СПЕЦИАЛЬНОКРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРАЖ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА
ГРАЖДАН, СОВЕРШАЕМЫХ НА
ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ионов Александр Николаевич, адъюнкт кафедры уголовного права
Тюменский юридический институт МВД России
Аннотация. Автором дается общая характеристика детерминант, способствующих совершению преступлений, указывается классификация факторов влияющих на совершению краж личного имущества граждан на железнодорожном транспорте. Раскрываются основные направления повышения эффективности предупредительной деятельности краж личного имущества граждан, совершаемых на железнодорожном транспорте
Ключевые слова: Кража, причины, условия, факторы, предупреждение, железнодорожный транспорт
Контакты автора: ionof@mail.ru
SPECIAL CRIMINOLOGICAL PREVENTION OF THEFTS OF
PERSONAL PROPERTY ON THE RAILWAYS
Ionov Alexander, post graduate student of the Chair of Criminal Law
Tyumen Law institute of the Russian Interior
Annotation. The author gives general characteristics of circumstances leading to committing crimes, he makes up a classification of factors which influence the thefts of personal property of the citizens on the railways. The article deals with the main ways of increasing the efficiency of theft prevention on the railway.
Key words: Theft, reasons, conditions, circumstances, prevention, railway
Для эффективного предупредительного воздействия на преступность в сфере железнодорожного транспорта, в том числе и связанную с кражами личного имущества граждан требуется выявление детерминантов такой преступности. Таким образом, предупреждение преступлений невозможно без изучения детерминант их совершения, поскольку только при целенаправленном воздействии на причины, условия и иные факторы совершения
преступлений можно рассчитывать на их эффективное предупреждение.
В криминологии проблема детерминант является весьма дискуссионной. Одни выделяют причины и условия преступного поведения [9, 786-791], другие общую причину преступности, в которую входит второстепенная причина и ее условие [8, с 13], третьи классифицируют детерминанты преступности на причины, условия и факторы [13, с 130].
Причины преступности это такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Условия преступности не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению [7, с 123], иными словами без условия причина не будет действовать [10, с 213]. Факторы преступности не порождают и не обуславливают ее, они выступают в качестве связующего звена с целым рядом социальных явлений. Кроме того, выделение все возможных детерминант носит весьма условный характер, так как в реальной действительности они существуют в тесной взаимосвязи,
воплощаются в единую криминогенную социальную ситуацию [13, с 130]. В последнее время получила распространение точка зрения ученых, описывающих детерминанты преступного поведения с помощью причинного комплекса факторов разделяя их на уровни [5, с 21-23; 6, с 13-16]. Указанная позиция видится нам наиболее приемлемой для описания явлений и процессов, которые способствуют совершению краж на железнодорожном транспорте. К факторам, способствующим совершению краж личного имущества граждан следует отнести:
1. Безответственное отношение граждан к сохранности своих личных вещей и документов.
Кражи на объектах транспорта совершаются в основном у граждан не уделяющих должного внимания своим личным вещам, в результате чего у них похищаются сумки чемоданы, пакеты, которые они оставили без присмотра у скамеек для отдыха в зале ожидания, столиков в закусочных, билетных касс [4, с 131]. Так, М. в кассовом зале железнодорожного вокзала станции Тюмень воспользовавшись сном гражданина К. похитил у последнего куртку и портфель [2]. Проведенный нами опрос граждан показал, что 64,6% видят основной причиной совершения краж безответственное отношение пассажиров к сохранности своих личных вещей и документов. Практически такие же показатели (54%) были получены и в результате опроса сотрудников правоохранительных органов.
В любое время в здании железнодорожного вокзала можно наблюдать скопление людей (имеющих при себе материальные ценности), покупающих билеты, дожидающихся прибытия своего поезда, провожающих своих родственников, друзей
Ионов А.Н.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРАЖ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА
и.т.д. Однако, немалое количество лиц находятся на железнодорожном вокзале и прилегающей к нему территории бесцельно, занимающихся бродяжничеством. Такие лица, как правило, совершают кражи у спящих пассажиров. Дело в том, что не на всех вокзалах действует система пропускного режима, запрещающая находиться на его территории при отсутствии билета на поезд. Представляется необходимым установление системы пропускного режима на всех крупных железнодорожных вокзалах и станциях. Целесообразна установка технического оборудования отвечающего всем современным требованиям, в здании вокзалов, станций и прилегающей к ним территории, это будет способствовать раскрытию краж, и оказывать профилактическое воздействие на лиц склонных к совершению преступлений. Необходимо поддержание их в рабочем состоянии, так как осведомленность о сбоях в работе технических средств, может выступать дополнительным стимулом для совершения преступлений, в том числе и краж.
Нередко лица, у которых похищается имущество, находятся в состоянии алкогольного опьянения. Общеизвестно, что состояние опьянения вызывает резкое ослабление привычных связей и представлений, понижает контроль над своим поведением и возможность противиться постороннему влиянию, приводит к потере чувства ответственности [11, с
7].
Кражи у лиц находящихся в нетрезвом состоянии происходят как в здании вокзалов, станций так и в пассажирских поездах. Чаще всего похищаются сотовые телефоны, деньги, одежда. Так, например, К., познакомился с Л. в здании железнодорожного вокзала на станции Тюмень. На вокзале К. и Л. вместе употребляли алкогольные напитки. Когда они сели в поезд, К. похитил сотовый телефон у Л. находящегося в состоянии алкогольного опьянения [3] 1.
