С.О. Тапбергенов
врач-психиатр высшей категории, отличник здравоохранения Республики
Казахстан, E-mail: sabyr. tapbergenov@mail. ru
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ ИЛИ МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Тема мотивации в психологической науке признается одной из наиболее запутаных и сложных. Как заметил А.Н. Леонтьев, она больше напоминает мешок, в который ссыпаются самые разные понятия. Проблемы мотивации человеческого поведения и проблемы личности тесно взаимосвязаны. Не случайно теории личности выстраиваются вокруг идей мотивации. В изучении природы мотивации обнаруживается отсутствие дифференциации этого понятия с понятием побуждение. Не разработаны границы действия неосознанной и осознанной мотивации. Незавершенность изучения проблем мотивации ограничивает продвижение в раскрытии процессов становления и структурирования личности, обеспечения гармоничности ее формирования, психоэмоциональной устойчивости, предупреждения девиантных форм поведения. Разработка проблем мотивации, интрапсихической организации личности, этапности ее развития и выносится задачей данной статьи. В основу этой разработки ложится анализ имеющихся в науке о человеке фактических данных, установленных положений с направленностью на соединение их в последовательную логическую систему.
Ключевые слова: предмет потребности, элементарное и направленное побуждение, биологическое значение внешних агентов, мотив, эмоциональные и чувственные отношения, немотивированное поведение, несознательная и сознательная мотивация, направленность и ядро личности, личностные качества, интрапсихи-ческая организация личности, способ внутреннего бытия личности, опосредованные, отстроченные и результирующие мотивы.
S.O. Tapbergenov, psychiatrist highest category, Taldykorgan, Kazakhstan
THE NATURE OF HUMAN FEELINGS OR MOTIVATION AND PSYCHO-EMOTIONAL PERSONALITY ORGANIZATION
Abstract. Motivating theme in psychological science is recognized as one of the most intricate and complex. As noted by A.N. Leontiev, it is more like a bag, into which are poured a variety of concepts. Problems of motivation of human behavior and identity problems are closely linked. It is no accident identity theories are built around the idea of motivation. In the study of the nature of motivation reveals the lack of differentiation of this concept with the concept of motivation. Not designed border actions unconscious and conscious motivation. Incomplete study motivation problems limit progress in the disclosure of the processes of formation and structuring of identity, ensuring harmony of its formation, the psycho-emotional stability, prevent deviant behavior. Development of motivation problems, intrapsychic personality organization, phasing of development and imposed this article. The basis of this development lies in the analysis of the available scientific evidence about the person, the provisions established with the focus on connecting them into a coherent logical system.
Keywords: subject needs, elementary and directed urge, biological significance of external agents, motive, emotional and sensual relationships, unmotivated behavior, irresponsible and conscious motivation, focus and core of the personality, personality, intrapsychic organization of the person, way the internal life of the person, indirect, stitched, and the resulting motives.
Общепризнанным является положение, что за мотивами всегда стоят те или иные потребности. Мотивы всегда и направлены на их реализацию. Пробуждение биологических потребностей неизменно выступает в качестве побудительной силы физиологической и двигательной активности, что свойственно всему живому. Однако без ориентировки в окружающей среде такое элементарное побуждение не определяет направленности двигательной активности живых организмов. С формированием в процессе эволюционного развития сенсорных функций, то есть органов чувствительности, простейшие животные приобрели способность ориентироваться в окружающей среде, вместе с чем их активность становится направленной относительно объектов проекции их действующих потребностей, то есть относительно «предметов потребностей». А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности [1]. К биологически значимым объектам (факторам) окружающей среды относятся не только предметы потребления, но и объекты представляющие опасность существованию живых организмов. Поэтому активность животных направлена как относительно предметов потребления, так и предметов (объек-
тов) представляющих угрозу их существованию. Таким образом, под термином «предметы потребностей» следует подразумевать факторы окружающей среды, имеющие как положительную, так и отрицательную биологическую значимость. И при элементарном и направленном побуждении предметы потребностей идентифицируются, то есть выделяются из окружающей среды, на основе генетической памяти их биологического значения для организма с последующим пробуждением соответствующей программы физиологических преобразований, двигательной и поведенческой активности. Таким образом, уже побуждения, а затем и мотивы «опредмечивают» потребность, так же как потребности предшествуют как побуждениям, так и мотивам. Если у простейших организмов идентификация предметов потребности осуществляется на основе непосредственного контакта с внешними агентами, то уже у низших животных опосредуется отражением свойств окружающих объектов, в том числе и отражением дистанционном. Процессов мотивации здесь еще нет, поскольку у первых еще нет самих психических процессов, а у низших животных психические процессы не обеспечивают выработку отношений индивидов к внешним объектам, даже идентифицируемых в качестве предметов потребности.
