Научная статья на тему 'Создание Союза китайских художников: исторические предпосылки'

Создание Союза китайских художников: исторические предпосылки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ КИТАЯ / COMMONWEALTH OF ARTISTS OF CHINA / СЮЙ БЭЙХУН / ЦЗЯН ФЭН / JIANG FENG / XU BEIHONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Син Н.

В статье рассматриваются некоторые исторические предпосылки создания Союза художников Китая в 1949 г. Существующий и поныне Союз художников не был первым общественным художественным объединением, однако условия для создания всекитайского союза сложились лишь с объединением Китая под властью КПК. Во главе Союза с момента его основания находились, с одной стороны, лояльные КПК художники с академическим образованием (Сюй Бэйхун, У Цзожэнь и др.), с другой — художники-революционеры (Цзян Фэн, Ли Хуа и др). И те и другие отвергали идею «искусства ради искусства» и были полны энтузиазма работать на благо народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE COMMONWEALTH OF CHINESE ARTISTS: HISTORICAL PREREQUISITES

The article examines some of the historical prerequisites for the creation of the Commonwealth of Artists of China in 1949. Commonwealth of Artists of China (which exists to this day) was not the first public artistic union; however, the conditions for the all-China association appeared only after the unification of China under the CCP. The commonwealth was headed by artists with academic education loyal to the CCP on the one hand (Xu Beihong, U Xiochen, etc.), on the other hand, artists-revolutionaries (Jiang Feng, Li Hua and others). Both groups rejected the idea of “art for art's sake” and were enthusiastic to work for the good of the people.

Текст научной работы на тему «Создание Союза китайских художников: исторические предпосылки»

Список литературы на английском языке / References in English

1. Mazel' L. Stroenie muzykal'nyh proizvedenij. [Structure of pieces of music]. - 2nd edition, added and processed. -M.: Muzyka, 1979. - 536 p. [in Russian]

2. Romanova E. O kompozicionnom crescendo v «Neapolitanskoj pesenke» Chajkovskogo. [About composite crescendo in "The Neapolitan song" of Tchaikovsky] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal], № 11 (53) 2016, Part 2. - P. 91 - 95. [in Russian]

3. Tjulin Ju. Muzykal'naja forma [Musical form] / Ju. Tjulin, T. Bershadskaja, I. Pustyl'nik and others; general edited by prof. Yu. N. Tyulin. - 2nd edition, corrected and top. - M.: Muzyka, 1974. - 361 p. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.003 Син Ничжэнь

ORCID: 0000-0001-5638-2800, Аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена СОЗДАНИЕ СОЮЗА КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые исторические предпосылки создания Союза художников Китая в 1949 г. Существующий и поныне Союз художников не был первым общественным художественным объединением, однако условия для создания всекитайского союза сложились лишь с объединением Китая под властью КПК. Во главе Союза с момента его основания находились, с одной стороны, лояльные КПК художники с академическим образованием (Сюй Бэйхун, У Цзожэнь и др.), с другой — художники-революционеры (Цзян Фэн, Ли Хуа и др). И те и другие отвергали идею «искусства ради искусства» и были полны энтузиазма работать на благо народа.

Ключевые слова: Союз художников Китая, Сюй Бэйхун, Цзян Фэн.

Xing Nizhen

ORCID: 0000-0001-5638-2800, Postgraduate Student of the Department of Art Education and Decorative Arts of the Faculty of Fine Arts, Herzen State Pedagogical University of Russia CREATION OF THE COMMONWEALTH OF CHINESE ARTISTS: HISTORICAL PREREQUISITES

Abstract

The article examines some of the historical prerequisites for the creation of the Commonwealth of Artists of China in 1949. Commonwealth of Artists of China (which exists to this day) was not the first public artistic union; however, the conditions for the all-China association appeared only after the unification of China under the CCP. The commonwealth was headed by artists with academic education loyal to the CCP on the one hand (Xu Beihong, UXiochen, etc.), on the other hand, artists-revolutionaries (Jiang Feng, Li Hua and others). Both groups rejected the idea of "art for art's sake" and were enthusiastic to work for the good of the people.

Keywords: Commonwealth of Artists of China, Xu Beihong, Jiang Feng.

