УДК 371.1 С.В. Тимофеева
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ, РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ СЛОВА
В статье рассматриваются ценностные (аксиологические) основания деятельности педагога, особенности его профессионального становления. Подчеркиваются влияние личности педагога на студента, роль и значимость духовных аспектов слова в общении педагога и студента, акцентируется важность позитивной, философско-этической энергетики слова.
Ключевые слова: педагог, профессиональная деятельность, личность, культура слова, речь.
S.V. Timofeeva TEACHER PROFESSIONAL WORK: VALUE BASES, WORD ROLE AND IMPORTANCE
Value (axiological) bases of a teacher work, peculiarities of his (her) professional making are considered in the article. Teacher personality influence on a student, role and importance of the word spiritual aspects for the dialogue between teacher and student, importance of positive, philosophic and ethic word power is emphasized.
Key words: teacher, professional work, personality, word culture, speech.
Каждая профессия предполагает наличие соответствующих способностей, овладение комплексом знаний, навыков, умений, профессионально важными (ПВК) и профессионально значимыми качествами (ПЗК) [6]. По мнению А.К. Марковой, профессия - это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [15]. Профессия педагога сложна и многогранна: она требует длительной образовательной подготовки, предполагает развитый уровень как личностных, так и профессиональных качеств, многогранная личностная компонента педагога оказывает влияние на уровень профессиональной компетентности и признание студенческого сообщества.
Содержание профессиональной подготовки педагога определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [5]. Требования к педагогу весьма высоки. Рассмотрим более подробно, каковы же особенности данной профессии, в чем заключается специфика профессионального становления специалиста-педагога.
В качестве основополагающей задачи подготовки педагога выделена такая задача, как «сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности» [5].
Многообразная профессиональная деятельность будущего педагога, его становление реализуются в социокультурном пространстве вуза. Философско-психолого-педагогическое понимание деятельности - это проявление активности личности, выражающееся в творческом преобразовании окружающего мира и самого себя, установление реальной связи человека с миром; это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. А.Н. Леонтьев считает, что для подготовки личности к самостоятельной жизни необходимо вовлекать ее в различные виды деятельности и, согласно его деятельностному подходу, человек развивается в той мере, в которой он проявляет деятельность по освоению достижений человеческой культуры и накопленного опыта.
Рассматривая становление профессионала как субъекта профессиональной деятельности, А.А. Деркач выделяет следующие признаки субъектности: активная ориентировка в новой ситуации, рефлексия, самостоятельное целеполагание и планирование, саморегуляция деятельности, включенность в действие,
готовность к саморазвитию, стремление к самореализации [6]. Утверждения ученых - основополагающие, так как в них акцентируются основные характеристики студента - будущего педагога - как субъекта собственной жизнедеятельности и самостановления. Специалист-педагог в процессе рефлексии обдумывает культурный образ-идеал, культурный образец, которому хочет соответствовать, и который будет способствовать позитивному общению со студентами. По определению Владимира Даля, идеал является началооб-разом, первообразом. Идеал близок той личности, у которой развита эмоционально-чувственная сфера, привито чувство вкуса к добродетелям, воспитана сердечность, утонченность. Идеал учит подражать избравшим добро, лежит в основе формирования мировоззрения. Педагог в процессе общения и создания различных педагогических условий способствует аксиологическому просвещению студента, формированию его ценностных ориентиров, обогащению внутреннего мира, в конечном же итоге - формированию широкообразованной, культурной личности, которая востребована сегодня развивающимся обществом и обозначена в Государственном образовательном стандарте.
