УДК 378
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАФЕДРЫ ВУЗА
1 9
© Е.Н. Деревцова1, И.В. Федосова2
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
Представлена авторская разработка оценочных критериев эффективности социального партнерства учреждений высшего профессионального образования. Проанализирован опыт работы кафедры вуза с субъектами партнерского взаимодействия. Определено содержание предмета соглашений о сотрудничестве, выделены формы партнерства, обозначены перспективы дальнейшего развития партнерских отношений.
Ключевые слова: социальное партнерство; партнерство вуза; критерии оценки; оценка эффективности работы; опыт работы кафедры.
ASSESSING EFFICIENCY OF UNIVERSITY DEPARTMENT SOCIAL PARTNERSHIP E.N. Derevtsova, I.V. Fedosova
East Siberian State Academy of Education, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011, Russia.
The article presents the author's development of criteria for efficiency assessment of social partnership of higher educational professional institutions. The experience of university department work with partner interaction agents is analyzed. The content of the subject matter of the agreement on cooperation is determined; the forms of partnership are identified, the prospects of further partnership relation development are designated.
Key words: social partnership; university partnership; assessment criteria; working efficiency assessment; department working experience.
Для системы высшего профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования, важнейшим условием
обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов. В отечественной теории и практике данный феномен рассматривается как тип (про-
1Деревцова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, тел.: 89041530437, e-mail: [email protected]
Derevtsova Elena, Senior Lecturer of the Department of Social Pedagogics and Psychology, tel.: 89041530437, e-mail: [email protected]
2Федосова Ирина Валерьяновна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии, тел.: 89086679475, e-mail: [email protected]
Fedosova Irina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Social Pedagogics and Psychology, tel.: 89086679475, e-mail: [email protected]
250
ВЕСТНИК ИрГТУ №7 (78) 2013
цесс, механизм, система) добровольных и равноправных взаимодействий (отношений) различных субъектов совместной взаимовыгодной деятельности по достижению общих целей. При этом подчеркивается его направленность на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса; объединение интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов; обоюдную ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей (В.А. Бурляева, Л.Г. Гуслякова, Т.Г. Деревягина, А.А. Ионов, Г.В. Мухаметзянова, Г.Ю. Семигин, А.Н. Фортунатов и др.).
Одним из слагаемых успешного функционирования партнерства является его объективная оценка, служащая основанием для определения новых векторов развития субъектов совместной деятельности. В этой связи важным является разработка оценочных критериев эффективности социального партнерства. Интерес в этом направлении для нас представляет исследование группы авторов - И.В. Аржановой, А.Г. Бадаловой, М.Ю. Барышниковой, Ю.В. Еленевой, М.Е. Просвириной [1], которые выделили основные положения методологии экспертной оценки вузов, являющихся членами стратегических партнерств. В качестве объектов оценки ими были определены результаты образовательной, научной и инновационной деятельности вуза; общих и частных критериев: показатели конкурентоспособности вуза, развитие продуктового портфеля, наращение инфраструктурного и кадрового потенциала.
Оценить эффективность деятельности социальных партнеров Е.А. Корчагин и В.М. Сохабеев предлагают через качество профессионального образования; уровень нормативно-правовой основы деятельности учебного заведения; способность удовлетворять образовательные запросы населения; уровень координации и взаимодействия с партнерами; уровень социальной и профессиональной адаптации выпускников; динамику эффективности использования интеллектуальных и иных ресурсов в образовательных учреждениях [2].
С.В. Марков, опираясь на результаты философ-ско-методологического исследования понятия эффективности, выделил три её группы. Целевая эффективность, считает автор, напрямую связана с понятием качества функционирования социального партнерства: количеством разрешенных коллективно-трудовых споров, эффективностью планирования, участием работников в управлении организацией, информированностью работников, проведением акций и др.; социально-экономическая эффективность представляет собой количественную сторону эффективности (интегральные показатели уровня жизни работников и экономического развития предприятия); потреб-ностная эффективность - степень потребности общества в данном институте для решения социально-трудовых проблем, востребованность тех целей и задач, которые реализует система социального партнерства [3].
На основании представленных исследований, а
также анализа опыта работы в данном направлении были определены основные критерии оценки социального партнерства вуза (кафедры как его структурного подразделения): целевой, структурный, организационный, социально-психологический и результативный. Рассмотрим каждый из обозначенных критериев.
