Available at: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2016/n4/ Rezapkina.shtml (accessed 26.10.2020). (In Russian).
12. Yurevich A. V. Empiricheskie ocenki nravstvennogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva [Empirical estimates of modern Russian society's morals]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 4, pp. 168-179. (In Russian).
13. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti v professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status]. Personality and professional activity. Khabarovsk, 2008, vol. 1, pp. 147-159. (In Russian).
14. Yanitskiy M. S. Sistema cennostnyh orientacij lichnosti i social'nyh obshchnostej: strukturno-dinamicheskaya model' i ee primenenie v psihologicheskih issledovaniyah i psihologicheskojpraktike [System of value orientations of personality and social communities: structural and dynamic model and its application in psychological research and psychological practice]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 1, pp. 194-206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206. (In Russian).
15. Yanitskiy M. S. Cennostnaya struktura massovogo soznaniya sovremennoj Rossii [The value structure of mass consciousness in modern Russia]. Political and psychological problems of mass consciousness research. Moscow, 2002, pp. 7-27. (In Russian).
УДК/UDC 159.922:364.048.4 Е. В. Кривцова, Т. Н. Мартынова, М. С. Яницкий
E. Krivtsova, T. Martynova, M. Yanitskiy
СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК СУБЪЕКТ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ: РИСКИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ COVID-19
SOCIAL WORK SPECIALIST AS A SUBJECT OF AN EXTREME SITUATION: RISKS AND THEIR MANIFESTATIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC
Введение. Статья посвящена анализу и оценке влияния внешних и внутренних (личностных) факторов на уровень социального и профессионального рисков у специалистов по социальной работе как субъектов экстремальной ситуации, в том числе в ситуации распространения пандемии COVID-19.
Методология. Для анализа и оценки социального и профессионального рисков разработана методика, которая позволила оценить значимость показателей риска (социального и профессионального), определить их иерархию (ранг рисков) с учетом распределения ответов специалистов по социальной работе. Исследование проводилось на базе учреждений социального обслуживания населения города Кемерово и Кемеровской области с участием специалистов по социальной работе. Для проведения исследования использовались: метод опроса (авторский вариант анкетного опроса), метод тестирования (стандартизированные психодиагностические методики «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой; опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко; опросник «Шкала организационного стресса» Мак-Лина).
В результате проведенного исследования определены характеристики профессиональной деятельности специалистов по социальной работе с учетом воздействия факторов социального и профессионального рисков в экстремальной ситуации, связанной, в том числе, с пандемией COVID-19. Установлено, что уровень социального и профессионального рисков и их воздействие в экстремальной ситуации зависят от возраста, стажа работы, профильного образования специалиста по социальной работе.
Заключение. Анализ и оценка социального и профессионального рисков позволили осуществить идентификацию и квантификацию факторов риска, что необходимо для последующего управления рисками, минимизации и корректировки их воздействия на специалистов по социальной работе как субъектов экстремальной ситуации, подобной пандемии COVID-19.
Introduction. The article is devoted to the analysis and assessment of the influence of external and internal (personal) factors on the level of social and professional risk among social work specialists, as subjects of an extreme situation, including in the situation of the spread of the COVID-19 pandemic.
Methodology. For the analysis and assessment of social and professional risks, a method that allows identification and quantification of risk factors based on the methodology of a questionnaire survey and psychological testing of social work specialists has been developed. The calculation method made it possible to assess the significance of risk indicators (social and professional), to determine their hierarchy (risk rank), taking into account the distribution of answers of specialists in social work. The study was conducted on the basis of social service institutions in the city of Kemerovo and the Kemerovo Region with the participation of social work specialists.
To conduct the study, the following material was used: the survey method (the author's version of the questionnaire survey), the testing method (standardized psychodiagnostic techniques "Questionnaire of coping methods" by R. Lazarus and S. Folkman, adapted by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva; questionnaire "Diagnostics of the level of emotional burnout" by V. V. Boyko; questionnaire "Scale of organizational stress" by McLean).
Results. As a result of the study, the characteristics of the professional activities of social work specialists were determined, taking into account the impact of social and professional risks in an extreme situation, including those associated with the COVID-19 pandemic. It was found that the level of social and professional risks and their impact in an extreme situation depends on the age, length of service, and the availability of specialized education of a specialist in social work.
Conclusion. The methodology for analyzing and assessing social and professional risks makes it possible to identify and quantify risk factors, which is necessary for subsequent risk management, minimizing and adjusting their impact on social work specialists as subjects of an extreme situation like the COVID-19 pandemic.