Г. Мюррей считал, что сущность мотива составляет достижение чего-либо [2]. Однако это составляет и сущность побуждений. У высших животных пробуждение биологических потребностей выливается в эмоциональную активацию, которая выражается в виде эмоциональных переживаний и отношений. Именно эмоции выражают состояние субъекта и его взаимоотношения с окружающим миром. В процессе эмоциональных переживаний отношение воспринимаемых объектов к действующим потребностям индивида, то есть их значение, преобразуется в эмоциональное отношение к ним запечатляясь в индивидуальной памяти. Эмоциональные переживания и эмоциональные отношения являются субъективными феноменами, поскольку сугубо индивидуальны и определяют накопление соответствующего индивидуального опыта. Их субъективность связана и с тем, что в ходе переживаний эмоциональные отношения к окружающим объектам могут подвергаться переработке с соответствующей дифференциацией эмоциональных реакций на них в зависимости от воспринимаемого паттерна их изменяющихся свойств. То есть, животные действительно начинают относиться к окружающим объектам. Именно эмоциональные отношения и выступают в качестве мотивов, а их формирование является процессами мотивации. О. Маурер свою концепцию мотивации основывал на предвосхищаемых положительных и отрицательных эмоциях. [1960 г.] Побуждение, в отличие от мотива, не содержит в себе никакого отношения. При побуждении живые организмы никак не относятся к «предметам потребностей», а, как мы уже отметили, инстинктивно реагируют на них в соответствии с генетически закодированным их значением и особенностями состояния организма. Мотивация, а, соответственно, и поведение, теперь уже произвольное, начинается с эмоциональных переживаний на основе анализа данных органов чувствительности с формированием индивидуальных отношений к факторам окружающей среды. Мотивация включает в себя, кроме того, и индивидуально вырабатываемые способы реализации действующих потребностей в процессе научения, опытного усвоения или когнитивного анализа проблемных ситуаций. Индивидуальные отношения, соответственно, выливаются в соответствующие качества их обладателей, тем более, когда распространяются на разные объекты одного класса. Существа, наделенные эмоциями, в процессе коммуникации могут не только и не столько реагировать на окружающие реалии, сколько выражать свои отношения и переживания связанные с ними. В этом случае, отношения и переживания детерминируют уже формы и способы самовыражения индивидов (выражение своей субъективности), обеспечивая установление межперсональных взаимоотношений социальных животных.
