесторов о данном инструменте. Так как по закону государство не вправе выступать инициатором заключения СПИК, то обеспечение информационно-консультационной поддержки предпринимателей является критически важным. Помимо Минпромторга России и Фонда развития промышленности, участие в популяризации механизма СПИК принимают ключевые российские и иностранные бизнес-ассоциации, отраслевые организации и институты развития, среди которых Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Ассоциация индустриальных парков, Торгово-промышленная палата России, Ассоциация европейского бизнеса, Российско-Германская Внешнеторговая палата, Франко-Российская торгово-промышленная палата, Американская торговая палата в России, Ассоциация итальянских промышленников «Конфедерация итальянской промышленности», Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), Корейское агентство содействия торговле и инвестициям (КОТРА)11.
11 Вологодский С.А. Эффективность и востребованность специнвестконтрактов как инструмента промышленной политики // Российский союз промышленников и предпринимателей [Официальный сайт]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/3/e/3e5e424ecf9ecd7db2e3d6aa8e47846e.pdf (дата обращения: 27.08.2017).
Таблица 1. Этапы заключения специальных инвестиционных контрактов на
федеральном уровне12
Этап Срок Результат
Подготовка и подача заявления в Минпромторг России Не определен Поступление заявления и иных необходимых документов в Минпромторг России
Рассмотрение заявления в Минпромторге России Не более 30 рабочих дней со дня поступления документов от заявителя Направление документов инвестора с предварительным заключением Минпромторга России в межведомственную комиссию
Рассмотрение в межведомственной комиссии по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов Не более 60 рабочих дней со дня поступления документов от заявителя Передача в Минпромторг России заключения о возможности (невозможности) заключения контракта на предложенных инвестором условиях
Доведение заключения межведомственной комиссии, подготовка проекта специального инвестиционного контракта Минпромторгом России с учетом заключения (в случае положительного решения) Не более 10 рабочих дней со дня получения Минпромторгом Россиии заключения межведомственной комиссии Направление лицам, участвующим в заключении специального инвестиционного контракта, заключения межведомственной комиссии; направление проекта СПИК (в случае положительного решения)
Подписание СПИК инвестором и привлеченным лицом (в случае привлечения) / отказ от подписания Не более 10 рабочих дней со дня получения инвестором проекта СПИК Направление подписанного СПИК в Минпромторг России, либо письменного отказа от подписания СПИК, либо протокола разногласий
Переговоры Минпромторга России с инвестором для урегулирования разногласий и дальнейшее подписание СПИК / отказ от подписания Не более 10 рабочих дней со дня получения Минпромторгом России протокола разногласий Подписание специального инвестиционного контракта инвестором либо получение отказа от подписания СПИК
Подписание СПИК Минпромторгом России Не более 10 рабочих дней со дня получения Минпромторгом России подписанного СПИК Передача Минпромторгом России всем участникам СПИК подписанных экземпляров
Механизм заключения СПИК на федеральном уровне состоит из шести (в отдельных случаях — семи) этапов (см. Таблицу 1) и формально предполагает участие трех субъектов: потенциального инвестора, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (или иного уполномоченного органа) и межведомственной комиссии по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов. На практике к процессу заключения СПИК присоединяются еще Фонд развития промышленности, который готовит документы заявителя для подачи в Минпромторг России, а также привлеченные лица (в случае их привлечения). Количество
12 Составлено автором. Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов»).
этапов может быть увеличено до семи в случае направления инвестором протокола разногласий после получения заключения межведомственной комиссии и проекта СПИК.
В состав межведомственной комиссии по оценке возможности заключения СПИК входят представители ряда федеральных министерств, а именно Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, представители промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, а также один представитель Аппарата Правительства Российской Федерации. К работе комиссии также могут привлекаться представители заинтересованных государственных органов и организаций с правом голоса. Межведомственная комиссия дает свое заключение о возможности или невозможности заключения специального инвестиционного контракта на тех условиях, которые были предложены инвестором13. При подготовке заключения комиссия не вправе вносить изменения в перечень обязательств инвестора и представленные им характеристики инвестиционного проекта.