Ключевые слова: риск, социальный риск, профессиональный риск, уровень риска, специалист по социальной работе, профессиональная деятельность, экстремальная ситуация, пандемия COVID-19.
Keywords: risk, social risk, occupational risk, level of risk, social work specialist, professional activity, extreme situation, COVID-19 pandemic.
Введение
Коронавирусная инфекция (COVID-19) в большей или меньшей степени затронула все страны и регионы мира. На фоне распространения пандемии возрастает роль системы социальной защиты населения. В аналитических материалах Международной организации труда (МОТ) за 2020 год подчеркивается, что
негативные последствия ситуации, связанные с пандемией COVID-19, могут быть сглажены за счет укрепления системы социальной защиты во всех странах [16]. В настоящее время в 126 странах, в том числе и в России, внедрили и адаптировали программы социальной защиты или меры политики с учетом COVID-19.
Заметно выросла потребность в специалистах, осуществляющих социально-помогающую деятельность, - специалистах по социальной работе, социальных работниках, а также в волонтерах, которые оказывают помощь социально уязвимым категориям населения в экстремальной ситуации пандемии.
По мере того как коронавирусная инфекция (COVID-19) продолжает распространяться, в России увеличивается число социально уязвимых групп населения, которые нуждаются не только в медицинской, но и социальной помощи. Особенно подвержены риску в период пандемии пожилые люди и инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья; дети группы риска, проживающие в социально неблагополучных семьях, и безнадзорные несовершеннолетние; люди, проживающие в стационарных интернатных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и т. д.); дезадаптированные взрослые (лица, находящиеся в кризисных центрах, центрах социальной адаптации) и др.
Представители уязвимых групп населения подвержены объективно большему риску заражения корона-вирусной инфекцией и в то же время имеют гораздо меньше возможностей успешно справиться со сложившейся ситуацией. Они чаще, чем другие категории населения, сталкиваются с проблемами доступа к социальным и медицинским услугам, к информация-усилением социальной изоляции; подвергаются социальной стигматизации, которая проявляется в предвзятости, дискриминации и сегрегации по отношению к ним в связи с рисками (реальными и предполагаемыми) распространения коронавирусной инфекции [11].
Распространение пандемии COVID-19 в России требует анализа ее влияния на деятельность человека в экстремальной ситуации, в том числе на профессиональную деятельность специалиста по социальной работе. Исследователи при анализе экстремальных ситуаций концентрируют внимание на различных аспектах данного феномена: личность как субъект в экстремальной ситуации (Л. И. Анциферова, Б. С. Братусь, В. И. Лебедев, Г. Ю. Фоменко и др.); социально-психологические детерминации влияния экстремальной ситуации на личность (Л. Д. Правдина,
О. С. Ширяева); воздействие на личность психогенных факторов в экстремальных условиях и влияние экстремальной ситуации на профессиональную деятельность человека (М. Ш. Магомед-Эминов) и т. д.
Анализируя феномен экстремальности, М. Ш. Ма-гомед-Эминов отмечает, что экстремальными называют особые, измененные условия и факторы, предъявляющие повышенные или предельные требования к деятельности человека; стрессоры, ухудшающие работоспособность человека, подрывающие здоровье, вызывающие посттравматические реакции и расстройства [7]. Обсуждая эмпирическую трактовку экстремальной ситуации, М. Ш. Магомед-Эминов отмечает, что она должна, в частности, учитывать событийность сложившейся ситуации; предельные требования, предъявляемые ситуацией к индивиду; потенциальные или реальные последствия ситуации для человека; специфику деятельности и общения человека в ситуации [7].
Рассматривая представления об экстремальной ситуации в контексте адаптационной и ценностно-смысловой парадигм личностного развития, мы ранее охарактеризовали, в том числе, и положительные эффекты экстремальной ситуации и ее позитивное влияние на развитие личности [12]. Можно констатировать, что в экстремальной ситуации человек способен максимально полно проявить свои способности.
Отечественные исследователи [10] отмечают, что в последнее время представление об экстремальной ситуации значительно расширилось благодаря смене критериальных подходов к классификации экстремальных ситуаций, изучению особенностей ее восприятия и интерпретации.
В современных условиях профессиональная деятельность человека тесно связана с периодическим, длительным и интенсивным воздействием различных неблагоприятных экстремальных факторов. В качестве факторов, определяющих экстремальность ситуации, исследователи выделяют физические, биологические и социально-психологические условия.
