Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/44ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 13.08.2018; опубликована 01.10.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Лаптев Р. А. Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/44ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Laptev R.A. (2018). Analysis of the prospects for the development of Eurasian economic integration. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/44ECVN418.pdf (in Russian)
Аннотация. В статье проанализированы перспективы развития Евразийского экономического союза. Автором рассмотрена эволюция создания Союза, отмечены основные этапы. В работе автор проанализировал современное состояния Евразийского экономического союза, в том числе динамику торговли между странами участницами, совокупные экономические показатели, такие, как объем инвестиций в основной капитал, валовой внутренний продукт и т. д. Также, в работе отмечено, что рамках Союза развивается сотрудничество в приоритетных отраслях; формируется деловая и инновационная инфраструктура, в том числе технологические платформы, инжиниринговые центры; ведется работа по формированию условий для добросовестной конкуренции, разработки и реализации межгосударственных программ и проектов, внедрения сети промышленной кооперации и субконтрактации, создания системы трансфера технологий.
Автором выделены основные направления развития Союза, его перспективы. В первую очередь, это расширение и углубление процессов интеграции. Особое внимание уделяется вопросам маркировки товаров специальными знаками и формированию режима прослеживаемости в рамках Союза, что позволить уменьшить долю теневого сектора и повысить уровень собираемости налогов и таможенных платежей. Представлены примеры применения механизма прослеживаемости на национальном уровне для отдельных видов товаров.
В заключении рассмотрены перспективы создания Евразийской сети трансфера технологий, ее преимущества как для крупных промышленных предприятий, так и для малого бизнеса. Автор отмечает, что в результате реализации перспективных направлений появятся дополнительные возможности для развития общего рынка, а также расширятся возможности по локализации промышленных производств на территории Евразийского экономического союза.
For citation:
УДК 339 ГРНТИ 06.51.25
Лаптев Роман Алексеевич
НОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики»
Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции
Ключевые слова: евразийский экономический союз; евразийское экономическое сообщество; таможенный союз; единое экономическое пространство; экономическая интеграция; зона свободной торговли; общий рынок труда; общий финансовый рынок; единый рынок услуг; единый рынок товаров; механизм прослеживаемости товаров; внешнеэкономическая деятельность
В конце XX века мировые процессы глобализации в экономике стали причиной интеграционных процессов и появления новых межгосударственных объединений. Ведущей сферой в рамках интеграции является, конечно же экономическая. Согласно принципам хозяйствования современных государств, именно экономическая сфера, определяет успех в сохранении национальных интересов.
Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве имеет ряд объективных причин и осуществляется под лидерством России как ведущей державы. В настоящее время функционирует ряд военно-политических и экономических интеграционных объединений, члены которых, порой, не являлись республиками бывшего СССР [1].
Существенный интерес представляет одно из наиболее существенных как по глубине интеграции и экономическому потенциалу, так и перспективам развития интеграционное объединение как ЕАЭС.
В настоящее время оно включает 5 государств-участниц Договора о ЕАЭС, при этом, СМИ отмечали желание вступить в интеграционную структуру таких стран, как Китай и Иран, а Вьетнам с ЕАЭС образует зону свободной торговли.
Однако, наряду с интеграционными тенденциями необходимо обеспечить соблюдение национальных интересов. Так, например, стремление к созданию единого рынка нефти в рамках ЕАЭС могло привести к снижению поступления таможенных платежей от экспорта нефти в федеральный бюджет РФ [2]. В результате, с 1 января 2015 г. начал действовать новый режим налогообложения нефтяной отрасли, сущность которого заключается в поэтапном снижении экспортных пошлин на нефть и пропорциональное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) [3]. Данная мера направлена, к тому же, на снижение зависимости бюджета от колебаний цен на нефть, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и минимизации потерь РФ в результате реэкспорта российской нефти и нефтепродуктов из Беларуси и Казахстана.
Во внутренней торговле между странами ЕАЭС отсутствуют таможенные пошлины, а в целях дальнейшего формирования единого товарного рынка является ратификация Президентом РФ В. Путиным 3.08.2018 г. соглашения о маркировке товаров в ЕАЭС средствами идентификации.
Таким образом, эволюция и перспективы развития такого интеграционного объединения как ЕАЭС представляет интерес как с практической, так и с научной точки зрения.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) - организация международного характера, по масштабу региональная экономическая интеграция, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе1.
1 Евразийский экономический союз: официальная информация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunio п. org/#about.
