ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
С.О. Тапбергенов
врач-психиатр высшей категории, отличник здравоохранения Республики Казахстан, Департамент внутренних дел Алматинской области,
Медицинский отдел, г. Талдыкорган, Казахстан, e-mail: sabyr. tapbergenov@ mail. ru
СОЗНАНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИЛИ ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ
Аннотация. Сложность психической организации человека определяет необходимость применения различных методов и форм исследования, почему изучение психических процессов выходит за рамки одной научной дисциплины. По этой причине нами использовались данные различных исследований. Остается открытым вопрос о сущности процесса представления. Выдвигаются даже предположения о наличии представления у высших животных. Отсутствует четкая дифференциация таких основополагающих понятий как субъективность и идеальность. Понятие «идеальное» требует конкретизации. Не раскрыта природа чувственных отношений и их роль в течении когнитивных процессов человека. Во многом неясным остается феномен человеческого сознания, его генез. Основа наших разработок определена тем, что раскрытие сущности психического и ее высшей формы - человеческого сознания - требует интегративного подхода в силу системности самой организации всего живого.
Ключевые слова: субъективность, знание, идеальное, представление, долговременная образная память, стимульная ситуация, эмоциональные и чувственные отношения, когнитивный мотив, произвольность познания, воображение, поступок, самосознание, произвольность процессов мотивации, внутренняя свобода личности.
S.O. Tubbergen, Department of Internal Affairs, Taldykorgan, Kazakhstan
OF ALMATY REGIONCONSCIOUSNESS AS AN INDEPENDENT ENTITY OR THE PHENOMENON OF
CONSCIOUSNESS
Abstract. Complexity of mental organization of the person determines the need to use different methods and forms of study, why the study of mental processes is beyond the scope of a single scientific discipline. For this reason, we used data from different studies. The question remains about the nature of the submission process. Some even speculate the presence of representations in higher animals. There is no clear differentiation of such fundamental concepts as subjectivity and ideality. The concept of "perfect" requires the specification. Not disclosed the nature of sense relations and their role in the course of human cognitive processes. Largely unclear, the phenomenon of human consciousness, its Genesis. The basis of our developments is defined, the fact that the essence of the psychic and her higher forms of human consciousness, requires an integrative approach because of the consistency of the organization of all living things.
Keywords: subjectivity, knowledge, perfect, performance, long-term figurative memory, of the stimulus situation, emotional and sensual relationship, cognitive motive, self-regulation of cognition, imagination, action, self-awareness, self-regulation processes of motivation, inner freedom of the individual.
«Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров, - констатирует А.Н. Леонтьев, тут же продолжая: - Однако огромное число фактов убедительно свидетельствуют о том, что животные имеют представления». Он приводит в пример опыты, проведённые Тинклоу на обезьянах, а Н.Ю. Войтонисом с лисами, И.С. Беритовым на собаках [2]. Действительно, воспроизводство раннее воспринятого - это то, что объединяет психическую организацию высших животных и человека. Но все же допущение наличия у высших животных представления равносильно признанию наличия у них сознания.
В чем же тогда заключается сущность феномена «представление»? Познавательные процессы заключаются в выработке индивидуальных знаний. О.К. Тихомиров отмечает, что «мышление всегда субъективно... даже в том случае, когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир» [4]. Действительно, продукция мышления вырабатывается субъектом и принадлежит ему. Выработка индивидуальных знаний с мотивацией ими поведения является субъективным психическим процессом, и именно это преобразует индивида в субъект.
В определении понятия «знание» С.Д. Смирнов отмечает: «...непосредственные следы внешних воздействий на органы чувств еще не является знанием или его самостоятельным элементом» [3]. В качестве знания выступает лишь та отраженная информация, которая приобретает конкретное значение для ее обладателя с определением соответствующего индивидуального отношения к воспринятым объектам и факторам окружающей среды. В этом и заключается смысл знания и основная форма ее существования. Знание есть и там, где есть узнавание, то есть идентификация воспринимаемого с раннее воспринятым и переносом на него уже выработанного эмоционального отношения.
Таким образом, природа знания определяет сущность субъективности. Именно в процессе индивидуального познания и рождается субъективность. Поднятие психических функций до когнитивного уровня с выработкой индивидуальных эмоциональных отношений и мотивацией ими поведения присуще высшим животным, что обосновывается в нашей статье «Бессознательные психические процессы и мышление животных» [5]. Если когнитивные процессы восприятия и воспроизводства раннее воспринятого, с выработкой индивидуальных эмоциональных отношений, являются субъективным отражательным процессом, то представление - это уже идеальный отражательный процесс. Между субъективным и идеальным, несмотря на их тесную взаимосвязь, существует принципиальное различие.