Специалист по социальной работе по роду своей деятельности вовлечен в длительное напряженное общение с людьми, переживающими неблагополучие и стресс, что зачастую приводит к физическому и психическому истощению и, в результате, к возникновению разного рода рисков - социальных и профессиональных.
Сегодня накоплена серьезная доказательная база того, что работа в режиме увеличения напряженности труда, в условиях непрерывного изменения социального законодательства, повышенной ответственно-
сти за разрешение жизненно важных проблем получателей социальных услуг негативно сказывается на состоянии здоровья и профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Этому способствуют информационная перегруженность [8], временные ограничения на каждого получателя социальных услуг, профессиональная ответственность за жизнь и здоровье получателей социальных услуг [13], длительная психическая напряженность, обусловленная сложными условиями деятельности и высокий уровень профессионального стресса [2; 4], который приводит к появлению синдрома эмоционального выгорания [1; 14].
В настоящее время исследование рисков оформилось в отдельную самостоятельную науку - риско-логию [15], в рамках которой риск является предметом междисциплинарных исследований, в результате чего при изучении рисков возникли противоречия и понятие «риск» стало размытым. Следует отметить, что большинство авторов рассматривает риск как комплексное понятие, которое охватывает вероятность возникновения неблагоприятных последствий и оценку объема вызванных ими последствий. В рамках нашего исследования риск рассматривается как субъективная категория, связанная с оценкой специалистом по социальной работе стратегий поведения и сознательным выбором возможных альтернатив поведения с учетом опасности профессиональной деятельности в экстремальной ситуации и возможных последствий.
Особое внимание в работах исследователей уделяется социальным и профессиональным рискам. В контексте исследования мы опирались на концепцию А. М. Молокостовой, выделившей три типа социальных рисков: профессиональный, экзистенциальный, коммуникационный. Первый тип социального риска - профессиональный - включает: а) несоответствие возможностей индивида и требований профессии; б) ролевой риск; в) риск некомпетентности; г) невозможности достижения желаемого результата [9]. Ряд исследователей рассматривает профессиональный риск как разновидность социального риска, обусловленную выполнением профессиональных обязанностей, профессиональной деятельностью [3; 5 и др.].
Специфика и особенности социальной работы обусловливают появление и развитие социальных и профессиональных рисков, поскольку в процессе работы с получателями социальных услуг специалист использует не только свои профессиональные умения и навыки, но и часть личных ресурсов, таких как эмо-
ции, чувства, сопереживания и т. п. К этому следует добавить уровень тревожности специалиста, трудные ситуации в жизни самого специалиста и сложные ситуации в работе, работу с большим числом получателей социальных услуг, высокий уровень моральной ответственности - все это может привести к изменениям в профессиональной мотивации, разочарованию в профессии, вызвать различные деформации личности [6].
Таким образом, профессиональная деятельность специалиста по социальной работе связана с факторами повышенного риска (внешними и внутренними, т. е. личностными) и экстремальными ситуациями. Выявление факторов позволяет понять, как у специалиста формируется представление о профессиональной деятельности в экстремальной ситуации, о будущем результате действия.
Отметим, что указанная проблема сложна для исследования из-за отсутствия адекватного инструментария для оценки социальных и профессиональных рисков, а также в силу неоднозначного ее понимания работодателями и специалистами. В исследовании нами выявлены факторы социального и профессионального рисков; представлена методика анализа и оценки факторов социального и профессионального рисков, включающая идентификацию факторов риска на основе анкетного опроса и тестирования с использованием стандартных психодиагностических методик.
Методология
Методологической основой исследования рисков в деятельности специалистов по социальной работе послужили: концепции адаптации личности к экстремальным условиям (В. И. Лебедев); концепции риска (А. М. Молокостова, О. Н. Яницкий, Т. В. Бендас и др.); концепции профессиональной деятельности (Е. И. Холостова, Т. С. Базарова и др.); подходы к изучению профессиональной деятельности в экстремальной ситуации (М. Ш. Магомед-Эминов и др.).
Для оценки социального и профессионального риска разработана методика, позволяющая проводить идентификацию и квантификацию факторов риска на основе методологии анкетного опроса и психодиагностического тестирования специалистов по социальной работе. Методика расчета позволила оценить и ранжировать риск с учетом распределения ответов испытуемых.