Страница 2 из 12
Введение
44ECVN418
История начинается в период с 1994 года, когда президент республики Казахстан Н. Назарбаев выступил с лекцией о Евразийском союзе в Московском государственном университете. Постепенно, в течение более десяти лет некоторые из стран СНГ (если говорить о 1991 г. - когда был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств): Россия, Казахстан и Беларусь, трудились над образованием экономического союза, который, благодаря своей специфике, смог бы увеличить взаимную торговлю между государствами участниками, увеличить их конкурентоспособность на мировом рынке, и привлечь новых участников союза.
Страны СНГ 20 января 1995 года подписывают соглашение о Таможенном союзе (такие страны как Белоруссия, Казахстан и Россия) главное стремление к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, целью данного договора было намерение, продолжить реализацию Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года.
Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, данный договор подписан 29 марта 1996 года. Договор заключен между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. Следовательно, можем сделать однозначный вывод о том, что интеграция постепенно набирает силу, и во главе стоят экономические интересы стран.
Договор о таможенном союзе (ТС) и едином экономическом пространстве (ЕЭП) подписан в Москве 26.02.1999 года, что стало прототипом формирования Евразийского экономического союза.
Интеграция происходила в направлении поиска путей углубления сотрудничества в сфере поиска компромиссов по установлению единого рынка. Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), просуществовало тринадцать лет, начиная с 2001 по 2014 гг., на территории бывшего СССР это первая международного характера организация, носившая приоритетный экономически характер сотрудничества. Главная цель взаимодействия государств в рамках ЕврАзЭС, сформировать будущую модель Таможенного союза, следовательно, приобщить свои национальные интересы к процессам интеграции на пути образования Единого Экономического пространства. Межправительственный диалог по приведению национальных интересов к единому знаменателю, осуществлялся постоянными членами: Россией, Казахстаном, Киргизией, Белоруссией и Таджикистаном.
Одновременно с процессами развития евразийской интеграции в рамках сообщества, на пространстве СНГ с 2012 года начала функционировать Зона свободной торговли (ЗСТ), в которую на сегодняшний день входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, и Узбекистан. Дело в том, что в Договоре о создании ЗСТ, ст.18 п.1 прописано следующее: «Настоящий Договор не препятствует Сторонам участвовать в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и/или приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО»2. Важным является тот факт, что договор составлялся при существующем Таможенном Союзе.
Согласно ежегодному докладу Департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ по итогам реализации в 2014-2015 годах положений Договора о ЗСТ:
• положения Договора сказываются на росте торговли между странами его подписавшими. Положительная сторона в долгосрочной перспективе
2 Договор о Зоне Свободной Торговли [Электронный ресурс]: Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. - URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru.
заключается в возможности смягчения влияния экономического кризиса и падения цен на рынке;
• странами активно применяются технические, санитарные и фитосанитарные меры во взаимной торговле между участниками, подписавшими Договор;
• растет инструментарий и материальное оснащение по защите внутреннего рынка, наблюдается положительная тенденция, связанная с уменьшением случаев, когда страны применяют специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры во взаимной торговле.3
С 2013 года начинает работу комиссия ЕврАзЭс над подготовкой Договора о ЕАЭС. Активно велись переговоры с делегациями государств Киргизии и Армении о подписании Меморандума об углублении взаимодействия в Евразийском процессе интеграции. 29 мая 2014 президентами России, Казахстана и Белоруссии был подписан без преувеличения судьбоносный Договор об образовании ЕАЭС, официально вступившим в силу 1 января 2015 года, а уже 2 января 2015 года присоединяется Армения и 12 августа Кыргызстан. Данный экономический союз, сразу же повел активную экономическую политику в рамках всеобщих интересов, уже в мае 2015 года между странами ЕАЭС и Вьетнамом было подписано Соглашение о зоне свободной торговли.
Активно ведутся переговоры о создании ЗСТ между ЕАЭС и странами: Египет, Таиланд, Иран, Монголия. Фактор роста благосостояние стран-участниц, положительно сказывается на имидже и привлекательности для зарубежных партнеров. Данный процесс не возможен без гармонизации и соотнесение законодательной базы стран с общими социально-экономическими целями, а также взаимной помощи государств и кооперации промышленных корпораций ведущих отраслей производства в рамках интеграционных процессов.