Целевой критерий позволяет оценить функциональный аспект социального партнерства, а именно определить: целевой стратегический характер партнерства; многоцелевую направленность партнерства, затрагивающую всю систему образовательного процесса: содержание, организацию, контроль качества, изучение рынка труда, кадровое, материально-техническое обеспечение, привлечение финансовых средств; четкость постановки тактических (оперативных) задач развития кооперационных связей с конкретными партнерами; степень согласованности общих и частных целей и задач, удовлетворяющих потребности всех заинтересованных сторон, и др.
Показателями оценки сложившейся системы партнерского объединения взаимодействующих субъектов (структурный критерий) являются: устойчивое сотрудничество с различными категориями партнеров (работодателями, органами управления и другими властными структурами, общественными объединениями и организациями, индивидуальными представителями рынка труда, индивидуальными потребителями профессиональных образовательных услуг); уров-невый (федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень организации - внутреннее партнерство) и межсекторный (участие государства, бизнеса и некоммерческого сектора) характер и тип связи с субъектами партнерства; долгосрочность и регулярность партнерских контактов; потенциальный резерв партнерства и др.
Включение организационного критерия в систему оценки обусловлено необходимостью анализа технологической стороны эффективности функционирования социального партнерства, а именно его механизма, рассматриваемого в работах исследователей как комплекс мероприятий сторон социального партнерства (способов, процедур, форм, методов взаимодействия, системы контроля (А.А. Федулин [4]); проведение консультаций, семинаров, конференций, создание рабочих групп, консультационных и координационных советов, сетевой информационной структуры и др. (Т.В. Деревягина [5], Г.Н. Карелова [6])), направленных на конструктивное взаимодействие, на достижение баланса в реализации своих интересов.
В системе вуза действие механизма социального партнерства находит отражение:
- во внедрении и использовании разнообразных форм партнерского взаимодействия: совместной разработке (корректировке) учебно-программной документации по подготовке специалистов; организации научно-исследовательской деятельности (научно-практических конференций, регулярных дискуссий (круглых столов), очных и дистанционных консультаций, выпуска печатной продукции); реализации совместных проектов на взаимовыгодных условиях; про-
ведении общих мероприятий (олимпиад, конкурсов общественно-значимых проектов и т.д.), теоретических и практических занятий, руководстве курсовым и дипломным проектированием ведущими специалистами учреждений-партнеров; заключении и реализации соглашений, договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства; совместном планировании социального партнерства; организации курсов повышения квалификации; целевой подготовке специалистов; реализации программы «двойных дипломов»; способах привлечения дополнительных финансовых средств; мониторинге результативности совместных действий; участии в работе Совета вуза (координационного, консультативного, попечительского, экспертного) или иного объединения по социальному партнерству (Ассоциации социальных партнеров отраслевого образовательного кластера), осуществляющего планирование, прогнозирование, руководство процессом развития социального партнерства; создании совместных структур научно-образовательного или инновационного профиля - учебно-научных центров, лабораторий и др.;
- в последовательной организации совместных активных действий: постановке и достижении общей цели - сохранении (поддержании) общей мотивации субъектов взаимодействия; поэтапном развертывании процесса через совокупность действий его участников; координации совместных усилий (распределение и объединение/совмещение деятельности партнеров); совместном анализе результатов на основании разработанных объективных критериев, связанных с эффективностью протекания процесса партнерства, оценивающих как сами отношения, так и эффективное, своевременное решение поставленных задач;
- в ресурсной обеспеченности партнерства - объединении, интеграции материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также знаний, компетенций и способностей всех его участников;
- в нормативно-правовой обоснованности партнерства, определяющейся совокупностью нормативно-правовых документов (Гражданским кодексом РФ, законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации» и др.), а также мерами, посредством которых реализуются отношения между социальными партнерами как субъектами права.
Дать оценку партнерским взаимоотношениям субъектов, их партнерской компетентности представляется возможным на основе социально-психологического критерия, его основных показателей: соблюдения оптимального баланса интересов сторон партнерства (взаимное признание и учет интересов каждого его участника); построения конструктивного диалога, основанного на уважении партнеров, стремлении к взаимному доверию сторон, достижении взаимопонимания между ними; добровольности сторон в принятии на себя обязательств; поиска и нахож-
дения компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов; подчинения единым правилам совместной взаимовыгодной деятельности; широкого использования договорных процедур; паритетности на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений; видения перспектив, прогнозирования развития системы социального партнерства и др.
