Anatolii S. Kondykov, Ph. D. in Philosophy, Professor, Honored Cultural Worker of the Russian Federation Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
Galina A. Buevich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Honoured Worker of Higher Education of the Russian Federation Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGIES IN INTERCULTURAL COMMUNICATION DEVELOPMENT
Abstract. The paper analyses some actual issues related with improvement of modern international social and cultural sphere with means of culture which is considered by the author as an important factor of forming and developing of a multicultural personality. The author of the article argues a need of consolidating and coordination of the Commonwealth of Asian Educational Institutions in Culture Sphere participants' efforts; this is a union of eight educational institutions from Russia, Kyrgyzstan, Mongolia, and Tajikistan that was established in 2017 upon an initiative of the Altai State institute of Culture (Barnaul, Russia) for regular scientific monitoring of axiological field of social and cultural sphere, and also for inclusion of innovative social and cultural technologies into actual cultural practice - the technologies that disclose humanistic nature of ethnic cultures that are based on all-humanitarian values.
Keywords: social and cultural activities technologies, interethnic cultural exchange, Russian state cultural policy, axiological sphere of social and cultural environment, a multicultural personality, international legal basis for cultural activity.
УДК 792.01-056.262(470+571+87):379.8:364.04
Ю. С. Литвиненко, аспирант Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
ulia753728@mail .т
СПЕКТАКЛИ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
Аннотация. Анализируется общественная значимость театра как одной из основных структур социального института культуры, рассмотрены особенности функциональной нагрузки театра. Приводится ряд исторических примеров, подтверждающих факт доступности театрального искусства для инвалидов по зрению. Автор обзорно характеризует некоторые инновационные формы сценического контакта современных российских и зарубежных театров с категорией лиц, страдающих расстройствами зрения: незрячими (слепыми) и слабовидящими.
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, незрячие, слепые, инвалиды по зрению, социально-культурная реабилитация, социально-культурная деятельность, специально адаптированный спектакль, спектакль для незрячих, слух, осязание, обоняние, звук, тактильное восприятие, движение, запах.
Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.
Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.
Театр как учреждение культуры выполняет ряд важных социальных функций: эстетическую, познавательную, социализирующую, коммуникативную, развлекательную, компенсаторную, игровую и др. Театр полифункционален, потому и занимает такое важное место в жизни общества.
Рассмотрим некоторые из перечисленных выше функций театра.
Одна из важнейших функций театра - это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим.
Функция развлечения включает в себя ориентацию на необычность постановки, встречу с любимыми актёрами, яркую зрелищность постановки (музыка, свет, декорации, костюмы). Эта функция тесно переплетается с функцией коммуникативной. Театр, зрелище выросли из народного праздника, обряда, яркими моментами которого была активность всех его участников и коллективность действа.
Коммуникативная функция театра отвечает за поддержание целостности общества. Именно эта функция позволяет обществу относиться к театру как к особой социальной ценности, необходимой если не отдельному индивиду, то обществу в целом.
Совпадая в некоторых отношениях с компенсаторной и развлекательной функциями театра, игровая функция оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции.
«Исходя из понимания игры, как свободного творчества, Ф. Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность. А известный голландский культуролог Й. Хейзинг усматривал в игре наиболее существенное проявление человеческой сущности. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды».
Принимая правила игры, зритель отвлекается от насущных житейских проблем и получает компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости, возникающей в силу социального или политического противостояния различных сил и партий. Этим можно объяснить тот факт, что во всяком обществе шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом.
Социализирующая функция театра связана с модой и престижем потребления театральной продукции. Посмотреть модную постановку, «сходить» на известного актёра - всегда имело, продолжает иметь и сегодня статусное значение [1, с. 82].
Здесь упомянута лишь часть социальных функций театра. Все эти, а также множество не названных функций находятся в постоянном взаимодействии и дополняют друг друга.
К. С. Станиславский говорил о том, что зритель, пришедший из театра, должен видеть мир и будущее глубже, чем до посещения театра [1, с. 85].
Театральное искусство является одним из древнейших видов искусств на Земле. Первые театры появились ещё в древней Греции и Риме. И всегда, во все времена, благодаря своей социальной и культурной значимости, театр был доступен абсолютно для всех. Театр всегда являлся одним из немногих общественных мест, где можно было встретить людей всех сословий, пола и возраста. Даже рабы - самая бесправная часть общества, могли посещать театральные представления.
