КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 376.32
Вачеян Лариса Александровна
кандидат психологических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТИФЛОКОММЕНТИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ
В статье раскрываются проблемы использования технологии тифлокомментирования визуальной информации (фильмов, картин, мультфильмов) в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями зрительной функции. Рассматривается понятие и история тифлокомментирования в России. Раскрыта возможность использования тифлокомментирования в работе с младшими школьниками с нарушениями зрения, определен ряд задач, которые возможно решить с использованием данной технологии в системе специальной помощи детям. Описаны этапы работы над проектом, раскрыты теоретические и практические аспекты решения проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения. Представлены цель, задачи и основное содержание коррекци-онно-развивающей программы для детей с нарушениями зрения с использованием технологии тифлокомментирования мультфильмов. Кратко приведены результаты работы над проектом.
Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, реабилитация лиц с нарушениями зрения, тифлокомментирова-ние, коррекционно-развивающая работа.
Зрение играет большую роль в психическом развитии человека (С.Ю. Бородулина, К. Бюрклен, М.И. Земцова, А.А. Люблинская, Ю.В. Петров, А.П. Садчиков, В.С. Сверлов, Л.И. Солнцева). С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия информации внешнего мира. По данным ВОЗ во всем мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения, из которых 39 миллионов поражены слепотой и 246 миллионов имеют пониженное зрение [2]. Большое количество детей с нарушением зрения - актуальная проблема и в России. В 2016 году первичная организация ВОС только в Ярославской области насчитывала 2269 человек. В области проживает более 200 детей-инвалидов с нарушениями зрения.
Из-за слепоты у незрячих людей возникает проблема с получением визуальной информации и удовлетворения своих образовательно-познавательных, культурно-эстетических, интеграционно-коммуникационных и других потребностей во время посещения музеев, театров, кино, спортивных и массовых мероприятий, во время ознакомления с выставками, экспозициями, архивами, библиотеками. Тем самым воздвигается барьер на пути получения незрячими людьми информации и ограничивается возможность их полноценной жизни. Это препятствует формированию общедоступной безбарьерной среды, а также реализации законного права слепых и слабовидящих на информационное обеспечение, которое предусмотрено пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4].
Одним из современных направлений государственной социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации является устра-
нение визуальных информационных барьеров в получении социально-значимой информации, в реализации законного права слепых и слабовидящих на информационное обеспечение [1].
Для удовлетворения информационных потребностей в визуально ориентированном мире незрячему человеку, испытывающему специфические трудности, может помочь аудиальный канал восприятия. Любой предмет, действие или явление можно описать словами. Специальная технология, позволяющая незрячим людям эффективно воспринимать любой предмет, действие, явление, описанное словестно, сделать доступными для понимания картины, фотографии, фильмы, спектакли называется тифлокомментированием.
Технология тифлокомментирования - это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему или слабовидящему человеку без специальных словесных пояснений.
Тифлокомментирование может быть подготовленным или прямым. В первом варианте тифлоком-ментатор имеет возможность заранее подготовить тифлокомментарий, например, для автоматического тифлокомментирования фильма, мультфильма. Во втором варианте комментирование производится непосредственно при наблюдении объекта комментирования, что называется «с листа». При этом возможны ситуации, когда тифлокомментатор может приготовиться к прямому тифлокомменти-рованию, например, предварительно просмотрев кинофильм, видеозапись, картину и т. д. При отсутствии такой возможности комментирование становится «горячим». «Горячее тифлокомменти-рование» - это ситуация, когда приходится действовать без предварительной подготовки.
В процессе тифлокомментирования информационные пробелы могут быть заполнены с помо-
210
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Вачеян Л.А., 2016
щью виртуального описания в устной или письменной речи. Тифлокомментирование как технология может решать ряд задач в системе специальной помощи детям с нарушениями зрения: 1) культурно-эстетические; 2) развлекательные; 3) просветительские; 4) коррекционно-развивающие задачи.
