Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа
АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,
руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор МГЮУ имени О.Е. Кутафина
Аннотация: В соответствии с принятыми документами в ЕАЭС о цифровой трансформации отраслей экономики и системе управления интеграционными процессами в статье рассмотрено одно из ключевых направлений цифровизации — создание системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Отмечен ряд принятых документов о проведении экспериментов по введению маркировки отдельных видов товаров средствами идентификации, рассмотрена нормативная правовая основа введения обязательной маркировки средствами идентификации в РФ, и проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, разработанный Советом Евразийской экономической комиссии, что позволит обеспечить законность оборота товаров и устранение условий для оборота контрафактных товаров, повысить собираемость таможенных и налоговых платежей, обеспечить безопасность и качество товаров.
Ключевые слова: товары, маркировка, национальная система прослеживаемости, система прослеживаемости Евразийского экономического союза
Creation of a system of traceability of goods in the Eurasian economic Union: goals, prospects, organizational and legal basis
ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA,
Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin
Abstract: in accordance with the documents adopted in the EAEU on the digital transformation of economic sectors and the system of management of integration processes, the article considers one of the key areas of digitalization - the creation of a system of traceability of goods in the EAEU. A number of adopted documents on conducting experiments on the introduction of marking of certain types of goods by means of identification are analyzed, the regulatory legal basis for the introduction of mandatory marking by means of identification in the Russian Federation is considered, and the draft Agreement on the mechanism of traceability of goods within the framework of EAEU, developed by the Council of the Eurasian economic Commission, the adoption of which will ensure the legality of the turnover of goods and elimination of conditions for the turnover of counterfeit goods, increase the collection of customs and tax payments, ensure the safety and quality of goods.
Key words: goods, marking, national traceability system, traceability system of the Eurasian economic Union
Значение системы прослеживаемости товаров для формирования цифрового пространства ЕАЭС
Глобальные вызовы национальным экономикам, обусловленные переходом к цифровой экономике, диктуют необходимость интеграции усилий государств - членов ЕАЭС для разработки проектов и мероприятий по цифровой трансформации отраслей экономики, разработке и применению новых цифровых бизнес-процессов и цифровых моделей. Высшим Евразийским экономическим советом разработаны и утверждены Решением от 11.10.2017 г. № 12 Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, к которым в том числе отнесены цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы и цифровая трансформация процессов управления интеграционными процессами. В перспективе цифровая трансформация рынков ЕАЭС, как сказано в Основных направлениях, приведет к развитию цифрового рынка, в рамках функционирования которого необходимо обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, упрощению торговых процедур путем перехода в цифровую форму, активному использованию электронной торговли.
Одной из первостепенных масштабных задач, решение которой необходимо для реализации цифровой повестки, является создание в рамках ЕАЭС системы прослеживаемости товаров.
В ЕАЭС уже в 2015 г. начался эксперимент по введению маркировки меховых изделий специальными идентификационными знаками. Было заключено Соглашение о реализации в 20152016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и про-
чие изделия, из натурального меха» (заключено в г. Гродно 08.09.2015 г.)1, который продлен по 31 декабря 2018 г.
Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, утвержден Советом Евразийской экономической комиссии. Совет ЕЭК уполномочен также утверждать:
характеристики контрольного (идентификационного) знака, порядок его нанесения и требования к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках; требования к структуре и формату информации, передаваемой организациями, осуществляющими изготовление и реализацию предпринимателям государств -членов контрольных (идентификационных)знаков, в компетентные органы своих государств -членов, а также сроки ее передачи;
требования к структуре и формату информации, передаваемой предпринимателями,о маркировке в компетентные (уполномоченные) органы своих государств - членов, а также сроки передачи такой информации.
Согласно пилотному проекту маркируются контрольными знаками товары, включенные в Перечень, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию ЕАЭС и (или) произведенные на территориях государств - членов за исключением установленных случаев.
Приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территориях государств-членов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, включенных в Перечень, без контрольных знаков либо с нанесенными на них контрольными знаками в нарушение установленного порядка, за исключением транспортировки товаров, включенных в
1 Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 21.09.2015; в соответствии с Протоколом о продлении срока действия Соглашения о реализации в 2015-2016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года (подписан в г. Москве 23.11.2016 г.) действие пилотного проекта продлено с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 г.