Союз художников Китая (Чжунго мэйшуцзя сехуй) — народная организация художников, являющаяся членом Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, которая имеет в своем составе представителей всех народностей КНР. Союз художников основан Политическим консультативным советом и подчиняется Отделу пропаганды и агитации Секретариата ЦК КПК. Главный штаб Союза художников находится в Пекине. В каждой провинции (за исключением Тайваня), во всех городах центрального подчинения и автономных районах имеются провинциальные, городские и районные структурные подразделения (филиалы) Союза. После 1990 г. все филиалы получили статус организаций-членов Союза. Провинциальным, городским и районным филиалам было присвоено имя Союзов художников (так, например, филиал Союза художников провинции Гуандун был переименован в Союз художников провинции Гуандун).

Высшим руководящим органом для Союза художников Китая является Всекитайское собрание представителей. На собрании, проходящем один раз в пять лет, путем выборов формируется правление, которое, в свою очередь, избирает председателя и его заместителя, формируя президиум. Президиум назначает старшего секретаря и его заместителя и является ответственным за текущую работу по организационному обеспечению.

Союз художников Китая был официально учрежден 21 июля 1949 г. под названием Всекитайской ассоциации работников искусства (чжунхуа цюаньго мэйшу гунцзочжэ сехуй).

До 1949 г., при гоминьдане, художники концентрировались главным образом вокруг Национальной ханчжоуской академией художеств (Голи Ханчжоу ичжуань; осн. в 1928 г.) и Пекинской Академии художеств (Голи Бэйпин ишу чжуанкэ сюэсяо; осн. в 1918 г.). Среди многочисленных художественных движений, существовавших в этот период, художникам лишь двух типов удалось стать частью вновь созданной бюрократической системы, полностью подконтрольной КПК. Первые («академики») — это художники с академическим образованием, многим из которых удалось освоить как традиционную китайскую живопись (гохуа), так и техники европейской живописи. Вторые («революционеры»), многие из которых не имели академического художественного образования, с самого начала специализировались на создании искусства для широких народных масс, используя средства ксилографии или подражая лубочным простонародным картинам няньхуа [1, С. 12].

При новых властях среди «академиков» существовать смогли лишь те, кто отверг идею «искусства ради искусства». Одним из таких художников был Сюй Бэйхун (1895—1953). Будучи гениальным художником, талантливым педагогом и теоретиком живописи, одинаково преуспевшим в западноевропейкой и китайской манере письма, он оказался и блестящим организатором, собрав вокруг себя талантливых людей со всего Китая. Как пишет

советский специалист по творчеству Сюй Бэйхуна Т.А. Пострелова: «Много сил Сюй Бэйхун отдавал борьбе за консолидацию всех видов искусства, которые должны были сблизиться на базе единой идейно эстетической позиции. Знакомство с искусством художников Страны Советов укрепляло Сюй Бэйхуна в его стремлении к единству прогрессивных художественных сил Китая, к господству, признанию реалистического метода на почве общих социальных и культурных задач... Процесс перестройки художественного образования совершался параллельно с созданием Союза художников — прогрессивной организации, объединяющей деятелей изобразительных искусств» [3, C. 180].

По возвращении из поездки в Советский Союз в 1934 г., в ходе которой Сюй Бэйхун завел немало личных дружественных связей с советскими художниками и ознакомился с организацией творческой деятельности, он активно продвигал советское реалистическое искусство, чем навлек на себя критику реакционных кругов. В результате чего он был вынужден покинуть Нанкин и переехать в Гуйлинь, где им был основан Союз китайских художников, который по целям, задачам и программе противопоставил себя гоминьдановскому союзу художников [3, C. 116].

Другой ключевой фигурой стал художник-ксилограф Цзян Фэн (1910-1983). Он родился в семье рабочих и с юного возраста был вовлечен в рабочее протестное движение. Его работы отличала простота и доступность для понимания народа. В 1931 г. он стал членом Общества озера Сиху восемнадцатого года (Сиху иба ишэ), к которому примкнули многие художники, отчисленные из Ханчжоуской академии за политические убеждения. Позже он вступил в Шанхайский исследовательский центр искусств восемнадцатого года (Шанхай иба ишэ яньцзюсо), ставший ядром Лиги левых художников (Чжунго цзои мэйшуцзя ляньмэн). Позднее он прибыл в г. Яньань — колыбель китайской революции, где стал преподавателем в новой Академии искусств им. Лу Синя. Впоследствии был снят со всех постов из-за контактов с художником Фэн Сюэфэном, не поддерживающим взгляды Мао Цзэдуна и поэтом Ай Цином, не соблюдавшим партийную дисциплину в своем творчестве. После 1945 г. в составе группы художников Цзян Фэн был отправлен на Северо-Восток, в г. Шэнъян — ему пришлось проделать опасный путь через территории, контролируемые националистами для открытия там Северо-Восточной академии искусств им. Лу Синя. Вместе с ним из Яньани в Шэньян были отправлены будущие деятели Союза Художников, включая графика Гу Юаня (1919-1996) и карикатуриста Чжан Дина (1917-2010). [1, C. 12-22]