Анализ рисков заключался в процедуре определения источников риска, выявлении факторов социальных и профессиональных рисков и оценке их зна-
чимости, опасности последствий для специалистов по социальной работе в экстремальной ситуации. Оценка рисков позволила качественным и количественным способом определить величину (уровень) рисков, связанных с деятельностью специалистов. Под факторами риска в контексте нашего исследования понимается качественное выражение какого-либо признака, оказывающего воздействие на риск.
Логика проведения экспериментального исследования заключалась в следующем. На начальном этапе был проведен теоретический анализ социального и профессионального рисков, в результате которого были выделены факторы, влияющие на их возникновение; анализировалось воздействие этих факторов на работников в экстремальной ситуации и вызываемые ими последствия. К факторам нами отнесены: коммуникативные навыки, стратегии поведения, мотивация и ценность профессиональной деятельности, уровень сформированности фаз эмоционального выгорания.
Исследование проводилось на базе учреждений социального обслуживания населения города Кемерово и Кемеровской области при участии 97 специалистов по социальной работе. В исследовании были использованы следующие методы исследования: анкетный опрос и тестирование с использованием стандартизированных психодиагностических методик.
Анкетный опрос испытуемых - специалистов по социальной работе - проводился с целью выявления влияния факторов социального и профессионального рисков, их проявления и воздействия на работников в экстремальной ситуации, включая ситуацию осуществления профессиональной деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции (С0т19).
В исследовании были использованы психодиагностические методики: «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса, С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой, «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Шкала организационного стресса» Мак-Лина. Выбор эмпирических методов исследования определялся следующими критериями: включением в исследование параметров, отражающих показатели факторов социального и профессионального рисков. Эмпирические методы предоставили нам возможность многостороннего исследования социального и профессионального рисков в деятельности специалистов по социальной работе как субъектов экстремальной ситуации.
Обработка результатов эмпирического исследования проводилась с помощью методов статистического анализа: выявление различий в средних уровнях признаков ^-критерий Стъюдента), корреляционный анализ (линейная корреляция Пирсона).
Результаты
Уровень выраженности социального и профессионального рисков оценивался нами через суммарный анализ показателей рисков. Специалистам по социальной работе, принявшим участие в исследовании, было предложено оценить вероятность каждого показателя социального и профессионального рисков, который может привести к трудностям в профессиональной деятельности в экстремальной ситуации по пятибалльной шкале (1 - вряд ли приводят, 2 - маловероятно, 3 - нехарактерно, но приводят, 4 - очень вероятно, 5 - скорее всего, приводят). Социальному риску соответствовало 7 показателей, профессиональному - 11. Уровень риска определялся исходя из общей суммы баллов, разделенной на количество показателей: 1-2 балла - низкий уровень риска, 2 - средний и 3 - высокий.
В таблице 1 представлена иерархия показателей социального и профессионального рисков в оценке специалистов по социальной работе (ранг показателей). В этой иерархии высокие ранговые позиции занимают наиболее значимые показатели социального и профессионального рисков (ранг 1, 2 и т. д.), а низкие ранговые позиции занимают менее значимые показатели (ранги 6 и 7 для показателей социального риска; ранги с 6 по 11 для показателей профессионального риска).
Полученные данные (табл. 1) свидетельствуют о том, что, по оценкам специалистов по социальной работе, наибольшее влияние на возникновение социального риска (показатели риска) оказывают: состояние здоровья работника; низкая величина оплаты труда, которая позволяет удовлетворять только базовые потребности; увеличение расходов на содержание детей и близких в собственной семье; снижение престижа профессии. Специалистами по социальной работе среди показателей профессиональных рисков как наиболее значимые (с учетом их ранга) были выделены: длительная психическая напряженность, обусловленная сложными условиями деятельности;
Таблица 1
Иерархия показателей социального и профессионального рисков в оценке специалистов по социальной работе
Иерархия показателя риска (ранг показателя) Показатели оценки социального риска Показатели оценки профессионального риска
1 Состояние здоровья Длительная психическая напряженность, обусловленная сложными условиями профессиональной деятельности
2 Низкая величина оплаты труда, которая позволяет удовлетворять только базовые потребности Ощущение эмоционального истощения и опустошенности
3 Увеличение расходов на содержание детей и близких в семье Конфликтные ситуации, возникающие с получателями социальных услуг
4 Снижение престижа профессии Работа с людьми, оказавшимися в экстремальной ситуации (пострадавшими в результате пандемии, аварий, катастроф, чрезвычайных происшествий на производствах; в природных катаклизмах и пр.), а также с людьми, пережившими утрату близких при этих психотравмирующих событиях
5 Необходимость ухода за пожилым членом семьи, инвалидом, ребенком-инвалидом Постоянная работа с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, которая ухудшает условия их жизнедеятельности
6 Необходимость ухода за маленькими детьми, их воспитание Конфликтные ситуации, возникающие с родственниками получателей социальных услуг
7 Возраст специалиста Повышенная интенсивность труда
8 Монотонность в содержании работы
9 Рутинный характер профессиональной деятельности
10 Опасение потерять работу
11 Трудности в процессе реализации своих профессиональных планов, построения карьеры
ощущение эмоционального истощения и опустошенности; конфликтные ситуации, возникающие в результате взаимодействия специалистов с получателями социальных услуг. По оценкам специалиов, в их деятельности высокую значимость также имеет влияние таких показателей, как работа с людьми, оказавшимися в экстремальной ситуации, а также постоянная работа с людьми (получателями социальных услуг), находящимися в трудной жизненной ситуации.