Представление - это не просто воспроизводство образов раннее воспринятого, а воспроизводство, в котором эти образы приобретают независимое существование и преобразование как от наличной ситуации, так и от воспроизводимой реальности, то есть соответствующую свободу. Независимость образов представления от наличной ситуации начинается с воспроизводства и преобразования их вне стимульной ситуации. В дальнейшем и вне восприятия предмета потребности, а ассоциативно по сходству, смежности или контрасту. А затем и вне всякой связи с наличной ситуацией. Независимость образов представления от воспринятой реальности заключается в том, что отраженное содержание может приобретать движение, независимое от реально воспринятого. Причем, данная независимость также подвержена динамическому развитию. Результаты преобразования эмоциональных образов могут перестать соответствовать содержанию воспринятого и даже уйти далеко от него. Начинаясь с преобразования образов в рамках сохранения фабулы воспроизводимого образа, они переходят к направленному воображению в поиске пути реализации отраженной проблемы и, наконец, к полной произвольности. Способность произвольного воспроизводства и преобразования эмоциональных образов приобретается на основе поэтапного развития отмеченных форм независимости (свободы) этих процессов.
Представлять - значит воспроизводить и произвольно удерживать в поле внимания не только раннее воспринятые, но и сконструированные образы со способностью оперировать ими. Иначе, в процессе представления интрапсихические связи могут производиться не только между образами наличного восприятия, но и между образами восприятия и воспроизводимыми образами, сконструированными (преобразованными) в том числе. Более того, что существенно, между самими воспроизводимыми и сконструированными образами. Феномен представления и является первичной формой сознания, моментом ее рождения. Отмеченные этапы становления независимости - свободы воспроизводства и преобразования чувственных образов являются, собственно, этапами становления сознания.
Способность представления обусловлена развитием и функционированием долговременной образной памяти. Именно развитие долговременной образной памяти открывает новые возможности в сохранении, воспроизводстве и переработке отраженного содержания. Об этапности развития способности воспроизводить образы раннее воспринятого, а, следовательно, и способности представлять, свидетельствуют опыты Пиаже по развитию когнитивных способностей у детей (1954).
У высших животных, как и у человека, эмоциональные отношения пробуждаются непроизвольно в связи с восприятием объекта проекции действующей потребности, то есть предмета потребности, или при восприятии сигнальных раздражений. Пробудившиеся эмоциональные отношения, в свою очередь, воспроизводят ассоциированные с ними образы ранее воспринятого и пережитого. Однако в связи с недостаточным развитием образной памяти у высших животных да и у человека на начальных этапах развития его психики, эмоциональные отношения обеспечивают воспроизводство ассоциированных с ними образов и их преобразование исключительно в стимульных ситуациях. Эмоциональные отношения определяют и соответствующую им направленность преобразования воспринимаемых и воспроизводимых образов. Со становлением и развитием долговременной образной памяти, эмоциональные отношения у человека определяют активацию образной памяти и внестимульной ситуации. Достаточным становится отражение в восприятии предмета потребности.
Эмоции у человека под воздействием воспроизводимых образов на основе активации долговременной образной памяти сами преобразуются, обретая большую насыщенность и тем самым продлевая свое действие в качестве мотива последующих мыслительных операций. Такое действие эмоциональных отношений является моментом их преобразования в отношения чувственные, которые и выступают в качестве идеальных мотивов. Теперь эмоциональные, то есть уже чувственные отношения, мотивируют на поиск реализации пробудившейся потребности не просто внестимульной (проблемной) ситуации, но и в отрыве от практических действий, то есть уже умозрительно. Эмоциональные же отношения высших животных выступают мотивом поиска решения проблемной ситуации только в ней самой, то есть в неразрывном единстве мотивации практической и познавательной деятельности.