ЕАЭС
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
(4:1 ЛЛОТЛ-СОФТ
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕАЭС ВСТУПИЛ В СИЛУ
Перечень, в специализированные складские помещения, определенные в соответствии с Соглашением, и хранения указанных товаров в таких помещениях, запрещено.
Предприниматели, осуществляющие ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и (или) производство товаров, включенных в Перечень, маркируют такие товары контрольными знаками и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства - члена, на территории которого они зарегистрированы, об использовании контрольных знаков1.
Компетентные (уполномоченные) органы государств - членов ЕАЭС совместно с иными контролирующими и правоохранительными органами государств - членов обеспечивают контроль за оборотом товаров, включенных в Перечень.
В целях реализации мониторинга и контроля исполнения Соглашения, контроля за оборотом товаров, включенных в Перечень, при трансграничной торговле обеспечивается информационное взаимодействие между компетентными (уполномоченными) органами государств - членов, а также между компетентными (уполномоченными) органами государств - членов и Евразийской экономической комиссией.
Реализация пилотного проекта показала его успешность в решении ряда задач - значительно уменьшено количество контрафактных товаров, увеличены налоговые и таможенные платежи, обеспечена защиту прав потребителей.
В целях сопряжения мероприятий по маркировке меховых изделий идентификационными марками в Российской Федерации маркировка меховых изделий специальными идентификационными знаками осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции „Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235».2
Участники оборота товаров после получения контрольных (идентификационных) знаков в установленном порядке осуществляют маркировку товаров и представляют сведения в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в специально созданный информационный ресурс маркировки.
Информационный ресурс маркировки определяется Постановлением Правительства РФ № 787 как информационный ресурс маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивающий формирование и использование сведений о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Эмитентом контрольных (идентификационных) знаков выступает АО «Гознак».3
Оператор информационного ресурса маркировки - ФНС осуществляет разработку и эксплуатацию информационного ресурса маркировки, предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе маркировки, посред-
1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2 СЗ РФ. 2016. № 34. Ст. 5245.
3 Приказ ФНС России от 15.08.2016 N СА-7-19/439@ «Об определении организации, обеспечивающей на период проведения пилотного проекта функцию эмитента контрольных (идентификационных) знаков» // Документ не опубликован // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203868/
ством обеспечения доступа к информационному ресурсу маркировки, в том числе посредством размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет соответствующего информационного сервиса или с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Состав минимально обязательной информации, получение которой должен обеспечить информационный ресурс маркировки, установлен Постановлением Правительства РФ. По запросу Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека ей передаются необходимые сведения. При совершении сделок и других действий, ведущих к переходу прав на товар, его уничтожении или утрате информация в
информационном ресурсе маркировки обновляется, что позволяет производить прослеживание товара на всем его жизненном цикле. По существу, информационный ресурс маркировки, содержащий контрольный идентификационный код товара, который удостоверяет право на товар, может быть признан цифровым правом.
Введение обязательной маркировки меховых изделий в Российской Федерации показало ее эффективность. По данным Федеральной таможенной службы, всего с 2016 г. промаркировано более 2,3 млн импортных и российских меховых изделий. Данные цифры показывают реальный объем мехового рынка, его видимая часть увеличилась за два года в полтора раза, почти треть участников вышла из «тени»1.
Особенности формирования механизма прослеживаемости товаров в ЕАЭС
Определение подходов к разработке системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС происходило постепенно. С этой целью Евразийским межправительственным советом было принято два документа - Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.05.2016 г. № 8 «О мероприятиях по формированию в государствах -членах Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости товаров»2 и Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 г. № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза»3.
В 2017 г. Советом Евразийской экономической комиссии разработан проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках
Евразийского экономического союза,4 который активно прорабатывается в государствах - членах ЕАЭС.
Целями создания системы прослеживаемости в рамках интеграционных объединений являются, как сказано в проекте Соглашения, создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, подтверждение законности оборота товаров при их перемещении во взаимной торговле между государствами - членами и обеспечение контроля прослеживаемости оборота товаров.
Понятие «прослеживаемость» определяется в проекте Соглашения в качестве особенности организации учета товаров в соответствии с установленными Соглашением требованиями в целях контроля оборота товаров.
1 Куликов С., Игнатова О. До табака нет дела // Российская газета. 06.04.2018 г. № 73 (7536). С. 5.