Инвестиционные проекты, реализация которых осуществляется в соответствии со специнвестконтрактом, заключенным от имени Российской Федерации, включаются в специальный перечень, правила формирования и ведения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. № 623. В соответствии с указанными правилами, в перечень вносится информация о заключенном специнвестконтракте, в т. ч. наименование инвестиционного проекта, сведения о сторонах, заключивших СПИК, и привлеченных к его исполнению лицах, даты заключения и окончания срока действия, сведения о ежегодных объемах капитальных вложений, которые инвестор обязан осуществить14.
Мониторинг и контроль за исполнением инвесторами взятых на себя обязательств, кроме СПИК, заключаемых без участия Российской Федерации, осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в
13 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов»).
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 № 623 «О порядке формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах» (вместе с «Правилами формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3322.
соответствии с приказом Минпромторга России от 7 августа 2015 г. № 2289 «Об утверждении порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, предоставляемых инвесторами». Данным приказом утверждены формы отчетов как об исполнении инвестором обязательств за отчетные периоды, так и об итогах реализации инвестиционных проектов по специнвестконтрактам, которые инвесторы предоставляют по завершении выполнения контракта15.
До середины 2017 г. в России было подписано 9 специальных инвестиционных контрактов, одной из сторон которых выступала Российская Федерация. Первый российский специнвестконтракт был подписан 17 июня 2016 г. в рамках Петербургского международного экономического форума с немецкой компанией — производителем сельхозтехники «Клаас». Предметом данного СПИК стал проект по модернизации завода сельскохозяйственных машин «Клаас» в Краснодарском крае16. В сентябре 2016 г. в рамках Восточного экономического форума был подписан СПИК с ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» по созданию и модернизации мощностей промышленного производства двигателей и моторных транспортных средств в Приморском крае. На Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» 30 сентября 2016 г. были подписаны специнвестконтракы с немецко-японским концерном «ДМГ Мори» и Ульяновской областью, а также с ООО «УК "Группа ГМС"» и Орловской областью. Первый контракт предусматривает модернизацию промышленного производства в рамках проекта по строительству Ульяновского станкостроительного завода, второй — реализацию инвестиционного проекта по локализации производства насосов для нефтепереработки на базе АО «ГМС Ливгидромаш», а также насосов большой мощности для транспорта нефти и нефтепродуктов. В рамках Петербургского международного газового форума 4 октября 2016 г. был подписан СПИК в сфере нефтегазового машиностроения с ООО «Томские технологии машиностроения», Томской областью и ОАО «ТЭМЗ» по реализации инвестиционного проекта «Организация
15 Приказ Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, предоставляемых инвесторами» // КонсультантПлюс [Справочно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 187239/a3395ceee2c2e399be61e8568cd57c1da30fföd2/ (дата обращения: 10.12.2017).
16 На ПМЭФ-2016 подписан первый российский специнвестконтракт и ряд важных соглашений // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg. gov.ru/press-
centre/news/#!na pmef2016 podpisan pervyy rossiyskiy specinvestkontrakt i ryad vazhnyh soglasheniy (дата обращения: 25.08.2017).
производства импортозамещающей продукции для ПАО "Газпром" на базе Томского электромеханического завода им. В.В. Вахрушева». Еще два специнвестконтракта было заключено в сфере калийного производства — с ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» и Волгоградской областью (проект по созданию Гермячинского горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей и освоению производства хлористого калия), а также с ООО «Еврохим — Усольский калийный комбинат» и Пермским краем (проект по созданию Усольского калийного комбината). По данным Правительства Российской Федерации, реализация проектов, предусмотренных специнвестконтрактами, подписанными только в 2016 г., привлечет в экономику страны инвестиции на сумму более 250 млрд рублей и создаст более 3,5 тыс. рабочих мест17. По сведениям Г.С. Никитина, до октября 2017 г. занимавшего должность первого заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, объем произведенной в соответствии с семью вышеперечисленными СПИК продукции составит порядка 560 млрд рублей18.