Культурно-эстетические потребности незрячие дети могут удовлетворять, знакомясь с иллюстрациями к книгам, с картинами, снабжёнными соответствующими изображению тифлокомментария-ми. Совершая познавательную экскурсию, ребенок может получать информацию не только об ориентирах в пространстве, но и благодаря специально подготовленному тифлокомментарию знакомиться с историей и традициями города или села.
В ходе решения развлекательной задачи дети с нарушениями зрения могут, например, проводить свой досуг, просматривая сказки-мультфильмы с тифлокомментариями.
Ознакомление детей с нарушениями зрения с правилами поведения на дороге, основами здо-ровьесбережения также можно осуществлять с использованием технологий тифлокомментирования. Например, используя специально подобранные образовательные программы, мультфильмы о здоровом образе жизни, и, снабдив их специальным комментарием, можно решать просветительские задачи.
Широкий круг коррекционно-развивающих задач можно решать, используя тифлокомменти-рование. Включение просмотра видеоматериалов с тифлокомментарием в развивающие программы по формированию познавательной деятельности личности детей позволит значительно расширить диапазон психолого-педагогических средств коррекции.
Технология тифлокомментирования эффективна в устранении информационного дефицита и позволяет удовлетворить в процессе обучения ряд психологических потребностей детей с нарушениями зрения.
В проведенном нами исследовании показана возможность использования технологии тифлоком-ментирования в работе с младшими школьниками с нарушениями зрения. Основная идея разработанного нами проекта - подготовить серию познавательных мультфильмов с тифлокомментариями для детей с нарушениями зрения. Специально подобранный текст позволяет незрячим детям познакомиться не только с персонажами популярных мультфильмов, но и освоить некоторые правила поведения, правила дорожного движения, познакомиться с буквами, а главное, понять, что делают, как выглядят, как перемещаются герои мультфильма. Всё это обогащает опыт ребенка и позволяет ему постепенно включаться в общее культурное и образовательное пространство. А интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
и является конечной целью всего коррекцион-но-развивающего обучения. В подготовке проекта, наряду со мной, принимали активное участие тифлопедагог, член первичной организации ВОС Ярославской области, старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики М.Д. Иванова, студенты дефектологического факультете ЯГПУ им. К.Д. Ушинского: Д. Марковки-на, А. Миронова, Е. Галкина.
Цель проекта - разработка коррекционно-ре-абилитационной программы для незрячих и слабовидящих детей младшего школьного возраста с использованием мультфильмов с тифлокоммен-тарием.
Задачи проекта:
1. Разработать содержание коррекционно-реа-билитационной программы для незрячих и слабовидящих детей с использованием мультфильмов с тифлокомментарием.
2. Подготовить серию познавательных мультфильмов, снабдив их тифлокомментариями, для детей с нарушениями зрения.
3. Апробировать разработанную программу в педагогической практике специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений IV вида.
Изучив историю проблемы, мы определили, что тифлокомментарий - это целевая информация, специально подготовленная для незрячих для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая недоступна (или малодоступна) людям с нарушениями зрения.
Исторически технология тифлокомментиро-вания складывается поэтапно. Первыми, по сути, тифлокомментариями можно считать радиорепортажи с различных соревнований, которые ведутся в нашей стране с конца 20-х годов XX века. Сложнее для лиц с нарушением зрения в начале XX века было воспользоваться достижениями киноискусства. «Немое» кино было вообще недоступно незрячим [3].
Звуковое кино с 1928-30-х годов быстро распространилось в мире, и картина изменилась: теперь незрячие в кинозале слушали игру киноактеров и по «саундтреку» могли составить представления о сюжете кинофильма. К сожалению, это получалось далеко не всегда, т.к. «немые» сцены, невербальный звук, «обманные» действия героев и т. п. слишком часто исключали для незрячего человека возможность составить для себя законченное представление не только о событиях, о сюжете, но и о самом кинофильме, если кто-либо не объяснял ему происходящее во время киносеанса или после него [6].
