Виктимология 3(9) / 2016, с. 72-77
Юрова К. И.
СПЕЦИАЛЬНО -КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, посвященные специально - криминологическому предупреждению преступности иностранных лиц в Российской Федерации. Отмечена необходимость внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, с целью повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией, пресечения деятельности организованных преступных группировок. В целях совершенствования специальной профилактики преступности иностранных мигрантов выделены специальные направления предупредительной деятельности в отношении данной категории лиц.
Ключевые слова: преступность, предупреждение преступности, профилактика правонарушений, мигранты, иностранные лица.
Несмотря на постепенное восстановление в России системы предупреждения преступности, включая предупредительную деятельность правоохранительных органов, Межведомственной комиссии по социальной профилактике правонарушений Правительства Российской Федерации, принятие в ряде субъектов Федерации и муниципальных образовании нормативных актов об участии населения в обеспечении общественного порядка и восстановлении органов специальной юрисдикции с профилактическими функциями, остро ощущается необходимость в расширении правовой базы и масштабов применения предупредительных мер.
Профилактические возможности общих мер не абсолютны, они имеют свои пределы. В отличие от общесоциальных мер предупреждения, специальная профилактика обладает собственным содержанием, связанным со спецификой тех криминальных явлений, на которые эта профилактика направлена. Специальное предупреждение преступности предусматривает меры по ограничению рас-
пространенности перечисленных явлений путем воздействия на соответствующие группы повышенного риска и на конкретных их представителей, а также воздействие на причины и условия, продуцирующие эти явления и, наконец, воздействие на связи этих явлений с преступностью [2, с.241-242].
В отличие от мер предупреждения общесоциального характера, криминологическая профилактика преступности имеет ряд собственных характеристик:
а) направленность принимаемых мер именно на предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений. Иными словами, объем целей, несмотря на их значимость для нормальной жизнедеятельности общества, существенно уже, чем мероприятий, реализующих общесоциальное предупреждение. Они носят, в буквальном смысле, специальный характер, привязаны непосредственно к борьбе с преступностью и только к ней;
б) арсенал средств специальной профилактики характеризуется соответственно взаимодействием управленче-
ских, воспитательных и правовых мер, рассчитанных именно на воздействие на преступность, ее отдельные виды или недопущение конкретных преступлений. Но не только результаты специального предупреждения преступности влияют или должны влиять на мероприятия общесоциального уровня, но и последние служат или должны служить базой для специального предупреждения, в частности, путем использования субъектами специального предупреждения преступности дополнительных целей и ресурсных возможностей, которые открывают те или иные общесоциальные мероприятия. Например, упорядочение процедуры привлечения иностранной рабочей силы — для предупреждения нарушений в области трудового и налогового законодательства; преобразование системы учета и контроля за пересечением государственной границы — для предупреждения и пресечения случаев ее незаконного перехода;
в) субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет одну из основных функций, по крайней мере, указана, как таковая.
Направленность мер криминологической профилактики, как мер специального назначения, такова, что осуществлять подобные меры уполномочены исключительно государственные службы, хотя и с опорой, в ряде случаев, на те или иные общественные институты. В отношении мер криминологической профилактики преступности мигрантов можно сказать, что их разработка, планирование и применение почти целиком возлагаются на Министерство внутренних дел и Федеральную миграционную службу. Это сужает круг профилактических мер. С учетом масштабов миграции в России, сосредоточение задач профилактики в рамках одного ведомства снижает ее эффективность. Криминологическая профилактика преступности иностранных мигрантов, предотвращение расширения» ее масштабов должны также осуществляться и в рамках деятельности Федеральной миграционной службы и Федеральной таможенной службы.
Так, наличие адекватной материально-технической базы для деятельности данных государственных служб на этапе
пограничного контроля способно значительно снизить число таких преступлений, как незаконное пересечение государственной границы РФ, таможенных преступлений, в том числе контрабанды, и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия.
