© С.В. Красильников, 2013 УДК 340.6
С.В. Красильников
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Кафедра уголовно-правовых дисциплин (зав. кафедрой - А.Е. Некрасов) Ижевского юридического института (ф) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» В статье приведены вопросы взаимодействия разных служб и ведомств при расследовании преступлений на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, расследование преступлений.
SPECIAL KNOWLEDGE AT INVESTIGATION OF CRIMES ON RAILWAY TRANSPORTATION
S.V. Krasilnikov
In article questions of interaction of different services and departments are resulted at investigation of crimes on a railway transportation transport.
Key words: railway transportation transport, investigation of crimes.
При расследовании преступлений на транспорте наряду с судебно-медицинским познаниями востребованы криминалистические средства и методы, которые определяются Конституцией РФ, в частности, нормами, регламентирующими права и обязанности граждан, обеспечивающими гарантии соблюдения их свобод и законных интересов; нормами Уголовно-процессуального кодекса, определяющим общие задачи судопроизводства - объективное, всестороннее и полное расследование преступлений, изобличение виновных и обеспечение неотвратимости их наказания. Кроме того, задачи криминалистических подразделений линейных органов внутренних дел на транспорте регламентируются Федеральным законом «О полиции» № З-ФЗ от 07.02.2011 г.; Приказом МВД РФ от 1 июня 1993 года «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ»; «Наставлением по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел» (Приложение к данному приказу). Организационное и методическое обеспечение реализации процессуальных норм регламентируются ведомственными нормативными актами.
На долю экспертно-криминалистических подразделений приходится около 80% экспертиз и предварительных исследований, проводимых в РФ по уголовным делам, и примерно такой же объём работы, связанной с участием в осмотрах мест происшествий и в иных следственных действиях. Осмотр места происшествия нельзя заменить никакими другим следственным действием. В ходе осмотра проводится исследование фактических данных, которое невозможно получить из других источников. Ошибки, допущенные при первоначальном осмотре места происшествия, часто невозможно исправить даже при повторном осмотре.
Сотрудники экспертно-криминалистических
подразделений привлекаются в качестве специалистов к осмотрам мест происшествий в случаях, требующих квалифицированного применения криминалистических средств и методов, определяемых следователем.
Для своевременного привлечения работников экспертных подразделений к участию в осмотре мест происшествий организуется их дежурство в составе следственно-оперативных групп при дежурных частях линейных управлений (отделов) министерства внутренних дел России на транспорте. При необходимости в состав следственно-оперативной группы включается судебно-медицинский эксперт.
Нужно отметить, что следственно-оперативная группа, выезжающая на место преступления, формируется, как правило, на время суточного дежурства. Подбор
участников группы часто бывает случайным, так как определяется графиком дежурств. При этом трудоемкая и сосредоточенная работа нередко выполняется в необычных, а иногда неблагоприятных условиях: значительная отдалённость объекта осмотра от дежурной части, плохая погода, недостаток освещения, многочисленность и многообразие объектов осмотра. Нередко участие судебно-медицинского эксперта связано с его выездом в отдаленные места Горьковской ЖД. В случаях наиболее часто встречающихся краж грузов из подвижного состава следователю и специалисту необходимо знать ряд обязательных условий проведения осмотра, а именно:
- при отсутствии внешних повреждений крытого вагона или контейнера осмотр всегда начинается с установления факта наличия или отсутствия, а также повреждений запорно-пломбировочного устройства (ЗПУ), а уже после этого поверяется исправность стен, потолка, пола, люков, дверей и запирающих устройств, независимо от способа проникновения в вагон или контейнер;
- в случае обнаружения пролома, проруба или пропила стенок вагона или контейнера в первую очередь осмотру подлежит внешняя сторона повреждения.
Эксперт-криминалист, привлекаемый к осмотру, должен четко осознавать, что только от его квалификации и профессионализма зависит полнота реализации возможностей технико-криминалистических методов и средств. Именно его специальные знания позволяют получать незаменимые по своей ценности доказательства, без которых даже выявленный впоследствии преступник может избежать наказания. Также очень важно, чтобы работа специалиста на месте происшествия не была сведена на нет некачественным составлением документов или упущением важных деталей, установленных в процессе осмотра. Протокол осмотра места происшествия оформляется в ходе осмотра или сразу после его окончания. Всё обнаруженное при осмотре описывается в той последовательности, в которой осматривалось, и в том виде, в каком наблюдалось в момент осмотра.
Участвуя в осмотре места происшествия, эксперт приходит к определённым предварительным выводам, относящимся к преступному событию. Все предположения специалиста в протоколе осмотра места происшествия не отражаются, потому что данные факты требуют дополнительной проверки в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий. На основании результатов осмотра и предварительных исследований эксперт-криминалист совместно со следователем и оперативным сотрудником планирует последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия на основании выдвигаемых версий.
