ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ
SELECTED ASPECTS OF PREVENTION AND PREVENTION OF CRIMES AGAINST OWNERSHIP IN PASSENGER TRAINS
УДК 343.34
W
М.В. СЕРЕГИН
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Seregin.makcum@mail.ru
MAXIM V. SEREGIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
А.Г. ТЕТЕРЮК
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) av_tet@mail.ru
ALEXANDER G. TETERYK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье авторами рассматриваются некоторые аспекты профилактики и предупреждения преступлений против собственности в пассажирских поездах. Актуальность выбранной тематики обусловлена тем обстоятельством, что распространенность поездных краж, их существенный рост в исследуемом периоде не только отрицательно влияют на уровень безопасности железнодорожного транспорта, но и способствуют падению его привлекательности как общедоступной транспортной услуги. Анализируя основные причины, условия, а также мотивы совершения краж имущества в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, авторы формируют образ личности лица, подверженного противоправным посягательствам, а также личностные особенности (типаж) лиц, совершающих противоправные действия данной категории. В статье анализируются наиболее распространенные способы профилактики и предупреждения поездных краж, анализируется профилактическая деятельность отдельных подразделений территориальных органов МВД России на железнодорожном транспорте, а также организаций и работников транспортной инфраструктуры, приводятся основные недостатки в организации профилактической деятельности и предлагаются возможные пути и способы их решения.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, кража, виктимность, наряд сопровождения.
Для цитирования: Серегин М.В., Тетерюк А.Г. Отдельные аспекты профилактики и предупреждения преступлений против собственности в пассажирских поездах // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 19.
Abstract: in the article, the authors consider some aspects of the prevention and prevention of crimes against property in passenger trains. The relevance of the chosen topic is due to the fact that
the prevalence of train thefts, their significant growth in the period under study not only adversely affect the level of safety of railway transport, but also contribute to the decline of its attractiveness as a public transport service. Analyzing the main reasons, conditions, as well as the motives for committing thefts of property in long-distance trains and commuter traffic, the authors form an image of the identity of the person subject to unlawful acts, as well as personal characteristics (type) of persons committing illegal actions in this category. The article analyzes the most common methods of prevention and prevention of train thefts, analyzes the preventive activities of individual units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in rail transport, as well as organizations and workers of the transport infrastructure, summarizes the main shortcomings in the organization of preventive activities and suggests possible ways and means to solve them.
Keywords: railway transport, theft, victimization, maintenance outfit.
For citation: Seregin M.V., Teteryk A.G. Selected aspects of prevention and prevention of crimes against ownership in passenger trains // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 2. P. 19.
Железнодорожный транспорт России представляет собой неотъемлемый сегмент сформировавшейся транспортной системы страны, который выполняет главную роль в осуществлении межрегионального сообщения в Российской Федерации, выраженного в межрегиональном пассажирообороте. Железнодорожному транспорту как обособленной отрасли экономики страны присущи характерные особенности, которые, в свою очередь, обусловливают специфику совершаемых на данном виде транспорта преступлений.
Согласно различным статистическим исследованиям, кража как одна из форм хищения является самым распространенным преступлением против собственности, в общей структуре российской преступности доля краж варьируется на отметке 50%, причем эта тенденция - одна из самых устойчивых, о чем свидетельствует ее сохранение на протяжении десятилетий [2, с. 125]. Сходная тенденция прослеживается и на объектах оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на железнодорожном транспорте, которые, как известно, являются потенциальными местами совершения правонарушений против собственности. Так, в 2018 году на объектах транспорта зарегистрировано всего 38605 преступлений, из них преступлений против собственности 15208 [9]. По результатам исследований, основанных на общероссийских статистических данных о преступности, установлено, что в структуре преступлений против собственности, совершаемых на всех объектах оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на транспорте, удельный вес преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, составляет до 90% [1].
Распространенность поездных краж, их существенный рост отрицательно влияют на уровень
безопасности пассажиров, обостряют боязнь населения за свое имущество, способствуют падению привлекательности если не всего железнодорожного транспорта, то его отдельных криминогенных направлений.