На последующем этапе нами проводилось экспериментальное исследование взаимосвязи и влияния показателей на уровень социального и профессионального рисков с использованием анкетного опроса и стандартизированных психодиагностических методик («Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой; опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко; опросник «Шкала организационного стресса» Мак-Лина). Корреляционный анализ позволили нам выявить следующее. На повышение уровня социального риска влияет чрезмерная рациональность, недостаточная эмоциональность, интуитивность и спонтанность в поведении (0,24); снижение материального благополучия (-0,35); необоснованная самокритика и принятие чрезмерной ответственности (-0,24); недооценка возможностей действенного разрешения проблемной ситуации (-0,29); стремление оградить себя от неприятных впечатлений (0,25).
Одним из показателей социального риска является снижение престижа профессии, на который влияют: сужение круга интересов (-0,23), активности и продуктивности у специалиста по социальной работе (-0,24); недооценка возможностей действенного разрешения проблемной ситуации (-0,22); высокий уровень напряжения при выполнении профессиональных обязанностей (0,24); недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями (0,27); неадекватная эмоциональная реакция на получателей социальных услуг и коллег (0,37); отсутствие желания тесного общения с близкими людьми (0,21), падение общего энергетического тонуса и истощение нервной системы (0,22).
Чрезмерный самоконтроль (0,24), уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения (0,28); вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении негативно влияют на изменения показателей здоровья и повышают уровень социального риска. Кроме того,
уровень социального риска коррелирует со стремлением к прагматичности, поиску конкретной выгоды от профессиональной деятельности; импульсивностью в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности); враждебностью; трудностями планирования действий, прогнозирования их результата; неоправданным упорством (0,25); отсутствием сочувствия, сострадания.
Уровень профессионального риска зависит от ряда личностных факторов: низкого уровня активности и продуктивности своей жизни (-0,26), исключения эмоций из сферы профессиональной деятельности (0,21); усиления осознания психотравмирую-щих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, что приводит не только к повышению уровня риска, но к раздражению, отчаянию и негодованию (0,21); выполнения своих профессиональных обязанностей и проявления эмоций в зависимости от настроения и отношения к человеку - симптом эмоционально-нравственной дезориентации (0,23). Работа с разными получателями социальных услуг, в том числе с людьми, пострадавшими в результате аварий, катастроф, чрезвычайных происшествий на производствах, в природных катаклизмах, трагедиях, а также с людьми, пережившими утрату близких при этих психотравмирующих событиях, влияет на утрату интереса к субъектам профессиональной деятельности - они тяготят своими проблемами, трудно переносится присутствие (0,24). На повышение уровня профессионального риска влияют: неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях (отрицание или игнорирование проблем, переедание и т. п.) (-0,2); низкий уровень толерантности (-0,23); отсутствие потребности обращения за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим необходимыми знаниями, потребности в эмоциональной поддержке, желание разделить свои переживания со значимыми людьми (-0,26); отсутствие ответственности (-0,23).
Кроме того, полное растворение в другом человеке (0,23); ригидность поведения (-0,22); импульсивность в поведении, враждебность, трудности планирования действий и прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство (0,26); низкий уровень ценности профессиональной деятельности (-0,2); эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие (0,27); сужение сферы интересов (-0,21); низкий уровень материального благополучия (-0,21); преодоление негативных переживаний за счет субъективного снижения значимости и степени эмоциональной вовлеченности (0,22); подавление и сдержива-
ние эмоций (0,22); чрезмерная рациональность (0,26); чрезмерная эмоциональная вовлеченность (-0,26) и в то же время чрезмерное умственное восприятие и переработка внешней информации (0,2) - все это повышает уровень профессионального риска.
