2005 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА №90(8)
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники.
Безопасность полётов
УДК 629.7:084.3
СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ ЛЕТНЫХ ДИСПЕТЧЕРОВ В ГА РОССИИ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
В.Н. НАРТОВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Барзиловичем Е.Ю.
Обосновывается на базе зарубежного опыта и с учётом спецификации работы отечественных авиакомпаний в целях повышения безопасности полётов необходимость созданий службы летных диспетчеров в ГА России.
Подавляющее большинство авиакомпаний мира в настоящее время имеют в своих структурах подразделения летных диспетчеров (Flight Dispatch Service).
Профессия летного диспетчера (диспетчера самолета) развивалась вместе с развитием авиационной индустрии. На заре авиации, кроме самого полета, на пилота возлагались, также загрузка почты, багажа, груза, посадка пассажиров в самолет. Полет выполнялся практически без предварительного плана, без каких-либо прогнозов погоды, никто не мог оказать квалифицированную помощь в полёте в случае внезапных изменений на маршруте полёта. Метод воздушной навигации, само навигационное оборудование и средства авиационной связи не позволяли следить за ходом выполнения полёта с целью оказания своевременной помощи экипажу. Вместе с ростом интенсивности полётов опережающими темпами росла и их аварийность. В авиационных катастрофах погибло множество людей и дорогостоящей техники. Это неизбежно наталкивало на мысль о необходимости государственного регулирования выполнения полётов в плане их обеспечения.
В 1938 году Конгресс Соединенных Штатов издал закон о гражданской аэронавтике, определивший строгие правила, в рамках которых все авиационные перевозки были обязаны выполнять полёты с максимально возможным уровнем безопасности. Одним из результатов действия этого закона было создание и лицензирование профессии диспетчера самолёта (летного диспетчера).
По опыту таких авиакомпаний, летный диспетчер - это авиационный специалист, который имеет государственную лицензию на свой вид деятельности, действующий на основании государственных авиационных правил и разделяющий с пилотом ответственность за безопасное выполнение каждого перелёта. В настоящее время за рубежом четко определены требования к подготовке летных диспетчеров и их месте в осуществлении эксплуатационного управления полётами авиакомпаний.
Сегодня, например, в соответствии в законодательством США ,все авиакомпании, выполняющие полёты на самолётах, имеющих более 9 мест, обязаны иметь в структуре предприятия соответствующее число центров сопровождения полётов, укомплектованных летными диспетчерами, имеющих лицензию Федеральных авиационных властей (FAA). Диспетчеры в этих центрах ежедневно обеспечивают эксплуатационное управление более тысячи полётов не только на территории Соединённых Штатов, но и во всем мире. Многие из таких диспетчеров, работающих для различных авиакомпаний, осуществляют это управление буквально с другой стороны земного шара. Это стало возможным в последние годы за счёт достижений в области телекоммуникаций и компьютерных технологий. Эти возможности в значительной степени увеличили уровень безопасности полётов, позволяя летному диспетчеру отправить экипажу любую информацию об изменении погоды на аэродроме назначения и запасных аэродромах, заранее предупредить его об опасных метеорологических явлениях на маршруте полёта, выдать необходимые рекомендации по изменению плана полёта.
Нужны ли авиакомпаниям России летные диспетчеры? В принципе,- да.
Однако исчерпывающий ответ на этот вопрос трудно получить из-за отсутствия в первую очередь каких-либо понятий и определений по этому вопросу в нашей нормативно-правовой документации, включая новый Воздушный кодекс РФ. Пока в России специальности летный диспетчер просто не существует. Может быть у российской авиации какой-то свой особенный путь исторического развития? Или просто она отстала на 65 лет от мирового авиационного сообщества, являясь в то же время полноправным членом ИКАО? Скорее ни то ни другое. Правильнее всего было бы объяснить отсутствие в российских авиакомпаниях подразделений летных диспетчеров, а в нормативно-правовой базе российской авиации их правового статуса, наличием значительной разницы в подходах к организации деятельности авиации и обеспечению её полётов. Низкий уровень технического оснащения российских воздушных судов длительное время заменялся численностью экипажа и более высокой его профессиональной подготовкой. Однако экономические законы развития мировой авиационной системы, неуклонно растущая интенсивность полётов заставляют производителей авиационной техники совершенствовать её технологически и в то же время сокращать численность экипажей. При этом объемы первичной информации, которая должна быть проанализирована и обработана экипажем на этапах подготовки и выполнения полётов за последние годы, существенно возросли.
Любой пассажир знает, что такое задержка рейса. Ещё десять лет назад причиной задержек были, в основном, погодные условия и отказы авиационной техники, то сегодня, по данным статистики, треть задержек возникает по причине ошибок в аэронавигационном обеспечении полётов. Даже самый подготовленный пилот не способен в течение одного часа, отводимого на предполётную подготовку, полностью выбрать и проанализировать всю необходимую информацию для правильного определения плана полёта и безопасность его выполнения.
С переходом российских авиакомпаний на эксплуатацию воздушных судов, экипажи которых состоят из двух пилотов, в течение первого десятилетия 21-века гражданская авиация столкнётся с необходимостью создания подразделений летных диспетчеров авиакомпаний.
Сколько стоят летные диспетчеры?
Пример передовых авиакомпаний мира показал значительную экономическую эффективность мероприятий от внедрения современных технологий в области операционного управления полётами. Например, в 1994 авиакомпания ДЕЛЬТА открыла новый операционный Центр Управления полётами (Operation Control Center), затратив на его создание пять лет и 29 миллионов долларов. Однако в первый же год работы экономическая эффективность от его эксплуатации составила 81 миллионов долларов. Следует заметить, что одним из основных подразделений подобных центров всегда является служба летных диспетчеров. Не следует переоценивать ее роль в общем процессе, но эта та деталь, без которой не работает весь механизм.
