СОЗДАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (середина 1950-х—1960-е гг.)
Сергей Александрович ВЛАСОВ,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.
E-mail: [email protected]
В статье исследуется процесс развития строительной индустрии—динамично развивающейся отрасли экономики, имеющей свои исторические традиции и производственные достижения в середине 1950-х— 1960 гг. на Дальнем Востоке. Выявлено значение стройиндустрии в социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова: строительная индустрия, рабочие кадры, домостроительные комбинаты, жилищное строительство.
THE CREATION OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY IN THE FAR EAST (the middle of the 1950s — 1960s)
S.A. Vlasov. Candidate of Historical Sciences, a senior researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS, Vladivostok. The article investigates the process of creating construction industry which included construction companies, staffed by workers, engineering and technical personnel, and techniques as well as enterprises producing construction materials, identified the value of construction industry in the socio-economic development of the Far East.
Key words: construction industry, working staff, house-building factories, house building.
В социально-экономической истории Дальнего Востока период с середины 1950-х до конца 1980-х гг. является достаточно успешным. За это время в регионе построены сотни промышленных предприятий и объектов социально-культурной сферы, сданы в эксплуатацию десятки тысяч домов с благоустроенными квартирами. И всё благодаря наличию строительной индустрии. Как шло её становление, какие проблемы пришлось решать для того, чтобы на Дальнем Востоке появилась новая самостоятельная отрасль экономики, — эта тема изучена слабо. Учитывая данное обстоятельство, автор поставил перед собой цель исследовать процесс создания стройиндустрии и показать её значение в социально-экономическом развитии дальневосточного региона.
Создание строительной индустрии на Дальнем Востоке приходится на середину 1950-х гг., что связано с окончанием послевоенного восстановительного периода и переходом к решению одной из важных
социально-экономических задач — начало массового жилищного строительства и активное промышленное развитие региона. До этого производство строительных материалов осуществлялось небольшими, маломощными предприятиями. Основной стеновой материал (кирпич) изготовляли на десятках мелких полукустарных сезонных заводах. Крупные кирпичные заводы круглогодичного действия (единичные), оснащённые устаревшим оборудованием, не имели нужного количества рабочих, из-за чего производство кирпича не обеспечивало потребностей строителей. Ситуация стала меняться во второй половине 1950-х гг., когда на ряде заводов провели реконструкцию.
В первой половине 1960-х гг. были построены новые заводы, что позволило частично ликвидировать дефицит кирпича. В 1957 г. все кирпичные заводы Дальнего Востока выпустили 461,3 млн. шт. кирпича [7, с. 132], в 1967 г. — 755,1 млн. шт. [9, с. 117], т.е. рост производства составил 61%.
В середине 1950-х гг. на стройплощадках стали использоваться сборные железобетонные конструкции, что можно считать началом индустриализации в строительстве. Этот процесс многосторонний, включающий не только использование различных машин и механизмов, но и применение новых технологий, позволяющих перенести часть трудовых операций со стройплощадок на специализированные предприятия. Изготовление в заводских условиях отдельных строительных конструкций — плит перекрытия, перемычек, фундаментных и стеновых блоков — стало важнейшей частью индустриализации строительного производства.
Опыт широкого применения сборного железобетона был заимствован у европейских стран, где после окончания Второй мировой войны для восстановления разрушенных городов построили множество заводов по производству железобетонных конструкций и изделий. В нашей стране активным сторонником внедрения подобной технологии был первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. Озабоченный идеей обеспечить широкие народные массы доступным благоустроенным жильём, он предложил строить не помпезные дорогостоящие «сталинки», а сравнительно недорогие дома из крупных, заранее изготовленных железобетонных конструкций, собирать их на стройплощадке, как автомобили на конвейере, т.е. поставить возведение зданий и сооружений на поток, чтобы в короткие сроки решить жилищную проблему.
