Литература
1. Неврология: национальное руководство / Под ред. акад. РАМН Е. И. Гусева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 936 с.
2. Пеннияйнен В.А. Влияние оуабаина на рост нейритов чувствительных нейронов в органотипической культуре ткани / В.А. Пеннияйнен, Б.В. Крылов // Цитология. - 2003. - Т. 45. - №4. - С. 377-379.
3. Морфологические основы патологии: монография; [под ред. В.П. Волкова]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - 176 с.
4. Соколова М.Г. Оценка реиннервационного процесса у больных спиналь-ной мышечной атрофией 2 типа в комплексном клинико-экспериментальном исследование // М.Г. Соколова, В.А. Пеннияйнен, М.В. Резванцев, С.В. Лобзин, Н.Ю. Александров / Вестник СЗГМУ. - 2014. - Т.6. - №4. - С. 45 -52.
Ключевые слова: мышечная дистрофия Дюшенна, органотипическая культура, сыворотка крови, нейритингибирующий эффект.
Keywords: Duchenne muscular dystrophy, organotypic tissue culture, blood serum, neurite inhibitory effect.
УДК 57.043
Ю.А. Чилигина1'2, Д.Н. Берлов2, А.В. Аладов2
СОЗДАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТОДИОДНОГО ДИНАМИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОГО ИСТОЧНИКА СВЕТА9
1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия, _julchil@mail. ru;
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научно-технологический центр микроэлектроники и субмикронных гетероструктур РАН,
Санкт-Петербург
Для современной системы школьного образования характерно постоянное наращивание учебной нагрузки в условиях дефицита времени. Одной из задач,
9 Yu.A. Chiligina, D. N. Berlov, A.V. Aladov The design of therapy room with dinamically controlled light sources.
направленных на сохранение здоровья школьника, является снижение утомления. Утомление и переутомление приводит к увеличению ошибок, нарушению координации движений, торможению и, в конечном итоге, падению эффективности обучения. Сохранение работоспособности школьника в течение всего периода занятий требует профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния нервной системы и организма в целом. Безусловно, достижение лучшего результата возможно при комплексном подходе, сочетающем чередование режимов деятельности, правильное питание, повышение двигательной активности и соблюдение гигиенических нормативов. Важно своевременно предупредить развитие переутомления, применив экспресс-методы диагностики и коррекции функционального состояния [1]. Для реализации такого подхода спроектирован комплекс, представляющий два блока: психофизиологический прибор для определения функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной системы (ПСИХОФИЗИОЛОГ-ЭКСПРЕСС) и светодиодный динамически управляемый источник света (УПСИС) [2]. Данный комплекс позволяет оценить функциональное состояние организма за короткий период времени и проводить сеансы коррекции с использованием индивидуально подобранных режимов освещения. В качестве критериев оценки утомления используются такие параметры как физиологическая лабильность по КЧСМ (сравниваются градиенты изменения КЧСМ на разные цвета), скорость реакции, устойчивость реакции, показатели функциональной асимметрии, индивидуальное отслеживание временного интервала, частота сердечных сокращений, различные показатели вариабельности сердечного ритма, включая спектральные компоненты сердечного ритма, а также напряжение кислорода в крови и показатели тонуса сосудов. На основе данных создается «портрет» функционального состояния и согласно индивидуальным особенностям применяется определенный режим светового воздействия. Например, при появлении парадоксальной реакции по КЧСМ (реакция на зеленый импульс выше, чем на красный), снижении устойчивости реакции, повышенной активации симпатической нервной системы, сокращении времени индивидуальной минуты рекомендуется кратковременное применение светового режима в диапазоне 510-550 нм с последующим контролем физиологических параметров. На базе аппаратно-диагностического комплекса, состоящего из двух блоков ПСИХОФИЗИОЛОГ-ЭКСПРЕСС и УПСИС можно создавать терапевтические кабинеты психологической разгрузки
в школьных учреждениях, спортивных училищах, а также в высших учебных заведениях. Портативность аппаратно-диагностического комплекса позволяет использовать прибор на выезде, например, на спортивных сборах, в детских оздоровительных центрах для оценки и коррекции функционального состояния, что особенно важно для учреждений спортивного профиля для повышения эффективности тренировочного процесса и спортивных результатов.
Литература
1. Павлова Л.П., Берлов Д.Н., Баранова Т.И. Чилигина Ю.А. Перспективы исследования режимов освещения на сдвиги функционального состояния человека // Труды IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье-основа человеческого потенциала. Проблемы и пути решения 20-22 ноября 2014 г. Т.9. Ч. 1, Санкт-Петербург: СПб. гос. ун-т. - 2014. с. 367-369.
2. Аладов А.В., Закгейм А.Л., Мизеров М.Н., Черняков А.Е. Полихромные спек-трально-перестраиваемые осветительные приборы со светодиодами: опыт разработки и применения. // Светотехника. - 2013. № 5-6. С. 34-39.
Ключевые слова: функциональное состояние, экспресс-диагностика, динамически управляемые источники света, кабинет психологической разгрузки. Keywords: functional state, express-diagnosis, dynamically controlled light sources, cabinet of psychological relief.