S.N. Alekhine
The problem risk assessment of vilations tax legislation in concern condition of economics.
The process of fiscal control, the basic directions for monitoring fiscal capacity. Keywords: tax control, tax burden, tax capacity, the criteria for tax audits.
УДК 336.226.322
В.А. Гладков, зам. начальника отдела камеральных проверок,
8(952) 991-46-85, у1а^'т1 [email protected], (Россия, Смоленск, ИФНС России № 6 по Смоленской области)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Определены специальные стратегии администрирования налога на
добавленную стоимость.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, администрирование
НДС, специальные стратегии.
Одной из главных целей налоговых органов является сокращение недоимки по налогу на добавленную стоимость, и достигнуть её возможно с помощью применения на практике системы стратегий администрирования НДС, регламентирующей действия налоговых органов в определенных ситуациях.
Под стратегией в данном случае будем понимать общие правила, соблюдение которых позволит достичь стратегической цели.
Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ предусматривает определенные действия налоговых органов по взысканию недоимки с налогоплательщиков по всем видам налогов. Такими действиями являются:
- подготовка и направление должнику требования по уплате налога и сбора (ст. 69, 70 Налогового кодекса);
- взыскание налога, сбора и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 Налогового кодекса);
- приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 Налогового кодекса);
- арест имущества должника (ограничение прав пользования имуществом) (ст. 77 Налогового кодекса);
- взыскание налога, сбора и пени за счет имущества должника (ст. 47 Налогового кодекса).
Законодательно определены последовательность этих действий, условия их применения к налогоплательщикам со стороны налоговых органов. Назовем эти процедуры типовой стратегией администрирования НДС.
Поскольку общий объем недоимки по налогу на добавленную стоимость остается в Смоленской области достаточно высоким на протяжении длительного времени, можно сделать вывод, что применения налоговыми органами только типовой стратегии администрирования НДС в современных условиях недостаточно.
Возникла необходимость формирования налоговыми органами специальных стратегий администрирования НДС по отношению к налогоплательщику в зависимости от причин образования недоимки по налогу на добавленную стоимость.
Такими вариантами специальных стратегий в зависимости от причин образования недоимки по НДС являются следующие:
- при обнаружении значительного количества ошибок в ведении налогового учета налогоплательщиками и заполнении деклараций — устранение сложностей, возникающих в процессе ведения налогового учета, совершенствование налогового законодательства с целью упрощения последнего к пониманию для широкого круга налогоплательщиков (стратегия Би);
- в случае необоснованного возврата налога на добавленную стоимость из бюджета — совершенствование методов ведения контрольной работы налоговых органов, недопущение необоснованного возврата налога, дифференцированный подход к различным группам налогоплательщиков, заявляющим вычеты по НДС, интенсификация действий налоговых органов, направленных на проверку обоснованности применения налоговых вычетов (стратегия Бт);
- при отсутствии средств на расчетных счетах налогоплательщиков
— стимулирование деловой активности налогоплательщиков, направленное на обеспечение наполняемости бюджета налоговыми поступлениями, в том числе путем легализации объектов налогообложения (стратегия Бб);
- при уклонении от налогообложения — выявление схем ухода от налогообложения с целью привлечения к налогообложению всех плательщиков, имеющих обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, путем тесного сотрудничества с внешними структурами, участвующими в процессе администрирования НДС (в первую очередь банки и таможенные органы), а также подготовка законодательных инициатив по ликвидации выгодных для недобросовестных налогоплательщиков пробелов в законодательстве (стратегия Бе);
- недостаточная информированность налоговых органов — внесение предложений по совершенствованию информационных баз налоговых органов, в частности, создание единого межведомственного информационного ресурса, полноту и актуальность которого поддерживали бы не только налоговые органы, но и таможенные, правоохранительные органы, органы судебной системы всех уровней, совершенствование взаимодействия с банковской системой по вопросу предоставления информации о деятельности налогоплательщиков (стратегия Бр).
В зависимости от конкретных условий работы вышеприведенный перечень возможных стратегий может быть дополнен (табл. 1).
Таблица 1
Стратегии налоговых органов приразличных причинах образования недоимки по налогу на добавленную стоимость
№ п/п Причина образования недоимки по НДС Цель налоговых органов Стратегия налоговых органов
1 Ошибки, допускаемые налогоплательщика ми в ведении налогового учета и представляемых декларациях. Совершенствование законодательства, упрощение его для понимания рядовыми налогоплательщиками. Устранение сложностей, возникающих в процессе ведения налогового учета (Би).
2 Необоснованный возврат налога из бюджета. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов. Совершенствование системы возврата налога на добавленную стоимость СБт).
3 Отсутствие средств на расчетных счетах налогоплательщике в. Обеспечение наполняемости бюджета поступлениями от НДС. Стимулирование деловой активности налогоплательщиков (Бб).
4 Уклонение от налогообложения. Привлечение к обложению НДС всех налогоплательщиков, имеющих обязанность по уплате налога. Выявление схем уклонения от налогообложения (Бе).
5 Недостаточная информированност ь налоговых органов. Повышение уровня информированности налоговых органов. Совершенствование информационных баз налоговых органов (Бр).
Определение варианта стратегии налоговых органов по администрированию налога на добавленную стоимость, применяемой по отношению к налогоплательщику, осуществляется на основе анализа
показателей оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика.
Большая часть вышеприведенных специальных стратегий реализуется на практике с учетом практического опыта территориальных налоговых органов в области администрирования налога на добавленную стоимость. При этом динамично изменяющиеся условия работы обуславливают естественную необходимость корректировки дополнительных элементов при выборе специальной стратегии, в результате чего процесс выбора непрерывно изменяется и совершенствуется.