19 августа 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», в котором намечались меры по развитию и применению сборных железобетонных конструкций и деталей в жилищном, промышленном и сельском строительстве. 23 августа 1955 г. вышло постановление «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости
строительства», где отмечалось, что «главными задачами в осуществлении дальнейшей индустриализации строительства является быстрейшее выполнение намеченной программы увеличения производства железобетонных изделий, цемента, крупных блоков, сборных перегородочных плит, а также всемерное внедрение комплексной механизации строительства» [12, с. 258]. Эти правительственные документы дали толчок широкому использованию железобетона в строительстве. Во всех краях и областях Дальнего Востока появились заводы железобетонных изделий (ЖБИ) по выпуску самой разнообразной продукции: плит перекрытий, балок, фундаментных блоков, оконных и дверных перемычек, лестничных маршей, канализационных труб. Первые заводы начали работать в 1956 г. в Советской Гавани (Хабаровский край), Охе (Сахалинская область), Райчихинске (Амурская область). В 1957 г. в Хабаровске вошёл в строй крупный завод ЖБИ мощностью 105 тыс. куб. м железобетона в год. Чуть позже вступили в эксплуатацию заводы в Приморском крае (Артёме, Уссурийске и пос. Кролевцы), общая мощность которых составила около 100 тыс. куб. м железобетонных изделий в год [2. Ф.П-68. Оп. 101. Д. 133. Л. 169]. Предприятия по выпуску сборного железобетона появились в городах Сахалинской области: Южно-Сахалинске, Холмске, Шахтёрске.
В конце 1950-х гг. все заводы ЖБИ в среднем за год выпускали 384,7 тыс. куб. м сборных железобетонных конструкций и деталей. В первой половине 1960-х гг. этот показатель составил 938,6 тыс. куб. м, во второй половине — 1668,6 тыс. куб. м*, т.е. за десять с небольшим лет производство железобетона на Дальнем Востоке увеличилось более чем в 4 раза.
Следующим этапом в развитии стройиндустрии следует считать создание крупных специализированных строительных организаций. Впервые подобная реорганизация была проведена в Москве, где несколько средних и мелких строительных предприятий и контор объединились в единую крупную строительную организацию Главмосстрой, подчинявшуюся Мосгорисполкому. Главмосстрой стал ведущим генподрядчиком столицы в сфере жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового и промышленного строительства.
Московский опыт по созданию единой крупной строительной организации получил широкое распространение. При исполкомах городских Советов появились мощные специализированные строительные организации, объединившие множество мелких маломощных строительных контор и участков. В те годы большое внимание уделялось Владивостоку — в январе 1960 г. вышли постановления Совета Министров СССР и РСФСР «О развитии г. Владивостока», которыми
* Подсчитано автором на основании источников [8, с. 128; 10, с. 114].
предусматривалось в 1960—1965 гг. построить жилых домов общей площадью 1,6 млн. кв. м, школ на 20,1 тыс. учащихся, детских дошкольных учреждений на 13,5 тыс. мест и ряд других объектов социального и культурно-бытового назначения [2. Ф. 373. Оп. 1. Д. 521. Л. 1]. Для выполнения столь обширной строительной программы Министерство строительства РСФСР издало в феврале 1960 г. приказ о создании Главного управления по строительству г. Владивостока, получившего название Главвладивостокстрой. Первым начальником главка стал В.А. Поли-канов. Главвладивостокстрою подчинили ряд трестов, предприятий по производству строительных материалов и другие службы, которые ранее входили в Приморский совнархоз. В общей сложности главк объединил 6 общестроительных трестов, 10 строительно-монтажных управлений, 11 контор и предприятий по выпуску стройматериалов [3. Ф. 259. Оп.1.Д.1330. Л. 78—79].
Помимо формирования материально-технической основы необходимо было создать коллектив рабочих и инженерно-технических работников (ИТР), способный решать задачи по строительству промышленных и жилищно-гражданских объектов. Для аппарата Главвладивостокстроя, трестов и управлений подбирались высококвалифицированные руководящие кадры. Причём специалисты, имевшие опыт индустриального жилищного строительства, привлекались из других районов страны. По просьбе Приморского крайкома КПСС во Владивосток прибыли 14 квалифицированных инженеров. Кроме того, Министерство строительства РСФСР приняло решение направить летом—осенью 1960 г. для работы в главке 360 молодых специалистов, в том числе 160 инженеров и 200 техников [13. Ф. 566. Оп. 14. Д. 167. Л. 63].