«Профессиональное становление» рассматривается, например, Э.Ф. Зеером как «формообразование» личности, как обретение личностью устойчивой формы формирования образа личности, соответствующей избранной деятельности. «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности» [8]. Профессиональное становление - это качественное развитие личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого уровня выполняемой профессиональной работы. Содержит устойчивую мотивацию профессиональной самореализации, характеризуется наличием профессионально важных и значимых качеств личности, готовностью к постоянному профессиональному росту. Так, Л.А. Григорович выделяет «сознательное профессиональное творчество», отмечая при этом, что именно «личностная зрелость является необходимым компонентом профессиональной идентичности педагога» [6]. А.К. Маркова на основе слияния профессионального и личностного в специалисте выделяет «творческий стиль профессиональной деятельности педагога», когда специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег [15].
Профессиональное становление личности исследуется учеными Г.С. Абрамовой, А.Г. Александровым, С.Г. Вершловским, Э.Ф. Зеером, А.Б. Кагановым, Т.К. Клименко, Е.А. Климовым, В.Г. Леонтьевым, А.К. Марковой, Ю.В. Сенько, А.М. Столяренко, А.И. Щербаковым и другими. Исследователи характеризуют «профессиональное становление личности» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленный на самосовершенствование и самоактуализацию. А.Б. Каганов считает, что процесс профессионального становления личности имеет свои этапы (переходный, накопительный, определяющий). На этих этапах происходит актуализация образований личности - личностных, социально-профессиональных качеств и свойств. Е.А. Климов, К.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин выделяют семь стадий профессионального становления личности: оптация, фаза адепта, адаптация, фаза интернала, мастерства, авторитета, наставничества [11]. Е.А. Климов считает, что студент находится на стадии профессиональной адаптации и подготовки. На данной стадии происходит формирование учебно-профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения профессиональных задач, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности [11]. Мы считаем, что сформированность «профессионально значимых качеств» личности влияет на профессиональную успешность педагога. Э.Ф. Зеер в качестве основных психологических новообразований личности студента выделяет самостоятельность, социальную зрелость, обобщенные способы познавательно-профессиональной деятельности, социально-профессиональную компетентность и активность [8].
Профессиональное становление личности в процессе обучения в высшем учебном заведении, овладение профессией представляет особый интерес, позволяя выделить профессионально-личностный контекст. Данный контекст отражает «развитие и формирование личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализм» [7]. Д.И. Фельдштейн подчеркивает также и важность стратегии будущего для профессионального становления личности, понимания себя как субъекта будущего, потребность в углублении знаний, умение быть мобильным, динамичным, творчески решать профессиональные задачи [25]. Речь идет о развитии профессионально-личностной компоненты. Ученые замечают, что «вуз рефлексирует над одним из вечных вопросов высшего образования - чему учить студента - будущего молодого специалиста? Ведь кроме обучения надо воспитывать и базовые черты характера и личности - трудолюбие, готовность к сопереживанию, добру и помощи» (Емелин В.И., Половинкина О.А.). Учеными также отмечается, что в период юности и ранней взрослости молодые люди имеют высокий потенциал
индивидуального развития, их устремленность в будущее становится определяющей направленностью личности. Это связано с выбором профессионального жизненного пути: «... это период активного развития самосознания - осознание себя не только в сфере физического бытия, но и духовной, душевной, ментальной жизни. Для молодых людей становится принципиально важным знание своей истинной духовно-творческой природы. От этих знаний зависят иерархия ценностей, профессиональные приоритеты, цели молодых людей», - пишет В.В. Игнатова [9]. Осознание и принятие человеком ценностей происходит одновременно на двух уровнях: теоретическом (что я знаю о себе, мире, каков «Я») и практическом (как я проявляю себя по отношению к миру вещей и людей), - отмечает С.Л. Рубинштейн [22].