Желание зрячих людей пояснить незрячему человеку происходящее на киноэкране было вполне естественно. Поэтому на Центральном полиграфическом учебно-производственном предприятии МГП ВОС, которое специализировалось на произ-
водстве «говорящих» книг, возникла в конце 70-х годов идея выпустить в формате «говорящей» книги фонограммы кинофильмов с наложением звукозаписи заранее подготовленных пояснений для слепых. Так открылась для незрячих возможность познакомиться с достижениями киноискусства через доступные для них звукофильмы. Звукофильм - это записанный в специальном защищенном формате «говорящих» книг для слепых саундтрек кино-(видео-) фильма с наложением тифлокомментария. В конце 70-х - в начале 80-х годов в двух кинозалах в Москве (в кинотеатре «Буревестник» и в Центральном Доме Культуры ВОС) развернули оборудование для прямого тифлокомментирования. Теперь все сидящие в этих кинозалах незрячие люди могли через наушники услышать пояснения того, что происходило на экране.
Возникновение и формирование тифлоком-ментирования было практически одновременным и шло параллельно как на Западе, так и в Советском Союзе вплоть до эпохи Перестройки. Поскольку эти процессы не пересекались, появились два термина, обозначающих эту деятельность: тиф-локомментирование - в России и аудиодескрипция (для незрячих) - за рубежом [3]. Понятие «тифло-комментирование» более широкое по смыслу, чем «аудиодескрипция». Оно подразумевает использование не только звукового тифлокомментария, но и письменного, печатного (например, описание для слепых картины, фотографии, географической карты, чертежа и т.п.), выполненного на бумаге.
Собранный материал по истории и достижениям тифлокомментирования позволяет сделать вывод, что практическое тифлокомментирование было применено впервые в мире в Советском Союзе [3]. Впервые демонстрация кинофильма с тиф-локомментированием для слепых была проведена в конце 1978 года в московском кинотеатре «Буревестник» группой специалистов Всероссийского общества слепых под руководством кандидата технических наук Вадима Александровича Усика, заведующего лабораторией в НИИ Медицинского приборостроения, и при участии незрячего - главного редактора звукового журнала Московского городского правления ВОС «Маяк» А.И. Лапшина [7]. Однако широкой практики оснащения кинозалов оборудованием для тифлокомментирования не возникло.
В настоящее время, лишь некоторые культурные площадки, в формате эксперимента, предлагают спектакли и фильмы с тифлокомментариями для незрячих людей. Например, в Московском Губернском театре незрячие люди могут посмотреть 2 спектакля с тифлокомментарием «Пушкин» и «Нашла коса на камень» [5]. Профессиональное обучение тифлокомментаторов ведут в институте Всероссийского общества слепых «Реакомп» [3]. Однако, количество специалистов в этой области
крайне мало, а востребованность их профессиональных навыков всё возрастает.
Таким образом, использование тифлокоммента-рия в реабилитационной работе со взрослыми людьми в России насчитывает уже не одно десятилетие. Однако применение технологии тифлокомментиро-вания в практике коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения - достаточно новая идея. Мы решили, что ее реализация актуальна, т.к. тифлокомментирование популярного среди дошкольников визуального материала, например, мультфильмов, позволяет незрячим и слабовидящим детям обогатить жизненный опыт и дает им возможность постепенно включиться в общее культурное и образовательное пространство.
Опираясь на знания об особенностях развития детей с инвалидностью по зрению, мы разработали коррекционно-развивающую программу с использованием мультфильмов с тифлокомментарием.
Цель коррекционно-развивающей программы - формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни, расширение кругозора у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения посредством использования мультфильмов с тифлокомментарием.
Достижение поставленной цели реализуется путем решения следующих задач:
1) сформировать правильное отношение к своему здоровью;
2) сформировать знание об основах безопасности жизнедеятельности;
3) сформировать толерантное отношение к окружающим.
Нами разработано подробное содержание программы и конспекты занятий. Содержание программы рассчитано на детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Все содержание кор-рекционно-развивающей программы направлено на развитие и обучение детей с нарушением зрения.
Схема построения занятий:
1. Оргмомент. Во вступительной части занятия используются традиционные приемы: отгадывание загадок, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты.