Мотивация поведения человеческого индивида на начальных этапах его развития так
же определяется эмоциональной сферой. Мясищев В.Н. анализировал мотивы как отношения личности [3]. Человеку, как сознательному существу, присуще формирование чувств, обозначаемых в действующей терминологии как высшие эмоции. И эмоциональные и чувственные отношения человека вырабатываются и совершенствуются во взаимодействии с окружающей средой, в неповторимом своеобразии межперсональных взаимоотношений. И все же, не смотря на их общую энергетическую основу, а также зачастую и сходную форму проявлений, чувственные отношения имеют принципиальное отличие от отношений эмоциональных. Общее терминологическое обозначение эмоций и чувств (высших эмоций) не означает их единой природы и не должно служить препятствием в их различении. Проводимая в психологической науке их дифференциация окончательно не разработана и носит или описательный характер, или дает лишь общую ориентировку, связывая эмоции в большей мере с биологическими потребностями, а чувства с социальной сферой. Принципиальным и основополагающим моментом различения эмоций и чувств и является то, что первые формируются на перцептивном уровне развития психики, тогда как чувства на апперцептивном сознательном уровне психических процессов. Если эмоциональные отношения выступают в качестве прямых побуждений, то есть непосредственно действующих мотивов, то чувственные отношения, в силу их сознательной природы, выступают, кроме того, и в качестве опосредованных, и отсроченных мотивов. Если эмоциональные отношения к одному классу объектов однозначны, хотя и могут видоизменяться в зависимости от действия ситуационных факторов, то чувственные отношения могут отличаться многозначностью, то есть отражать разное их значение. Соответственно, могут определять неоднозначные поведенческие акты относительно этих объектов. В направлении раскрытия разных значений одного и того же объекта внимания, собственно, и заключается развитие чувственных отношений. Отличительной особенностью чувственных отношений является так же и то, что сознательный уровень познавательных процессов определяет возможность их воспроизводства, преобразования и формирования не только непосредственно в проблемной (стимульной) ситуации, но и вне ее, как и вне восприятия предмета потребности. Если эмоциональные отношения пробуждаются и действуют исключительно под воздействием внешних значимых факторов, в том числе сигнальных и знаковых, то чувственные отношения и под воздействием внутренних интрапсихических факторов, в качестве которых выступают как образы воспоминаний и представлений, выводимые идеи и их внутреннее речевое выражение.
Следует отметить, что на сознательном уровне мотивации, индивидуум может все же поступать неосознанно, то есть без установления возможных следствий, помимо следствия желаемого и преследуемого. Таким образом, поступить сознательно еще не означает поступить осознанно. При выделении в психологии мотивированного и немотивированного поведения, последнее признается у подростков и понимается как следствие побуждений несознаваемых ими. Немотивированное поведение присуще всем человеческим индивидам, но оно ограничено рефлекторными реакциями и инстинктивными актами двигательных стереотипов. Что касается несознательной (бессознательной) мотивации, от предположения ее наличия у человека мы переходим к ее утверждению. К примеру, в психиатрической практике у человека наблюдаются факты мотивации сложных поведенческих актов в случаях помраченного или суженного сознания. Сфера действия несознательной мотивации у человека в действительности намного шире, что определяется действием эмоциональных отношений. Если у высших животных правомочнее говорить о бессознательной мотивации, то у человека о несознательной. Действительно, формирующаяся личность под влиянием эмоций нередко совершает несознательные поступки, но осознав, перейти к сознательным, а затем и к осознанным действиям. В стимульных, а тем более в стрессовых ситуациях, даже у сформированной личности могут непроизвольно пробуждаться эмоциональные отношения с соответствующим ответом на внешние воздействия эмоциональными реакциями, а не чувственными (сознательными). Одна-
ко и здесь эмоциональные отношения и реакции могут быть преобразованы в чувственные под влиянием сознательного контроля.