Специнвестконтракты с Российской Федерацией в 2017 г. заключили АО «Мерседес-Бенц РУС» и АО «Транснефть-Сибирь». Сторонами СПИК по созданию и освоению промышленного производства колесных транспортных средств «Мерседес-Бенц» на территории индустриального парка «Есипово» в Подмосковье выступили Российская Федерация, АО «Мерседес-Бенц РУС», правительство Московской области, муниципальное образование сельское поселение Пешковское Солнечногорского района Московской области, а также привлеченные лица. Согласно контракту, предполагается создание производства полного цикла по выпуску легковых автомобилей и внедорожников мощностью до 20 тыс. автомобилей в год, запуск которого запланирован на 2019 г., а инвестор гарантирует вложение в проект не менее 15 млрд рублей19. Предметом СПИК с АО «Транснефть-Сибирь» стал проект по созданию и освоению промышленного производства оборудования для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов магистральных трубопроводов в производственном комплексе Тюменского ремонтно-механического завода. Строительство в рамках данного проекта будет вестись с
17 Общие вопросы промышленной политики: некоторые важные результаты и показатели 2016 года // Правительство Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/info/27205/ (дата обращения: 24.08.2017).
18 Никитин Г.С. От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 1 (100). С. 18-22.
19 Денис Мантуров дал старт строительству нового завода по производству легковых автомобилей Mercedes в России // Российский союз промышленников и предпринимателей [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg. gov.ru/press-
centre/news/#!denis manturov dal start stroitelstvu novogo zavoda po proizvodstvu legkovyh avtomobiley me rcedes v rossii (дата обращения: 25.08.2017).
применением наилучших доступных технологий, а объем инвестиций составит порядка 2,9 млрд рублей20.
В июле 2017 г. межведомственной комиссией по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов был одобрен СПИК с немецкой компанией ООО «Вило Рус» по модернизации существующего комплекса в технопарке «Ногинск» (Московская область), предназначенного для производства насосов и насосных установок для нужд ЖКХ, промышленности, объектов водоснабжения и пожаротушения21. По данным Фонда развития промышленности, до середины 2017 г. на федеральном уровне межведомственная комиссия созывалась восемь раз, рассмотрела 13 проектов, три из которых были отклонены. На стадии получения предварительного заключения Минпромторга России находятся еще 13 проектов. При этом документы по еще 32 проектам готовятся Фондом развития промышленности для подачи в Минпромторг России, что говорит о востребованности инструмента СПИК среди промышленных инвесторов22. В своей статье «Развитие вопреки санкциям», опубликованной в августе 2017 г., министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров говорит о том, что такие крупные иностранные инвесторы, как Hyundai Motor Company, «АВМ-Трэйд», Volvo, Caterpillar, Mitsui, Yamaha, AstraZeneca, Novo Nordisk, «Сопрема», подали заявки на заключение СПИК, параллельно идут переговоры и со многими другими иностранными инвесторами, желающими заключить СПИК. Также в статье приводятся данные о суммарном объеме заявленных инвестиций в промышленность в рамках проектов по всем заключенным специнвестконтрактам, который, по словам Мантурова, составит не менее 154 млрд рублей23. Такую же цифру общей стоимости проектов по СПИК приводит и Фонд развития промышленности вместе с другими суммарными целевыми показателями проектов: 38 млрд руб. — дисконтированные налоговые отчисления, 16% — средний планируемый показатель объема экспорта продукции и
20 Межведомственная комиссия по СПИК утвердила контракт по созданию производственного комплекса Транснефти в Тюменской области // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg. gov.ru/press-
centre/news/#!mezhvedomstvennava komissiya po spik utverdila kontrakt po sozdaniyu proizvodstvennogo ko mpleksa transnefti v tyumenskoy oblasti (дата обращения: 25.08.2017).