По информации Главного управления на транспорте МВД России, в 2018 году общее количество зарегистрированных преступлений в поездах дальнего следования снизилось на 9,2%, в том числе в сопровождаемых нарядами полиции - на 1,6%, несмотря на столь позитивную динамику мы полагаем, что некоторая часть преступлений остается латентной [5].
Наибольшую сложность в раскрытии и расследовании составляют кражи личного имущества, совершаемые у пассажиров поездов дальнего следования и пригородного сообщения [4]. Специфика данного вида хищения обусловлена множеством различных детерминирующих факторов, которые условно можно разделить на две группы:
1) общие причины для всей корыстной преступности: экономические и правовые условия, кризисные процессы социальных отношений, правовой нигилизм, терпимость к преступлениям и иные негативные социальные проявления;
2) причины, обусловленные технологической спецификой и условиями функционирования железнодорожного транспорта, к которым относятся:
- большой пассажиропоток; количество пассажиров в поезде дальнего следования составляет около тысячи человек, что сравнимо с количеством жителей муниципального образования, при этом в пути следования также происходит пассажирооборот, на остановочных пунктах одни пассажиры выходят из вагона, другие осуществляют посадку на освободившиеся места;
- пассажиры следуют железнодорожным транспортом по самым различным причинам: туристические, отдых, командировка, что, как правило, обусловливает наличие у них при себе значительных сумм денег и иного ценного имущества;
- достаточно быстрое перемещение пассажиров и багажа в пространстве и во времени; высокая провозная способность пассажиров, что в свою очередь негативно влияет на сохранность следов преступной деятельности, а порой и обстановки места совершения преступления.
К общим причинам также следует отнести ненадлежащее исполнение служебных обязанностей работниками поездных бригад. Например, если работники поездной бригады допускают нахождение в вагоне посторонних лиц или осуществляют провоз безбилетных пассажиров, они тем самым не только создают условия для совершения хищений, но и затрудняют процесс его раскрытия. Связано это с тем, что современные информационные технологии позволяют вести учет всех пассажиров [10], следующих в поездах дальнего следования, соответственно, в случае совершения краж у сотрудников, проводящих проверочные мероприятия, есть в наличии информация о потенциальных похитителях. В случае перевозки безбилетных пассажиров или нахождения посторонних лиц в вагонах, например, пропуск работниками поездных бригад во время стоянок поезда лиц, осуществляющих несанкционированную торговлю, информация об указанных лицах попросту будет отсутствовать и они вообще не попадут в поле зрения правоохранительных органов.
По нашему мнению, именно в силу указанной специфики объекты железнодорожного транспорта, включая подвижной состав, круглосуточно находятся в оперативном обслуживании территориальных органов МВД России на железнодорожном транспорте.
Приведенные факторы могут быть конкретизированы в виде отдельных причин и условий, оказывающих влияние на состояние и динамику краж, совершаемых в поездах дальнего следования и пригородного сообщения:
- корыстное поведение в совокупности с убеждением в безнаказанности, особенно в условиях, когда жертвы по различным причинам не сообщают правоохранительным органам об утрате имущества;
- неисполнение работниками поездных бригад служебных обязанностей, выразившееся в недостаточном контроле за обстановкой в вагоне, например, бесконтрольный доступ в вагон посторонних лиц;
- неэффективная деятельность территориальных органов МВД России на транспорте,
порождаемая как объективными, так и субъективными факторами, включая факты укрытия от учета сообщений о пропаже личного имущества пассажиров и работников поездных бригад;
- виктимное поведение жертв исследуемых преступлений, которое выражается как в создании условий для совершения хищения, например, оставление имущества без присмотра, так и в отсутствии контроля за наличием имущества, когда пропажа обнаруживается после поездки, при просмотре ручной клади по прибытию к месту жительства.