Учеными отмечается, что «узкая специализация предельно сужает культурное пространство современного человека», важна «духовная оснащенность личности» (Видгоф В.М.), «невозможно сообщение знаний без соответствующей моральной доминанты» [4]. Предполагается не столько обучение «специалиста» (по меткому выражению Солженицина А.И. - «образованца»), сколько формирование «культурного специалиста», обладающего личностным уровнем диалога с Миром и обществом. В период переоценки ценностей в кризисной среде, когда нет ясно видимых перспектив развития общества, позитивно оптимистичной и человекосущностной становится идея высокого профессионализма - утверждает В.М. Видгоф [4]. Таким образом, мы видим необходимость формирования широкоэрудированной личности педагога - его успешное личностное становление обуславливает и успешность его профессионального становления. Закономерно в период профессионального становления ориентировать будущего педагога на ценности высокого порядка, на те культурные образцы, которые заложат стратегическую основу его будущей профессиональной успешности и результативности, будут способствовать «расширению объема его души» (Петракова Т.И.).
Безусловно, что самое большое количество психологических требований к личности специалиста-педагога предъявляется к группе профессий в отношениях «человек-человек». Именно такой профессией и является педагог. По мнению Л.А. Григорович, это связано с тем, что «основными средствами в данной профессии являются функциональные, то есть сам человек, его психологические возможности (ресурсы) выступают в качестве инструмента профессиональной деятельности».
По мнению ученых [2; 6; 8], профессиограмма педагога (система социально-психологических требований, предъявляемых к специалисту) отражает профессионально важные качества личности. К.А. Рамуль утверждает, что для педагога необходимы и достаточны следующие качества: «энтузиазм по отношению к работе, прилежание, усидчивость, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми». Н.А. Аминов и М.В. Молоканов выделяют «готовность к контактам, умение поддерживать их, интеллектуальность, сохранение эмоционального самообладания, аттракция (привлекательность), эмоциональная заразительность, эмпатия». В.Н. Дружинин считает, что педагогу необходимы терпимость, снисходительность к людям, высокий интеллект [7]. Н.Ф. Бачманова и Н.А. Стафурина отмечают комплекс коммуникативных качеств, называя его «талантом общения», который включает пять блоков качеств, таких, как способность к правильной перцепции, проникновение в духовный мир, психологическая интуиция, гуманистическая направленность, сопереживание, готовность помочь, самоанализ, интерес к собственной личности и личности других, умение слушать, тактичность, управление собой, доверие и чувство юмора. В.Н. Карандашев отмечает наличие профессиональной эрудиции, творческий характер деятельности, уточняя, что педагог - «это разносторонне подготовленный специалист». Профессиограмма педагога конкретизируется, дополняется более содержательными и утонченными качествами. Особый интерес представляет исследование Т.А. Верняевой, где профессиограмма педагога отражает более полно следующие духовные, нравственные и творческие качества личности: доброжелательность, ответственность, оптимизм, любознательность, терпеливость, наблюдательность, внимательность, общительность, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, интеллигентность, гибкость поведения, рефлексия, сензитивность, умение слушать, креативность, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, эмоциональная стабильность. Наличие в профессиограмме педагога именно таких многогранных качеств обусловлено особенностями и спецификой его профессиональной деятельности (профессия предполагает высокоразвитый уровень личностных качеств).
Педагог - это особая профессия, обращенная к людям, она является одним из видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценностях предельно конкретизируются, персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека: педагог постепенно создает обобщенный персонифицированный образ Другого. По большому счету, педагог - врачеватель человеческих душ, «ваятель души человеческой» (Парошина Р.А.), духовный наставник для молодых. Он обладает развитым рефлексивным сознанием, которое (по мнению Абульхановой-Славской К.А. и Сластенина В.А.) «есть способность понимать се-
бя, сосредоточиваться на себе, «овладеть собой», видеть себя в прошлом, настоящем и будущем» [2]. Также Р.А. Парошина отмечает: «Педагог по своему назначению - сеятель «разумного, вечного, доброго». Он -ваятель души человеческой.. он тот, кто должен, по словам И.А. Ильина, «зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте».... сделать это способен только тот учитель, кто сам находится в активном процессе своего собственного духовно-нравственного становления и развития» [19].