21 СПИК о локализации производства насосного оборудования получил поддержку межведомственной комиссии // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!spik o lokalizacii proizvodstva nasosnogo oborudovaniva poluchil podderzhku mezhvedomstven noy komissii (дата обращения: 25.08.2017).
22 Вологодский С.А. Указ. соч.
23 Мантуров Д.В. Развитие вопреки санкциям // Известия. 09.08.2017. URL: https://iz.ru/629906/denis-manturov/razvitie-vopreki-sanktciiam (дата обращения: 02.09.2017).
5 033 — количество рабочих мест, планируемых к созданию. Из аналитических материалов Фонда развития промышленности следует, что половина проектов инициируется российскими инвесторами, в работе также находятся проекты от инвесторов из Германии, США, Японии, Китая, Южной Кореи, Дании, Франции и других стран24.
Субъекты Российской Федерации активно разрабатывают региональную нормативную базу по СПИК: по состоянию на июль 2017 г. соответствующие нормативные правовые акты были приняты в 38 субъектах Российской Федерации, а еще в 32 находились в стадии разработки. Некоторые субъекты Российской Федерации снизили ставку региональной части налога по СПИК, заключенному с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, с 18% (17% в 2017-2020 гг.) до 0% (Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Амурская, Астраханская, Ивановская, Московская, Нижегородская, Тульская, Тюменская, Челябинская области, Еврейская автономная область). В Камчатском крае ставка региональной части налога на прибыль была снижена до 15%, в шести субъектах Российской Федерации — до 13,5%, в еще пяти — до 12,5%, в Ярославской области установлена ставка в размере 10%, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре — 9%, во Владимирской, Вологодской и Саратовской областях — 5%. На региональном уровне без участия Российской Федерации было заключено 11 СПИК25.
Как следует из данных Фонда развития промышленности, интерес к СПИК со стороны инвесторов в 2017 г. несколько снизился. За шесть месяцев 2017 г. фонд получил 22 новых заявки по сравнению с 38 за июнь — декабрь 2016 г. (семь месяцев с начала фактического использования данного инструмента). При этом количество телефонных обращений по данному вопросу остается большим26. Снижение числа заявок может быть связано с проявлением слабых сторон инструмента, среди которых:
1) сложность процедуры заключения СПИК, которая предполагает много этапов и длительна по времени (с момента получения документов от заявителя до подписания СПИК проходит около трех месяцев, подготовка документа также может занять не один месяц в зависимости от проекта);
2) условие минимального объема инвестиций в размере 750 млн рублей, что делает инструмент привлекательным только для крупного бизнеса;
24 Вологодский С.А. Указ. соч.
25 Там же.
26 Там же.
3) закрытый перечень отраслей промышленности, на инвестиции в которые направлен инструмент;
4) ограниченный срок, на который может быть заключен СПИК;
5) высокая доля от общего объема выпуска, которую должна составлять продукция, произведенная в соответствии со СПИК (90%);
6) закрытый перечень расходов инвестиционного характера, которые признаются для целей заключения СПИК, и ограниченная возможность зачета ранее произведенных инвестиций по проекту27;
7) большой объем документации, которую инвестор должен предоставлять как для заключения специнвестконтракта, так и в процессе его исполнения (для осуществления мониторинга и контроля).
О необходимости совершенствования данного инструмента говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в июне 2017 года на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент заявил, что специальный инвестиционный контракт нужно дорабатывать и делать действенным инструментом, и предложил увеличить срок специнвестконтрактов с нынешних 10 до 20 лет, предусмотреть возможность для гибкого участия в них не только федеральных органов власти, регионов и инвестора, но и институтов развития, банков, субъектов естественных монополий и других структур. По словам В.В. Путина, следует расширять гарантии спроса на продукцию, создаваемую в рамках специнвестконтрактов, как со стороны государства, так и компаний с государственным участием. Президент также предложил продлить уже предусмотренную льготу по налогу на прибыль на период после 2025 года. При этом В.В. Путин подчеркнул, что речь идёт прежде всего о критически важных направлениях и отраслях, в которые сам инвестор без поддержки государства вряд ли вообще придёт28. По итогам Петербургского международного экономического форума Президент утвердил перечень поручений, среди которых поручение Правительству Российской Федерации в срок до 15 октября 2017 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих новые формы специальных инвестиционных контрактов, предусмотрев:
27 В рамках форума ИННОПРОМ обсудили эффективность и перспективы развития специальных инвестиционных контрактов // Российский союз промышленников и предпринимателей [Официальный сайт]. URL: http://рспп.рф/news/view/12243 (дата обращения: 02.09.2017).