К специфике указанных преступлений против собственности пассажиров железнодорожного транспорта следует также относить характеристику потенциального предмета преступного посягательства. Исследовательский интерес представляет структура предмета преступного посягательства, иными словами, что у преступников пользуется «спросом». Некоторые исследователи на основе проведенного анализа отмечают, что среди похищенного устройства мобильной связи составляют около 50%, денежные средства - около 20%; электротехника - около 15%; иное имущество - около 15% [3]. По нашему мнению, это весьма условная оценка, так как приоритеты преступного посягательства также постоянно меняются, при этом места совершения хищений и условия, им способствующие, остаются относительно постоянными. Наиболее привлекательными для совершения преступлений местами в поездах остаются тамбуры, купе, иные общедоступные места, где пассажиры и работники поездной бригады размещают ручную кладь с имуществом, представляющим ценность для потенциальных похитителей. Одним из эффективных способов профилактики поездных краж является правильная организация работы в пассажирских поездах нарядов сопровождения патрульно-постовой службы полиции. Действующие ведомственные1 и межведомственные приказы2 позволяют своевременно выставлять на нужные направления курсирующих поездов наряды сопровождения, при этом у территориальных органов МВД России на
1 Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 27 от 7 июля 2008 г.
2 Приказ МВД России и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1022/487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» // Российская газета. 2014. № 34.
транспорте есть возможность осуществлять как сквозное сопровождение, то есть на всем пути следования поезда от станции формирования до станции назначения, так и по участку, то есть в пределах находящегося в оперативном обслуживания участка железнодорожного перегона. В ходе охраны общественного порядка в поезде сотрудники наряда сопровождения вправе, и даже обязаны, проводить обследование общедоступных мест, своевременно ориентировать работников поездной бригады и пассажиров поезда на недопущение фактов утраты имущества. Если даже при эффективном использовании всех имеющихся профилактических ресурсов нарядом сопровождения факт кражи не удастся предотвратить, то во всяком случае сотрудники полиции будут иметь возможность достаточно быстро зафиксировать признаки совершенного преступления и организовать его раскрытие «по горячим следам».
Преступников, совершающих кражи в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения, следует классифицировать на следующие типы:
- профессионально-корыстный, к этому типу относятся лица, обладающие профессиональными навыками совершения хищений, которые, как правило, не ждут удобного случая или стечения обстоятельств для совершения поездной кражи, а сами их создают или ищут. Преступления, совершенные такой категорией лиц, наиболее трудно раскрываемы;
- ситуативно-корыстный, к этому типу относятся лица, склонные к совершению хищений, но в силу своей природной осторожности совершающие их только при появлении условий. Именно поэтому при проведении розыскных мероприятий по нераскрытым поездным кражам сотрудники оперативных подразделений проверяют на причастность к их совершению ранее судимых за корыстные преступления пассажиров поезда;
- случайно-корыстный, к которому относятся лица, совершающие кражу, как правило, впервые либо ранее не судимые. Совершение поездной кражи случайно-корыстного характера, можно проанализировать на следующем примере: 36-летний уроженец города Орла, выполняя свои функциональные обязанности, заключающиеся в уборке вагонов прибывшего на станцию Орел поезда сообщением Курск - Москва - Льгов, обнаружил в одном из купе мобильный телефон. Впоследствии выяснилось, что гаджет принадлежал Пассажирскому вагонному депо Орел и был оставлен там одним из сотрудников. Недолго думая, уборщик спрятал находку в карман, а в дальнейшем распорядился вещью по собственному усмотрению. В результате преступных дей-
ствий собственнику был причинен имущественный ущерб на сумму свыше 10000 рублей. По данному факту следственным отделением ЛО МВД России на станции Орел было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ (кража, то есть тайное хищение чужого имущества). В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий личность злоумышленника была установлена. Мужчина не стал отрицать своей вины и чистосердечно сознался в содеянном. Суд учел раскаяние обвиняемого и назначил ему наказание в виде судебного штрафа [6].
Виктимность пассажиров железнодорожного транспорта необходимо рассматривать в двух ракурсах:
- как индивидуальную виктимность, под которой, по нашему мнению, необходимо понимать свойство лица, определяемое его социальными, психологическими и иными индивидуальными качествами, которые способствуют в той или иной жизненной ситуации совершению в отношении указанного лица преступного посягательства;
- как видовую виктимность, то есть предрасположенность отдельных людей становиться жертвами преступлений против собственности - краж и грабежей.