Заключение
По результатам проведенного эмпирического исследования нами сделаны следующие выводы.
1. Выявлена взаимосвязь между уровнем социального, профессионального рисков и их отдельными показателями. Уровень риска специалистов по социальной работе связан с рядом показателей личностного фактора:
- умением общаться, адекватно оценивать ситуацию;
- стремлением к наиболее полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности, к совместной деятельности с коллегами, установлению благоприятных взаимоотношений с ними;
- отсутствием симптома профессионального выгорания;
- наличием ряда совладающих стратегий: самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблем и положительная переоценка.
Низкий уровень социального и профессионального рисков в деятельности специалистов по социальной работе в экстремальной ситуации проявляется в умении общаться, адекватно оценивать профессиональную ситуацию; стремлении к наиболее полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности, к совместной деятельности с коллегами, установлению благоприятных взаимоотношений с ними; отсутствии симптома профессионального выгорания; использовании адаптивных совладающих стратегий поведения (самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблем и положительная переоценка).
Высокий уровень социального и профессионального рисков характеризуется наличием стресса; ограничением профессиональной активности, консервативности в реализации профессиональных задач; появлением симптома профессионального выгорания; использованием неэффективных совладающих стратегий поведения (конфронтационный копинг, дистанцирование и бегство-избегание).
2. Установлено, что уровень социального и профессионального рисков имеет различную динамику в зависимости от наличия профильного образования
специалистов по социальной работе и стажа работы. Высокий уровень социального и профессионального рисков выявлен у молодых специалистов, стаж которых составляет менее пяти лет; у специалистов, имеющих профильное образование. Уровень социального и профессионального рисков снижается с увеличением возраста специалистов. В то же время отмечено, что профессиональному риску в большей степень подвержены специалисты, проработавшие в учреждении социального обслуживания от 11 до 15 лет, т. е. имеющие значительный стаж работы в учреждениях данного профиля.
Оценка риска - структурированная и систематическая процедура, позволяющая правильно идентифицировать опасности; помогает в дальнейшем принимать решения и эффективно распределять ресурсы организации и личности, в том числе, воздействуя на факторы риска, которые можно обозначить как психосоциальные опасности. Анализ стратегии преодоления социальных и профессиональных рисков реализуется через действия «выявить», «оценить», «уменьшить» и предполагает предоставление информации и средств для реализации необходимых мер. Там, где устранение рисков невозможно, риски должны быть уменьшены.
Социальные и профессиональные риски в экстремальной ситуации ведут к профессиональной деформации личности специалиста, что обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Показатели внешних факторов, такие как низкий уровень финансирования организаций сферы социальной защиты населения, неадекватный уровень вознаграждения за труд и прочее, тяжело поддаются коррекции. Влияние показателей внутренних (личностных) факторов можно минимизировать, скорректировать через управление рисками, используя при этом превентивные методы, которые позволят специалистам эффективно справляться с профессиональной деятельностью и полноценно функционировать в жизни.
Повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в экстремальной ситуации может быть обеспечено за счет учета специфики работы в экстремальной ситуации распространения коронавирусной инфекции; управления экстремальной ситуацией; использования методов профилактики для формирования у работников психологической и эмоциональной устойчивости к рискам (социальным и профессиональным); повышения квалификации работников и т. д.
Формирование готовности студентов вуза, обучающихся по направлению «Социальная работа», к про-
фессиональной деятельности в экстремальных условиях осуществляется при изучении ряда дисциплин (введение в профессию, социальная работая в экстремальных ситуациях и т. д.), благодаря чему обучающиеся получают представления о социальных и профессиональных рисках в деятельности специалистов, социально-психологической природе и формах проявления рисков; осваивают умение проводить анализ и оценку воздействия рисков на работников, осуществляющих социально-помогающую деятельность в экстремальных условиях, навыки организации профилактической работы в экстремальных ситуациях. Полученные знания, умения и навыки закрепляются в процессе прохождения производственной практики.
Литература
1. Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово, 2003. 410 с.
2. Бухтияров И. В., Рубцов М. Ю. Психосоциальные аспекты профессионального стресса. Германия, 2015. 92 с.
3. Волкова Т. П. Профессиональные и социальные риски: механизм регулирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 11 (393). Экономические науки. Вып. 54. С. 19-27.
