2. Val'ter Benjamin. Proizvedenie iskusstva v jepohu ego tehnicheskoj vosproizvodimosti. [The work of art in the era of its technical reproducibility] [Electronic resource]. URL: http://www.chaskor.ru/article/proizvedenie_iskusstva_v_epohu_ego_tehnicheskoj_vosproizvodimosti_18738 (accessed: 06.05.2017). [in Russian]
3. Kaz'mina S. V. Ob izbytochnosti v primenenii hudozhestvennyh sredstv kak vazhnejshej cherte proizvedenij massovoj kul'tury. [On the redundancy in the use of artistic means as the most important feature of mass culture works.] // Dizajn i tehnologii. [Design and technologies] - 2013. - №35 (77). - P. 99-104. [in Russian]
4. Lisberg D. But you do not Jeremy Scott [Electronic resource]. URL: http://bookmagazinerussia.ru/idioteque/outstanding/BUT-YOU-DO-NOT-JEREMY-SCOTT (accessed: 06.05.2017). [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.060 Син Ничжэнь
ORCID: 0000-0001-5638-2800, Аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства
факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В 1949-1957 ГГ.
Аннотация
В статье представлен краткий очерк становления Союза художников Китая в периоды с момента его основания до реорганизации (1949-1950 гг.) и вплоть до начала кампании «Ста цветов» в 1956 г. Масштабные социально-политические изменения в стране и политика КПК определяли тенденции в искусстве, которым приходилось следовать китайским художникам. Три основных художественных направления того времени — национальная живопись (гохуа), массовое искусство и масляная живопись, создаваемая под влиянием советского искусства, в зависимости от конъюнктуры поочередно выходили на передней план художественной жизни Китая в 1949-1957 гг.
Ключевые слова: Союз художников Китая, Всекитайский союз работников искусства, гохуа
Xing Nizhen
ORCID: 0000-0001-5638-2800, Postgraduate Student of the Department of Art Studies and Decorative Arts of the Faculty
of Fine Arts of Herzen State Pedagogical University COMMONWEALTH OF ARTISTS OF CHINA IN THE CONTEXT OF THE CHINESE ARTISTIC CULTURE
IN 1949-1957
Abstract
The article presents a brief outline of the development of the Commonwealth of Artists of China from the time of its foundation to the reorganization in 1949-1950 and up to the beginning of the "100 Flowers" campaign in 1956. Large-scale social and political changes in the country and the policy of the Communist Party of China determined main trends in art and Chinese artists had to follow them. Three main artistic trends of the time included national painting (guo hua), mass art and oil painting, created under the influence of Soviet art. Depending on the situation, each of them went to the forefront of China's artistic life in 1949-1957.
Keywords: Commonwealth of Artists of China, All-China Commonwealth of Art Workers, guo hua.