Так, например, в пути следования пассажирского поезда сообщением Москва - Санкт-Петербург 34-летний мужчина обнаружил отсутствие своего мобильного телефона и обратился к поездной бригаде с просьбой сообщить о случившемся в полицию. Сотрудники Санкт-Петербургского линейного управления МВД России на транспорте в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установили и задержали подозреваемого в совершении противоправного деяния. Им оказался неработающий 21-летний мужчина. Установлено, что злоумышленник ехал в одном вагоне с потерпевшим и заметил, как тот крепко уснул, при этом мобильный телефон брендовой марки он оставил на видном месте. Воспользовавшись тем, что за его действиями никто не наблюдает, молодой человек присвоил сотовый телефон себе. Сумма ущерба, причиненного потерпевшему, составила 60 тыс. рублей [7].
По инициативе территориальных органов МВД России на транспорте в целях профилактики краж ПАО «Федеральная пассажирская компания» разработан порядок, в соответствии с которым проводится информирование пассажиров по внутрипоездной связи о соблюдении пассажирами правил поведения на железнодорожном транспорте, в том числе сохранности личных вещей и мобильных устройств. В поез-
дах размещаются профилактические стикеры и памятки о недопустимости оставления без присмотра документов, ценных вещей и мобильных устройств. Главным управлением на транспорте МВД России и руководством Управлений на транспорте по федеральным округам принимаются меры по увеличению плотности нарядов полиции на объектах железнодорожного транспорта. Совместно с Росгвардией выработано решение о привлечении военнослужащих и сотрудников спецподразделений к участию в охране общественного порядка на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе поездах дальнего следования [5].
К сожалению, такие мероприятия не всегда приносят ощутимый результат, причина этого заключается в недостаточной активности работников транспорта, более того, иногда жертвами преступного посягательства становятся сами работники транспорта. В дежурную часть Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте поступило телефонное сообщение о том, что в поезде сообщением Санкт-Петербург - Белгород в пути следования у члена поездной бригады пропал мобильный телефон. Потерпевший, поездной электромеханик, пояснил следственно-оперативной группе транспортной полиции, прибывшей на место происшествия, что в пути следования поезда оставил свой мобильный телефон в туалетной комнате, а когда вернулся, его уже не было. В течение часа со времени прибытия поезда на конечную станцию транспортные полицейские нашли украденный гаджет и установили личность похитителя. Им оказался один из пассажиров поезда, 30-летний житель Санкт-Петербурга. Мужчина спрятал телефон в технологическом отверстии потолка в купе. Подозреваемый признал вину и пояснил, что взял мобильный для личного пользования, а увидев полицейских, испугался и спрятал его [8].
Основными субъектами предупреждения названных преступлений должны быть предприятия и организации железнодорожного транспорта, а также правоохранительные органы, прежде всего территориальные органы МВД России на транспорте. В целях предупреждения преступлений имущественного характера в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, по мнению авторов, должны осуществляться следующие мероприятия:
- оборудование общедоступных мест пассажирских вагонов, включая тамбурные помещения, системами видеонаблюдения,
- установка на вокзалах и остановочных платформах систем видеонаблюдения, фиксирующих посадку и высадку пассажиров;
- восстановление системы воспитательной работы в трудовых коллективах предприятий железнодорожного транспорта.
Предупредительная деятельность органов внутренних дел на транспорте по преступлениям, не обусловленным спецификой железнодорожного транспорта, должна осуществляться путем:
- профилактических мероприятий, заключающихся в устранении причин и условий указанных уголовно наказуемых деяний, выявлении лиц, от которых можно ожидать их совершения, и осуществлении на данных лиц предупредительного воздействия,
- оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление замышляемых и подготавливаемых преступлений, на их пресечение и привлечение к ответственности виновных в их совершении;
- осуществления тесного взаимодействия с территориальными органами внутренних дел и предприятиями железнодорожного транспорта.
Центральным звеном в системе специального предупреждения корыстных преступлений против собственности пассажиров должны являться патрульно-постовая служба полиции и подразделения уголовного розыска. Специальное предупреждение краж в поездах дальнего следования осуществляется в трех формах:
- проведение профилактических мероприятий, заключающихся в устранении причин и условий исследуемых преступлений;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление замышляемых и подготавливаемых преступлений;
- виктимологическая профилактика, заключающаяся в профилактических мероприятиях, проводимых работниками железнодорожного транспорта, например, объявления о возможных хищениях, рекомендации по поведению, размещению ручной клади, осмотрительности.