Были приняты меры по формированию рабочих кадров. В 1960 г. в Главвладивостокстрой прибыло 4600 рабочих [3. Ф. 533. Оп. 1. Д. 155. Л. 31], в 1961 г. ещё 5390 чел. [2. Ф. П-435. Оп. 1. Д. 394-а. Л. 107].
В 1963 г. территориальная деятельность Главвладивостокстроя расширилась. Совет Министров РСФСР своим постановлением от 23 февраля 1963 г. возложил на него выполнение работ по жилищно-гражданскому, промышленному и сельскохозяйственному строительству по всей территории Приморского края. Новым начальником главка стал А. Н. Сальмин. Главку передали ещё пять строительных трестов, предприятия по выпуску строительных материалов, в том числе заводы ЖБИ в Артёме, Уссурийске, пос. Кролевцы, ранее находившиеся в подчинении Дальневосточного совнархоза. В дальнейшем ему отошли ещё несколько заводов, и к концу 1960-х гг. в его составе насчитывалось 23 промышленных предприятия по выпуску стройматериалов [14. Ф. 387. Оп. 1. Д. 1020. Л. 33]. Таким образом, в Приморском крае была создана мощная строительная организация, способная осуществлять обширную программу по промышленному и жилищно-граждан-
скому строительству. Промышленное строительство составляло 44% от всей программы строительства Главвладивостокстроя.
Реорганизация прошла и в Хабаровском крае. В январе 1963 г. в Хабаровске по решению Совета Министров РСФСР создано главное управление по строительству в Дальневосточном экономическом районе — Главдальстрой. Начальником был назначен Е.М. Сидоренко, который до этого возглавлял Стройтрест № 6. В его состав вошли Хабаровское, Амурское, Сахалинское и Камчатское строительные управления. Главк принял от совнархозов, исполкомов местных Советов и некоторых ведомств подрядные строительные организации и предприятия по производству стройматериалов, авторемонтные и деревообрабатывающие заводы, склады и конторы материально-технического снабжения, транспорт, обслуживающий строительство и строительную технику, и стал мощной организацией, объединившей 18 строительных трестов и более ста различных строительных организаций [4. Ф. П-35. Оп. 90. Д. 115. Л. 11]. Уже в первый год своей деятельности Главдальстрой построил 445,3 тыс. кв. м жилой площади в Хабаровском крае, Амурской, Камчатской и Сахалинской областях [4. Ф. П-1336. Оп. 1. Д. 2. Л. 46]. В 1967 г. в Главке работали 75 тыс. чел. В Хабаровском крае строительные организации Главдальстроя за три года (1963—1965) ввели в эксплуатацию около 50 крупных промышленных объектов и более 1 млн. кв. м жилой площади [16]. Создание крупных строительных организаций, способных вести промышленное, жилищное и социально-культурное строительство, было направлено на то, чтобы наиболее эффективно использовать государственные капиталовложения, прекратить распыление сил и материальных ресурсов, сосредоточить их на важнейших объектах, значительно повысить уровень механизации строительно-монтажных работ.
Конец 1950-х гг. ознаменовался внедрением в строительное производство новой технологии возведения зданий из крупных панелей. Развитию крупнопанельного домостроения способствовали два обстоятельства. Во-первых, к этому времени было налажено производство сборных железобетонных конструкций, которые широко использовали в строительстве. Во-вторых, с началом массового жилищного строительства перед строителями была поставлена задача — строить быстро, чтобы решить жилищную проблему в кратчайшие сроки. Добиться сокращения сроков строительства и ускорить процесс возведения домов можно было при использовании крупнопанельного домостроения, которое до этого носило экспериментальный характер.
