УДК 373.7
СКУЛЬПТУРА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Иван Александрович БАШКАТОВ
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, член СХ России, e-mail: bashkatov_ivan@mail.ru
В статье поднимается проблема профессионального обучения будущих учителей изобразительного искусства и эстетического воспитания учащихся школы средствами скульптуры, раскрывается необходимость использования теоретического и практического потенциала занятий скульптурой, изучения ее специфики как вида изобразительного искусства.
Ключевые слова: скульптура; обучение; учитель изобразительного искусства; эстетическое воспитание.
Большинство людей, профессионально занимающихся искусством, и людей, так или иначе соприкасающихся с ним, воспринимают произведения скульптуры, не задумываясь о значении ее формы и содержания, не говоря уже о профессиональном исполнении, стиле и чувстве материала. Это связанно с тем, что в общеобразовательной школе и во многих высших учебных заведениях художественно-педагогического профиля, готовящих учителей изобразительного искусства, не уделяется должного внимания формированию понимания пластических видов искусства. Эта проблема должна постепенно решаться на каждой ступени художественного образования, начиная с общеобразовательной школы.
Занятия скульптурой развивают у детей чувство пластической формы и материала, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе. Скульптура, как и другие виды изобразительного искусства, воспитывает эстетический и художественный вкус детей, закладывает серьезную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах.
Художественное образование направленно не только на формирование эстетических чувств, эмоционального отношения к окружающему миру, но и на активизацию мысли учащихся, развитие способности к деятельности, к творчеству.
В процессе приобщения детей к художественному творчеству лепка и скульптура занимают свое особое место. В них может фокусироваться способность детей образно
мыслить и образно представлять увиденное. Ведь тот или иной объект недостаточно просто правильно отобразить, необходимо и воплотить в скульптуре определенный художественный замысел, выразить свое отношение к изображаемому. В тематических заданиях важно ставить перед учащимися задачу на решение современных содержательных и актуальных тем.
Каждый детский возраст проявляет себя неповторимым образом, в специфических способностях, возможностях и потребностях. Возрастные особенности будущему учителю изобразительного искусства надо знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать, решая разные задачи при обучении скульптуре. В любом возрасте каждый ребенок имеет свои способности в той или иной деятельности. Занятия скульптурой развивают ряд специальных способностей. Прежде всего - чувство глубины формы и ее целостного восприятия.
Для того чтобы то немалое количество часов в общеобразовательной школе, отведенное на занятия лепкой и приобретение теоретических знаний в области эстетики скульптуры, было наиболее эффективно использовано, необходимо, прежде всего, достойно подготавливать кадры будущих ху-дожников-педагогов, которые непосредственно изучают скульптуру как специальную дисциплину.
Курс скульптуры в педагогическом университете - неотъемлемая часть профессиональной педагогической подготовки учителя изобразительного искусства. Объемнопластическая форма является основным вы-
разительным средством, изучение этой пластической формы - основная цель обучения скульптуре.
Цель скульптуры как учебной дисциплины - изучение законов реалистического искусства, формирование образно-пластического мышления и, как результат, приобретение студентами навыков, необходимых для творческой и педагогической работы. Б.Е. Кап-лянский на занятиях скульптурой ставил задачу «развить у учащегося чувство формы и пропорций, повышать уровень его художественной культуры» [1, с. 55].
Будущие учителя изобразительного искусства должны не только теоретически и ясно представлять методику лепки, но и умело применять свои знания на практике. Для этого задания выполняются в определенной методической последовательности. Про-
грамма курса по скульптуре и пластической анатомии педагогических университетов представлена теоретическими и практическими занятиями. Теоретическая часть занятий - лекции или вводные беседы проводятся при изучении новой темы. Основной частью обучения скульптуре являются практические занятия в мастерских.
Учебная академическая скульптура - это определенная система обучения и воспитания, планомерное изложение знаний и последовательного развития навыков и умений в изучении основ скульптуры, без которых нельзя понять и изучить законы пространственного построения формы и объема.
Курс учебной академической скульптуры ставит перед собой задачу вооружить будущих учителей изобразительного искусства знаниями объективных законов развития и строения формы, основных правил изобразительного искусства в области скульптуры. Кроме практических занятий успешное овладение навыками скульптурного мастерства подразумевает изучение ряда теоретических дисциплин: пластической анатомии, истории искусства, технологии обработки различных материалов. Их комплексное изучение помогает осмыслить окружающий мир, понять закономерности развития пластического языка изобразительного искусства.