Люди с физическими и умственными отклонениями в развитии не были здесь исключением. Немалую часть их составляли слепые. Несмотря на то, что их не считали полноценными гражданами, обделяли в правах и свободах и вообще, относились к ним не лучшим образом, в театр эти люди доступ всё же имели. Среди театральных зрителей в древних государствах нередко можно было встретить слепых, пришедших в компании родных и близких. Спектакль они воспринимали на слух. Те же детали сценического действия, которые нужно было видеть глазами, им описывали зрячие, сидящие рядом. Но, всё же, большая часть инвалидов в то время не имела семьи. Они бродяжничали и просили милостыню. Если в театр являлся нищий калека, с него не полагалось брать плату. Их размещали среди рабов в самых последних рядах и позволяли смотреть спектакль. Если калека был слепым, то воспринимать спектакль ему было нелегко, так как не всегда находились желающие комментировать всё, что происходило на сцене. К тому же среди рабов было много иноземцев, плохо владевших языком, на котором говорили актёры.
В эпоху средневековья, когда главенствующую роль в жизни общества играла церковь, людям с ограниченными возможностями здоровья было принято сочувствовать и оказывать всякого рода помощь. Но священники, считая любую болезнь проявлением злого духа, старались всеми способами исключить инвалидов из общественной жизни. Помимо церкви, театр был единственным общественным местом, откуда не прогоняли калек и нищих. Это делалось потому, что в те времена основным театральным жанром были мистерии - пьесы, рассказывавшие о житиях и подвижничестве святых. Считалось, что больных людей необходимо приобщать к церкви, к богу, дабы помочь им исцелиться.
В XVII - XIX веках театр стал самостоятельным учреждением культуры. Появились новые жанры театральных постановок: опера, балет, феерия, мелодрама, водевиль и многие другие. Это позволило театральному искусству называться элитарным. Там продолжали собираться люди, принадлежавшие к самым разным социальным группам. В театре можно было встретить дворян, купцов, военных, студентов, мещан и даже крестьян. Часто в театре можно было увидеть слепых. Они либо размещались на последних рядах, либо, если не было свободных мест, вместе с другими бедными, пришедшими на спектакль, находились в дальних уголках зала, стоя, или сидя на обыкновенных стульях.
Долгое время никто и никогда не задумывался, насколько комфортно незрячим людям находиться в театре. За много веков народ в разных странах мира привык видеть слепых в театрах. Все считали их присутствие на различных спектаклях чем-то обыденным, самим собой разумеющимся. Но ни работники театров, ни зрячие посетители не задавались вопросом: а на сколько удобно слепым ориентироваться в театре и воспринимать сам спектакль? Эта проблема стала решаться лишь в XX веке.
Основное направление деятельности современных театров в отношении инвалидов за рубежом и в России, начиная со второй половины прошлого столетия - обеспечение доступности соответствующих помещений для лиц с ограниченными возможностями: обеспечение лиц с нарушением зрения вспомогательными техническими средствами, облегчающими восприятие спектаклей, выделение специальных посадочных мест, проведение благотворительных спектаклей и концертов.
Но с течением времени появились специально адаптированные спектакли для людей, частично или полностью лишённых зрения.
Спектакли для незрячих - уникальный вид театральной деятельности, а также одно из самых инновационных направлений социально-культурной деятельности для людей с нарушением зрения.
Спектакль для незрячих - это спектакль, во время которого зрители воспринимают всё сценическое действие посредством слуха, обоняния и осязания, полностью исключая зрение. Создатели подобных спектаклей стремятся приобщить инвалидов к театральному искусству способом, который позволит слепым и слабовидящим с помощью звуков, запахов, тактильных прикосновений, движений в точности представить, что именно происходит на сцене. Главную роль при восприятии слепыми театрального спектакля играет, конечно, слух. Поэтому для постановки спектаклей, адаптированных специально для инвалидов по зрению, используется огромное количество самых разнообразных звуковых эффектов. Звуками компенсируется всё то, что нельзя увидеть глазами. В первую очередь это касается места действия. Если действие разворачивается, скажем, в лесу, то незрячий человек может догадаться об этом с помощью соответствующих звуков, например, шелест деревьев, шуршание опавших листьев под ногами, пение птиц, голоса лесных животных и т. д. Если же сцена разыгрывается на берегу моря, слепой поймёт это, услышав звук морского прибоя и голоса чаек и других птиц.