Летом 1949 г., после освобождения Пекина (23 января) и Нанкина (23 апреля) Народно-освободительной армией, в Пекине состоялся I Всекитайский съезд деятелей литературы и искусства (Чжунго цюаньго вэньсюэ ишу гунцзочжэ дайбяо дахуй). Сюй Бэйхун, к тому времени уже ставший художником с мировым именем, занимавший на тот момент пост ректора Пекинского художественного училища (Института живописи) горячо приветствовал съезд: «В период господства контрреволюции внимания искусству не уделялось, прогрессивные художники подвергались преследованиям, никогда мы не могли собраться вместе на такой большой, представительный форум» - писал он в своем очерке, посвященным этим событиям [2, С. 188]. На съезде было принято решение о создании Всекитайской ассоциация работников литературы и искусства (Чжунго цюаньго вэньсюэ ишу цзе лянхэхуй; ВАРЛИ), взамен существующей с 1945 г. одноименной организации, а также Всекитайского союза работников искусства — будущего Союза художников Китая (Чжунго мэйшуцзя сехуй). Организации были созданы 19 и 21 июля соответственно. Всекитайский союз работников искусства возглавил Сюй Бэйхун, двумя его заместителями были назначены Цзян Фэн (1910-1983), революционный художник-ксилограф и Е Цяньюй (19071995), пионер жанра маньхуа (комиксы). Членами постоянного комитета в том году стали Цай Жохун (1910-2002), Лю Кайцюй (1904-1993), У Цзожэнь (1908-1997), обучавшийся масляной живописи в Бельгии и являлся учеником Сюй Бэйхуна, Ли Хуа (1907-1994), Гу Юань (1919-1996), Ван Чжаовэнь (1909-2004), Ни Идэ (1901-1970), Ли Чунь (19122012), Чжу Дань (1916-1988) и Е Фу (1909-1973). Будущий премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай в своей речи, прочитанной на съезде, отметил важность объединения художников и указал основные направления работы — обучение художников, расширение художественной деятельности и «разбавление» художественного сообщества — обеспечения слияния художников коммунистов с остальными [1, С. 36] В Союзе роль руководителя партийной ячейки выполнял Цзян Фэн. Он также выступил с речью, в которой от лица партии выдвинул новые требования к произведениям — в отличие от контрастных черно-белых оттисков, приоритет отдавался контурному рисунку и ровному цветовому полю. Партийные члены союза должны способствовать созданию такого искусства всеми художниками, которое отвечало бы задачам коммунистической партии — понятного рабочему классу, направленного
на созидательную трудовую деятельность — и распространению этого искусства, увеличением тиражей оттисков. [1, С. 36-37]
2-16 июля в Пекинском художественном училище (будущая Академия художеств Китая) прошла Первая всекитайская художественная выставка, где были представлены 604 работы в различных жанрах — ксилография, контурный рисунок, скульптура, маньхуа, няньхуа, раёк, акварель и масляная живопись [4]. Традиционная китайская живопись гохуа занимала не более 10% от общего количества выставленных работ. [1, С. 39] 1 сентября того же года вышел из печати художественный альбом «Сборник репродукций Китая» [4].
В целом, в период 1949-1952 гг. повышенное внимание уделялось искусству, рассчитанному на широкие массы крестьян и рабочих. В первую очередь это няньхуа — «новогодние картины» лубочного типа. Другим важным жанром были ляньхуаньхуа — книжки-картинки небольшого формата с подписями. Деятельность различных художественных организаций — Всекитайского союза работников искусства, академий и издательств не имела четкого разделения обязанностей — все они были заняты созданием массового искусства. Их первостепенной задачей было повышение уровня популярного искусства, ранее в основном выполнявшегося непрофессиональными художниками, а также его наполнение нужным идеологическим содержанием. Всекитайский союз работников искусства в тот период существовал практически номинально, все его члены занимали должности в других учреждениях [1, С. 65].
В 1953 г. Китай начал полномасштабный переход к строительству социализма. Был принят первый пятилетний план, в сентябре были заключены договоренности с СССР по оказанию помощи в создании промышленности. Период первой пятилетки отмечен наибольшим влиянием советского искусства на Китай. По инициативе Сюй Бэйхуна, с 1949 г. являвшегося членом Общества китайско-советской дружбы, в Китае были организованы выставки советской масляной живописи, в «восстановительный период» 1951-1953 гг. проходили выставки советских эстампажей, карикатур и агит-плакатов [4]. Эти выставки вызвали большой интерес китайской общественности. В последующие годы в академических художественных учреждениях Китая будет изучаться исключительно советское реалистическое искусство, а Союз художников Китая будет поддерживать деятельность художников в традиционных жанрах национальной живописи [1, С. 110].