В Евразийском экономическом союзе помимо правовой базы, развиваются «Четыре свободы»:
1. взаимовыгодный Единый рынок товаров, активно действовать начинает с образования Экономического пространства. На внутренних границах отсутствует таможенный контроль между странами ЕАЭС;
2. свобода движения услуг (единый рынок услуг);
3. сейчас активно позиционируется продвижение третьей свободы, это Общий рынок труда. По территории государств могут свободно перемещаться трудовые ресурсы, любой гражданин стран ЕАЭС может остаться на постоянное мест о жительства, что делает возможным получения основных социальных гарантий;
4. последняя и крайне важная свобода в рамках развития ЕАЭС, Общий финансовый рынок (свобода движения капитала)4.
Для наиболее качественной интеграции необходимо чтоб страны находились приблизительно на одном экономическом уровне развития, схожие показатели ВВП, темпы роста ВВП, уровни инфляции, социальная напряженность (безработица) и т. д. Объединение стран, вышеперечисленные показатели которых существенно разнятся, данный факт не позволяет проводить совместные проекты на равных основаниях.
3 Развитие и деятельность СНГ [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический Департамент. -URL: http://www.e-cis.info.
4 GDP ranking [Электронный ресурс]: The World Bank. - URL: http://data.worldbank.org. Страница 4 из 12
В отношении стран ЕАЭС, уровень экономического развития практически схож между собой, все члены относятся к типу стран с переходной экономикой или формирующимся рынком.
Анализ первых результатов функционирования ЕАЭС
Создание ЕАЭС пришлось на довольно сложный период для России, так и в других стран-участниц Договора о ЕАЭС. В 2014 г. против России планомерно вводились санкции и расширялся список государств, присоединившихся к ним. К тому же, на этом фоне и при падении мировых цен на нефть во второй половине 2014 г. в РФ произошла девальвация российского рубля примерно в два раза, что повлекло изменение всех макроэкономических показателей. В этой ситуации Центральный банк РФ постепенно увеличивал ключевую ставку, пытаясь ограничить объем денежной массы в экономики и приводя к удорожанию (повышению стоимости) кредитных ресурсов, что привело к снижению инвестиционной активности и оттоку капитала. Функционирование в рамках ЕАЭС позволило минимизировать негативные явления в экономике, а по некоторым показателям сохранить положительную динамику, о чем свидетельствует рисунок 1.
Валовой внутренний продукт
120
Оборот розничной торговли
Грузооборот (без трубопроводного транспорта)
Инвестиции в основной капитал
— — •2012 г. -2016 г.
Рисунок 1. Основные экономические показатели ЕАЭС (в процентах к предыдущему году) (в постоянных ценах, рассчитанные по стоимостных показателям)5
В дальнейшем увеличение макроэкономических показателей продемонстрировало жизнеспособность нового интеграционного объединения (таблица). Так, например, объем инвестиций в основной капитал за период январь-май 2017 г. вырос на 1,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за январь-май 2018 г. - на 8,8 % (в целом, рост в 2017 г. составил 4,5 %).
ВВП увеличивалось, но более низкими темпами (1,8 % по сравнению с 2016 г.), а объем промышленной продукции вырос в 2017 г. на 2,6 %, сельского хозяйства - 2,5 %.
5 Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
Страница 5 из 12
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели Евразийского экономического союза6
Январь-декабрь 2017 г. в % к январю-декабрю 2016 г. Январь-май 2018 г. в % к январю-маю 2017 г. Январь-май 2017 г. в % к январю-маю 2016 г.
Валовой внутренний продукт 101,8 101,7 100,9
Продукция промышленности 102,6 103,6 104,3
Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) 102,5 102,6 100,9
Инвестиции в основной капитал 104,5 108,8 101,2
Оборот розничной торговли 101,6 102,8 99,8
Объем перевозок грузов всеми видами транспорта 102,7 103,5 102,9
Объем экспортных поставок государств - членов ЕАЭС во взаимной торговле характеризуется положительной динамикой, причем прирост относительно января 2017 г. наблюдается на протяжении почти 1,5 лет, а при детальном рассмотрении кривой можно заметить похожие зависимости в 2017 и 2018 гг. (например, спад в январе 2017 и 2018 гг., затем два месяца подъема и в апреле небольшое снижение).