Педагог обязан владеть «искусством творить взаимоотношения между людьми», он помогает понять и решить проблемы внутреннего мира личности, улучшить, гармонизировать его, установить позитивные отношения с окружающими, прогнозирует и планирует перспективу в соответствии с позитивными ценностями, смыслами, оказывает помощь в выборе позитивных стратегий поведения, организует условия для самоактуализации, личностного роста, содействует активизации потенциала студента. Именно педагог оживляет, одухотворяет образовательное пространство вуза, создает атмосферу доверия, понимания и помощи в студенческом коллективе; способствует формированию ценностных ориентаций студента [7; 23; 27]. Педагог способен позитивно влиять на ценностный духовный мир студента. Таким образом, мы видим как важна личностная культура педагога: его доброжелательность, терпение, широта взглядов, умение создать «ситуацию успеха» для каждого, внести элементы Красоты и Радости в атмосферу занятий, дать импульс студенту к дальнейшему духовному и творческому росту, совершенствованию. Педагог выступает как «посредник, духовный наставник» для студента [19]. Важны также и нравственные принципы педагога [22]. Выполняя в обществе социально-гуманистическую функцию, он помогает развивающемуся студенту понять и решить задачи его внутреннего духовного мира, способствует установлению позитивных отношений студента с окружающими людьми, наставляет на путь истинный, что очень непросто.
Пространство профессиональной деятельности педагога - это ценностное пространство, пространство ценностных отношений со студентом, соприкосновение с внутренним духовным миром человеческой личности. Выраженное внимание и принятие ценностей студента в профессиональной деятельности педагога предполагает и адекватное восприятие им своих личностных ценностей и собственных возможностей как корректной меры влияния на Другого, переживание чувства профессионального долга, ответственности за свои профессионально-педагогические действия.
Для педагога освоение мира ценностей, работа со своими ценностями, с ценностями Другого - основа профессии. В диалоге с Другим идет процесс саморазвития личности, процесс самовоспитания. Э.Ф. Зеер вычленяет в образовательном пространстве вуза социально-профессиональное воспитание, считая его одним из основных направлений профессионального воспитания специалиста [8]. Целями такого воспитания являются развитие профессионально-нравственного сознания, поведения, формирование социальнопрофессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих самоактуализацию личности студента, полноценное участие его в профессиональной жизни. М.С. Каган в воспитании видит «восхождение к субъектности», Г.С. Батищев - непрерывное становление человеческой целостности, И.А. Колесникова - глубинное межчеловеческое взаимодействие и сотрудничество. Таким образом, социальное становится личностным, субъектным.
Аксиологические основы профессии педагога, ценности самого педагога являются основополагающими, выступают в качестве его нравственного стержня, императива, «оси сознания». Потому следует говорить и об опасности утилитарного, прагматичного отношения педагога к своей профессии. Моральная, гуманистическая позиция педагога в отношениях обязательна. В сложных неоднозначных ситуациях типа «игры правды - игры власти» (Хайдеггер М.) умение педагога занять верную нравственно-ориентированную позицию очень важно. Ученые отмечают, что профессиональная деятельность педагога - один из способов современной культуры в сохранении психической реальности как особой характеристики жизни.
Р.А. Парошина обозначает ведущие направления «.в организации педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя: подвигать, вдохновлять будущего педагога нести в себе и в мир - Чистоту, Добро, Красоту. В каждом взгляде, в каждой мысли, в каждом слове, в каждом своем деянии» [19].
Обратимся теперь к более подробному рассмотрению вопроса о роли и влиянии слова педагога на внутренний мир студента, особенностей философского контекста слова. В процессе акта общения происходит взаимное обогащение субъектов взаимодействия и современному педагогу очень важно владеть грамотной информацией о значении сказанного слова, его энергетике. Повсеместное обесценивание слова вредит процессу внутреннего роста человеческой личности, ее совершенствованию, замедляет личностный рост. Праздное слово ведет к праздности мысли, снижает уровень и качество мышления, нивелирует твор-
ческий мыслительный поиск человека. Л.Н. Толстой не случайно выразил мудрую мысль о том, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». У каждого педагога его единственным подчас средством выступает слово и насколько важным представляется для педагога знание глубинных аспектов слова.