В процессе выбора специальных стратегий администрирования НДС формируются группы налогоплательщиков, по отношению к которым может быть применена одна из вышеназванных стратегий (табл. 2).
Таблица 2
Направления действий налоговых органов по реализации выбранной стратегии снижения недоимки по НДС
№ п/п Причина образования недоимки по НДС Стратегия налоговых органов Меры осуществления стратегии
1 Ошибки в налоговом учете. Устранение сложностей, возникающи х в процессе ведения налогового учета. 1. Консультирование налогоплательщиков, в том числе: - организация консультационного центра УФНС по Смоленской области в г. Смоленске; - ответы налоговых органов на письма и запросы налогоплательщиков; - организация «открытых» консультаций налогоплательщиков наиболее опытными и авторитетными сотрудниками налоговых органов; - пропаганда юридических изданий Федеральной налоговой службы и Министерства финансов; - организация учебных тематических семинаров. 2. Адресное информирование налогоплательщиков о фактах неправильного исчисления налога.
2 Необоснован ный возврат налога из бюджета. Совершенств ование системы возврата налога на добавленную стоимость. 1. Дифференцированный подход налоговых органов к различным группам налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля. 2. Внесение законодательных инициатив по дифференциации в ст. 164 НК РФ ставки налога для отдельных групп налогоплательщиков. 3. Введение обязанности налогоплательщика предоставлять подробные сведения О происхождении товара.
3 Отсутствие средств на расчетных счетах налогоплател ьщиков. Стимулирова ние деловой активности налогоплател ьщиков. 1. Совершенствование системы специальных режимов налогообложения. 2. Разработка мероприятий по стимулированию деловой активности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе: - разработка технологий информирования налогоплательщиков о новациях в государственной налоговой политике на период 2010-2013 гг.; - публикация в региональных СМИ, в том числе электронных, материалов с разъяснением процедур оформления льгот, отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита ИТ. д.; - создание правовой базы участия налоговых органов совместно с органами государственного управления региона в сотрудничестве с территориальными властями и налоговыми органами зарубежных стран в части соглашений о приграничном сотрудничестве; - сокращение времени государственной регистрации субъектов малого предпринимательства; - проведение консультаций по вопросам налогообложения иностранных инвесторов; - информационное обеспечение вновь созданных субъектов малого предпринимательства по вопросам налогообложения и налоговой отчетности; - разработка и внесение законодательных инициатив по совершенствованию и упрощению систем налогообложения и налоговой отчетности.
4 Уклонение от налогооблож ения. Выявление схем уклонения от налогооблож ения. 1. Подготовка и внесение законодательных инициатив по вопросам: - ужесточение мер административной и уголовной ответственности за уклонение от налогообложения;
- об обязательности проведения регулярных аудиторских проверок налогоплательщиков, осуществляющих экспортно-импортную деятельность; - об увеличении минимального размера уставного капитала хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. 2. Совершенствование применяемых методов контрольных мероприятий. 3. Проведение совместных проверок с налоговыми органами других регионов, а также таможенными и правоохранительными органами.
5 Недостаточн ая информирова нность налоговых органов. Совершенств ование информацио нных баз налоговых органов. 1. Совершенствование работы налоговых органов в плане сбора информации о налогоплательщиках, в частности, создание новой расширенной электронной базы данных. 2. Привлечение к формированию информационных баз данных о налогоплательщиках таможенных, правоохранительных и судебных органов.
Практическая реализация указанных выше мероприятий, а также процесса выбора специальных стратегий администрирования налога на добавленную стоимость осуществляют структурные подразделения УФНС по Смоленской области и территориальные ИФНС.
Данная работа основана на предоставлении стандартной информации от налогоплательщиков и внешних организаций. Непосредственно выбор специальной стратегии администрирования НДС осуществляется в рамках работы территориальных ИФНС отделами работы с налогоплательщиками, камеральных проверок, выездных проверок.
Следует учитывать, что проведение указанных выше мероприятий предполагает внесение корректировок в действующие локальные нормативные акты ИФНС, в частности, в положения об отделах и должностные инструкции сотрудников. Текущие и перспективные планы работы территориальных налоговых органов потребуют корректировки в части включения в них мер осуществления специальных стратегий администрирования НДС.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.: [принят
Государственной Думой ФС РФ 16 июля 1998 г.].
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г.: [принят
Государственной Думой ФС РФ 19 июля 2000 г.].
V.A. Gladkov
The special strategies of VAT administration.
The article describes the special strategies of VAT administration.
Key words: the value-added tax, administration of the VAT, special strategy.
УДК 336.226.322
В.А. Гладков, зам. начальника отдела камеральных проверок,
8(952) 991-46-85, [email protected], (Россия, Смоленск, ИФНС России № 6 по Смоленской области)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Представлена система показателей оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налогоплательщик, оценка состояния уплаты НДС.
Качество администрирования налога на добавленную стоимость является интегральным показателем. Главную составляющую в ее оценке играет образование недоимки по налогу.
На факт образования недоимки, а также ее динамику влияют различные причины. На основании имеющейся у налоговых органов Смоленской области налоговой и статистической отчетности за 2007-2009 гг. путем обобщения и систематизации были выявлены следующие причины, влияющие на изменения в объеме, составе и структуре недоимок по вышеуказанному налогу. К их числу относятся:
- неправильное определение налоговой базы налогоплательщиком;
- отсутствие средств на расчетном счете;
- необоснованный возврат налога из бюджета;
- уклонение от налогообложения;
- недостаточная информированность налоговых органов о налогоплательщике.
Вышеуказанные аналитические данные представлены в таблице.