Так же звуковую окраску принимает любое событие, движение, действие актёров, или предметов на сцене, будь то падение, полёт, бег, шаги и др. Особенно звуковые эффекты важны в сказках. Они не только расскажут незрячему ребёнку о происходящем на сцене, но и сделают это действие забавным и запоминающимся. Например, звук плывущего по небу облака или распускающегося цветка придаст спектаклю дополнительную эмоциональную окраску.
Тактильный контакт зрителя с предметами, или зрителя с актёрами тоже очень важен. Дело в том, что в спектаклях для незрячих не используются привычные театральные декорации.
Режиссёры такого спектакля стараются оформить сцену с помощью тех предметов, к которым смогут прикоснуться слепые.
Также человеку с полным отсутствием зрение весьма сложно представить себе, как выглядят театральные костюмы актёров. Слабовидящим же трудно бывает разглядеть костюм в подробностях, т. е. его мелкие детали. Конечно, как следует ознакомиться с костюмом на ощупь нельзя, ведь в костюм облачён живой актёр, а не музейный экспонат, который можно ощупать со всех сторон. Но получить представление о том, как выглядят некоторые персонажи, с помощью прикосновений всё-таки возможно. Если, например, действующими лицами в спектакле являются животные, то они, как правило, сами стараются прикоснуться к каждому зрителю, чтобы тот смог познакомиться с ними поближе, особенно, если зрителями являются дети. Ведь каждому ребёнку будет приятно и интересно погладить медведя, лису, или зайчонка.
Тактильный контакт между актёром и слепым в процессе спектакля выполняет и коммуникативную функцию. Это нужно для того, чтобы актёры и зрители сплотились между собой и образовали, что называется, команду. Командное взаимодействие помогает инвалидам лучше прочувствовать и понять спектакль, а также ощутить внимание к себе каждого актёра, что оставит в душе каждого из них чувство причастности ко всему происходящему и приятные воспоминания о посещении театра.
Нельзя не отметить, что работа актёров, задействованных в спектаклях для инвалидов по зрению, куда сложнее, чем у актёров, играющих в спектаклях обычных. Они должны не только исполнять свои роли, но и взаимодействовать со зрителями. Такая игра требует сноровки и повышенного внимания.
Что же касается запахов, то они играют пусть не главную, но всё-таки не маловажную роль в любом спектакле для слепых. Они дополняют собой спектакль, создают его своеобразный колорит и помогают зрителям глубже погрузиться в атмосферу места и обстоятельств действия. Например, если действие происходит в саду, то по залу распространяется приятный аромат цветов. Если же герои угощаются, к примеру, шоколадными пирожными, то в воздухи стоит запах шоколада и выпечки. Иногда в процессе спектакля угощение предлагается и зрителям.
Но театральные постановки для слепых интересны и пользуются популярностью и среди абсолютно здоровых людей. Они с радостью приходят на такие спектакли, позволяют завязать себе глаза и, воспринимая спектакль на ощупь и на слух, пытаются представить, как живут незрячие люди, не видящие ничего, кроме темноты.
«Перемешать» между собой зрячих и незрячих участников спектакля и есть одна из главных целей, которую поставили перед собой создатели таких представлений. Здоровые люди учатся взаимодействовать со слепыми, понимать их мироощущение и расценивать их как нормальных, равных себе членов общества. Инвалидам по зрению, благодаря подобным мероприятиям, становится легче находить общий язык с людьми, которые инвалидами не являются. Их самооценка повышается, снимаются некоторые психологические барьеры, мешавшие им ранее жить полной жизнью, и интеграция их в общество существенно упрощается.