Общеизвестно, что слово является лексической единицей языка. С помощью слова можно оказывать целенаправленное психотерапевтическое воздействие на психику человека, восстанавливать и усиливать функции его внутренних органов. Речь (вторая сигнальная система) и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь связана с процессом мышления, с внутренней мотивацией личности, осуществляется по правилам языка, выступая в качестве основного механизма мышления человека. Речь также связана и с подсознанием, которое управляет физиологическими процессами в организме человека. Слово выступает носителем духовного начала человека, а Слово педагога особенно способно воздействовать на души молодых. Потому знания философско-педагогических, психологических аспектов Слова необходимы для результативной работы и общения в сфере педагогической деятельности. Обращение к источникам междисциплинарным - философским, эзотерическим, педагогическим, психологическим - объясняет сложный процесс рождения слова. Важно и осмысление Слова как носителя духовности нации, значимости культурного слова для полноценного духовного, нравственного, творческого развития молодой личности.
Рассмотрим духовную сущность феномена слова. На сегодня имеется достаточно серьезный объем источников и научных исследований по данному непростому вопросу и просвещенность в нем представляется профессионально необходимой для всех, работающих с молодыми.
Понимание человеком слова лишь как «орудия общения» прагматично и утилитарно, неполно, так как «снимает» лишь тонкий верхний слой феномена, следовательно, еще и ненаучно, поскольку исключает глубинную духовную ипостась слова. Китайское изречение мудро гласит: «Слово - ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово - лишнее». Академик А.Е. Акимов утверждает, что « .любая буква, запятая по-своему нарушают пространство Физического Вакуума, на что оно немедленно реагирует торсионным полем. Из этого следует, что любая книга, статья - это миллионы радуг (физики говорят «спектров») причудливых торсионных полей. Они, несомненно, взаимодействуют с нашим полем [ 20, 318]. Так что прочтение книг, статей, стихов, докладов, каждое публичное выступление - это не такой простой процесс, как кажется. Потому необходимо всем, работающим в образовательной сфере с молодыми, обратить особое внимание на этот сложный теоретический аспект вопроса.
Подробное рассмотрение феномена слова говорит о том, что наше слово одновременно принадлежит не нам: слово создавалось с Высшей помощью в горниле труднейшего житейского опыта многих поколений людей через их внутреннее созерцание («делание», медитация) живых духовных истин. Слово - духовный плод вещественной деятельности человека, оно носит сакральный (сокровенный) характер и дает человеку понимание Мира и сути явлений в нем. Через словесное именование вещи или действия осуществляется духовно-материальная целостность мира и обретается «очеловеченная» форма обратной связи мира с Творцом - размышляет В.Е. Обухов [17]. Дать вещи какое-то название, слово, имя - значит «соотнести» ее со всем окружающим, в свете чего мы хотим ее понять, и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь - утверждает известнейший философ-мыслитель Алексей Лосев [13]. Об этом же глубинном контексте слова рассуждает и ученый-лингвист А.М. Камчатнов: «Недозревшая до имени вещь собственно и не есть вещь, она подобна недостроенному зданию, о котором нельзя сказать ничего определенного...или же она подобна человеку, которого в просторечии называют недоделанный» [10].