Специальное, целенаправленное предупреждение преступности имеет три основных объекта непосредственного воздействия. В первую очередь, речь идет о так называемых социальных патологиях, т.е. процессах и явлениях, в которых реализуются формы поведения определенных групп населения, служащие питательной почвой, «фоном» преступности. К таким формам относятся пьянство и алкоголизм, потребление наркотических средств и других одурманивающих веществ без медицинских показаний, бродяжничество и попрошайничество, проституция, бытовое дебоширство и мелкое хулиганство.
В перечень фоновых явлений входят не все правонарушения, предусмотренные гражданским, семенным, трудовым, административным законодательством, а лишь те, которые непосредственно создают мотивацию и ситуацию совершения преступлений. Именно здесь просматриваются рамки предмета криминологии и основанной на ее положениях деятельности в области специального предупреждения.
Рост преступности мигрантов, рост числа мигрантов, вовлекаемых в деятельность этнических организованных преступных формирований, во многом связан с наличием обширной маргинальной среды, в которой оказываются мигранты. Обширной такая среда становится в силу, избыточной концентрации мигрантов в том или ином регионе.
Такая среда благодатна и для ранее упомянутых «фоновых» явлений. Будучи одним из наиболее социально неблагополучных слоев современного общества, мигранты в значительно большей степени подвержены воздействию «фоновых» явлений, чем местные жители. Вместе с тем, учет неблагоприятного воздействия таких явлений на количественные и качественные показатели преступности мигрантов не имеет своей особенности. Точная оценка влияния этого явления на показатели преступности мигрантов представляется затруднительной и мо-
жет быть определена лишь с влиянием миграционной среды в целом.
Возвращаясь к специфике данной категории лиц, и исходя из исследования уголовной статистики, а также этнической составляющей миграционных потоков, можно утверждать, что некоторые, так называемые «фоновые» явления имеют низкое распространение в данной среде. Так проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, редко наблюдаются у выходцев из среднеазиатских республик, а также республик Закавказья, чей удельный вес в общем числе мигрантов довольно высок [4, с. 228-230]. Здесь сказывается культурно - религиозные различия (подавляющее большинство выходцев из среднеазиатских и кавказских республик исповедуют ислам) и стремление к соблюдению ряда религиозных предписаний, в том числе и как один из способов сохранения мигрантом своей идентичности на новом месте. В силу особенностей господствующих в странах исхода мигрантов этой категории морально-нравственных норм, подобные действия встречают крайне негативную оценку со стороны соотечественников и единоверцев, которые в среде мигрантов выполняют также и функции социального контроля.
Ранее перечисленные «фоновые» явления являются частью такого фактора, как обширная маргинальная среда, минимизация влияния которого невозможна без сокращения масштабов самой среды. Необходимость регулирования миграционных потоков и сокращения масштабов данной среды приводит к выводу о необходимости использования в рамках специального предупреждения национального аспекта миграции.
Национальный аспект миграции, и без того осложненный комплексом нерешенных проблем, на фоне современной внутри - российской обстановки в области межнациональных отношений, испытывает также значительное давление политических факторов. Это приводит к тому, что национально- этнический факторов в области предупреждения преступности не оценен и не раскрыт. Между тем, объективные исследования в этом направлении и их результаты имели бы огромное значение с точки зрения криминологии.
Работа с существующими в Московском регионе этническими диаспорами,
подкрепленная информационной составляющей мероприятий общей профилактики, реализовала бы такую функцию диаспор, как социальный контроль за занятиями и поведением ее представителей, в том числе и вновь прибывших на территорию региона. Учет морально-этических норм жителей стран-поставщиков мигрантов, диалог власти и религиозных организаций способен помочь массовому формированию у иностранных граждан позитивных морально-нравственных установок и негативного отношения к нарушениям законов страны пребывания.
Значительный предупредительный эффект способно дать возвращение в правовое поле трудовых отношений.
Таким образом, главные усилия в области специального предупреждения преступности иностранных граждан должны сосредоточиться на декриминализации рынка иностранной рабочей силы (с внесением ранее упомянутых изменений в законодательстве) и сокращении масштабов маргинальной среды мигрантов и продуцируемых, ею фоновых явлений [2, с. 89].