Наиболее действенной мерой предупреждения краж в пассажирских поездах представляется оборудование каждого купе специального вагона одной камерой хранения на человека, а также установка одной камеры хранения (сейфа) в купе проводника в остальные типы пассажирских вагонов, с целью повышения эффективности сохранности личных вещей пассажиров. Разумеется, необходимо внесение дополнения в должностную инструкцию проводника пассажирского поезда, которая будет устанавливать ответственность за утрату имущества пассажиров взятого на временное хранение под охрану.
2. Недостатки в деятельности сотрудников милиции, связанные с охраной общественного порядка в поезде, как во время движения, так и во время его стоянки, а также касающиеся взаимодействия
1 Архив Тюменского ЛУВД на ЖВВТ за 2006 год / Уголовное дело № 9302.
нарядов милиции с проводниками вагонов, другими членами поездной бригады, работниками вагона-ресторана. Так, например, совместный приказ регулирует порядок взаимодействия наряда сопровождения поезда на остановочных пунктах с сотрудниками ЛУВДТ, ЛОВД, работниками вокзала, посадочными группами во время стоянки и при отправлении поезда [12]. Такое взаимодействие не всегда возможно, так как посадочные группы зачастую отсутствуют на месте несения службы, а силами наряда сопровождения поезда невозможно контролировать весь подвижной состав во время стоянки с целью недопущения совершения преступлений.
Сотрудники поездных бригад не выполняют в полной мере возложенные на них обязанности. Так, например, проводники в ночное время не контролируют все передвижения пассажиров по вагону и пассажирскому поезду, не проверяют свободные купе, служебные и технические помещения (коридоры, тамбуры, туалеты), в удобном же случае они сами совершают кражи.
В дневное время они не препятствуют проникновению посторонних лиц в свой вагон во время остановки или стоянки поезда.
В пути следования они являются наводчиками для преступников (как правило, это происходит в поездах дальнего следования), они осуществляют выбор потерпевшего при своих служебных контактах с пассажирами, так как нередко появляется возможность узнать о содержимом кошелька, сумки и.т.д. [1, с 47].
Видится, что для более слаженной работы транспорта и уменьшения количества краж в поездах необходим, прежде всего, качественный подбор кадров, надлежащее взаимодействие между работниками железнодорожного транспорта и сотрудниками транспортной милиции, как в пути следования подвижного состава, так и во время его остановок.
Имеет смысл установление технических средств в особо криминогенные подвижные составы, так как, учитывая масштабы перевозочного процесса в России, оснащение всего пассажирского парка вагонов видится весьма затратным в материальном плане и может себя не оправдать в полной мере.
3. Иные обстоятельства.
Метеорологические условия, не позволяющие железнодорожному транспорту функционировать в нормальном режиме, аварии и крушения поездов, в результате которых наносится материальный ущерб железной дороге и причиняется вред жизни и здоровью людей являются еще одним фактором, детерминирующим корыстную преступность на всех видах транспорта, и на железнодорожном в том числе. На вокзалах, станциях происходит скопление большего количества людей, чем при обычной его работе. Чем больше пассажиропоток, тем
труднее осуществлять функции по охране общественного порядка.
С учетом рассмотренных нами факторов, укажем на то, что кражам личного имущества граждан на железнодорожном способствует виктимологиче-ское поведение потерпевшего с одной стороны, с другой стороны определенное влияние оказывают недостатки в деятельности правоохранительных органов, а также иные обстоятельства.
Литература
1. Аверинская С.А. Виктимологическая характеристика краж, совершаемых на пассажирском железнодорожном транспорте и способы их профилактики (по материалам Восточно-Сибирского региона): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград. 2008.
2. Архив Тюменского ЛУВД на ЖВВТ за 2002 г. / Уголовное дело № 9040.
3. Архив Тюменского ЛУВД на ЖВВТ за 2006 г. / Уголовное дело № 9302.
4. Дубовой И.П. Преступность на железнодорожном транспорте и ее предупрежде-ние: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2007.
5. Кадников Ф.Н. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, связанных с торговлей людьми: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
6. Ким Е.Р. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2006.
7. Криминология: Учебник // Под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
8. Кудрявцев В.Н. Причины преступности в России: Криминологический анализ. М.: Норма, 2006.
9. Кузнецова Н.Ф. Избранные труды. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
10. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М.: Юридическая литература, 1985.
11. Ниедре А. Пьянство и преступность. Рига: Лиесма. 1980.
12. Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. N 142/26 // Российская газета. 2009. 31 марта.
13. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология: общая часть: учебник. Томск: ДиВо, 2007.
Рецензия
Тема научной статьи представляется достаточно актуальной, поскольку объекты транспорта, как места, обладающие большой мобильностью и концентрацией людей и материальных ценностей, всегда находились в поле зрения преступного мира и в наши дни количество преступлений, в том числе и краж на железнодорожном транспорте продолжает расти.
В рецензируемой работе рассматриваются вопросы предупреждения краж личного имущества граждан совершаемых на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, дается классификация детерминант такого преступного поведения.
Изучение представленного материала позволяет согласиться с подходом автора к классификации детерминант и мер предупреждения краж личного имущества граждан совершаемых на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Таким образом, научная статья адъюнкта Ионова Александра Николаевича на тему: «Специально-
криминологическое предупреждение краж личного имущества граждан совершаемых на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта»в целом отвечает требованиям, предъявляемым к трудам подобного рода, и может быть опубликована в жирнале «Черные дыры в Российском законодательстве».
Научный руководитель- профессор кафедры уголовного права ТЮИ МВД России к.ю.н., доцент В.И. Морозов