Смысловой спектр значений того, что называют словом, подтверждает присущее (изначальное) ему духовное начало. Слово - признак человека как духовной сущности: бездуховные животные бессловесны. Слово означает и учение, и знание, то есть способ передачи духовно-практического опыта жизни человека, Божественной истины, информации, развернутой во времени от каждого мгновения до Вечности. Послушаем еще мудрых: «Слово в одно и то же время - и посев и откровение. Всякий посев есть дело таинственное: попадет ли семя на земную почву или в души человеческие. Сеятель, кидающий семена (плодотворное слово) в душу ребенка, совершает священное дело» (Амиель). «Знать слово» - означает по-русски знать суть, иметь власть Свыше. «Доискаться слова» - означает обнаружить суть. «Слово в слово» - значит полно, полноценно. Таким образом, мы видим, что истинное слово восходит к слову Истины; всякое истинное слово несет отблеск Божества, чистой космической энергии, оно духовно. Всякое произносимое слово не только связано с определенным временем и с определенными обстоятельствами, но и «за кадром» общения непроизвольно и неосознанно подключено к контексту всевремени и к контексту живой Вселенной. Это отмечают все духовно-нравственные, эзотерические Учения человечества. Онтология Духа человеческого, его языковая культура зафиксирована в человеческом языке. Так, например, многослойное содержание и чистая
энергетика текстов философско-этического Учения Живая Этика [3] способствует (по мнению многих лингвистов) «расширению» сознание человека, очищает его биопсихическое поле, поскольку функции текстов Учения (носящих «неклассический» характер) неотделимы от специфики языка, которым они написаны. Включенность содержания Учения в традицию «культуротворческих» текстов ХХ века (Ницше Ф., Шпенглер А.) раскрывает стремление выявить символические формы передачи богатейших культурных значений. «В текстах Живой Этики одинаково важны как вибрационный, ритмический компонент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует формированию особых измененных состояний сознания, подобных тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийских коанов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт чтения Живой Этики по сути выступает актом сопричастности Высшему. Само «слово» в Учении рассматривается как важнейшее средство «одуховления» и «просветления» человеческой жизни» [3; 28], здесь слово наделяется не только эстетическим, но и нравственно-этическим измерением. По мере углубления знакомства с Учением над каждым словом как бы появляется «аура» - веер коннотаций - дополнительные и вторичные смыслы, надстраивающиеся над обычным смыслом слов. Так каждое слово Учения приобретает по сути полифоническое звучание [1; 3; 11]. Отсюда возникает необходимость воспитания в молодом человеке умения «чувствовать» слово, понимать свою ответственность за слово, требовательность к сказанным словам, постепенно развивает эмоционально-чувственную сферу личности; через слово происходит приобщение человека к иной культуре.
Посмотрим и далее. Знаковая система - язык выступает ключом к духовному и практическому опыту человека и народа, формой и способом их телесно-духовной жизни. Полнота, цельность каждого слова осознается посредством освоения основных признаков языка. В своих высших проявлениях язык следует рассматривать как духовное достояние и святыню народа. В то же время язык выступает способом человеческого освоения мира материального: как физической, так и духовной действительности. Существует язык мирской (бытовой) и язык обработанный, окультуренный, духовный. Особенно ярко духовный язык запечатлен, например, в Священных писаниях. А.И. Клизовский пишет следующее: «Особенностью языка священных писаний нужно считать то, что истина сообщается людям не в чистом виде, но прикрытая символом, что дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно своему развитию. Символический язык священных писаний раскрывает тайну, прикрытую символом, постепенно, оставляя уму всю его свободу, и может достичь всякой человеческой души, во всякое время, при всяком ее развитии» [11]. Обратим еще раз свое внимание на «включение» души в процесс чтения, когда человек один на один остается с книгой. Многие исследователи отмечают, что данный процесс сложен, но весьма значим для внутреннего роста личности. Мудрец Саади, например, размышлял о том, что «.каждый лист дерева становится страницей священного писания, если однажды душа научилась читать».
Язык выступает для человека и школой мысли и единственным средством получения образования. Можно сказать, что «язык - это форма духовной энергии, проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и оказывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные говорящим влияния на окружающий мир, Универсум» (Троицкий В.). Отметим в связи с этим ответственность каждого из нас за произнесенное слово [18].