26 сентября 1953 г. умер Сюй Бэйхун — Китай лишился выдающегося художника и руководителя художественной элиты. В начале октября 1953 г. прошло расширенное собрание Всекитайского союза работников искусства. По результатам рабочих докладов и уставного постановления союз был переименован в Союз художников Китая (подобным образом той же осенью был создан Союз китайских писателей и другие творческие союзы, подчиненные Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства). Членами правления Союза художников были избраны 62 человек, 25 из которых стали постоянными членами. На пост председателя был выдвинут Ци Байши (1864-1957), число заместителей председателя было увеличено с двух до пяти. Заместителями председателя были избраны Цзян Фэн, Е Цяньюй (1907-1995), У Цзожэнь, президент Ханчжоуской академии, скульптор и портретист Лю Кайцюй (1904-1993) и революционный художник-ксилограф и карикатурист Цай Жохун (1910-2002), секретарем был избран карикатурист Хуа Цзюньу (1915-2010) [4]. Была учреждена пятичленная структура организации — Творческий комитет, курирующий вопросы создания художественных произведений, разделенный на 6 субкомитетов по следующим направлениям: живопись, национальная живопись, печатная графика, карикатура, скульптура и декоративно-прикладное искусство; отдел изучения национальной живописи, отдел пропаганды, редакционный и выставочный отделы [1, С. 124-125].
Союз художников постепенно расширял зону своего влияния. Одним из первых был основан Северо-западный Союз художников в Сиани (1950 г.). В 1954 г. был создан Южный Союз Художников в Шанхае, его председателем стал Люй Кайцюй. В том же году был основан Гуанчжоуский филиал, в 1956 г. созвана подготовительная комиссия по созданию Цзянсуского филиала Союза. Однако ведущую роль в своих регионах эти филиалы приобретут лишь к концу 1950-х гг. [1, С. 165].
Последующие годы в Союзе художников были отмечены отходом от популярных стилей и возрождением гохуа, первые годы имевшей высокое положение в художественном мире наряду с советской масляной живописью, а после 1956 г. ставшей основным направлением в китайском изобразительном искусстве [1, С. 161].
Живопись гохуа к тому времени не ограничивалась копированием классических образцов, активно впитывая новые тенденции в искусстве. На проводившейся в 1955 г. Второй всекитайской художественной выставке среди представленных работ в стиле гохуа лишь немногие были выполнены в классической манере, включая работы таких старых мастеров, как Ци Байши, Хуан Биньхун (1865-1955), У Хуфань (1894 — 1968) и др., в то время как большинство работ изображало современные пейзажи, либо обнаруживало влияние масляной живописи, также было представлено немало работ на политические и военно-исторические темы [1, С. 162].
Однако в 1956 г., вместе с провозглашенной Мао Цзэдуном кампанией Ста цветов, партийная политика в отношении искусства резко меняется — теперь она призывает возрождать национальную живопись, как неотъемлемую часть культурного достояния Китая. В живописи, представленной на выставках того времени, преобладают традиционные жанры гохуа [1, С. 166].
Список литературы / References
1. Andrews J. F. Painters and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. - Berkeley: University of California Press, 1994 - 568 p.
2. Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и Китайская художественная культура XX в. - Москва: Изд-во «Наука», Главн. ред. восточной лит-ры, 1987 - 264 с.
3. Син Ничжэнь. Создание Союза китайских художников: Исторические предпосылки [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 6 (60). - URL: http://research-journal.org/ doi: 10.23670/IRJ.2017.60.003
4. Чжунго мэйшуцзя сехуй [Союз художников Китая]: офиц. сайт. [на кит. яз.] URL: http://www.caanet.org.cn (дата обращения: 29.04.2017)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Andrews J. F. Painters and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. - Berkeley: University of California Press, 1994 - 568 p.