Вскоре родилась идея перейти к принципиально новому методу возведения крупнопанельных зданий силами специально созданных домостроительных комбинатов (ДСК). Впервые его применили в 1959 г. в Ленинграде. Суть новшества заключалась в том, что в единую
технологическую цепочку соединялись заводы по производству панелей и стройплощадки. Они становились единой организацией и подчинялись одному руководству. ДСК не только производил основные строительные конструкции и детали, транспортировал их на стройки, но и монтировал панели, вёл отделочные работы до полной сдачи дома в эксплуатацию. Организация ДСК стала одним из важнейших этапов в развитии индустриального домостроения. Благодаря новому способу сократились сроки строительства, снизилась его стоимость. Так, с 1959 г. по 1965 г. ленинградские строители сэкономили 43,5 млн. руб. капиталовложений [15, с. 9]. Инициатива ленинградцев получила поддержку и одобрение правительства, их опыт рекомендовалось использовать в других городах. В короткий срок по всей стране были созданы десятки и сотни домостроительных комбинатов. В 1967 г. в СССР насчитывалось 293 ДСК, в РСФСР — 173 [14. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1211. Л. 28].
В первой половине 1960-х гг. домостроительные комбинаты появились и на Дальнем Востоке. Одним из первых (с января 1963 г.) стал работать домостроительный комбинат № 1 во Владивостоке, созданный на базе завода КПД-35. В 1964 г. ДСК заработал в Хабаровске, позднее подобные предприятия появились в Благовещенске, Магадане, Петро-павловске-Камчатском, Южно-Сахалинске.
Новый метод в крупнопанельном домостроении превращал строительное производство в единый индустриальный процесс — от изготовления заводских конструкций и изделий до ввода в эксплуатацию готовых зданий. Прогрессивность этого метода определялась непосредственной заинтересованностью домостроительного предприятия в повышении уровня заводской готовности изделий и увеличении доли строительных процессов, выполнявшихся в заводских условиях, а также в большей ритмичности строительства в течение года, соответствующей производительности и режиму работы.
Необходимо отметить, что внедрение индустриальных методов строительства, в частности крупнопанельного домостроения, во многом произошло благодаря новой технике (башенные краны, автокраны), в том числе специально оборудованным машинам (панелевозы, плитовозы), доставлявшим на строительные объекты стеновые панели и плиты перекрытия. Но одним из существенных недостатков крупнопанельного домостроения было однообразие архитектурного облика возводимых жилых микрорайонов. Практически по всему Дальнему Востоку строились типовые дома, что делало дальневосточные города похожими друг на друга.
Были проблемы и с кадрами. Комплектование рабочих проходило по следующим источникам: оргнабор, приём по свободному найму на месте, общественный призыв, приём демобилизованных воинов и выпускников ПТУ. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. важную роль
играл завоз рабочей силы из западных районов страны путём оргнабо-ра и общественного призыва. Однако формирование кадрового состава подобным образом было не слишком эффективным, многие, проработав некоторое время по оргнабору, уходили из предприятий и организаций стройиндустрии. Сказался целый ряд факторов — неготовность людей из-за тяжёлых условий труда работать в стройиндустрии, невысокий уровень заработной платы, необеспеченность социально-бытовыми услугами. Не последнюю роль играл психологический настрой приехавших на Дальний Восток в поисках «лёгкой жизни» и «длинного рубля».
Практика всё более убеждала руководителей предприятий и организаций стройиндустрии пополнять кадры не через систему оргнабо-ра, а за счёт приёма местного населения по свободному найму и выпускников профессионально-технических училищ (ПТУ). В дальнейшем именно эти источники формирования трудовых коллективов стали доминирующими. Так, в начале 1960-х гг. в Главвладивостокстрой по оргнабору ежегодно прибывало 1500—2000 чел., к концу 1960-х гг.— до 500—700 чел. [14. Ф. 387. Оп. 1. Д. 1940. Л. 107]. В то же время увеличилось число выпускников ПТУ, поступавших на работу в строительные организации и предприятия по производству стройматериалов. В Приморском крае в 1958 г. из профтехучилищ в стройиндустрию прибыло 1490, а в 1965 г. — 2276 чел. [6. С. 137]. В Хабаровском крае в эти же годы соответственно 1068 и 2184 чел. [4. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 243. Л. 1]. Опыт показал, что именно из выпускников ПТУ формировался кадровый костяк трудовых коллективов предприятий и организаций стройиндустрии, которые успешно решали производственные задачи.