Результативный критерий. В качестве объектов оценки выступают количественные и качественные результаты деятельности вуза, достигнутые в том числе за счет участия учебного заведения в социальном партнерстве: повышение качества образовательных услуг; имидж вуза, его конкурентоспособность; расширение портфеля образовательных программ основного, дополнительного и послевузовского профессионального образования; повышение показателей трудоустройства по специальности и общей занятости выпускников вуза; удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов; создание дополнительных мест организации практик студентов, магистрантов; увеличение объема и качества научно-исследовательских работ, развитие публикационной активности студентов, магистрантов и преподавателей вуза; привлечение дополнительных финансовых средств и других ресурсов для развития материально-технической базы учебного заведения; повышение гибкости и эффективности управления; удовлетворение образовательных потребностей студентов и др.
Оценка по всем представленным выше критериям должна проводиться поэтапно с привлечением всех участников социального партнерства. В качестве оценочных методов может быть использовано анкетирование, изучение документации сторон партнерства: план работы с включением мероприятий по социальному партнерству; программа партнерства; база данных потенциальных и реальных партнеров и форм сотрудничества с ними; должностные инструкции, дополненные обязательствами по работе с социальными партнерами; договоры с различными категориями социальных партнеров о сотрудничестве, в том числе: о прохождении студентами производственной практики, трудоустройстве выпускников, экспертизе учебно-методической документации, непрерывном образовании, проведении курсов повышения квалификации, работе попечительского совета, согласовании учебно-методических материалов и т.д. Все показатели, используемые для оценки уровня эффективности партнерства учебного заведения, должны иметь количественный характер и быть рассмотрены в динамике. С этой целью необходимо разработать шкалу оценки и экспертные карты.
Рассмотрим эффективность социального партнерства вуза на примере кафедры социальной педагогики и психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования. Одно из важнейших направлений работы кафедры - развитие партнерских отношений с различными государственными, ведомственными, общественными организациями, учреждениями, предприятиями, которые прямо или косвенно занимаются вопросами социальной помощи, поддерж-
ки, сопровождения людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Десятки основных социальных партнеров кафедры - это средние общеобразовательные, специальные и специализированные образовательные и попечительские учреждения, подведомственные Министерству образования Иркутской области и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Большинство из них расположено в Иркутске и в городах и поселках Иркутской области: МБОУ СОШ №№ 9, 22, 29, 36, 76, 77, 80 (г. Иркутск); МБОУ СОШ №№ 2, 10, 12, 16 (г. Усолье-Сибирское); МБОУ СОШ № 17 (г. Ангарск); Центр образования № 47 (г. Иркутск); ОГКОУ «Школа-интернат с углубленным изучением музыки» (г. Иркутск); ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (г. Иркутск); ОГОУ «Кадетская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Иркутск); ОГСОКУ «Коррекционная школа-интернат № 20 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (г. Иркутск); ОГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с углубленным изучением музыки» (г. Иркутск); ОГОКУ «Детский дом № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Иркутск); ОГОКУ «Детский дом № 4» (г. Ше-лехов); ГОКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Областной детский дом (г. Ангарск); ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» (г. Иркутск); ГОУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 2 для глубоко умственно отсталых детей»; Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (г. Иркутск); Центр профилактики, реабилитации и коррекции Министерства образования Иркутской области; Центр развития творчества детей и юношества (г. Шелехов); ГОУ СО «Детский дом» (г. Усолье-Сибирское); Иркутский технологический колледж; Киренский профессионально-педагогический колледж; ГОУ СО «Иркутский санаторный детский дом № 2»; СРЦ «Сосновая горка» (г. Зима) и др.
Предметом соглашений с данными субъектами партнерства является взаимное сотрудничество в области:
- совершенствования научно-методической и профориентационной работы в школе с целью формирования у обучающихся стремления к непрерывному совершенствованию и профессиональному самоопределению, а также развития навыков и умений строить собственное образовательное пространство;
- организации эффективной реабилитации детей и подростков с нарушениями в развитии; социально-педагогической и психологической коррекции и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирования у них жизненных навыков и ценностных установок, способствующих социально-позитивному образу жизни и адаптации в социуме;
- комплексной работы по оказанию социальной, психолого-педагогической, правовой помощи детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации и др.
- развития инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования, совершенствования образовательного процесса, разработки и апробации эффективных форм и способов образовательной деятельности в вузе, ориентированной на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала, а также продуктивную организацию педагогической практики студентов в различных образовательных учреждениях.
