носителей языка и умения пользоваться ими в процессе общения. Установление тесного сотрудничества с носителями языка - один из ожидаемых практических результатов. В результате реализации проекта у детей повышается интерес к изучению иностранного языка; внеурочное время организовано интересно и с пользой.
Таким образом, целенаправленное и систематическое создание языковой среды способствует развитию социокультурной компетенции. Воспитание языковой личности происходит в различных формах внеурочной деятельности.
Список литературы
1. Калашникова Л.Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе их общения во внеурочной деятельности. - Харьков, 1996.
2. Карашева Н.Б. Двуязычие как фактор воспитания культуры межнационального общения учащихся // Рус. яз. в шк. - 1990. - № 3.
3. Кашаева В.В. Создание языковой среды как фактор социализации учащихся. - Пенза, 2000.
4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования : утверждён приказом министра образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. - М.: Просвещение, 2011.
5. Федотов С.А. Формирование языковой среды на уроке английского языка. - Москва, 2012.
© Падукова М.С., 2016
КЕЙС-МЕТОД КАК СПОСОБ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6-М КЛАССЕ
Елена Юрьевна Панина
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет,г. Пермь
E-mail: [email protected]
Алена Дмитриевна Рубцова
студентка гр. 743 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Аннотация: Одной из современных образовательных технологий является проблемное обучение, ключевым понятием которого принято считать проблемную ситуацию. Кейс-метод - один из способов создания и предъявления проблемной ситуации.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, кейс-метод.
Методика преподавания иностранных языков - это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям и педагогическим инновациям, технологиям и методам, отвечающим современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям.
Одной из активных современных образовательных технологий является проблемное обучение, которое способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы, так как предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания.
Для успешного применения этой технологии учителю необходимо правильно организовать процесс обучения, учитывая основные методы, принципы и компоненты проблемного обучения, поскольку, вследствие отсутствия у учащихся необходимых умений самостоятельно организовать исследовательскую работу, они не всегда способны сразу и непосредственно разрешить сформулированную основную проблему.
И.А. Ильницкая, автор учебного пособия, посвященного методике проблемного обучения, считает, что при разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная доминантная ситуация и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным [2, с. 40].
Одним из инновационных способов организации проблемного обучения является кейс-метод (Case-Study).
Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев. Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и по котрой обоснованное решение.
Часто можно констатировать факт, что существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась вначале новизной предмета, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке. Использование кейсов, имеющих непосредственную связь с реальной жизнью, позволяет применять полученное знание языка на практике, что, безусловно, увеличивает мотивацию учащихся к его изучению.
Для учителя в 6 классе сложной задачей, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбор
соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть.
Итак, кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработке возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [3, с. 532-534]. Кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач [1, с. 20].
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая представляет собой творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учеников в анализ ситуации. Наличие в струкруте кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Еще большая нагрузка приходится на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать конфликты и не допускать их, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав учащегося.
Учитывая специфику исследования, остановимся более подробно на реализации данной технологии в средней школе на примере УМК «New Millenium English» (авторы - Н.Н. Деревянко и др.) для 6-го класса.
Анализ учебно-методического комплекта показал, что кейс-метод, как одна из новых технологий обучения, еще не нашел отражения в содержании УМК. Следовательно, учитель может самостоятельно разработать кейсы в соответствии с тематикой учебника. Чтобы создать кейс, учителю необходимо следовать определенной структуре построения кейса, которая включает в себя следующие этапы:
- определение дидактических целей кейса: выделение раздела-темы, которому посвящен кейс, формулирование целей и задач,
- выявление проблемной ситуации,
- построение кейса, основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте,
- определение ситуации, ее соответствия с реальной жизнью,
- выбор типа кейса,
- написание текста кейса, дополнительных заданий к нему,
- внедрение кейса в практику обучения, его использование на уроке.
В соответствии с приведенным алгоритмом в рамках раздела учебника «Keep fit and Healthy» был разработан ряд кейсов, таких как «Famous and isolated», «We are the champions», «Urgent сase». Предлагаемые кейсы содержат проблемы внешнего вида, здорового образа жизни, правильного питания, профилактики и лечения заболеваний, поддержания здоровья. Учащиеся данной возрастной категории часто обеспокоены своим внешним видом, оценкой со стороны окружающих, конкуренцией среди сверстников, эти факторы обеспечивают актуальность темы, выбранной для создания кейсов. Кейсы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, отвечают их интересам, что также обусловливает актуальность их использования. Разработанные кейсы могут быть использованы как в ходе изучения темы, так и в качестве заключительного урока по ней.
При создании кейсов учитывается принцип дифференциации, поэтому каждый из кейсов содержит несколько проблем, различных по уровню сложности. Одна из проблем предполагает самостоятельный поиск решения проблемы, используя дополнительные источники информации, содержащие большой по объему текстовый материал, и рассчитана на группу учащихся с высоким уровнем подготовки. Ученикам со средним уровнем подготовки предлагается решить проблему, используя видеоматериал из интернет-источников, предоставленный учителем. Учащимся с более низким уровнем подготовки предлагается проблема, непосредственное решение которой находится в одной из тем учебника. Данные кейсы предполагают, что ученики владеют языковым материалом по теме правильного питания, способов борьбы с простудными заболеваниями из раздела «Keep fit and healthy», с которым познакомились на предыдущих уроках.
Работа с каждым кейсом включает несколько этапов:
1. Организационный момент. Знакомство с темой урока.
2. Представление кейса. Чтение текста и знакомство с ситуацией.
3. Работа в группах. Поиск возможных решений данной проблемы, использование интернет-источников и других материалов, предложенных учителем, подготовка к презентации результатов.