28 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума: стенографический отчет // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 12.09.2017).
1) увеличение предельных сроков действия специального инвестиционного контракта;
2) расширение круга участников специального инвестиционного контракта;
3) расширение комплекса инструментов, гарантирующих спрос на продукцию, произведённую в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при осуществлении таких закупок отдельными видами юридических лиц;
4) предоставление льгот по налогу на прибыль организаций для инвесторов — участников специальных инвестиционных контрактов на весь срок их реализации29.
СПИК обеспечивает реализацию документов стратегического планирования, в частности, путем локализации производства высокотехнологичной промышленной продукции на территории России, создания объектов промышленной инфраструктуры, а также модернизации существующих производств и внедрения наилучших доступных технологий. За свои вложения финансового и организационного характера инвестор получает иммунитет от неблагоприятных изменений законодательства и ряд льгот и преференций. Заинтересованность крупных российских и иностранных инвесторов, а также уже заключенные специальные инвестиционные контракты подтверждают востребованность этого инструмента. Вместе с тем первый опыт внедрения СПИК в отечественную промышленную политику выявил некоторые его недостатки. В настоящее время ведется активная работа над их устранением, и если она будет успешной, то данный инструмент позволит привлечь существенные инвестиции в реальный сектор экономики и решить задачи, предусмотренные соответствующими государственными программами в отдельных отраслях промышленности.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (вместе с «Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 30. Ст. 4587 (с изм. и доп., ред. от 27.12.2016).
29 Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54793 (дата обращения: 12.09.2017).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 550 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. № 719» (вместе с «Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 21. Ст. 3003.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 № 623 «О порядке формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах» (вместе с «Правилами формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3322.
4. Приказ Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/71213646/ (дата обращения: 10.12.2017).
5. Приказ Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, предоставляемых инвесторами» // КонсультантПлюс [Справочно-правовая система].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 187239/a3395ceee2c2e399be61e856 8cd57c1da30ff0d2/ (дата обращения: 10.12.2017).
6. Приказ Минпромторга России от 25.09.2015 № 2951 «Об утверждении порядка подготовки предварительного заключения о соответствии заявления инвестора и представленных документов пунктам 4-8 правил заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 50.
7. Федеральный Закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26. Ч. I. Ст. 3378 (с изм. и доп., ред. от 03.07. 2016).
8. Федеральный Закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1. Ч. I. Ст. 41 (с изм. и доп., ред. от 03.07.2016).
9. Федеральный Закон от 03.07.2016 № 365-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27. Ч. II. Ст. 4298.
10. Вологодский С.А. Эффективность и востребованность специнвестконтрактов как инструмента промышленной политики // Российский союз промышленников и предпринимателей [Официальный сайт]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/3/e/3e5e424e cf9ecd7db2e3d6aa8e47846e.pdf (дата обращения: 27.08.2017).
11. В рамках форума ИННОПРОМ обсудили эффективность и перспективы развития специальных инвестиционных контрактов // Российский союз промышленников и предпринимателей [Официальный сайт]. URL: http://рспп.рф/news/view/12243 (дата обращения: 02.09.2017).
12. Глазьев С.Ю. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года // Экономические стратегии. 2008. Т. 10. № 3. С. 34-39.
13. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: монография. М.: Экономика, 2010.