Обозначим формы партнерства: проведение занятий с участием работодателей в рамках учебных дисциплин: «Социальная педагогика», «Социально-педагогические технологии», «Социально-педагогическое консультирование», «Социально-педагогическая диагностика», «Основы социальной работы», «Управление социальной работой», «Социально-педагогическая помощь семье», «Основы профориен-тологии» и др.; совместная разработка и издание учебных пособий, методических рекомендаций; участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников; участие педагогов в конференциях, организуемых академией, и публикация материалов; проведение курсов повышения квалификации; стажировки социальных педагогов и психологов; консультации для педагогов; рецензирование учебных программ, программ сопровождения, методических рекомендаций, программ развития; выездные семинары на базе образовательных учреждений и на базе ВСГАО для директоров и заместителей директоров школ; проведение тренингов для педагогов образовательных и социальных учреждений; организация и проведение занятий в профильных социально-педагогических классах на базе школ области; организация работы Высших народных школ в области (на базе МБОУ СОШ).
Кафедра активно взаимодействует с органами государственного и муниципального управления: Министерством образования Иркутской области, Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Департаментом образования г. Иркутска, Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, областным Центром профилактики наркомании, Молодежным кадровым центром (г. Иркутск), Администрацией г. Иркутска, Управлением по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью, Общественной палатой Иркутской области и Общественной палатой г. Иркутска, Комиссией по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию, Управлением образования администрации Тайшетского района, а также с уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области и др.
Формы партнерства с данными учреждениями: разработка и реализация совместных проектов; организация и проведение научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов; работа преподавателей в качестве экспертов в различных комиссиях, конкурсах; привлечение работодателей к проведению государственной аттестации выпускников._
Постоянными социальными партнерами кафедры при реализации социальных и научных проектов являлись и являются различные общественные организации и учреждения: Фонд «Национальные образовательные программы», Российский государственный научный фонд, Иркутский государственный пенсионный фонд, РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», АНО «Талисман», АНО «Сибирское партнерство», Российская ассоциация образования взрослых, областной Совет ветеранов, Союз писателей России (Иркутское отделение); общественная организация «Байкальская экологическая волна»; региональный союз женщин Приангарья «Ангара» и др.
Давнее и плодотворное сотрудничество связывает кафедру с рядом российских вузов и вузов ближнего зарубежья: Дальневосточный государственный технический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Астраханский госуниверситет, Алтайский госуниверситет (г. Барнаул), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт развития образования Республики Татарстан, Кировоградский институт развития человека (Украина).
Предметом соглашений о сотрудничестве с данными партнерами являются: развитие инновационной деятельности в сфере социально-педагогического образования, совершенствование образовательного процесса, разработка и апробация эффективных форм и способов образовательной деятельности в вузе, ориентированной на развитие личности студента, раскрытие его творческого потенциала, а также продуктивную организацию педагогической практики студентов в различных образовательных учреждениях и учреждениях соцзащиты; развитие инновационной деятельности в сфере дополнительного профессионального и социально-педагогического образования, стратегического межрегионального и международного партнерства в образовании, обмена опытом в реализации проекта «Обучающийся регион». Формы партнерского взаимодействия связаны с организацией совместных мероприятий (научных, социальных, творческих и др.): научно-практические конференции, совместные проекты, издание совместных коллективных монографий.
В рамках социального партнерства с вышеназванными организациями педагоги кафедры выступали и выступают участниками или организаторами множества социальных образовательных проектов и акций. Например, в 2006 году преподаватели кафедры (О.В. Гордина и А.И. Гордин) вместе с другими преподавателями факультета педагогики Иркутского государственного педагогического университета приняли активное участие в подготовке и проведении «Байкальского андрагогического форума» (г. Иркутск), инициатором проведения которого стала Российская ассоциация образования взрослых (г. Красноярск).
В 2007 году преподаватели кафедры (О.В. Гордина, А.И. Гордин, Т.Б. Князева, Т.В. Иванова, З.М. Дол-гоаршинных и др.) стали региональными координаторами, организаторами и участниками международной акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» в
России, которая проходила под общим руководством РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в Иркутске и Пекине. Участниками аналогичных акций в Анапе (2006 г.), Барнауле (2008 г.), С.-Петербурге и Великом Новгороде (2009 г.), Казани (2010 г.), Киеве и Кировограде (2011 г.), С.-Петербурге, Минске, Киеве (2012 г.) были преподаватели, а также студенты и магистранты ВСГАО и слушатели Высшей народной школы г. Иркутска.
С 2009 года совместно с Институтом дополнительного образования при методологической поддержке РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в рамках образовательной деятельности ВосточноСибирской государственной академии образования кафедра осуществляет социальный проект по развитию непрерывного образования взрослых «Высшая народная школа». Два преподавателя кафедры (О.В. Гордина и А.И. Гордин) вошли в Совет директоров этого неформального образовательного учреждения, остальные периодически осуществляют в нем преподавательскую деятельность на волонтерской основе (Е.Н. Деревцова, З.М. Долгоаршинных, И.В. Федосова, А.В. Кибальник и др.). Этот проект на первых шагах был поддержан Законодательным собранием Иркутской области, в дальнейшем получил своё развитие в виде муниципального социального проекта администрации г. Иркутска «Обучающийся город», в котором преподаватели кафедры принимают самое деятельное участие.