2 Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org/, 23.05.2016
3 Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org/, 15.08.2016
4 См.: Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 г. № 20 «О проекте Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза». http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=60910#08344935627890431
Под «механизмом прослеживаемости» понимается система, функционирующая на основе информационного взаимодействия между национальными системами прослеживаемости и обеспечивающая прослеживаемость на территории Евразийского союза.
Действие Соглашения распространяется на правоотношения, связанные с оборотом товаров, ввезенных на территорию Союза после их выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Действие Соглашения распространяется на товары, включенные в перечень, утверждаемый Комиссией ЕАЭС.
Основой системы прослеживаемости ЕАЭС являются национальные системы прослеживае-мости, созданные в государствах - членах ЕАЭС. В соответствии со ст. 3 проекта Соглашения государства - члены обеспечивают создание и функционирование национальных систем прослежи-ваемости.
Система прослеживаемости является элементом цифровой экономики, поскольку сбор, учет и контроль сведений о товарах, а также информационное взаимодействие по обмену сведениями осуществляется в электронной форме.
В этих целях создается интегрированная информационная система прослеживаемости товаров ЕАЭС.
В электронную национальную систему прослеживаемости должны быть включены:
• декларации на товары;
• сопроводительные документы;
• документы, подтверждающие основания прекращения прослеживаемости;
• документы, подтверждающие основания возобновления прослеживаемости;
• документы, получаемые из национальных систем прослеживаемости других государств-членов;
• иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов и (или) правом ЕАЭС.
Если реализация товаров осуществляется лицами разных государств-членов, уполномоченный орган государства-члена, лицо которого реализует товары, обеспечивает направление уполномоченным органам государств-членов, на территории которых зарегистрированы остальные участники сделки, в соответствии с которой такие товары перемещаются с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, сведений об обороте таких товаров, содержащихся в национальной системе прослеживаемости.
В ст. 5 проекта Соглашения установлен состав сведений, содержащихся в национальных системах прослеживаемости, по которым осуществляется обмен электронными данными (код страны продавца, наименование продавца, идентификационный код (номер) продавца, код страны покупателя, наименование покупателя, идентификационный код (номер) покупателя; юридический адрес или адрес регистрации покупателя; регистрационный номер и дата выписки сопроводительного документа; порядковый номер товара в соответствии с сопроводительным документом; наименование и количество товара; единица измерения товара; регистрационный номер декларации на товары, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и другие сведения (всего 20)).
Для создания системы прослеживаемости в рамках ЕАЭС должен быть решен целый ряд вопросов и проведены мероприятия прежде всего по созданию национальных систем прослеживаемости товаров. При этом необходимо согласовать и обеспечить сопоставимость единиц измерения товаров, указываемых в декларациях на товары и сопроводительных документах, и единиц изме-
рения, предусмотренных перечнем, обеспечить взаимосвязь сопроводительных документов по пути следования товара, а также, как указано в ст. 8 проекта Соглашения, - обеспечить сквозную документальную идентификацию партии товаров при их обороте.
Следует обратить внимание, что в ст. 10 проекта Соглашения установлены обязанности лиц, осуществляющих оборот товаров по представлению достоверных сведений о товаре и оформлению сопроводительных документов в электронной форме. Ответственность за неисполнение данных обязанностей будет установлена в национальном законодательстве.
Представляется верным решение об обязательности включения необходимых сведений о товаре в национальную систему прослеживаемо-сти. Отсутствие сведений должно служить основанием для отказа в перевозке таких товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.
Проект Соглашения подлежит рассмотрению и одобрению в государствах-членах ЕАЭС. Первоначально участники Соглашения согласуют перечень товаров, подлежащих маркировке в обязательном порядке. Впоследствии данный перечень будет пополняться товарами по решению Совета Единой экономической комиссии.
Создание система прослеживаемости товаров ЕАЭС как мера обеспечения безопасности
Планируемая система прослеживаемости товаров позволит осуществлять контроль безопасности вводимых в оборот товаров на всем их жизненном цикле, начиная с производства, поставки и реализации потребителям. Введение электронной системы прослеживаемости позволит решить и ряд других важных задач по упрощению и обеспечению прозрачности таможенных процедур. Основное значение введения системы прослеживаемости в ЕАЭС состоит в предупреждении ввоза на территорию ЕАЭС контрафактной продукции.