Чувственные отношения, в отличие от эмоциональных, более разнообразны и неповторимы. И не только по внешне выразительным проявлениям, но и по внутреннему содержанию и глубине переживаний. Чувственные отношения могут быть направлены не только на окружающую среду и ее объекты, но и на интересы объектов общения, на воспроизводимые и предполагаемые взаимодействия и события, более того, и на самого себя - субъекта познания, на свои собственные отношения, на сами познавательные процессы в том числе! Если эмоциональные отношения формируются, пробуждаются и, соответственно, выступают в качестве мотивов исключительно в стимульных ситуациях, причем в неразрывном единстве познавательного процесса и практической деятельности, то чувственные отношения мотивируют и в отрыве от наличной ситуации и реальных действий, определяя направленность личности. Иначе, эмоциональные отношения ведут к поиску реализации пробудившейся потребности лишь в наличной ситуации, то чувственные отношения и к умозрительному поиску их осуществления. Именно это поднимает произвольность поведения человека на качественно высший волевой уровень. Теряя непосредственную связь с биологическими потребностями, чувственные отношения могут приобретать самостоятельную значимость, выступая в качестве духовных потребностей, то есть в виде вторичных по Г. Маррею (психогенных) потребностей. Чувственные переживания, в отличие от эмоциональных, могут выносить человека за пределы настоящего, почему его душевное состояние является выражением не только настоящего, но и раннее пережитого, предстоящих намерений и перспектив самоопределения. Именно в чувственных переживаниях и отношениях отражается все разнообразие внутреннего мира человека. Именно с формированием и развитием чувственных отношений связано становление человеческой личности. Чувственные переживания определяют высшую диалектику духовного роста человека. Усвоенные или выработанные индивидуумами эмоциональные и чувственные отношения проверяются и закрепляются как в детерминированных ими формах поведения (способах реализации, формах самовыражения), так и во вновь выводимых связях вещей. И теми и другими определяется способ переживания проблем с направленностью на поиск их решения. Если эмоции выступают как индивидуальные качества, то чувства и как личностные. Определяют качества личности не только отдельные чувственные отношения, но и их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга, то есть их интегрированность. Эмоциональные отношения могут вступать в противоречие, определяя борьбу мотивов, но их интеграция и взаимопреобразование неосуществимы. Чувственные отношения и их внешневыразительные проявления, с которыми индивидуум отождествляет себя, свое Я, в первую очередь духовные потребности, и составляют ядро личности. Если характер определяется природными данными, наследуемыми свойствами нервной системы, а затем приобретенными качествами, то суть личности определяется чувственными отношениями, оформляемыми в систему взглядов и убеждений, в которых отражаются и природные данные, и приобретенные качества. Иначе, суть личности определяется сознательной сферой.
Таким образом, в процессе развития человеческого индивида выделяется помимо эмоциональной мотивации и мотивация сознательная, то есть чувственная. В процессе становления и развития сознания, усвоенные эмоциональные отношения трансформируются в чувственные или соподчиняются с ними. При этом осознаваемое значение вещей может оставаться прежним, приобретая новые оттенки его или дополнительные значения. Сами чувственные отношения подвергаются преобразованию и развитию, как было отмечено, так же и в процессе их соотнесения и интеграции на основе образного, а затем и абстрактного мышления. Это выражается в переоценке ценностей, изменении их иерархии. Закрепляясь в детерминированных ими поведенческих актах, то есть в способах реализации потребностей и формах самовыраже-
ния, чувственные отношения выступают в качестве личностных качеств. Произвольное соотнесение чувственных отношений, с оказанием преобразующего воздействия их друг на друга и интеграцией между собой, как мы уже отметили, эмоциональным отношениям не присуще. С уровнем развития чувственных отношений связана их синтонность и конгруэнтность, то есть их интегрированность, а вместе с тем и открытость самовыражения личности. Чувственные отношения, трансформированные в личные качества, и выступают в качестве структурных единиц образующих, в своем соотношении и взаимосвязи, интрапсихическую организацию личности. Именно интрапсихическая (психоэмоциональная) организация определяет способ внутреннего бытия индивидуума и личности, то есть способ переживания проблем и направленность поиска их решения. Постановка индивидуумом вопроса «Кто Я?», определение своего места и предназначения в обществе, то есть кризис идентичности, свойственный эпохе ранней юности, определяет преобразование сознания и самосознания. Тем самым обеспечивается переход на новый более зрелый личностный уровень, трансформация и развитие нравственных чувств с последующим формированием ее высших форм. При этом существенно преобразуется и способ его внутреннего бытия. Если само формирование личности связано с выработкой нравственных позиций, то ее окончательная зрелость, связана с определением идеологических позиций. Выливаясь в линию социальной адаптации, способ внутреннего бытия теперь уже окончательно формирует направленность личности. Вариабельность способа внутреннего бытия личности может приобретать деструктивную направленность. Формируются аномалии личности, конечно, на основе повышенной эмоциональности и иных биологических особенностях нервной системы, однако лишь при нарушении процессов развития и интеграции чувственных отношений. Для понимания мотивации поведения человека следует ориентироваться в мире его переживаний и чувственных отношений. В этих целях, в целях отражения разнообразия и особенностей чувственных отношений и индивидуальных состояний, нами предлагается следующая их классификация:
1. Непосредственные чувственные отношения, то есть желания:
1) хочу что либо: любопытство, стремления, вожделение и т.д.