Необходимо отметить, что в структуре преступности на объектах транспортного комплекса по-прежнему доминирующее место занимают кражи. По официальным данным Главного управления на транспорте МВД России за первое полугодие 2012 года общее количество краж составило 33 % от всех зарегистрированных преступлений [3]. Кражи грузов могут совершаться как со стационарных объектов железнодорожного транспорта (грузовые дворы, склады, контейнерные площадки и т.д.), так и с подвижного состава.
Если же кража произошла из подвижного состава, то кроме осмотра контейнера или вагона следователю необходимо определить участок железной дороги, где могла произойти кража, и где могли быть обнаружены орудия преступления, куски упаковки, тары и другие вещественные доказательства, имеющие отношения к преступлению.
Довольно часто следователю или эксперту-криминалисту приходится осматривать участок железнодорожного полотна иногда в десятки километров, чтобы обнаружить следы преступления. На этом этапе осмотра следователь или лицо, проводящее дознание, определяет систему и последовательность производства осмотра, выбор его исходной точки. Перед началом осмотра следователь должен обеспечить сохранность следов и объектов, чтобы защитить их от случайного повреждения.
Начальная стадия осмотра места происшествия завершается подготовкой технических средств, которые могут потребоваться в ходе осмотра. Обычно используются комплекты приспособлений, имеющиеся в унифицированном чемодане эксперта-криминалиста. Затем производится фото- и видеосъёмка места происшествия. Первоначально производится ориентирующая (показывающая место нахождения вагона) и обзорная (изображающая место преступления в его границах) съёмка. Если место происшествия на одном кадре запечатлеть нельзя, рекомендуется применять панорамную съёмку. На этой стадии осмотра фотосъёмка может дополняться видеозаписью.
Электронный носитель с видеозаписью на основании соответствующего постановления следователя хранится в видеотеке экспертного подразделения и по его требованию или суда предоставляется для демонстрации.
Для ответа на ряд других вопросов эксперт фотографирует с масштабной линейкой (которая закрепляется на поверхности объекта при помощи пластилина, магнита и т.д.) запирающие устройства. При осмотре эксперт совместно со следователем устанавливают соответствие ЗПУ по форме, размерам, цифровым и буквенным обозначениям [1, 2].
Довольно часто кражи грузов преступники совершают именно через боковые и загрузочные люки в крыше вагона. По ряду признаков следователь сразу может дать заключение о факте совершения кражи груза из подвижного состава. О совершении преступления свидетельствует наличие таких признаков, как:
- внешние повреждения вагона или контейнера, включающие в себя повреждение ЗПУ;
- повреждения тары, упаковочного материала и самого перевозимого груза;
- наличие рассыпанного и раскиданного груза, инструментов (орудий преступления) и т.д.;
- наличие отдельных элементов люков и запорных устройств (закидки, винты, крышки);
- наличие посторонних предметов (окурки, спички, веревки, части одежды, обувь и т.д.);
- наличие посторонних предметов, вложенных в упаковку взамен отсутствия груза;
- наличие пустых мест при равномерной укладке мешков, ящиков и т.д.
По мере обнаружения следов необходимо стремиться оценить их с точки зрения происхождения и возможной связи с другими следами, которые необходимо обнаружить.
Кроме того, при описании используются только общепринятые в криминалистике термины, наименования и единицы измерения.
После использования криминалистической техники на месте происшествия осуществляется работа со следами и другими вещественными доказательствами, что является одной из важных сторон технико-криминалистического обеспечения. Любой эксперт или следователь, обнаруживая и изымая следы, должен чётко представлять перспективы их использования.
Для раскрытия краж на объектах железнодорожного транспорта необходимо обнаруживать те следы, которые бы могли служить установлению фактических обстоятельств дела. Анализ современной следственной практики, связанной с хищениями грузов, выявил новые способы совершения преступлений, связанных с использованием современных устройств. Следовательно, всё возрастающая роль совершенствования технико-криминалистического обеспечения, научно - технических средств и методов в раскрытии краж грузов в современных условиях обозначила проблему недостаточной технической подготовленности следователей, экспертов и оперативных сотрудников. Результаты совершенствования криминалистической техники и новых технологий будут действенны только тогда, когда данные новации будут приняты на вооружение всеми линейными управлениями (отделами) на транспорте. Необходимо отметить отсутствие должного взаимодействия между сотрудниками экспертно-крими-налистических подразделений на транспорте и других структур, несогласованность отрицательно проявляется при проведении различного рода сложных экспертиз, предполагающих использование дорогостоящего оборудования и материалов; при вынесении постановлений и утверждении каких-либо иных документов; организации и обеспечении функционирования криминалистических учётов. Всё это в конечном итоге ведёт к затягиванию решения вопросов, связанных с расследованием преступлений.
Литература:
1. Настольная книга следователя. Под ред. А.И. Дворкина. - М., «Экзамен», 2006. - С. 355.
2. Приказ МПС России от 17 июня 2003 г. № 24(в редакции Приказа Минтранса РФ от 03.10.2011 г. № 258) // СПС «Консультант
Плюс».
3. Состояние преступности на транспорте. Пресс-служба Главного управления на транспорте МВД России // Правопорядок на транспорте, 2012. - № 9 (81) - С. 3.