2. Основная часть. Основную часть занятия составляет демонстрация мультфильмов с тифлоком-ментарием. Сначала с детьми организуется беседа на тему занятия. Далее следует просмотр мультфильма с тифлокомментарием, т.е. в естественные паузы оригинального трека мультфильма вставляется специально подготовленный трек с текстом, который описывает общую обстановку, внешний вид, действия персонажей мультфильма, непонятные незрячим без словесного пояснения. Далее следует просмотр мультфильма с тифлокоммента-рием. По окончании мультфильма дети могут перейти к играм и продуктивным видам деятельности.
212
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
3. Обсуждение итогов занятия. В заключение каждого занятия подводятся итоги: дети делятся впечатлениями, рассказывают о том, что было интересно, что понравилось, что нового узнали на занятии.
В качестве материала для программы нами были отобраны следующие мультфильмы:
1. «Наш друг ПИШИЧИТАЙ». 1 выпуск (1978 год). Серия рисованных мультфильмов режиссёра Юрия Прыткова. Мультфильм знакомит детей с азбукой и счетом. Мальчику Коле исполняется 5 лет. Волшебник Пишичитай дарит ему в день рождения букву «К» — первую букву его имени. А Коля уверен, что обойдётся и без букв. Но без буквы «К» день рожденья Коли превратился в праздник Оли, клён - в лён, коса - в осу и так далее. Коля быстро понимает свою ошибку и просит прощения у буквы «К», тогда всё возвращается на своё место.
2. «Наш друг ПИШИЧИТАЙ». 2 выпуск (1979 год). Серия рисованных мультфильмов режиссёра Юрия Прыткова. Мультфильм знакомит детей с азбукой и счетом. Мальчик Коля нарисовал папе в подарок картинку. Но ещё надо поставить подпись: Коля. Пишичитай помогает Коле найти, выучить и научиться писать остальные буквы его имени: О, Л, Я.
3. Смешарики: Азбука здоровья. 9 серия. «Руки» (2008 год). «Смешарики: Азбука здоровья» представляет собой серию поучительных и полезных мультфильмов. Данный сериал был специально разработан по просьбе Национального Детского Фонда с целью обучения детей правильному отношению к своему здоровью. В данной серии дети узнают, почему нужно мыть руки перед едой.
4. Смешарики: Азбука Безопасности. 26 серия. «На остановке» (2007 год).
«Смешарики: Азбука безопасности» представляет собой серию поучительных и полезных мультфильмов. Данный сериал был специально разработан по просьбе Национального Детского Фонда с целью обучения детей правилам дорожного движения. В данной серии дети узнают о том, как надо вести себя на дороге и к чему приводит несоблюдение основных правил дорожного движения. Мультфильм научит маленьких зрителей осторожности и внимательности, которые пригодятся им при преодолении проезжей части.
5. Смешарики: Мир без насилия. 1 серия. «Другие уши» (2012 год).
«Смешарики: Мир без насилия» представляет собой серию поучительных и полезных мультфильмов. Мультфильмы обучают детей, что такое толерантность, как необходимо себя вести, что грубить - это плохо, необходимо помогать взрослым, не обижать младших и ровесников. В данной серии дети научатся вежливому отношению друг другу.
Этапы работы над тифлокомментарием:
1. Написание текста тифлокомментария.
2. Озвучивание текста тифлокомментария.
3. Монтаж тифлокомментария в мультфильм в виде отдельного звукового канала.
4. Трансляция мультфильма с тифлокомментарием детям с нарушениями зрения при помощи специального оборудования.
Программы и средства, используемые для записи и монтажа звука: vegas 11; камера; микрофон; персональный компьютер.
Данная программа апробирована в октябре 2015 года в ГОУ Гаврилов-Ямской специальной (коррекционной) школе-интернате IV вида г. Гав-рилов-Яма Ярославской области. Педагогическое наблюдение показало, что данная программа способствовала формированию социальной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения.