Без изучения пластической анатомии занятия скульптурой, в частности связанные с изображением человека, животных, принесут очень мало пользы. Для того чтобы работать
над скульптурой, нужно иметь представление о строении и форме костей и мышц. Следует обратить внимание на то, что знание костной системы человека или животного более важно для скульптора, чем знание мышечной системы. Анатомия учит нас общим законам человеческих форм, а при выполнении живой модели применяемые законы должны видоизменяться в связи с индивидуальными особенностями изображаемой натуры. Пластическая анатомия является одним из важнейших разделов в процессе освоения скульптуры. Занятия скульптурой должны быть неразрывно связаны с изучением пластической анатомии. Процесс выполнения каждого практического задания должен основываться на повторении и закреплении ранее изученного материала.
Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Говоря о скульптуре, мы предполагаем, в первую очередь, развитие чувства формы, объема и пространства. Развиваемое на занятиях по скульптуре пространственное мышление помогает освоению других специальных дисциплин. На занятиях скульптурой студент имеет дело с реальным объемом, изучив который, легче выполнить грамотный рисунок, создавая иллюзию объема на листе бумаги. Задания по скульптуре в ходе учебного процесса должны постепенно усложняться, нельзя допускать нарушения последовательности в усложнении практических заданий.
Скульптура как вид изобразительного искусства неразрывно связана с материалом. Чувство материала в скульптуре является важным качеством, которое необходимо формировать. С целью развития этого чувства нужно знакомиться с особенностями художественных и конструктивных возможностей различных скульптурных материалов на примере классических образцов высокого искусства, которые нужно изучать, посещая музеи и выставки. Н.В. Томский в своей книге «Заметки скульптора» пишет: «Общение с искусством, как и общение с природой, духовно обогащает нас, расширяет наш кругозор, учит тоньше чувствовать» [2, с. 6].
Изучение скульптуры в педагогическом университете начинается с классических античных образцов, которые наполнены пластическим содержанием, глубоким смыслом и простотой исполнения. Глядя на эти произ-
ведения, копируя их в глине, студенты должны научиться понимать их эстетику, их сущность и содержание.
Студенты на занятиях скульптурой при практической работе должны почувствовать, что скульптура - целая философия, целый мир, который включает в себя не только пластические характеристики строения человека, животного, но и образно-эстетическое решение, подчиненное тому или иному материалу (бронза, камень, дерево). Художественное творчество ограниченно лишь внутренней задачей - выявить общее, наиболее ценное, совершенное в природных явлениях и выразить его в эстетически значимых формах. От интерпретации эстетической сущности категории мастерства во многом зависит и теоретическое понимание творческого процесса в искусстве, и основная практическая направленность всей работы художни-ка-педагога.
Будущий учитель должен приобрести знания и навыки в области скульптуры, чтобы умело организовать руководство занятиями лепкой с детьми. Все занятия скульптурой в общеобразовательной школе должны строиться по принципу последовательного усложнения работы - от простого к сложному. Большое место в процессе обучения должно занимать изучение и изображение человека - главного объекта скульптуры. Нужно не только научить детей работать с глиной и пластилином, но и научить их ана-
лизировать и понимать произведения скульптуры. Придя в школу, такой учитель непременно донесет до учащихся смысл скульптурного произведения, его красоту, эстетику и содержание. Быть зрителем - это искусство. Но не менее справедливо и другое. Все ученики - зрители, быть зрителем -это наука, культура, знание. Их важнейшим компонентом является эстетическое понимание творчества.
К страшным последствиям приводят некомпетентность, неосведомленность большинства людей в области пластического искусства скульптуры, что свидетельствует о недостатке элементарной осведомленности и образованности в сфере эстетического воспитания. Настораживает, что подобная тенденция проявляется в начале XXI в. А ведь культура, искусство, язык - это главные показатели духовной полноты и нравственности. Эстетическое понимание окружающего нас мира закладывается с первых дней жизни ребенка, и общение с учителем-профессиона-лом своего дела играет в этом очень важную роль.
1. Советская скульптура-8. М., 1984.
2. Томский Н.В. Заметки скульптора. М., 1965.
Поступила в редакцию 26.04.2011 г.
UDC 373.7
Sculpture as indispensable part of preparation of arts teacher
Ivan Aleksandrovich BASHKATOV, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Arts Department, Member of Russian Agriculture, e-mail: bashkatov_ivan@mail.ru
The article raises the problem of professional studying of future teachers of arts and esthetic education of students of school by means of sculpture, reveals the necessity of use of theoretical and practical potential of studies of culture, studying of its specifity as type of arts.
Key words: sculpture; studying; teacher of arts; esthetic education.