Первый спектакль для незрячих был поставлен в Литве в 2009 году режиссёром Королиной Зерлите. Выпускникам Литовской академии театра и музыки было дано задание придумать театр-утопию, которого никогда прежде не существовало. Создавая свой проект, Королина опиралась на принцип: исключить из утопического театра всё то, что ей в театре реальном не нравится. В своём интервью одному из российских телеканалов она говорила, что ей не нравится, когда актёр играет только для себя и любуется собой на сцене, совершенно не думая о зрителе. Размышляя над тем, как сделать зрителя в театре главным, Королина пришла к выводу, что спектакль, адаптированный для людей с какими-либо физическими недостатками, станет идеальным вариантом в данном случае. В итоге, её идея стала совсем не утопической, а наоборот, заинтересовала многих и имела продолжение [2].
Так родился спектакль «Пчёлкины сказки для шести ощущений», предназначенный для слепых и слабовидящих, который неоднократно был показан в государственном кукольном театре города Вильнюса и имел огромный успех. Спектакль включал в себя несколько сказочных сюжетов, не связанных друг с другом. Его посетило множество как слепых, так и абсолютно зрячих людей разного возраста, ведь сказки интересны и понятны всем.
В 2010 году этот спектакль был представлен на фестивале кукольных театров в Санкт-Петербурге и занял там первое место. После фестиваля Королина Зерлите была приглашена в Москву и стала режиссёром в Московском Государственном театре кукол. Так что следующий спектакль для незрячих по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь» создавался уже в России. Премьера состоялась 19 апреля 2013 года.
В отличие от «Пчёлкиных сказок», в основе которых лежал простой сказочный сюжет, «Майская ночь» является драматическим спектаклем. В нем присутствует и украинский фольклор (песни, хороводы, танцы), и серьёзные монологи и диалоги персонажей. Поэтому в спектакле были задействованы самые лучшие актёры театра. В спектакле, где предполагается взаимодействие со зрителем, каждый актёр должен чётко знать свою хореографию движений по сцене. Кроме того, актёрам приходилось самим озвучивать некоторых животных и птиц. То есть многим из них нужно было мгновенно переключиться со своей основной роли и озвучить какое-нибудь животное [2].
В 2015 в Московском кукольном театре состоялась ещё одна премьера спектакля для слепых российского режиссёра Натальи Пахомовой. На этот раз инвалиды по зрению смогли с помощью звуков, запахов и прикосновений познакомиться со всем известной и любимой сказкой «Ёжик в тумане».
Конечно, хорошо видящему человеку сложно, опираясь лишь на словесное описание, представить себе, что это такое - спектакль для слепых. Чтобы иметь правильное представление об этой форме работы с незрячими в театрах, нужно побывать на таком спектакле. Но все-таки, на примере сказки «Ёжик в тумане», попытаемся представить, как же проходят спектакли для слепых?
Итак. Действие происходит в камерном зале театра. Зрительный зал остаётся пустым, все зрители-участники спектакля находятся на сцене. Сцена уставлена большими растениями в кадках, имитирующими лес. Между ними по сцене разбросаны коврики, подушки, пуфы и стулья, на которых размещаются зрители. Перед началом спектакля зрячим людям завязывают глаза, слепые остаются без повязки. Всех заводят в зал и размещают на сцене.
Спектакль начинается с того, что зал наполняется звуками леса. Так как ёжик путешествует по вечернему лесу, то в звуках этих преобладает стрекотание кузнечиков, уханье совы, таинственные шелесты и шорохи. В воздухе распыляют древесные и цветочные запахи, чтобы воссоздать атмосферу леса. В качестве ароматизатора используются, в основном, масло кедра, пихты, липы, можжевельника и др.
Когда герои сказки один за другим появляются на сцене, они не спешат начать игровое действие. Сначала они какое-то время перемещаются по сцене, выстраивая траекторию своего движения таким образом, чтобы приблизиться к каждому из зрителей. Персонажи останавливаются возле каждого зрителя, сами прикасаются к нему и дают ему возможность хоть немного на ощупь ознакомиться со своим костюмом. Незрячим участникам спектакля очень нравится этот процесс, так как в этом спектакле используются ростовые куклы, т. е. люди, одетые в объёмные и очень правдоподобные костюмы животных.