Экология слова и речи является важным фактором позитивного общения, а педагога и студента особенно. В лаборатории академика П.П. Гаряева - создателя теории волновой генетики (Академия РАМТН) опытным путем доказано, что слово воздействует на вещественный мир, восстанавливая его. Недаром все религии свидетельствуют, что светлые и добрые мысли лечат, а темные и злые - калечат. Л.Толстой отмечал: «Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить, что попало, а внимательно следить за своими словами». Академик Ф.Я. Шипунов пишет: «Слово ли произнесенное или событие запечатлевается в любой точке Вселенной и навсегда» [18]. Звучащее слово передается через поле (волновое, электромагнитное, акустическое и т.д.). Мистицизм звука-слова-речи очень подробно и скрупулезно изучал суфийский музыкант-мыслитель Хазрат Инайят Хан, придавая поистине космическое значение мистической науке вибраций, подчеркивая возможность гармонизации различных сословий и религий посредством звука-слова [26].
Исследователями отмечается, что слово есть соответствующая мысли энергия, скрытая в каждом смыслоразличителе. Она возникает при переходе от слова «внутреннего» к слову воплощенному и тем более - к слову вдохновенному. Ведь чтобы человеку найти слово для точного выражения, нужно приложить определенные усилия; чтобы соединить одно слово с другим в осмысленной речи, человеку также необходимо затратить душевно-духовные усилия. И эта энергия словесного «поиска» человеком непроизвольно вызывает в живом Универсуме энергии, которые также созвучны по характеру и следствиям искомому слову.
По сути организуется целая энергетическая симфония - «музыка сфер» вокруг звучащего слова, вокруг пульсирующей мысли [11; 26]. Как часто студенты высказывают желание слушать в аудитории не скучную, а вдохновенную речь педагога!
Отметим также еще одну энергетическую ипостась слова - его информационный вес: важна эмоциональность, духовная наполненность-насыщенность слова, даже духовная направленность слова. Известно, как негативная энергетика «черных слов» непредсказуемо отражается на нашем здоровье-состоянии психическом и физиологическом и состоянии окружающих людей. В семье, например, в коллективе среди молодых данное знание особенно важно, поскольку способствует аккуратности обращения с высказыванием своих слов. Необходимо каждому уметь отличать слово, употребляемое во благо, - светлое, созидающее, от слова, употребляемого во зло, - темное, разрушающее. Также необходимо научиться духовно противостоять слову лживому, агрессивному, несущему зло и разрушение не только говорящему, но и всему слушающему живому Универсуму. И об этом следует знать каждому думающему молодому человеку, каждому педагогу, специалистам, работающим с молодыми [23]. Просвещенческий ликбез здесь также необходим.
Посредство вербального позитивного общения студент и педагог (на занятиях ли, за пределами ли учебной аудитории) получают дополнительные психологические ресурсы-возможности для взаимного ценностного обогащения, оптимизации своего духовного мира, с помощью педагога идет постепенный процесс формирования в студенте духовных, нравственных, творческих качеств. Педагог корректно помогает понять и осмыслить молодым, что следует учиться уважать слово, приобщаться к культуре слова. «Примитивность языкового мышления создает благоприятную почву для примитивизации логического мышления, некоей формы языкового зомбирования», - пишут филологи М.Л. Ремнева и Н.Г. Комлев [18].
Педагогу следует помогать молодым в их культурном самоопределении, просвещать в отношении важности понимания глубинных духовных аспектов Слова, как национального культурного наследия. Приобщение к пониманию культурного владения словом, акцентирование ценности слова становится импульсом к личностному духовному росту. Классик был прав: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...», но о бережном и осторожном обращении со словом мы уже знаем [11; 13-14], и благодатный посев делать конечно же необходимо. Приобщение к культуре слова предполагает сделать другого человека не посторонним равнодушным слушателем, а задумавшимся участником, например, диспута, процесса высказывания контраргументов. Привлечение молодого человека к процессу мысли, формирование позитивного отношения к высказываемой информации о Слове, сопряжение «Я и Ты» дает ненавязчивую подсказку о способах «погружения» в мысль, осторожное включение участников общения в совместную живую деятельность по осмыслению высказанных философских истин. Содержательная (ценностно-смысловая) сторона нам представляется главной в различных формах и видах социокультурной работы педагога, подчеркнем и позицию «доминанты на лицо другого» (Ухтомский А.А.) [24].