На сегодняшний день в России полностью отсутствует даже само понятие «Летный Диспетчер». Нет ни одного преподавателя и учебного центра, который занимался бы подготовкой специалистов подобной квалификации, отсутствуют квалификационные требования к самим специалистам. К счастью, есть понимание необходимости создания подобных подразделений, есть желание и желающие работать над этой проблемой.
С началом эксплуатации в авиакомпании «Аэрофлот - российские авиалинии» в 1992 году самолётов А-310 с двумя пилотами в составе экипажа, были предприняты попытки по созданию в компании службы летных диспетчеров. К сожалению, в силу различных обстоятельств, довести работу по её качественному функционированию до конца тогда так и не удалось. По мере расширения парка самолётов с ограниченным составом экипажа отсутствие полноценной службы летных диспетчеров стало всё больше сказываться на качестве предполётной подготовки экипажей и, как следствие, - на качестве регулярности, экономической эффективности и безопасности полётов.
В настоящее время на основе тщательного анализа создавшегося положения, изучения опыта обеспечения полётов ОАО «АЭРОФЛОТ» разработан и утверждён руководством компании детальный план мероприятий по созданию в летном комплексе подразделения летных дис-
петчеров. План включает в себя четыре группы основных задач: подготовку персонала преподавателей и инструкторов;
подготовку предложений по нормативно-правовой деятельности летных диспетчеров; разработку квалификационных требований к персоналу, отбору и подготовке летных диспетчеров;
разработку и реализацию концепции технического обеспечения деятельности подразделений летных диспетчеров.
3 января 2004 года для обучения по программе «Flight Dispatcher» в США в школу аэронавтики «Sheffield School» была направлена первая, а с 21 февраля - вторая группа специалистов службы навигации и аэронавигационного обеспечения полётов. После шестинедельного курса обучения и сдачи государственных экзаменов они сертифицированы Федеральными властями США в качестве диспетчера самолета (Flight Dispatcher). После возвращения в Россию, сертификат Г осударственной службы гражданской авиации МТ РФ. Силами первых выпускников «Sheffield School» подготавливается нормативная база авиакомпании, определяющая деятельность летных диспетчеров, учебных программ и учебных пособий. После этого на базе Центра подготовки авиационного персонала авиакомпании будет организовано обучение персонала будущей службы летных диспетчеров. Квалификационные требования к кандидатам на обучение будут самые жесткие - высшее специальное авиационное образование (пилот, штурман диспетчер по управлению воздушным движением, инженер по аэронавигационному обеспечению полётов), психологический тест, знание английского языка на уровне Upper Intermediate, возраст не моложе 21 лет и успешно сданный вступительный экзамен, определяющий уровень базовых авиационных знаний.
Главная цель создания службы летных диспетчеров - дальнейшее повышение качества предполётной подготовки экипажей и реализация функций сопровождения экипажей в полёте.
Основные задачи летного диспетчера следующие:
оказывать помощь командиру воздушного судна в подготовке к полёту и обеспечивать его необходимой соответствующей информацией;
оказывать помощь командиру воздушного судна в подготовке рабочего плана полёта и плана полёта для ОВД (FPL), подписывать его и, когда это применимо, представлять план полёта для ОВД (FPL) соответствующему органу ОВД;
обеспечивать командира воздушного судна в полёте информацией, которая может быть необходимой для безопасности выполнения полёта.
Действующие в настоящее время нормативные документы гражданской авиации России предписывают исполнение части обязанностей летного диспетчера членам лётного экипажа. В зарубежных компаниях подразделения летных диспетчеров наиболее динамично развивались при переходе на эксплуатацию самолётов с ограниченным составом экипажа, часть функций, выполняемых ранее членами летного экипажа на этапах подготовки к выполнению полёта и в полёте, были возложены на летного диспетчера, то есть летный диспетчер - это специалист со статусом, близким к понятию «наземный член летного экипажа». Сегодня подразделения летных диспетчеров - непременный атрибут в практике аэронавигационного обеспечения полётов экипажей передовых зарубежных авиакомпаний.
Создание службы летных диспетчеров влечёт за собой необходимость исполнения Российскими авиакомпаниями функций, ранее им несвойственных. Это прежде всего предоставление эксплуатантам права непосредственного направления плана полёта (FPL) соответствующему органу ОВД. Авиакомпании должны иметь возможность также использовать альтернативные источники метеорологической информации и получить дистанционный доступ к электронным базам метеорологических данных.
Основные профессиональные ресурсы для создания в России подразделения. Летных диспетчеров - закончившие по различным причинам летную работу штурманы и пилоты, а также выпускники авиационных вузов по специальности «Аэронавигационное обеспечение полётов».
Мы очень надеемся, что опыт создания службы летных диспетчеров в авиакомпании «АЭ-
РОФЛОТ - Российские авиалинии» будет учтен при создании государственной нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность летных диспетчеров, и окажется полезным другим отечественным авиакомпаниям.
CREATING THE SERVICE TRAFFIC MANAGER IN CA OF RUSSIA - COMMAND OF THE TIME
Nartov V.N.
It Is Motivated on the base of the foreign experience and with account of the specification of the functioning the domestic air companies but purpose of increasing to safety flight. Need of the creation flight traffic manager in CA of Russia.
Сведения об авторе
Нартов Владимир Николаевич, 1958 г.р., окончил Новочеркасский политехнический институт (1980), Челябинское высшее военное училище штурманов (1992), главный штурман ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», соискатель МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - безопасность полётов воздушного транспорта.