4. Исмаилова Ж., Омурзакова К. Проблемы конфликтов в социальной работе // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2020. № 51. С. 60-62. DOI: https://doi. org/10.35254/bhu.2020.51.10.
5. Кашинцева Л. В., Хадарцев А. А, Хрупачев А. Г Производственная безопасность и профессиональный риск. Германия, 2012. 444 с.
6. Кривцова Е. В., Мартынова Т. Н. Проблема социальных и профессиональных рисков в деятельности специалистов по социальной работе: теоретические аспекты // Методы и технологии социальной работы в современном мире. Ульяновск, 2019. С. 59-73.
7. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен экстремальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 1. С. 28-37.
8. Малик Л. С., Мелкая Л. А. Философия профессионализма в развитии образования специалистов социальной работы // Философия образования. 2018. № 4. С. 23-33. DOI: 10.15372/ PHE20180403.
9. Молокостова А. М. Социальные риски в профессиональном развитии: теоретический обзор и подходы к изучению // Фундаментальные исследования. 2013. № 11, Ч. 8. С. 1720-1727.
10. Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности : дис. ... канд. психол. Ростов н/Д., 2004. 233 с.
11. Социальные последствия пандемии COVID-19 и инклюзив-ность. Дайджест [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/.
12. Яницкий М. С., Серый А. В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. № 3. С. 120-124.
13. Fink-Samnick E. Social Work // Professional Case Management. 2019. № 24 (6). P. 320-322. DOI: https://doi.org/10.1097/ ncm.0000000000000397.
14. Hlavatska О. Social workers' professional burnout prevention and overcoming // Scientific Bulletin of Uzhhorod University. Series: «Pedagogy. Social Work». 2019. № 2 (45). P. 41-45. DOI: https:// doi.org/10.24144/2524-0609.2019.45.41-45.
15. Mythen G. Ulrich Beck: A Critical Introduction to the Risk Society. London, 2004. 240 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt18fs3c4.
16. Social protection Spotlight. Social protection responses to the COVID-19 pandemic in developing countries: Strengthening resilience by building universal social protection [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/---ed_protect/---soc_sec/documents/publication/ wcms_744612.
References
1. Busovikova O. P., Martynova T. N. Issledovanie formirovanija sindroma jemocional'nogo vygoranija v professional'noj dejatel'nosti social'nyh rabotnikov [Study of the formation of emotional burnout syndrome in the professional activity of social workers]. Siberian psychology today. Collection of scientific papers. Iss. 2. Kemerovo, 2003, 410 p. (In Russian).
2. Bukhtiyarov I. V., Rubtsov M. Yu. Psihosocial'nye aspekty professional'nogo stressa [Psychosocial aspects of occupational stress]. Germany, 2015, 92 p. (In Russian).
3. Volkova T. P. Professional'nye i social'nye riski: mekhanizm regulirovaniya [Professional and social risks: the mechanism of regulation]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016, vol. 11 (393), Economic Sciences, iss. 54, pp. 19-27. (In Russian).
4. Ismailova J., Omurzakova K. Problemy konfliktov v social'noj rabote [Problems of conflict in social work]. Bulletin of the Bishkek Humanities University, 2020, no. 51, pp. 60-62. DOI: https://doi.org/10.35254/bhu.2020.51.10. (In Russian).
5. Kashintseva L. V., Khadartsev A. A, Khrupachev A. G. Proizvodstvennaya bezopasnost' i professional'nyj risk [Industrial safety and occupational risk]. Germany, 2012, 444 p. (In Russian).
6. Krivtsova E. V., Martynova T. N. Problema social'nyh i professional'nyh riskov v deyatel'nosti specialistov po social'noj rabote: teoreticheskie aspekty [The problem of social and professional risks in the activities of specialists in social work: theoretical aspects]. Methods and technologies of social work in the modern world. Ulyanovsk, 2019, pp. 59-73. (In Russian).
7. Magomed-Jeminov M. Sh. Fenomen jekstremal'nosti [Phenomenon of extremity]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Sociology, 2010, no. 1, pp. 28-37. (In Russian).
8. Malik L. S., Melkaya L. A. Filosofiya professionalizma v razvitii obrazovaniya specialistov social'noj raboty [Philosophy of professionalism in the development of professional training of social workers]. Philosophy of Education, 2018, vol. 4, pp. 23-33. DOI: 10.15372 / PHE20180403. (In Russian).