Созданная за сравнительно короткий срок (чуть больше десяти лет) стройиндустрия стала новой отраслью экономики Дальнего Востока. Она пред ставляла собой сотни заводов по производству железобетонных конструкций и кирпича, десятки комбинатов крупнопанельного домостроения и предприятий по выпуску рубероида, извести, щебня, керамзита и других стройматериалов. В неё входили также строительные организации, укомплектованные квалифицированными кадрами. Если в довоенные и первые послевоенные годы более половины всех строительно'-монтажных работ велось хозяйственным способом, т.е. силами промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, то в 1960-е и последующие годы большинство работ (80—90%) выполнялось подрядными строительными организациями.
Благодаря наличию стройиндустрии в 1960-е гг. были построены такие крупные промышленные гиганты, как горно-обогатительный комбинат в пос. Солнечный и Амурский целлюлозно-картонный комбинат в Хабаровском крае, ряд других предприятий, множество различных объектов социально-культурного назначения. Широко велось жилищное строительство, о его масштабах можно судить по данным табл. 1.
Таблица 1
Ввод в эксплуатацию жилых домов по краям и областям Дальнего Востока в 1961—1970 гг. (тыс. кв. м общей площади)
1961-1965 1966-1970
Приморский край 3489,4 3775
Хабаровский край 2153,7 3326
Амурская область 1364,0 1581
Камчатская область 633,9 776
Магаданская область Нет данных 964
Сахалинская область 1369,0 1334
Источники: [1. С. 67; 5. С. 120; 6. С. 280; 10. С. 304; 11. С. 208].
Строительная индустрии в дальнейшем наращивала свой потенциал и стала одной из главных и системообразующих отраслей экономики, благодаря которой вплоть до конца 1980-х гг. в регионе успешно велось промышленное, жилищно-гражданское строительство, была создана прочная основа, позволившая сравнительно безболезненно пережить период реформ в 1990-е гг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Амурская область за годы советской власти: стат. сб. Благовещенск: Управление статистики Амурской обл., 1988. 144 с.
2. ГАПК (Гос. архив Приморского края).
3. ГАРФ (Гос. архив Российской федерации).
4. ГАХК (Гос. архив Хабаровского края).
5. Народное хозяйство Камчатской области: стат. сб. Петропавловск-Камчатский, 1971. 128 с.
6. Народное хозяйство Приморского края за годы советской власти: стат. сб. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1968. 171 с.
7.Народное хозяйство РСФСР в 1958 г.: стат. ежегодник. М.: Госстатиздат, 1959. 508 с.
8.Народное хозяйство РСФСР в 1965 г.: стат. ежегодник. М.: Статистика, 1966. 616 с.
9.Народное хозяйство РСФСР в 1967 г.: стат. ежегодник. М.: Статистика, 1968. 648 с.
10. Народное хозяйство РСФСР в 1971 г.: стат. ежегодник. М.: Статистика, 1972. 460 с.
11. Народное хозяйство Хабаровского края в семилетке (1959—1965). Хабаровск: Кн. изд-во, 1967. 110 с.
12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1953—1961 гг. М.: Политиздат, 1968. Т. 4. 783 с.
13. РГАСПИ (Российский гос. архив социально-политической истории).
14. РГАЭ (Российский гос. архив экономики).
15. Строительство в Ленинграде 1955—1965 гг. Л.; М.: Стройиздат, 1965. 132 с.
16. Тихоокеанская звезда. Хабаровск. 1966. 1 марта.