4. Представление результатов работы в группе. Обсуждение принятого решения.
5. Подведение итогов. Этап рефлексии.
В кейсе «Famous but Isolated» содержатся три проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусное заболевание. Проблемная ситуация представлена следующим образом:
LindaDavisis an ordinarygirl. She is 15. She lives in Wales with her family. However she doesn't study at school as usual teens of her age, you never see her playing with her friends outside or walking down the street, because she has got a problem, connected with her health. She is overweight as the doctors say. Her weight is about 130 kilos. It's difficult for her to move, she usually stays at home, sitting on the sofa, watching movies and eating harmful food. Her favourite food is fast food and ice-cream. She can eat it all day long. That's why she often catches а cold and suffers from a stomachache.
She is depressed, because she almost can't move. She hasn't got any friends, and she is practically isolated from the outside world. Her parents are concerned about her problems and they are ready to do everything possible to help her overcome them.
Учитель фронтально спрашивает, какие возможные проблемы ученики нашли в тексте, записывает их на доске, затем распределяет учеников по группам, учитывая уровень их подготовки, и предлагает каждой из групп решить ту или иную проблему. Возможные решения данной проблемы, используя Интернет или материалы, предложенные учителем, учащиеся могут представить в различных видах: плаката об ожирении с устным комментарием к нему, таблицы вредной и здоровой пищи, алгоритма действия при простуде.
Для решения проблемы ожирения учащимся предлагается интернет-ресурс по теме «Obesity», включающий текстовый и иллюстративный материал: http://www.cyh.com/HealthTopics/HealthTopicDetailsKids.aspx?p=335&np=152&id =2462.
Решая проблему вредной еды, учащиеся используют видеоролик «Benefits of eating fruits and vegetables», повествующий о правильном питании: https://www.youtube. com/watch?v=u 1sh_XGKJ-Q.
Для поиска решения проблемы борьбы с простудой учащимся предлагается раздел учебника по теме «If you have flu, you should...».
В тексте, который учащиеся читают в кейсе «We are the champions», такжесодержатся три проблемы: как подготовить свой организм к спортивным соревнованиям, как бороться с лишним весом и как преодолеть вирусное заболевание:
The Perm Ministry of Education is going to organize a sport competition between the schools of our city. Your school has decided to take part in it. Your class is supposed to be responsible for the participation in this competition. Your headmaster of the school said: "It's necessary to win; otherwise the school will lose its reputation". You have to be prepared for the competition physically and mentally. There are 20 pupils in the class. All of you have different abilities to do sport: 7 pupils of your class are fond of sport, 8 pupils of your class are overweight, 5 pupils of the class are often ill. The competition will take place next week. You have limited time to prepare for it.
Решая проблему по подготовке организма к спортивным соревнованиям, учащиеся используют интернет-источник, содержащий текстовый материал, а также таблицы в качестве примеров:
http://www.cdc.gov/physicalactivity/basics/children/index.htm - описание количества физических нагрузок для подростков,
http://www.cdc.gov/physicalactivity/success/children_example_maria.htm пример распорядка дня спортсменки Марии,
http://www.cdc.gov/physicalactivity/success/children_example_harold.htm -пример распорядка дня спортсмена Гарольда.
Для решения проблемы лишнего веса учащимся предлагаются видеоматериалы о правильном питании подростков и последствиях неправильного питания, список новых лексических единиц: https://www.youtube. com/watch?v=d6FvjNUElBs, https://www.youtube. com/watch?v=7FWhXM_wpDc.
Для поиска решения проблемы, связанной с простудой и способами ее профилактики, учащимся предлагается тема одного из разделов учебника «If youhaveflu, youshould...».
Третийкейс «Urgent сase», содержащий описание реальной для школьников ситуации (You decided to go camping to the countryside with your friends. However you face some problems during your trip. One of your friends has got a head injury and his nose is bleeding. One more friend has got a sun heat. Two more friends are suffering from an allergy. Andthelastonefriendis coughing), позволяет выявитьнесколькоактуальных для школьников проблем: правил оказания первой медицинской помощи, алгоритм действий в кабинете врача, лечения простуды.
Работая в группах, обучающиеся пользуются не только своим жизненным опытом, но и предложенными учителем различными источниками информации. Так, в процессе решения проблемы оказания первой медицинской помощи при переломе учащимся предлагается видеоролик, текстовый и иллюстративный материал по теме «First Aid»: http://bestfriend.co.in/junior_issue/zoom/Big-Chart— Keeping-Safe-and-First-Aid.jpg, https://www.youtube.com/watch?v=XjMvBW9KDLA.
Решая проблему в кабинете доктора, учащиеся могут воспользоваться примерами диалогов, представленных в учебнике по теме «AttheDoctor's».
Для решения проблемы, связанной с простудным заболеванием, учащимся также предоставляется материал учебника по теме «If you have flu you should.».
Таким образом, во-первых, метод проблемного обучения с помощью кейсов направлен на формирование у учащихся метапредметных действий и интегративных знаний, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, доступных обучающимся 6-го класса, что способствует самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка. Во-вторых, реализация принципов дифференциации и индивидуализации через кейс-метод способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и дальнейшему развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Кроме того, кейс-метод позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, содействует социальной адаптации учащихся в современном мире.
Список литературы
1. Дубинина Г.А. Технология применения кейс-метода в процессе обучения иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. - М.: Рема, 2010. - С. 20.
2. Ильницкая И.А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку. - Минск, 1994. - 40 с.
3. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 532 - 534.
© Панина Е.Ю., Рубцова А.Д., 2016