Ранее, в 1938 году, на фоне разворачивающейся войны с Японией, разочарования в политике гоминьдана и усиления движения за единый антияпонский фронт, в Ухани произошло объединение литераторов и художников во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства по отпору врагу. Создание Ассоциации на основе бывшей Лиги левых писателей было инициировано писателями Го Можо, Мао Дунем, Тянь Ханем и другими. Ассоциацию возглавил Лао Шэ. В 1945 году организацию переименовали во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства (ВАРЛИ). Спустя полгода после освобождения Пекина от гоминьданского владычества, 19 июля 1949 г. она была преобразована в новую ассоциацию с тем же названием. Председателем был избран Го Можо, его заместителями стали Мао Дунь и Чжоу Ян [4]. Помимо Союза Художников всекитайскими членами ВАРЛИ стали организованные тем же летом Ассоциация литературных работников (с 1953 г. — Союз писателей Китая), Союз Китайских музыкантов, Ассоциация театральных работников (с 1953 г. — Театральный союз Китая) и другие общественные организации.

Ныне существующий Союз художников с Сюй Бэйхуном в роли председателя был фактически основан еще в 1946 году. В том же году Сюй Бэйхун стал ректором Пекинского художественного училища (Института живописи). В одном из своих писем, предположительно 1946 г., он указывал, что возглавляемый им институт после реорганизации станет левым учебным заведением. Многие преподаватели института являлись его бывшими студентами и верными последователями [1, C. 31]. Вместе с «революционерами» они составили ядро Союза на долгие годы вперед — его членами стали У Цзожэнь (1908-1997), Ли Хуа (1907-1994), Е Цяньюй (1907-1995) и др. В числе прочих он приглашает на работу Ци Байши (1864-1957), подлинного гения китайской живописи. В отличие от остальных, Ци Байши, являвший собой живой символ традиционной живописи Китая, позволялось не принимать участия в политической деятельности, даже после избрания его председателем Союза в 1953 г. — настолько велик был его авторитет [2, С. 152].

Активная организационная деятельность Сюй Бэйхуна спровоцировала реакцию — в 1947 г. он подвергся критике и нападкам со стороны художников гоминьданского толка, инициировавших движение «опрокинуть Сюя», и окончательно разошелся с ними в вопросах обучения искусству [3, С. 180].

В 1948 г., когда правительство Чан Кайши готовилось к отбытию на Тайвань, Тянь Хань, с которым Сюй был близок, передал сообщение от Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая с убедительной просьбой остаться. Сюю удалось убедить коллег не покидать Пекин [1, C. 33].

21 июля 1949 г. в парке Чжуншань в Пекине было торжественно объявлено об основании Всекитайского союза работников искусства. Первым председателем Союза был назначен Сюй Бэйхун, должности заместителей председателя заняли Цзян Фэн и Е Цяньюй, членами постоянного комитета стали Цай Жохун (1910-2002), Лю Кайцзюй (1904-1993), У Цзожэнь, Ли Хуа, Гу Юань, Ван Чаовэнь (1909-2004), Ни Идэ (1901-1970), Ли Чунь (19122012), Чжу Дань (1916-1988) и Е Фу (1909-1973). Членов всекитайского комитета в то время насчитывалось 41, дополнительного комитета — 10 человек [4].

По настоящее время Союз художников Китая организует и осуществляет создание предметов изобразительного искусства, искусствоведческую критику, изучение истории изобразительных искусств, художественное образование, издательскую деятельность, проектные работы и т. д., аккумулируя в себе достижения всех регионов страны. Союз имеет в своих рядах влиятельных художников и исследователей и является единственной комплексной художественной организацией всекитайского масштаба на государственном уровне.

Союз художников Китая отвечает за организацию и руководство художественной деятельности и ее теоретического изучения, выполняет роль организатора в ходе проведения крупнейших художественных и научно -

исследовательских выставок всекитайского масштаба, издает научную периодику, способствует развертыванию научных дискуссий и продвижению художественного образования, усердно выполняет работу по координации и обслуживанию художественной деятельности, создает гармоничную среду для художников, стимулирует развитие и процветание искусства.