2) не хочу чего либо: недовольство, гнев, ревность и т.д.
2. Опосредованные («функциональная автономия мотивов» по Г. Олпорту или «сдвиг мотива на цель» по А.Н. Леонтьеву):
1) затаенные (опосредованы ожиданиями и поиском воплощения):
А) положительные: мечты, ностальгии, ожидания, интересы и др.
Б) негативные: опасения, тревоги, обиды и др.
2) ценностные:
A) операционные - отношения к каким-либо действиям как способам реализации желаний,
Б) овеществленные - отношения к материальным вещам как средствам реализации желаний,
B) нравственные - отношения, соотнесенные и сопряженные с интересами других людей: 1) сопереживание, сочувствие, жалость..., 2) оценивание отдельных лиц и их действий, 3) самооценка, оценивание своих действий и проявлений: а) положительно: гордость самоуважение, достоинство, заносчивость и т.д. б) отрицательно: стыд, стеснение, сожаление, самобичевание и т.д.
Г) идеологические (соотнесенные с общественными интересами).
3. Отсроченные (предполагающие): верования, надежды, цели.
4. Результирующие:
1) положительные: радость, удивление, восхищение, удовлетворение, любовь, благодарность, уважение, самоуважение и т.д.
2) отрицательные: недовольство, огорчение, разочарование, злость, ненависть, тоска, меланхолия и т.д.
Конечно, в зависимости от своей насыщенности, чувственные отношения могут менять свою роль и соответствующее мотивационное значение. Чувственные переживания и состояния динамичны и именно в них формируются и преобразуются чувственные отношения. Со становлением и развитием личности любые чувства, в том числе и непосредственные, приобретают нравственную окраску. Чем больший опыт пережитых личностью трудностей, тем более развиты и совершенны ее чувства и тем большую ценность представляет она сама. Уровень развития сознательной мотивации, качества личности определяет ее социальную адаптацию и в конечном итоге судьбу.
Резюме. Отмечая, что и побуждения, и мотивы являются проявлением пробуждающихся и действующих потребностей, тем не менее, проводится принципиальное различие их гене-за. Сами основы выделения «предметов потребностей» из окружающей среды при побуждении и мотивации отражают различие их природы. Процессы мотивации основаны на более высоком уровне развития психики - познавательном. Проведена детальная дифференциация эмоциональных и чувственных отношений. Сознательная мотивация связывается с чувственными отношениями, тогда как эмоциональными отношениями определяется несознательная (бессознательная) мотивация. Само становление человеческой личности связано с формированием и развитием чувственных отношений. Уровень развития сознательной мотивации определяет способ внутреннего бытия личности. Особенности и разнообразие чувственных отношений, а, следовательно, и сознательной мотивации, отражаются в представленной их классификации.
Список литературы:
1. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
2. Мюррей Г. Исследование личности: [пер. с англ.]. М.: Когито-центр, 1938.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / (под ред. Бодалева А.А.). М.: Модэк МПСИ, 2004.