Программа вызвала интерес у педагогов-практиков и представителей профессионального научного сообщества. Разработанный нами проект был представлен на ряд конкурсов и выставок. Проект стал призёром регионального конкурса научно-исследовательских работ и инновационных проектов обучающихся «Шаг в будущее»; участником научно-популярной интерактивной выставки «Территория науки» в рамках Фестиваля науки Ярославской области; участником выставки «Промышленность. Инновации. Современные технологии» VI Международного экономического форума «Инновации. Бизнес. 0бразование-2015» г. Ярославль; победителем конкурса-выставки «Инновационный потенциал молодёжи» 2016 г. по направлению «Общественные и социально-гуманитарные науки: педагогика».
Проект «Создание мультфильмов для незрячих и слабовидящих детей: тифлокомментирова-ние» стал победителем XVI Всероссийской выставки научно-технического творчества молодёжи «НТТМ - 2016» в г. Москве, а также авторы были удостоены Премии Президента РФ I степени. Всё это свидетельствует об актуальности работы и ее востребованности в психолого-педагогической практике коррекционно-реабилитационной помощи детям с нарушениями зрения.
Библиографический список
1. Вачеян Л.А., Иванова М.Д. Тифлокомменти-рование как средство реабилитации и коррекции детей, имеющих нарушение зрения // Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы инклюзивного образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - С. 106-114.
2. Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs282/ru/ (дата обращения: 22.06.2016).
3. Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийско-
го ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «РЕАКОМП». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rehacomp.ru/ (дата обращения: 22.06.16).
4. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 64 с.
5. Московский губернский театр. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m-g-t.ru/ (дата обращения: 22.06.2016).
6. Научно-исследовательский кинофотоинсти-тут (НИКФИ). Официальный сайт [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://nikfi.ru/short-БЮпеБЛурЫосопсер^ (дата обращения: 22.06.16).
7. Соловьёв С.А. Позволительная роскошь // Сайт общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». [Электронный ресурс]. - Режим доступа^йр:// www.vos.org.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=924:2009-12-10-10-59-11&саШ=180:^-1-2005 (дата обращения: 22.06.16).
УДК 159.99 ; 159.922.7
Ершова Валерия Валерьевна
кандидат психологических наук Ставропольский государственный педагогический институт
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМ НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы и средства для этого необходимые. Проанализированы условия, реализация которых необходима для успешного решения задач формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения.
Ключевые слова: сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, сенсорные операции, сенсорное воспитание, комплексные нарушения, нарушения слуха и зрения.
Одной из современных тенденцией специального образования в России, является увеличение доли детей со сложными и множественными нарушениями, которые нуждаются в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Эта категория детей очень разнородна по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Это связано тем, что у каждого такого ребенка особым образом могут сочетаться нарушения разных функций, возникшие в разное время и по-разному выраженные.
Достаточно многочисленную и наиболее изученную часть популяции детей с комплексными нарушениями развития составляют дети, имеющие сочетания нарушений зрения и слуха.
Исследованием данной категории детей занимались М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Т.А. Басилова, В.Н. Чулков и др. Они указывают на их крайнюю неоднородность по физическим и психическим проявлениям.
Согласно исследованиям А.В. Ярмоленко нарушения зрения и слуха не только в значительной мере выключают из чувственного познания, определенной качественно отличной части ощущений и восприятий, но и нарушает системность этих ощущений, системность чувственного познания мира и последующего его обобщения [3].
Одновременное поражение двух важнейших дистантных чувств - зрения и слуха, приводят
к тому, что ребенок, оказавшийся в такой ситуации, может опираться в своем развитии на оставшиеся сохранными сенсорные и интеллектуальные возможности. Все это приводит к качественному и количественному своеобразию в формировании сенсорных эталонов у этой категории детей [5].
Сенсорные эталоны в психологическом словаре, определяются как, выработанные человечеством представления, об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, а именно: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков и т. д. [2].
Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, звукового ряда и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.
Т.А. Басилова отмечает, что при комплексном сенсорном нарушении особое значение в формировании сенсорных эталонов приобретает осязание. Осязательная деятельность руки ребенка стано-
214
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Ершова В.В., 2016