Союз активно осуществляет международный обмен в области изобразительного искусства, организует и участвует во всевозможных международных художественных выставках, устраивает приемы для художников со всего мира, организует визиты делегаций китайских художников за рубеж, стимулируя взаимодействие в различных форматах с художественными кругами зарубежных стран, и способствует укреплению с ними отношений дружбы и сотрудничества.

Список литературы / References

1. Andrews J. F. Painters and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. - Berkeley: University of California Press, 1994 - 568 p.

2. Муратов П. Д. Другие берега // Идеи и идеалы. - 2012. - Т. 1. - №. 1. - С. 152-165.

3. Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и Китайская художественная культура XX в. - Москва: Изд-во «Наука», Главн. ред. восточной лит-ры, 1987 - 264 с.

4. Чжунго мэйшуцзя сехуй [Союз художников Китая]: офиц. сайт. [на кит. яз.] URL: http://www.caanet.org.cn (дата обращения: 29.04.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Andrews J. F. Painters and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. - Berkeley: University of California Press, 1994 - 568 p.

2. Muratov P. D. Drugie berega [Other Shores] // Idei i idealy [Ideas and Ideals]. - 2012. - Vol. 1. - №. 1. - P. 152-165. [in Russian]

3. Postrelova T.A. Tvorchestvo Sjuj Bjejhuna i Kitajskaja hudozhestvennaja kul'tura XX v. [The Art of Xu Beihong and Chinese Art Culture in 20th Century] - Moscow: Nauka, Glavnaja redaktsija vostochnoj literatury, 1987 - 264 p. [in Russian]

4. Zhongguo meishujia xiehui [The China Artists Association]: an official website. - URL: http://www.caanet.org.cn (accessed: 29.04.2017). [in Chinese]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.131 Спорышев В.П.

Аспирант

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ГЛАМУРА В ОПЕРНЫХ ПОСТАНОВКАХ

Аннотация

В статье рассмотрен один из аспектов новаторства оперной режиссуры конца ХХ - начала ХХ1века. Исследовано влияние субкультуры гламура на характер оперных постановок, связь оперы с общественным контекстом и СМИ. Показано, что снижение обязательной для оперной постановки событийной плотности может быть компенсировано яркостью и неожиданностью визуальных эффектов . Аффектация достигается в оперной постановке за счет плотности символов гламурного стиля. В этом случае драматургия и даже сюжет оказываются вторичными. Кроме того, опера не может быть признана решенной в традиции гламура, если она не получила признания и восторгов в элитарных кругах и если не была успешной в коммерческом смысле.

Ключевые слова: современная опера, субкультура гламура, символизм, аффектация и визуальные эффекты, семиотика оперы.

Sporyshev V.P Postgraduate student Moscow state University named after M. V. Lomonosov MANIFESTATIONS OF THE PHENOMENON OF GLAMOUR IN OPERA PRODUCTIONS

Abstract

The article considers one of the aspects of innovation of Opera directing at the end of XX - beginning of ХХ1века. The influence of the subculture of glamour on the nature of Opera productions, the Opera connection with the social context and the media. It is shown that the decrease in binding for Opera event density can be compensated by the brightness and unexpected visual effects . Affectation is achieved in Opera due to the density of symbols glamorous style. In this case, the drama and even the plot are secondary. In addition, Opera can not be considered solved in the tradition of glamour, if it has not received recognition and admiration in the elite circles, and if not successful in a commercial sense.

Keywords: modern Opera, a subculture of glamour, symbolism, affectation and visuals, the semiotics of Opera.

Начало третьего тысячелетия выявило ряд противоречий в развитии оперного жанра. С одной стороны, необходимость адаптации оперы к потребностям современного зрителя с начала ХХ века приводит к появлению оперной режиссуры, что как будто бы подразумевает исполнение завета Кристофа Виллибальда Глюка «свести музыку к ее настоящему назначению - сопутствовать поэзии», развить драматургический и визуальный компонент оперного представления. С другой стороны, перемены, произошедшие в новейших образцах жанра к настоящему моменту, свидетельствуют об ослаблении драматургии и усилении аффективного (эмоционального в противовес интеллектуальному, рассудочному) начала, сходного своей демонстрацией с качествами маскарадного действа: «маскарад целой эпохи, целой сложной и витиеватой жизни, якобы подлинной, а в самом деле - притворной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.