УДК 373.7
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ - СКУЛЬПТУРА, ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И РИСУНОК - В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МНОГОУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ
© Иван Александрович БАШКАТОВ
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, член Союза художников России, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена актуальная проблема повышения качества специальной подготовки выпускников художественно-графических факультетов в условиях перехода на многоуровневую систему обучения.
Ключевые слова: скульптура; пластическая анатомия; рисунок; многоуровневая система обучения; художественно-педагогическое образование.
Сегодня в ситуации модернизации современного художественно-педагогического образования, связанной с переходом на многоуровневую систему высшего образования, призванной решать проблемы нового целе-полагания, новой структуры образования, обновления содержания образования, обновления организационных форм и методов, одной из приоритетных задач является активизация разработки новых технологий подготовки учителя изобразительного искусства на всех его этапах.
Цель многоуровневой структуры педагогического образования - «расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда» [1, с. 51].
Многоуровневое художественно-педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, кроме прочего обеспечивает решение задачи получить обществу специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами.
Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.
Вследствие этого все острее и актуальнее встает проблема сохранения и повышения качества обучения при уменьшении аудиторных часов, отведенных на специальные дисциплины. Общество нуждается в высококвалифицированных кадрах во всех областях науки, образования и искусства, в т. ч. и в области художественно-педагогического образования.
Возникает необходимость повышения уровня художественного мастерства специалистов в сфере художественной и художественно-педагогической деятельности. Кроме того, многоуровневое художественно-педагогическое образование призвано решать задачи университета, с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.
В связи с этим в настоящее время активно ведутся поиски новых путей совершенствования принципов преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на повышение профессионального мастерства художников-педагогов, художников декоративно-прикладного искусства и ху-дожников-дизайнеров.
Скульптура, пластическая анатомия и рисунок относятся к числу основных фундаментальных дисциплин, которые в своей совокупности позволяют наиболее полно изучить окружающую действительность, животный мир и человека в реальном трехмерном измерении. Поэтому в системе специальной подготовки скульптуре, пластической анатомии и рисунку должна отводиться ведущая роль. Чем качественней подготовка по этим
дисциплинам, тем выше профессиональное мастерство не только в изображении человека и животных, но и в способности анализировать, творчески мыслить, создавать и понимать художественные образы.
С. А. Гавриляченко отмечает, что «рисунок изначально склонен к аналитике, к рассудочному выявлению и фиксации конструктивно-изобразительных основ предметного мира» [2, с. 5]. Пластическая анатомия позволяет теоретически изучить конструкцию, строения человека и животных. При помощи скульптуры и рисунка на практике происходит закрепление теоретических знаний по пластической анатомии, кроме того, скульптура позволяет реально почувствовать трехмерность, объем и форму, совокупность этого является стержнем в подготовке будущих специалистов художестве нно -педагогическо -го профиля.
В настоящее время как никогда возникает необходимость определения места и роли этих трех составляющих в новых учебных планах, программах в образовательном пространстве высшей художественно-педагогической школы.
Существуют специальные художественные учебные заведения, которые специально готовят художников по конкретному направлению (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и т. д.) на основе академических принципов обучения. При этом на специальные дисциплины отводится достаточно большое количество часов. Высшие учебные заведения, готовящие специалистов художественно-педагогического профиля, не обладают таким количеством часов на специальные дисциплины. Поэтому встает вопрос, как и насколько профессионально должен быть подготовлен учитель изобразительного искусства в живописи, скульптуре и пластической анатомии, рисунке, декоративно-прикладном искусстве и т. д. То есть вопрос определения оптимально сбалансированного соотношения специальных дисциплин и их содержательной составляющей при небольшом количестве учебных часов, которые отводятся на специальные дисциплины.
Учитель изобразительного искусства в своей педагогической профессиональной
практике сталкивается со всеми видами изобразительного искусства.
А.С. Макаренко утверждал, что «ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела» [1, с. 492].
Выпускник художественно-графического факультета должен владеть всеми видами изобразительного искусства. Учитель должен знать и уметь многое, чтобы на должном профессиональном уровне передавать свои теоретические знания и практические умения в лаконичной доступной форме учащимся той или иной возрастной ступени.
Современные программы по рисунку и скульптуре разных уровней обучения в своем единстве должны придерживаться исторически сложившейся преемственности академического образования и воспроизводить разделение на классы: «образцов», «гипсофигурный», «головной», «фигурный». С. А. Гавриляченко отмечает, что эти «исторические. плодотворно-консервативные методики обладают той степенью законченности и совершенства... их следует поддерживать и сохранять как особую ценность, как своеобразные камертоны, по которым постоянно настраивается образовательная система» [2, с. 6].
Желательно в новых учебных планах для художественно-педагогических вузов определить специальные дисциплины в базовую часть при увеличении аудиторных часов. Недооценка этого в условиях модернизации высшей школы не позволит решить поставленную перед многоуровневой системой художественно-педагогического образования
задачу получения обществом специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами, и непременно приведет к снижению качества подготовки специалистов в сфере художественнопедагогического образования.
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.
2. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке. М., 2010.
Поступила в редакцию 20.10.2011 г.
UDC 373.7
SPECIAL DISCIPLINES - SCULPTURE, PLASTIC ANATOMY AND IMAGE - IN CONDITIONS OF PASS TO MULTI-LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM
Ivan Aleksandrovich BASHKATOV, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Fine Art Department, Member of Russian Artists Union, e-mail: [email protected] The article considers the actual problem of rise of quality of special preparation of graduates of art and graphical faculties in conditions of pass to multi-level educational system.
Key words: sculpture; plastic anatomy; image; multi-level educational system; artistic and pedagogical education.