Феномен сознавания проблемы, то есть ее представление или умозрительная постановка, обусловлен рождением или пробуждением чувственного отношения, выражающего ранее действовавшую потребность (нереализованное желание) и обеспечивающего более полное воспроизводство ассоциированных с ним образов ранее пережитого и удержание их в поле внимания. Такое воспроизведенное отношение (желание) и выступает как внутренний когнитивный мотив, не связанный с наличной ситуацией и действующий в отрыве от проблемной (стимульной) ситуации. Умозрительная постановка проблемы, то есть воспроизводство в памяти проблемной ситуации, выступает субъективной потребностью ее разрешения. Мотивация когнитивной активности и определяет ее произвольность. Будучи следствием субъективных психических процессов и рождаясь непроизвольно, идеальный мотив выступает причиной последующих уже произвольных мыслительных операций.
Произвольность когнитивных процессов проявляется не только в виде независимости (свободы) воспроизводства и преобразования чувственных образов, но и в производстве иных мыслительных операций. Причем произвольность когнитивных процессов набирает силу по мере накопления опыта и навыков этих процессов, вплоть до приобретения способности произвольного формирования самих мотивов познавательной деятельности. Именно произвольность познания придаёт субъективным процессам отражения идеальность. Таким образом, человек обладает мышлением не только мотивационным, то есть определяющим (мотивирующим) поведение, но и мотивированным, то есть определяющим сами познавательные процессы.
Развитию способности представления, как и произвольности последующих мыслительных операций, способствует также становление речедвигательной и семантической памяти. Речевые знаки и символы на основе такой памяти способны пробуждать чувственные образы напрямую как без восприятия предмета потребности, так и без предшествующей эмоциональной активации. У высших животных, в чем заключается принципиальное отличие их психики от психики человека, коммуникативные «знаки», которыми они обладают, хотя и пробуждают со-
ответствующие эмоции, однако (непосредственно) напрямую с образами раннее воспринятого не связываются и их не воспроизводят. У человека речевые обозначения и символизация отраженного содержания в силу развития речедвигательной и семантической памяти могут вызывать ассоциативное воспроизводство других знаков и символов, а вместе с тем и связанных с ними чувственных образов и отношений.
Отсутствие представления у высших животных лишает их способности производить отвлечения, а затем и оперировать ими. Таким образом, мы идентифицируем сознание с процессом представления. Идеальная природа чувственных отношений существенно преобразует образное мышление, обеспечивая переход от перцептивных процессов к апперцептивным.
Когнитивные мотивы детерминируют и направляют процесс преобразования отраженных образов по пути определения тех свойств и отношений вещей, использование которых ведет к их реализации. Но могут придавать вещам несвойственные отношения и свойства, которые ведут к их мнимому осуществлению. Представление связей (отношений) и свойств вещей, отсутствующих в реальном восприятии, составляет процесс воображения как специфическое проявление апперцептивно-образного мышления. С.Д. Смирновым [3] отмечено, что восприятие просто невозможно без воображения. Восприятие и воображение действительно основаны на одном и том же языке сенсорных модальностей, и все же именно воображение невозможно без восприятия, как и без перехода когнитивных процессов на идеальный уровень. Соответствующую динамику преобразований в процессе развития психики имеют и сновидения человека.
Крушинский Л.В. замечает, что животные способны к отражению отношений между объектами, к отражению некоторых простых эмпирических законов [1]. В мотивационном мышлении высших животных выводятся отношения вещей, преимущественно выступающих в качестве предметов потребностей. Кроме того, могут выводиться отношения отдельных вещей к предметам потребностей или действующим потребностям, что и обуславливает их вспомогательное использование в реализации этих потребностей. Однако эмоциональные отношения к таким объектам (предметам), опосредованно связываемым с какой-либо потребностью животного, вне ситуации актуализации соответствующей потребности, у них не пробуждются, почему самостоятельно и не участвуют в процессах мотивации, то есть самостоятельного значения не приобретают. По этой причине вспомогательное их применение ограничено или сходными ситуациями, или рамками действия той же потребности. Ограничено и изменение таких предметов в плане приспособления их свойств к реализации действующей потребности.
В образном мышлении человека выводимые опосредованные отношения вещей к его потребностям приобретают самостоятельное значение. Воспроизводиться эти отношения могут независимо от пробуждения потребности, в реализации которой были выведены. Поэтому чувственные отношения к объектам и факторам окружающей среды, опосредованно связанными с потребностями человека, могут выступать в качестве самостоятельных мотивов. Иначе, идеальная природа чувственных отношений определила способность индивидуумов переносить использование вспомогательных предметов в неоднозначные ситуации. А их преобразование может переходить в системное, превращая тем самым в орудия труда. Более того, в мышлении человека могут выводиться отношения вещей вне всякой связи с какими-либо потребностями, под действием лишь когнитивного мотива. Воспроизводство простых образов, не связанных с отражением какой-либо потребности или проблемной ситуации, но осуществляемой произвольно (намеренно), уже является проявлением сознания.