14. Денис Мантуров дал старт строительству нового завода по производству легковых автомобилей Mercedes в России // Российский союз промышленников и предпринимателей [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_dal_start_stroitelstvu_novogo_zavoda_po_proizvodstvu_legkov yh_avtomobiley_mercedes_v_rossii (дата обращения: 25.08.2017).
15. Клейнер Г.Б. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России // Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России: материалы научного семинара. Вып. 5 (43). М.: Научный эксперт, 2011. С. 5-36.
16. Лебедев О.А. Создан уникальный механизм развития отечественной экономики: СПИК начинает и выиграет // Российская газета. 10.07.2016. Федеральный выпуск № 7018 (150).
URL: https://rg.ru/2016/07/10/sozdan-unikalnyi-mehanizm-razvitiia-otechestvennoi-ekonomiki.html (дата обращения: 18.08.2017).
17. Мантуров Д.В. Развитие вопреки санкциям // Известия. 09.08.2017. URL: https://iz.ru/629906/denis-manturov/razvitie-vopreki-sanktciiam (дата обращения: 02.09.2017).
18. Межведомственная комиссия по СПИК утвердила контракт по созданию производственного комплекса Транснефти в Тюменской области // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!mezhvedomstvennaya komissiya po spik utverdila kontrakt po sozdaniyu pro izvodstvennogo_kompleksa_transnefti_v_tyumenskoy_oblasti (дата обращения: 25.08.2017).
19. Митягин К., Трифонов А. Особые отношения // Бизнес-журнал. 2015. № 9 (233). С. 34-35.
20. Моделирование и прогнозирование мировой динамики / В.А. Садовничий, А.А. Акаев, А.В. Коротаев, С.Ю. Малков; Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед., Науч. совет по Прогр. фундам. исслед. Президиума РАН «Экономика и социология знания». М.: ИСПИ РАН, 2012.
21. На ПМЭФ-2016 подписан первый российский специнвестконтракт и ряд важных соглашений // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!na pmef2016 podpisan pervyy rossiyskiy specinvestkontrakt i ryad vazhnyh soglasheniy (дата обращения: 25.08.2017).
22. Никитин Г.С. Ключевые инструменты новой промышленной политики Российской Федерации // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 1 (94). С. 74-79.
23. Никитин Г.С. От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 1 (100). С. 18-22.
24. Общие вопросы промышленной политики: некоторые важные результаты и показатели 2016 года // Правительство Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/info/27205/ (дата обращения: 24.08.2017).
25. Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/or ders/54793 (дата обращения: 12.09.2017).
26. ПетровА.Н. Теория планирования: первое приближение. Монография. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2007.
27. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума: стенографический отчет // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremli n.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 12.09.2017).
28. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации. Монография. М.: Наука, 2013.
29. СПИК о локализации производства насосного оборудования получил поддержку межведомственной комиссии // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!spik_o_lokalizacii_proizvodstva_nasosnogo_oborudovaniya_poluchil_podderzhk u mezhvedomstvennoy komissii (дата обращения: 25.08.2017).
30. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; Отд-ние обществ. наук Рос. акад. наук, Нижегородский ин-т менеджмента и бизнеса. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005.
31. Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План. М.: Экономика, 1986.
Yevstafyeva Y.V.
Instruments of Implementation of State Strategic Planning. Special Investment Contract
Yulia V. Yevstafyeva — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation
A special investment contract that came into Russian practice after the Federal Law "On Industrial Policy" was first signed in the middle of 2016, and became truly revolutionary for the domestic industry policy. For the first time the Russian Federation as one of the parties took responsibility for not decreasing the level of business activity for an investor who is setting-up or modernizing industrial production in the country, particularly ensuring non-increase of the tax burden as well as providing a range of preferences for the period up to 10 years. Though for the Russian economy this instrument is intrinsically new, similar practices in foreign countries have already proved their effectiveness (China, Hungary). The article addresses the questions of practical tools and mandatory conditions for such agreements, distinctive characteristics and advantages of this tool, and the first results of its usage.
Keywords
Strategic planning, special investment contract, SPIC, industrial policy, investments.