Кафедра стала организатором и одним из основных участников первой недели неформального образования «Иркутск - обучающийся город», прошедшей в г. Иркутске в марте 2013 года. Социальный проект был реализован по инициативе преподавателей кафедры О.В. Гординой и А.И. Гордина при поддержке Администрации г. Иркутска и Общественной палаты г. Иркутска. В рамках «Недели» ежедневно в разных точках города Иркутска, на разнообразных площадках были организованы тематические мастер-классы, учебные занятия, публичные лектории по актуальным темам из различных сфер жизнедеятельности иркутского сообщества: кино, театр, телевидение, живопись, графика и дизайн, красота и здоровье, возможности интеренет-образования, популяризация научных знаний и пр. Всего работало 100 площадок, проведено 490 мероприятий, которые посетило около 8 тысяч иркутян.
В проекте приняли участие некоммерческие организации (творческие, спортивные, молодежные, эко-лого-туристические и пр.), бюджетные и государственные учреждения (музеи, библиотеки, театры), вузы и научно-исследовательские организации, коммерческие структуры - все, кто был готов поделиться знаниями.
В рамках «Недели» состоялась встреча преподавателей и магистрантов педагогического института ВСГАО с гостем форума - доктором экономических наук, профессором кафедры государственного и имущественного управления Института гуманитарного образования Н.П. Литвиновой (г. С.-Петербург), на тему «Обучающееся сообщество как стратегия разви-
тия человеческого капитала в регионе».
Неделя неформального образования «Иркутск -обучающийся город» была нацелена на выявление и объединение образовательных ресурсов, представленных в Иркутске образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и бизнес-структурами, установление партнерских отношений между ними для выстраивания эффективных механизмов передачи знаний.
Преподаватели нашей кафедры - активные участники общественной и научной жизни города и страны: О.В. Гордина - член Общественной палаты г. Иркутска; В.И. Рерке - член Общественного совета при губернаторе Иркутской области по противодействию распространению наркотиков на территории Иркутской области и профилактике наркомании; И.В. Федосова - член Союза социальных педагогов и социальных работников России; Т.В. Иванова, О.В. Гордина и И.В. Федосова И.В. - члены МАНПО (Международной академии наук педагогического образования).
Проведенное в 2013 году анкетирование директоров и заместителей директоров образовательных и социальных учреждений Иркутской области (опрошено 52 чел.) позволило нам обогатить и разнообразить тот спектр форм социального партнерства, который уже сложился на кафедре на протяжении многих лет. Были скорректированы учебные планы и программы,
исходя из запроса, требований и пожеланий работодателей к подготовке специалистов социальной сферы, расширен портфель образовательных программ основного, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Также были намечены пути и направления повышения качества образовательного процесса в вузе.
Сегодня кафедра социальной педагогики и психологии ВСГАО решает новые задачи на пути построения социального партнерства, которые состоят в анализе полученного опыта и разработке перспектив работы в данном направлении: в области организации мониторинга - отслеживания движения и результатов социального партнерства (изучение рынка труда, запросов работодателей, исследование влияния партнерства учреждения на уровень формирования профессиональной компетентности студентов и др.); в сближении кафедры с инновационными учебными заведениями, негосударственными некоммерческими организациями и коммерческими организациями; в разработке правового механизма установления и регулирования партнерских отношений; налаживании очных и заочных (дистанционных) контактов с зарубежными партнерами; в разработке программы социального партнерства; создании организационной структуры партнерства, объединяющей всех участников этого процесса, регулирующей отношения между ними.
1. Аржанова И.В., Бадалова А.Г., Барышникова М.Ю., Еле-нева Ю.Я., Просвирина М.Е. Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12.
2. Марков С.В. Оценка эффективности социального партнерства на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html -Загл. с экрана.
ский список
3. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании // Специалист. 2006. № 3. С. 14-17.
4. Федулин А.А. Исторический опыт становления и развития системы социального партнерства в России: автореф. дис. ... д-ра истор. наук. М., 1999. 37 с.
5. Деревягина Т.В. Понятие «социальное партнерство»: содержательный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 9. С. 34-37.
6. Карелова Г.Н. От сотрудничества к социальному партнерству. М., 2000.