Говорить о полноценной последовательной реализации мер специального предупреждения преступности мигрантов затруднительно, поскольку в настоящее время такая последовательность по целому ряду причин отсутствует. Так, проведение воспитательной работы среди мигрантов с целью предупреждения административных правонарушений, связанных с нарушением порядка пребывания на территории региона, а также контрольно-ревизионная, деятельность правоохранительных органов проводится крайне неэффективно. Между тем, контрольно-ревизионное и воспитательное направления специального предупреждения преступности иностранных граждан несут в себе значительный антикриминогенный потенциал.
Регулярные и внеплановые ревизии и проверки соблюдения действующего гражданского, трудового, жилищного законодательства в местах скопления мигрантов, прибытия новых мигрантов в регион способны если не искоренить, то сделать невыгодными и существенно снизить число нарушений и преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, торговли людьми, организации незаконной миграции.
Отдельного упоминания заслуживает планирование и реализация мер криминологического предупреждения на индивидуальном уровне. Целью мероприятий на этом направлении служит минимизация влияния наиболее острых источников неблагоприятного воздействия на неустойчивых лиц и устранение наиболее интенсивных криминогенных факторов. В рамках криминологической науки особое значение при реализации индивидуального предупреждения приобретает тезис о социальной значимости принципа неотвратимости наказания. При этом имеется в виду не только уголовное наказание, но и социальное осуждение, противоправного поведения, создание отрицательного нравственно-психологического отношения к негативным явлениям.
В силу высокой мобильности мигрантов и анонимности их пребывания, потенциальный эффект мер индивидуального предупреждения невелик. Кроме того, социальное осуждение того или иного антиобщественного или противоправного поведения, мигранта может производить необходимый эффект лишь на уровне его микросреды, так как значимая культурная дистанция, существующая между значительной частью мигрантов и местным, населением, исключает воздействие на них со стороны местных жителей. Местные жители, их традиции, обычаи и культурно-нравственные установки на фоне их враждебного отношения к приезжим, принявшего повсеместный; характер, ни в коем случае не могут восприниматься мигрантом как то общество, в котором он стремится существовать, перенимая существующие правила поведения и моральные ценности. Это подтверждается также ростом числа конфликтов между местными жителями и мигрантами. Данные исследования общественного мнения в Московском регионе показывают, что культурная дистанция является причиной таких конфликтов почти в 60% случаев [3, с. 222-226], а 94% респондентов считают интеграцию мигрантов в той или иной форме в жизнь региона маловероятной либо невозможной.
Таким образом, применение мер индивидуального предупреждения в рамках среды мигрантов представляется максимально ограниченным. Значительно больший эффект может быть достигнут
при смещении акцента криминологической профилактики на уровень коллективов мигрантов (к таковым могут быть отнесены группы трудовых мигрантов, занятых, например, в строительной сфере).
Наконец, очевидна необходимость внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, с целью повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией, пресечения деятельности организованных преступных группировок, способствующих незаконному пересечению границы и торговли людьми.
Мигранты, в особенности, иностранные граждане, субъекты внешнего миграционного обмена, несомненно, являются группой повышенного риска [1, с. 64], в отношении этой группы применение мер специального предупреждения преступности является приоритетным направлением.