9. Molokostova A. M. Social'nye riski v professional'nom razvitii: teoreticheskij obzor i podhody k izucheniyu [Social risks in professional development: theoretical rewiev and research approaches]. Fundamental research, 2013, vol. 11, part 8, pp. 1720-1727. (In Russian).
10. Pravdina L. R. Vlijanie jekstremal'noj situacii na dinamiku social'no-psihologicheskih harakteristik lichnosti [Influence of an extreme situation on the dynamics of social and psychological characteristics of a person]. Ph. D. thesis. Rostov-na-Donu, 2004, 233 p. (In Russian).
11. Social'nye posledstvija pandemii COVID-19 i inkljuzivnost'. Dajdzhest [Social impacts of the COVID-19 pandemic and inclusiveness. Digest]. Available at: https://ach.gov.ru/. (In Russian).
12. Yanitskiy M. S., Sery A. V. Transformacija predstavlenij ob jekstre-mal'noj situacii v postneklassicheskoj psihologii [Transformation
of ideas of the extreme situation in post-nonclassical psychology]. Personality in Extreme Conditions and Crisis Situations, 2013, no. 3, pp. 120-124. (In Russian).
13. Fink-Samnick E. Social Work. Professional Case Management, 2019, vol. 24 (6), pp. 320-322. DOI: https://doi.org/10.1097/ ncm.0000000000000397. (In English).
14. Hlavatska 0. Social workers' professional burnout prevention and overcoming. Scientific Bulletin of Uzhhorod University. Series: «Pedagogy. Social Work», 2019, vol. 2 (45), pp. 41-45.
DOI: https://doi.org/10.24144/2524-0609.2019.45.41-45. (In Ukrainian).
15. Mythen G. Ulrich Beck: A Critical Introduction to the Risk Society. London, 2004, 240 p. DOI: https://doi.org/10.2307/jxtt18fs3c4.
16. Social protection Spotlight. Social protection responses to the COVID-19 pandemic in developing countries: Strengthening resilience by building universal social protection. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---soc_ sec/documents/publication/wcms_744612. (In English).
УДК/UDC 316.4 И. Ю. Рассохина, С. А. Пфетцер, А. А. Пфетцер
I. Rassokhina, S. Pfettser, A. Pfettser
ПОДДЕРЖКА СВЕРХНОРМАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
SUPPORT OF EXCESS ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE IN THE SITUATION OF THE COVID-19 PANDEMIC AS AN ACTUAL DIRECTION OF YOUTH POLICY
Введение. В работе представлено исследование по изучению стратегий повышения социальной активности молодежи в условиях резкого изменения социальной ситуации в связи с пандемией COVID-19 на местном уровне реализации молодежной политики. Цель статьи - выявление способов взаимодействия с целевой аудиторией комитетов по работе с молодежью на территории Кемеровской области в период самоизоляции, поддержки проактивных форм социальной активности молодежи и адаптации к изменениям условий социальной среды.
Методология. Исследование проводилось на основе анализа документов, анкетного опроса молодежи (старшего школьного возраста и студенческой молодежи), анкетного опроса специалистов по работе с молодежью.
Результаты исследования заключаются в выявлении особенностей реализации молодежной политики на местах в период самоизоляции в ходе пандемии COVID-19 в ответ на актуализированные потребности и проблемы молодежи в условиях изменения социальной среды. По результатам исследования разработаны рекомендации по работе с молодежью и введению гибридных форм взаимодействия с молодежью на постоянной основе.
Заключение. К переходу на дистанционные формы взаимодействия с молодежью в условиях
резкого изменения социальной ситуации в контексте пандемии COVID-19 не были готовы ни учреждения молодежной политики местного уровня, ни сама молодежь. При этом в достаточно сжатые сроки отдельные территории показали высокий уровень профессиональной гибкости и адаптации и смогли перестроить работу в соответствии с запросами среды и целевой аудитории. Вовлечение молодежи в активные формы социальной поддержки населения, волонтерские акции, организация взаимопомощи способствовали более легкому способу адаптации самой молодежи к изменившимся условиям во время пандемии.
Introduction. The work presents a study on strategies for increasing social activity of young people in the context of a sharp change in the social situation in connection with the COVID-19 pandemic at the local level of youth policy implementation. The purpose of the article is to identify ways to interact with the target audience of youth committees in the Kemerovo Region during the period of self-isolation, support proactive forms of social activity of young people and adapt to changes in the social environment.
Methodology. The study was conducted on the basis of an analysis of documents, a questionnaire survey of young people (senior school age and students), and a questionnaire survey of specialists working with young people.