И как некоторый вывод: в процессе индивидуального приобщения молодых к пониманию духовнокультурных, философских аспектов Слова важна искренняя заинтересованность педагога в корректном и ненавязчивом просвещении молодых. Вспомним и мудрый совет: «Помогая другим - помогаешь себе». Понимание каждым педагогом своей ответственности за сказанное слово будет самым лучшим примером молодым, сделает процесс общения интересным, а образ эмоционально говорящего педагога запоминающимся для студентов (возможно и на долгие годы).
Литература
1. Абрамов, Б.Н. Грани Агни-Йоги / Б.Н. Абрамов. - Новосибирск, 1994-1998.
2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и ис-
следования реальной личности) / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во Москов. психологосоциального ин-та, 1999. - С. 32-40.
3. Агни-Йога. Зов. Озарение. Община. - М., 2000.
4. Видгоф, В.М. Образование в системе культуры: проблемы, образовательные парадигмы и гуманисти-
ческая педагогика // Современное образование в контексте целостного подхода / под ред. В.М. Вид-гофа. - Томск: Изд-во тГу, 2005. - 252 с.
5. Государственный образовательный стандарт Российской Федерации: требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклу: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. - М., 1993.
6. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.
7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2001. -
320 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / Э.Ф. Зеер.
- М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 480 с.
9. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: моногр. / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-
во СибГТУ, 2007. - 272 с.
10. Камчатнов, А.М. Лингвистическая герменевтика / А.М. Камчатнов. - М., 1995. - С. 43.
11. Клизовский, А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи: в 3-х т. / А.И. Клизовский. - Рига, 1992.
12. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. - М.: Москов. психолого-социальный ин-тут: Флинта, 2003. - 320 с.
13. Лосев, А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. - М., 1993. - С. 823-824.
14. Мамардашвили, М. Символ и сознание (метафизические рассуждения о сознании, символике и языке)
/ М. Мамардашвили, А. Пятигорский. - Иерусалим, 1982. - С. 20.
15. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.
17. Обухов, В.Е. Законы Евангелия и законы кибернетики / В.Е. Обухов. - М., 1994. - С. 295.
18. Парошина, Р.А. О мысли творящей и слове живом: Книга для учителя и учащихся старших классов /
Р.А. Парошина. - Красноярск: рИо КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 376 с.
19. Парошина, Р.А. К вопросу о духовно-нравственном становлении будущего учителя / Р.А. Парошина // Управление образовательным процессом в современном вузе: мат-лы I Всерос. науч.-метод. конф. -Красноярск, 2007. - С.177-181.
20. Парошина, Р.А. Духовно-нравственное становление молодого человека как социально-педагогическая проблема / Р.А. Парошина // Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 312-330.
21. Парошина, Р.А. К проблеме организации воспитательной работы в образовательном пространстве современного вуза / Р.А. Парошина // Управление образовательным процессом в современном вузе: сб. мат-лов VII регион. науч.-метод. конф. - Красноярск, 2006. - С. 261-265.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 1998. - 705 с.
23. Тимофеева, С.В. Педагогика духовно-творческого развития: учеб. пособие / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 150 с.
24. Ухтомский, А.А Дневники / А.А. Ухтомский. - М., 2004.
25. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 1999. - 672 с.
26. Хазрат ИнайятХан. Мистицизм звука / Хазрат ИнайятХан. - М.: Сфера, 1997. - 336 с.
27. Чижакова, Г.И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Чижакова. - М., 1999. - 34 с.
28. Яблоков, И.Н. Основы религиоведения / И.Н. Яблоков. - М., 1994. - С.242.
'--------♦-----------