Перемещение животных по сцене тоже озвучивается. Торопливую поступь ежа и собаки эмитируют несколько человек, находящихся за ширмой в дальнем углу сцены. Все вместе они часто хлопают себя ладонями по коленям. Тяжёлые, неуклюжие шаги медвежонка они изображают, прикладывая объёмный, мягкий предмет к поверхности, соприкосновение с которой даёт шуршащий звук. Это может быть резаная бумага, или настоящие сухие листья. Когда на сцене появляется лошадь, зрители слышат цоканье лошадиных копыт. Путешествие ежика по реке на спине таинственной рыбы сопровождается тихим плеском, словно действительно неподалёку находится река или озеро, и по нему и правда кто-то плывёт.
Когда ежик попадает в туман, на сцене появляются люди с белым хлопчатобумажным полотнищем, предварительно смоченным в тёплой воде. Они колышат его над головами зрителей, и орошают их тёплой водяной пылью. При этом создаётся очень правдоподобная иллюзия того, что участники действия оказались в лесу, погружённом в туман. В конце спектакля, когда ёжик всё-таки встречается с медвежонком, и они садятся у костра считать звёзды, зрители слышат потрескивание огня и ощущают его тепло, ведь на сцену действительно вносится небольшое пламя
в глиняном сосуде. Когда медвежонок угощает ёжика чаем с малиновым вареньем, в воздухе витает аромат малины, и всех зрителей обносят чаем и вареньем [3].
В создании обоих выше упомянутых спектаклей участвовали незрячие люди. Московский Государственный театр активно сотрудничает со Всероссийским Обществом слепых и со школой-интернатом № 1 для слепых и слабовидящих детей. Почти на каждую репетицию спектакля режиссёры приглашают небольшие группы слепых (не более 10 человек), состоящих из людей разного возраста. Они советуются с теми, для кого делаются подобного рода спектакли, во всех мелочах для того, чтобы окончательный результат их работы был наиболее успешным.
Оба спектакля для слепых: и «Майская ночь», и «Ёжик в тумане» демонстрируются зрителям уже не один год и не теряют своей популярности. В планах у режиссёров театра ещё несколько подобных спектаклей. К сожалению, остальные театры Москвы и других городов России пока не спешат перенимать этот опыт и спектаклей для инвалидов по зрению не ставят. Но зато волонтёры и работники специализированных школ и детских садов для детей с нарушением зрения активно интересуются данной формой работы с инвалидами по зрению.
Список литературы
1. Махлина, И. М. Язык искусства // Театр. - 2009. - № 4. - С. 80-87.
2. Премьера спектакля для слепых «Майская Ночь» в московском театре кукол [Электронный ресурс] / Super Cool Pics. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012-2018. - Режим доступа : http://supercoolpics.com/ premera-spektaklya-dlya-slepyh-maj sk/ (дата обращения: 15.01.2018).
3. Московский Государственный театр кукол : офиц. сайт [Электронный ресурс] / Московский гос. театра кукол. - Электрон. дан. - Москва, [б. г.]. - Режим доступа : http://www.mospuppets.ru// (дата обращения: 2.02.2018).
Yulia S. Litvinenko, Postgraduate Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
ulia753728@mail .ru
STAGE PERFORMANCE FOR VISUALLY IMPAIREDS AS A FORM OF SIGHT-DISABLED PERSONS' SOCIAL AND CULTURAL REHAB
Abstract. The author analyses social significance of the theatre, one of the key structure of the social institution of culture; names some peculiarities of its social functions. The paper gives several examples from the history that prove a fact of accessibility of the theatrical art for sight-disable persons. The author reviews several new forms of stage contact with visually impaired persons practiced by Russian and foreign theatres.
Keyword: persons with disabilities, visually impaired, blind persons, sight-disabled persons, social and cultural rehab, social and cultural activity, specially adapt stage performance, a stage performance for visually impaired persons, (sense of) hearing, sense of touch, odor sense, a sound, tactile sense, a moving, smell (odor).
УДК 316.752:379.8-057.875
Е. И. Мурзина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДОСУГ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация. Представлен авторский анализ ценностного аспекта досуговых практик современной российской учащейся молодёжи. Констатируется кризис конструктивного начала досуго-вой мотивации лиц, относящихся к социально-демографической категории молодёжи (в возрасте от 14 до 35 лет). Приводится обзор наиболее распространённых досуговых интересов молодёжного