Следует отметить, что в зарубежных государствах имеется опыт применения маркировки и систем прослеживаемости товаров. Как отмечается в литературе, в Европейском союзе в 2002 г. страны - члены ЕС установили прослеживаемость товаров («traceability») в качестве основополагающего принципа построения продовольственного законодательства и центрального звена в механизме обеспечения продовольственной безопас-
ности. Под прослеживаемостью понимается способность отследить продовольственные товары, корма, животных, из которых производят продукты питания, или вещества, предназначенные для включения в состав пищевых продуктов, на всех этапах производства, переработки и сбыта. В настоящее время правила прослеживаемости установлены для ряда промышленных товаров, химической продукции и медицинского оборудования1.
В государствах - членах ЕАЭС происходит апробация систем прослеживаемости товаров (в Армении, Беларуси, Казахстане и в России -алкогольной и табачной продукции, Беларуси, Казахстане - животных и продукции животного происхождения и др.).
В Российской Федерации, как указывалось, в качестве эксперимента система прослеживаемости апробируется в отношении табачной продукции2.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта.03.2018 г. № 321 в 2018 г.
1 Петровец К. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии // Мосты. 2017. Volume 10. Number 6.
2 Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» // СЗ РФ. 2017. № 50 (часть III). Ст. 7608.
проводится эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них1, а также эксперимент по маркировке обувных товаров2.
Проведение экспериментов и введение пилотных проектов необходимо для разработки оптимальной модели общей системы прослежива-емости товаров, необходимая нормативная правовая основа для внедрения которой создается.
Так, Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 487-ФЗ в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесены дополнения, в соответствии с которыми Правительство РФ наделяется полномочиями в сфере осуществления обязательной маркировки товаров средствами идентификации: утверждать перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечень групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации, по видам деятельности; утверждать правила маркировки отдельных товаров средствами идентификации, а также порядок информационного обеспечения маркировки таких товаров.
При установлении обязанности хозяйствующих субъектов по обязательной маркировке товаров продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускается3.
Федеральным законом № 487-ФЗ введено также право Правительства РФ устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности - «код товара», определяемый Правительством РФ и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р утвержден Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и установлены сроки введения обязательной маркировки для товаров. Так, с марта 2019 г. обязательной маркировки подлежит табак, с июля 2019 г. - обувь, с декабря 2019 г. - духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки4.
Таким образом, основой системы прослежи-ваемости товаров является специальная маркировка товаров (код), считывание которого обеспечит получение полной и достоверной информации о товаре.
Создание системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС происходит поэтапно: путем формирования национальных систем прослеживаемости; выработки общих подходов к перечню товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; согласования типа
1 СЗ РФ. 2018. № 14. Ст. 1972.
2 Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 г. № 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299187/
3 СЗ РФ. 2018. № 1 (Часть I). Ст. 71.
4 СЗ РФ. 2018. № 19. Ст. 2773.
применяемых средств идентификации и модели системы прослеживаемости; функционирования национальных информационных систем обмена электронными документами; создания в Союзе единой информационной системы прослеживае-мости товаров, совмещенной с другими информационными системами.
Внедрение системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС решит важнейшую задачу обеспечения законности оборота товаров как на территории государств - членов ЕАЭС, так и при трансграничном перемещении.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утв. Решением Высшего Евразийского экономического Совета от 11.10.2017 г. № 12. http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/
2. Соглашение ЕАЭС о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (заключено в г. Гродно 08.09.2015 г.). http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186233/
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/
4. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.05.2016 г. № 8 «О мероприятиях по формированию в государствах - членах Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости товаров».
5. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 г. № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза».
6. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 г. № 20 «О проекте Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза».
7. Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"». http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748800/
8. Постановление Правительства РФ от
11.08.2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203253/
9. Постановление Правительства РФ от
27.11.2017 г. № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции». СЗ РФ. 2017. № 50 (часть III). Ст. 7608.
10. Постановление Правительства РФ от
30.05.2018 г. № 620 «О проведении эксперимента по
маркировке средствами идентификации обувных товаров». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_299187/
11. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 г. № 321 «О проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294207/
12. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». https://giod. consultant.ru/documents/3725373
13. Приказ ФНС России от 15.08.2016 г. № СА-7-19/439@ «Об определении организации, обеспечивающей на период проведения пилотного проекта функцию эмитента контрольных (идентификационных) знаков». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_203868/
14. Куликов С., Игнатова О. До табака нет дела // Российская газета. 06.04. 06.04.2018 г. № 73 (7536).
15. Петровец К. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии // Мосты. 2017. Volume 10. Number 6.