Идеальная мотивация определяет качественно новый этап и в произвольности поведения. Действовать сознательно - значит действовать по умозрительно конструируемому или воспроизводимому образу направленной активности. Действовать осознанно (осмысленно) -значит действовать сознательно с учетом вытекающих неоднозначных следствий, определяемых способами и условиями реализации действующего мотива. Если на уровне бессознатель-
ного мышления уместен вопрос «Как поведет себя индивид?», то на уровне сознательного мышления правомерен вопрос «Как поступит индивидуум»? Поступок - это произвольный поведенческий акт, обусловленный идеальным мотивом. Действуя сознательно, мы можем действовать неосознанно, то есть непродуманно. Действуя осознанно, мы все же можем выходить за рамки намеченной цели, получая непредвиденный результат вследствии задействования еще не выявленных причинно-следственных связей. Сознавать - значит представлять. Осознавать (осмысливать) - значит находить помимо основной причинно-следственной связи, ведущей к желаемой цели, и другие связи, определяемые дополнительными значениями вещей.
Представления выносят их носителя за пределы наличной ситуации, тогда как психика высших животных привязана к ней. Приобретая произвольность, процесс воспроизводства и преобразования образов раннее воспринятого обуславливает выведение образной идеи прошедшего (бывшего) как того, чего нет в непосредственном восприятии, но имевшим место. Конструирование образов реализации действующего мотива, умозрительного поиска путей его осуществления обуславливает формирование идеи предстоящего как того, чего нет в непосредственном восприятии, что отличается и от имевшего место воспроизводимого содержания, и как того, что связанно с желаемым ходом событий и намериваемыми действиями.
Вместе с выведением образных идей предстоящего и прошедшего более четко выделяется представление настоящего как того, что дано в непосредственном восприятии. Рождение представлений времени, помимо этого, связано и со специфическими ощущениями процессов воспроизводства ранее воспринятого непосредственного восприятия и конструирования образов предстоящей поведенческой активности, соответственно. С развитием абстрактного мышления, эти представления времени преобразуются в понятия прошлого, настоящего и будущего. Сознавание принадлежности восприятия настоящего, воспроизводства событий прошедшего и конструирования предстоящего их источнику и обладателю является моментом рождения самосознания. Иначе, самосознание или образ своего Я рождается посредством соотнесения чувственных отношений и образов в их временной идентификации с отражением неизменной связи с их обладателем - самим собою.
Составной частью самосознания является самочувствие как соединение наличных ощущений, телодвижений, воспринимаемых внутренних и внешних изменений и связанных с этим желаний. Самосознание, таким образом, является продуктом интроспекции, где воспроизводство пережитого соединяется с восприятиями настоящего, наличным восприятием самого себя, отражением своего положения в окружающем мире и конструированием перспектив самоутверждения. Самосознание, по Гегелю, «познающая себя сущность», без формирования представлений времени, то есть без временного различения отражаемого содержания, невозможно. Формирование представлений настоящего, прошедшего и предстоящего явилось моментом выделения человеком себя из природы, моментом превращения его в субъект самопознания.
Произвольность процесса познания подвержена развитию и по мере накопления навыков этого процесса, формирования дополнительных стимулов (побуждений) к такой деятельности. Произвольностью процесса представления обусловлена способность интроспекции, то есть отражения самого познавательного процесса. А это определяет рождение отношения к самому процессу познания. Отношение к процессу познания, в свою очередь, выступает дополнительным мотивом познавательной активности. Феноменом самосознания обусловлен результат формирования чувственных отношений к своим проявлениям в их временной принадлежности и динамике, а иначе формирования отношений к своим собственным отношениям.
Отношение к своим собственным отношениям обусловило возможность их соотнесения, преобразования и выбора более приемлемого в качестве мотива в зависимости от видения перспектив и возможностей их реализации. Формирование отношений к самим чувственным отноше-
ниям и отношения к процессу познания явилось причиной произвольности самих процессов мотивации, что определило внутреннюю духовную свободу личности. Сами чувственные отношения приняли новую роль - роль целей, оценочных критериев и духовных потребностей.
