Научная статья на тему 'Создание тандема как средство оптимизации преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» в техническом вузе'

Создание тандема как средство оптимизации преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жак Ольга Борисовна

В статье рассматривается метод тандема как средство обучения иностранному языку для специальных целей. Задачей тандема является создание пары, состоящей из двух специалистов: преподавателя инженерно-технической дисциплины и преподавателя иностранного языка. Задачей первого является подготовка курса по техническому направлению, в то время как задачей второго становится методическое и лингвистическое сопровождение курса. Данный метод может стать успешным при создании курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание тандема как средство оптимизации преподавания дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» в техническом вузе»

Forms of testing specific linguistic competence of the students involved in the project

N.A. Shalamay

The article demonstrates the main forms of testing specific linguistic competence of the students involved in the project TEMPUS: C-TEST and Speaking recorded on digital video. Advantages and disadvantages of these forms are

highlighted. The results of testing may be used in the further monitoring of the students and developing correcting methods in the teaching of English for specific purposes.

Шаламай Наталья Анатольевна - ст. преп. кафедры английского языка Иркутского государственного технического университета. Область научных интересов - когнитивная лингвистика, методика преподавания иностранных языков. Имеет 7 публикаций.

СОЗДАНИЕ ТАНДЕМА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

О Б. Жак

Аннотация. В статье рассматривается метод тандема как средство обучения иностранному языку для специальных целей. Задачей тандема является создание пары, состоящей из двух специалистов: преподавателя инженерно-технической дисциплины и преподавателя иностранного языка. Задачей первого является подготовка курса по техническому направлению, в то время как задачей второго становится методическое и лингвистическое сопровождение курса. Данный метод может стать успешным при создании курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации».

Ключевые слова: формирование профессиональной компетенции, методическая поддержка, лингвистическая поддержка, организация курса.

Введение

В настоящее время к выпускникам технических ВУЗов предъявляются высокие требования в сфере профессиональной компетенции с целью сделать их конкурентоспособными на рынке труда, как в России, так и за рубежом. Будущим специалистам необходимо иметь отличные профессиональные навыки, быть психологически готовыми к работе и кроме того в число требований, предъявляемых к современным специалистам, входит владение иностранным языком на достаточно высоком уровне.

Работа тандемов

Иркутский Государственный Технический университет вступил в проект Темпус три года тому назад. Целью стала интенсивная подготовка студентов старших курсов по иностранному языку. Преподаватели должны были разделиться следующим образом: преподаватель и группа студентов, обучающихся по программам: базовый английский язык и англий-

ский язык в сфере профессиональной коммуникации, а также преподаватель - специалист и преподаватель - языковед, в задачу которых входила подготовка курса по инженерной специальности на иностранном языке. Таким образом, для реализации проекта по предложению немецкой стороны были созданы тандемы. Задачей статьи - является анализ работы тандема по дисциплине «Гидрогеология нефтегазоносных бассейнов». Данная тема вошла в проект в качестве новой дисциплины. Она также была включена в подготовку студентов специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Мы приступили к работе в ноябре 2008 года. Первоначально нашей работой стало составление лекции по предмету «Гидрогеология нефтегазоносных бассейнов» и проведение их лингвистической коррекции. Время показало, что работа тандема не должна ограничиваться только подачей лекционного материала. Первый мониторинг показал, что

необходимо помочь лектору - специалисту правильно организовать структуру лекции.

Наши коллеги из Германии и Англии предложили нам демонстрационное пособие, которое помогает правильно организовать лекцию и вызвать ее участников на интерактивное общение. Такая работа стала для нас новой, и мы сделали попытку включить некоторые элементы технологии проведения лекций в наш курс, и в частности уделили внимание организации вводной части лекции, поскольку от ее правильной организации зависит дальнейшее восприятие слушателями информации. Для этого мы выделили специальные клише, помогающие лекторы ориентировать аудиторию. Совместная работа нашего тандема состояла в том, чтобы научить коллегу не только правильно с методической точки зрения подать информацию, но также и научить его контактировать с аудиторией. Необходимостью стали совместные разработки плана подачи материала с учетом организации лекции. Мы старались учесть это в нашей совместной работе

В рамках подготовки курса, первоначально каждый участник тандема должен был выполнить свою задачу. В задачу преподавателя инженерной дисциплины входила разработка курса лекций по данной дисциплине. После того, как работа над курсом закончена, преподаватель - языковед продолжает ее. В его задачу входит языковая корректировка, а также методическая помощь. Итогом такого сотрудничества стала внедрение системы заданий для студентов, облегчающих понимание лекций в том числе заданий в том числе и заданий предлагаемых для контроля понимания студентами.

Совместная работа тандема является актуальной. Состоит она в следующем: преподаватель технической специальности, как правило, не знаком с методикой преподавания иностранного языка. И зачастую то, что мы называем курсом «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» он понимает как простое чтение лекций без учета понимания студентами предложенного материала. По окончании технической подготовки, в работу должен вступать преподаватель-языковед, для того, чтобы помочь второму участнику разработать систему заданий и упражнений, для обеспечения более глубокой языковой подготовки, а также и для того, что-

бы студенты могли более глубоко разобраться в новой для них дисциплине. Задачей пары становится не ограничиться курсом лекций, но также и выработать систему, обеспечивающей понимание и контроль. Чтение лекций не должно ограничиваться только подачей лектором информации, но также включать в себя общение с аудиторией. Для выполнения этой задачи необходимо также подготовить и преподавателя технической дисциплины и будущих слушателей. Мы стараемся добиться этой цели, несмотря на некоторые трудности, которые состоят в недопонимании специалистами, преподающими дисциплину «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» задач обучения иностранному языку. Поэтому преподаватель-лингвист должен оказать своему коллеге максимальную поддержку и помочь в разработке плана курса, также как и оказать его методическое сопровождение.

Заключение

Таким образом, успешное обучение студентов, изучающих иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации, возможно, осуществить посредством совместной работы. Очень хочется, чтобы впоследствии мы могли формировать подобные тандемы не только в рамках проектов, но и в рамках высших учебных заведений.

Tandem as an effective technique of teaching ESP in the University

O.B. Zhak

The article discusses a new approach in teaching ESP. It can be called the method of tandem. The goal of tandem is to create a team consisting of two specialists: one of them is the instructor suggesting students a technical discipline course in a foreign language, another is the instructor of foreign language giving an effective methodological support to the colleague. The work of both can help students improve their English language skills.

Жак Ольга Борисовна - ст. преп. кафедры английского языка Иркутского государственного технического университета. Сфера научных интересов - политология, методика преподавания иностранных языков. Имеет 7 публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.