2. Postrelova T.A. Tvorchestvo Sjuj Bjejhuna i Kitajskaja hudozhestvennaja kul'tura XX v. [The Art of Xu Beihong and Chinese Art Culture in 20th Century] - Moscow: Nauka, Glavnaja redaktsija vostochnoj literatury, 1987 - 264 p. [in Russian]
3. Xing Nizhen. Sozdanie Sojuza kitajskih hudozhnikov: Istoricheskie predposylki [Creation of The Chinese Artists Association: Historical background] // Mezdunarodnyj naucno-issledovatel'skij zurnal [International Research Journal]. -2017. - № 6 (60). - URL: http://research-journal.org/ doi: 10.23670/IRJ.2017.60.003
4. Zhongguo meishujia xiehui [The China Artists Association]: an official website. - URL: http://www.caanet.org.cn (accessed: 29.04.2017). [in Chinese]
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.101
Кучерук И.В.1, Леонова О.В.2
1ORCID : 0000-0002-1323-1233, Доктор культурологии, доцент, 2кандидат социологических наук, доцент,
Астраханский государственный университет ТРАДИЦИИ ДИАЛОГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ
Аннотация
В содержании статьи автором анализируются традиции применения диалога как коммуникативного взаимодействия равноправных сознаний, направленного не только на обсуждение и решение проблем, но и на развитие самих участников. Автор, акцентируя внимание на длительном опыте формирования позитивной роли диалога в общеевропейской общественной практике, раскрывает причины недостаточного развития этого культурно-исторического феномена в нашей стране с опорой на специфику российского социокультурного контекста
Ключевые слова: диалог, традиции, культурно-исторический феномен, речевое общение, диалогизация общественного сознания.
Kucheruk I.V.1, Leonova O.V.2
1ORCID: 0000-0002-1323-1233, PhD in Culture Studies, Associate Professor;
2PhD in Sociology, Associate Professor;
Astrakhan State University TRADITIONS OF DIALOGUE IN RUSSIAN AND EUROPEAN CULTURE
Abstract
The author analyzes traditions of using dialogue as a means of communicative interaction of two equal consciousnesses, aimed not only at discussing and solving problems, but also at the development of the participants themselves. Emphasizing the longstanding experience offorming the positive role of the dialogue in European public practice, the author discusses the reasons for the insufficient development of this cultural and historical phenomenon in Russia based on the specifics of the Russian socio-cultural context.
Keywords: dialogue, traditions, cultural and historical phenomenon, verbal communication, dialogization of public consciousness.
В истории каждого государства можно выделить периоды, когда на оси с оппозициями монологизация -диалогизация происходят колебания в ту или иную сторону. Каждая из этих крайностей обусловлена особенностью взаимоотношений народа и власти, традиционными формами общественных практик и создаваемой атмосферой общественной жизни страны. В этих условиях особое значение принадлежит соблюдению баланса монологизации и диалогизации, рассматриваемого в качестве меры свободы или несвободы, что актуализирует проблему формирования опыта диалоговых отношений в социуме в его историко-культурном ракурсе.
Под диалогом обычно понимают «процесс коммуникативного взаимодействия с наличием двух центров передачи культурной информации, нацеленный на развитие этих центров и самого процесса их взаимодействия» [7, С. 6]. Если монологическая форма бытия предполагает, как писал М.М. Бахтин, взаимодействие знающего (учащего) и незнающего (учащегося), то в диалоге реализуется иная модель взаимодействия сознаний: «Каждый участник диалога обладает истиной самосознания, каждый обладает знанием идей, каждый готов слушать и понимать другого, сопоставлять его понимание идеи со своим» [2].
Как историко-культурный феномен, диалог является порождением и характеристикой культуры Европы и имеет в европейской традиции глубокие исторические корни, уходящие в эпоху античности. Именно в диалогах, как полагал А.Ф. Лосев, «красиво сказался драматизм» античной мысли». Известно, что еще в V веке до н.э. древнегреческий софист Протагор начал применять публичные диспуты, предлагая своим ученикам отстаивать или опровергать предлагавшиеся им тезисы, подобный подход избрал в своих «Диалогах» и Платона. На этом базисе сформировались диспуты средневековья, хотя и носившие схоластический характер, но сыгравшие существенную роль в развитии логики, включая логику диалога .Еще одним примером «школы» диалогового взаимодействия могут служить дебаты в парламенте отдельных стран Европы, которые стали выражением свободы мысли их участников. О.В. Дмитриева подчеркивает, что в дебатах английского парламента XVI века «...начала формироваться логическая