Проявлением идеальности сознания является производство образов, содержание которых в объективном мире не существует, производство отвлечений, не соответствующих объективной дискретности, формирование обобщений, противоречащих объективному общему, выведение отношений (связей) вещей, не соответствующих объективным законам. В то же время любое отражение, психопатологическая продукция в том числе, являются реальностью, хотя и субъективной. Идеальность сознания проявляется и в том, что мы можем усомниться в истинности собственных, даже бесспорных знаний и идей, или можем принять плоды воображения за реально существующее. Мы можем представить любое содержание в чувственных образах и идеях, но пока не сам процесс представления или рождения идеи.
Невозможность представления факта сознания определяет ее субъективную загадочность. При попытках уяснения сущности сознания методами наглядного познания она неизменно ускользает, что создает иллюзию ее имматериальности. Феномен сознания не может быть представлен наглядно, поскольку физико-химические и физиологические процессы, его обеспечивающие, то есть сам процесс представления, еще не был объектом живого восприятия. Наряду с другими авторами, А.Н. Леонтьев приходит к заключению, что «Сознание, мышление, психика вообще несводимы к процессам, совершающимся в мозгу, и не могут быть непосредственно выведены из них» [2]. Сведение действительно невозможно и в этом нет необходимости. Но причинно-следственная связь между ними существует, и она будет выведена. Идеальное -не антагонист материального, а ее особая форма существования в виде произвольного отражения и самоотражения. Идеальное - не предметная материя, а материальный процесс отражения, и как процесс неотделим от структуры.
Идеальное выражается в чувственных образах и идеях. Феномен сознания как процесс отражения имеет самостоятельное содержание, отличное от своего структурно-динамического носителя, и в этом смысле независим от него. В то же время ее содержание приобретает самостоятельное существование и от отражаемой реальности. Парадокс идеального заключается в сочетании независимости и зависимости от обеих сторон. Зависимость от отражаемой реальности связана с тем, что она определяет содержание сознания. Зависимость от отражающей субстанции - с тем, что ею обеспечивается запечатление, хранение и преобразование отраженного содержания. В то же время психические процессы имеют свои собственные законы, а познавательные процессы в их развитии оказывают обратное влияние на отражающую субстанцию и, вместе с этим, на ее обладателя - субъекта познания.
В преобразующей деятельности субъектов познания заключается смысл познавательной деятельности, как и смысл движения природы к самопреобразованию и развитию. Развитие сознания и самосознания закономерно находит свое продолжение в осознании самих идеальных процессов. Произвольность процессов мотивации составляет внутреннюю свободу личности, ее волю. Познание находит свое продолжение в абстрактном мышлении, обуславливающем осмысление природы вещей.
Резюме. Если рождение психики в эволюционном развитии живых существ определено формированием чувствительности, то субъективность явилась результатом обеспечения психическими структурами когнитивных функций. Феномен знания обусловлен не просто отражением какой-либо информации, а с приобретением ею определенного значения для субъекта ее обладателя. Функция воспроизводства раннее воспринятого и процесс представления, несмотря на их общую основу, имеют принципиальное различие. Представление является не просто субъективным, но уже и идеальным феноменом, и отождествляется с явлением сознания. Идеальное - это субъективное, приобретшее независимое существование как от отраженной ре-
альности, так и от наличной ситуации.
Генез идеального основан на приобретении и развитии произвольности познавательных процессов. Способность представления определена развитием у человека долговременной образной памяти и преобразованием эмоциональных отношений в чувственные. Чувственные отношения и выступают в качестве внутренних мотивов, обуславливающих произвольность познавательных процессов. Соотнесение образов и чувственных отношений в их временной идентификации и их принадлежность самому себе явилось моментом рождения самосознания.
Формированием отношений к своим собственным отношениям, к процессу познания обусловлена произвольность самой мотивации к познавательной активности. Произвольностью мотивации познавательной активности и определена внутренняя свобода личности, способность мыслить не просто сознательно, но и осознанно.
Список литературы:
1. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1977. 271 с.
2. Леонтьев А.Н. Сознание. М., 1968.
3. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Издательство Московского университета, 1985.
4. Тихомиров О.К. Теоретические проблемы исследования бессознательного // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 31-40.
5. Тапбергенов С.О. Бессознательные психические процессы и мышление животных // Приволжский научный вестник. Ижевск, 2016. № 6 (58). С. 80-88.