На примере Московского региона, с характерной для него повышенной концентрацией приезжих, высоким удельным весом иностранных граждан в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, значительным числом нелегальных мигрантов, в целях совершенствования специальной профилактики преступности иностранных мигрантов, можно выделить следующие направления предупредительной деятельности в отношении данной категории лиц:
• организация системы взаимодействия органов внутренних дел с иными государственными службами, полномочными в вопросах миграции и трудоустройства населения;
• организация на постоянной основе предоставления паспортно-визовыми управлениями криминологически значимой информации о мигрантах в территориальные подразделения органов внутренних дел, помимо совместного проведения специальных мероприятий. Под криминологически значимой информацией подразумеваются сведения различного характера, в том числе о местах концентрации мигрантов, об интенсивности правонарушений за отдельный период времени, о количественном соотношении различных видов правонарушений и иные, необходимые для эффективного планирования криминологической профилактики;
• совершенствование регистрационного учета, создание условий для регистрации мигрантов непосредственно по прибытии на территорию региона;
• повышение эффективности контроля за соответствием мест фактического проживания мигранта и адреса, указанного при регистрации. Отмена положений, позволяющих гражданам ряда стран СНГ находиться на территории России без регистрации по месту пребывания в течение 90 дней;
• организация взаимодействия с органами внутренних дел по установлению фактов незаконного проживания на территории региона различных категорий мигрантов;
• проведение регулярных ревизий малозаселенных и пустующих домов, а также зданий и построек, не относящихся к категории жилого фонда;
• совершенствование существующей системы ревизий проводимых в местах активного использования труда мигрантов (рынки, вокзалы, стройки, транспортные депо, предприятия розничной торговли, пищевая промышленность);
• усиление контроля за функционированием региональной транспортной инфраструктуры (поезда, самолеты, рейсовые автобусы, с учетом основных направлений миграционных потоков в регионе;
• тщательная работа, проводимая как с местным населением (информирование о «телефонах доверия», взаимодействие со средствами массовой информации, профилактическая деятельность участковых), так и с самими иностранными гражданами. Одним из необходимых шагов в рамках работы на этом направлении представляется существенное расширение штата участковых инспекторов и повышение уровня их оснащенности.
• активное привлечение сил общественности в выявлении фактов преступ-
ного поведения мигрантов, установлении мест незаконного проживания;
• активизация работы с существующими в регионе национальными диаспорами с целью предупреждения деятельности этнических организованных преступных формирований.
• пресечение деятельности организованных преступных, формирований, «специализирующихся» на организации незаконного пересечения государственной границы, изготовлении поддельных документов, позволит гораздо чаще предотвращать проникновение и пребывание на территории России лиц, заинтересованных в сокрытии факта своего пребывания в целях облегчения дальнейшей преступной деятельности, занятий проституцией и попрошайничеством.
• ужесточение административной ответственности за предоставление жилых помещений для проживания лиц, официально не зарегистрированных в ФМС России;
• ужесточение ответственности руководителей предприятий, привлекающих к проведению работ мигрантов, официально не: зарегистрированных в территориальных органах ФМС города, региона, области, округа;
• ужесточение ответственности за продажу поддельных разрешений на работу, регистраций и иных поддельных документов, легализующих пребывание лица, находящегося на территории страны;
Последовательная реализация данных мер специальной профилактики, наряду с изменением модели миграционного контроля и формированием государственной миграционной политики, распределением между федеральным центром и субъектами РФ полномочий в области миграционных процессов способна в недалекой перспективе привести к необходимому антикриминогенному эффекту.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бойченко О.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами в условиях сверхкрупного города. — М., 2009.
2. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. — М, 1998.
3. Юрова К.И. Классификация лиц, прибывающих для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно - практической конференции (28 июля 2016 г, г. Уфа). В 2 ч. Ч.2 - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - 294 с.
4. Голодок А. А., К. И. Юрова. Понятие реализации права в теории права//Проблемы взаимодействия науки и общества: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей - Уфа: Омега-Сайнс, 2016. — 216 с. С. 153-155.
ЮРОВА Ксения Игоревна, декан факультета экономики и права ОЧУ ВО «Московский инновационный университет», кандидат исторических наук, г. Москва E-mail: [email protected]
Yurova K. I.
SPECIFICALLY -CRIMINOLOGICAL PREVENTION OF CRIME OF FOREIGN CITIZENS
The paper discusses topical and important issues devoted to the specially -criminological prevention of crime of foreign citizens in the Russian Federation. The necessity of amending the criminal and criminal procedural legislation, with the purpose to increase the efficiency of combating illegal migration, prevention of the activities of organized criminal groups. In order to improve the special preventive measures for foreign migrants' crime a special area of preventive activities in relation to this category of persons is allocated.
Keywords: crime, crime prevention, delinquency prevention, migrants, foreign persons.
YUROVA Kseniya Ig., Ph. D., the Dean of the Faculty of Economics and Law EPI HE "Moscow University", Candidate of Historical Sciences, Moscow, Russia E-mail: [email protected]