Следует признать, что система мер предупреждения и раскрытия подобного вида краж является недостаточно эффективной. Учитывая, что Россия относится к странам с развитой системой объектов железнодорожного транспорта, можно сказать, что преступность, распространенная здесь, существенно влияет на дестабилизацию обстановки в стране в целом. С целью более эффективного противодействия преступлениям на объектах железнодорожного транспорта, связанным с хищениями, необходимо применять комплекс мер профилактического характера, включающих обучение навыкам профилактики имущественных правонарушений работников поездных бригад.
- Литература -
1. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография. - Иркутск, 2016. - 360 с.
2. Деревянко К.И. Структура преступности на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ). // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 125
3. Мармута И.Л. Предупреждение корыстных преступлений против собственности пассажиров, совершаемых на железнодорожном транспорте: монография. - Москва, 2013. - 160 с.
4. Осипов С.А. Деятельность ОВД на транспорте по предупреждению и раскрытию преступлений на объектах транспортной инфраструктуры / Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник материалов 4-ой Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2014. С. 414-424.
5. О мерах, принимаемых ОВДТ совместно с перевозчиками по обеспечению имущественной безопасности пассажиров поездов [Электронный ресурс] - Режим доступа- https://гутмвд.рф
6. В Орле за кражу на рабочем месте мойщик вагонов получил судебный штраф [Электронный ресурс] - Режим доступа-https://гутмвд.рф
7. В Петербурге по горячим следам раскрыта кража дорогостоящего телефона, совершенная в пассажирском поезде [Электронный ресурс] - Режим доступа- https://гутмвд.рф
8. Сотрудниками транспортной полиции Белгорода по горячим следам раскрыта кража мобильного телефона [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://гутмвд.рф
9. Состояние преступности [Электронный ресурс] - Режим доступа- https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/86824/ (Дата обращения 4 апреля 2019 г.)
10. Система «Розыск-Магистраль»: Преступники не смогут пользоваться транспортом [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.ekb-security.ru/news/1356-c-l-r.html
= References =
1. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershaemyh na transporte: monografiya. - Irkutsk, 2016. - 360 s.
2. Derevyanko K.I. Struktura prestupnosti na zheleznodorozhnom transporte (na primere Kuzbasskogo UVDT). // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 343. S. 125
3. Marmuta I.L. Preduprezhdenie korystnyh prestuplenij protiv sobstvennosti passazhirov, sovershaemyh na zheleznodorozhnom transporte: monografiya. - Moskva, 2013. - 160 s.
4. Osipov S.A. Deyatel'nost' OVD na transporte po preduprezhdeniyu i raskrytiyu prestuplenij na ob»ektah transportnoj infrastruktury / Aktual'nye problemy yuridicheskoj nauki i pravoprimenitel'noj praktiki: sbornik materialov 4-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - CHeboksary, 2014. S. 414-424.
5. O merah, prinimaemyh OVDT sovmestno s perevozchikami po obespecheniyu imushchestvennoj bezopasnosti passazhirov poezdov [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa- https://gut.mvd.rf
6. V Orle za krazhu na rabochem meste mojshchik vagonov poluchil sudebnyj shtraf [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa-https://gut.mvd.rf
7. V Peterburge po goryachim sledam raskryta krazha dorogostoyashchego telefona, sovershennaya v passazhirskom poezde [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa- https://gut.mvd.rf
8. Sotrudnikami transportnoj policii Belgoroda po goryachim sledam raskryta krazha mobil'nogo telefona [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa - https://gut.mvd.rf
9. Sostoyanie prestupnosti [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa- https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/86824/ (Data obrashcheniya 4 aprelya 2019 g.)
10. Cistema «Rozysk-Magistral'»: Prestupniki ne smogut pol'zovat'sya transportom [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - http:// www.ekb-security.ru/news/1356-c-l-r.html
(статья сдана в редакцию 06.05.2019)