(в % к январю 2017 года)
160
140
120
100
80
141,4 140,5 136,9
127,8 131,a t ____—
_121,4 -
--Г-
1 [ II | III | IV V I VI VII 2017 VIII I IX I X I XI 1 XII 1 1 II I III | IV 2018 1 V
Рисунок 2. Динамика экспортных поставок государств - членов ЕАЭС во взаимной торговле1
При анализе внешней торговли со странами ЕАЭС (таблица 2) можно сделать вывод, что она развивается значительными темпами - за первую половину 2018 г. оборот увеличился на 13 %, наибольший рост произошел с Арменией (22,2 %). В абсолютном выражении наибольший внешнеторговый оборот (из стран-участниц ЕАЭС) с республикой Беларусь (16491,6 млн долл. США за январь-июнь 2018 г. и 14358,1 млн долл. США за аналогичный период предыдущего года).
Таблица 2
Внешняя торговля Российской Федерации со странами ЕАЭС (млн долл. США)8
Январь-июнь 2017 г. Январь-июнь 2018 г. ТЕМПЫ РОСТА, %
оборот экспорт импорт оборот экспорт импорт оборот экспорт импорт
ЕАЭС 24132,4 15591,1 8541,2 27261,1 18269,5 8991,5 113,0 117,2 105,3
Армения 757,2 536,5 220,7 925,6 643,3 282,2 122,2 119,9 127,9
6 Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
7 Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
8 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095.
Вестник Евразийской науки 2018, №4, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 4, Vol 10 https://esi.today
Январь-июнь 2017 г. Январь-июнь 2018 г. ТЕМПЫ РОСТА, %
оборот экспорт импорт оборот экспорт импорт оборот экспорт импорт
Беларусь 14358,1 8610,5 5747,6 16491,6 10621,2 5870,4 114,9 123,4 102,1
Казахстан 8293,7 5803,0 2490,7 9014,8 6296,6 2718,2 108,7 108,5 109,1
Киргизия 723,4 641,1 82,3 829,1 708,4 120,7 114,6 110,5 146,7
Помимо взаимной торговли, в рамках Союза развивается сотрудничество в приоритетных отраслях; формируется деловая и инновационная инфраструктура, в том числе технологические платформы, инжиниринговые центры; ведется работа по формированию условий для добросовестной конкуренции, разработки и реализации межгосударственных программ и проектов, внедрения сети промышленной кооперации и субконтрактации, создания системы трансфера технологий.
В мае 2015 года между ЕАЭС и Вьетнамом было подписано Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ), в 2016 году оно вступило в силу. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китайской Народной Республикой (КНР) подписано 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума.
Таким образом, деятельность в рамках Союза имеет многовекторный характер с целью дальнейшего развития государств-участниц Договора о ЕАЭС.
Основные перспективы развития ЕАЭС
ЕАЭС сравнительно молодое интеграционное объединение, которое уже заметно как самостоятельный субъект мировой экономики [4]. Так, по объему промышленного производства ЕАЭС заняло 8 место в мире, объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году - 877,6 млрд долларов США (3,7 % мирового экспорта, 2,3 % мирового импорта).
Перспективы развития ЕАЭС достаточно разнообразны: от расширения до углубления интеграции (рисунок 3).
К Основные направления развития ЕАЭС
Увеличение числа участников интеграционного объединения
Развитие локализации промышленного производства на территории ЕАЭС
Развитие цифровой торговли
Развитие режима прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС
Развитие интеграционных процессов с другими интеграционными объединениями
Создание общих рынков товаров
Рисунок 3. Основные направления развития ЕАЭС (составлено автором)
Так, уже в настоящее время в качестве наблюдателя в ЕАЭС участвует Молдавия, переговорный процесс осуществляется с Ираном [5] и т. п. К тому же, ЕАЭС стремится развивать отношения не только с отдельными странами, но и с интеграционными объединениями. Так, министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что Россия заинтересована в развитии партнёрских и стратегических отношений с АСЕАН (организация, объединяющая страны Юго-Восточной Азии), причём партнёрство может осуществляться через ЕАЭС. Таким образом, развитие интеграционного объединение будет происходить и посредством включения в ЕАЭС новых участников, и заключением различного рода соглашений от имени ЕАЭС с другими интеграционными объединениями.
Внутри Союза с целью борьбы с теневой экономикой и обеспечения законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, а также защиты прав потребителей постепенно вводится режим прослеживаемости товаров, одним из элементов которого является Соглашение о маркировке товаров9. Введение пилотного проекта для рынка меховых изделий (прежде всего, шуб) позволил значительно его «обелить» и увеличить рост собираемости налогов. В 2017 году на белорусском и российском рынках в оборот ввели приблизительно 5,1 млн единиц товара из натурального меха, что значительно превосходит официальные статданные о емкости рынка (так, согласно информации Росстата и ФТС России, за 2015 год было произведено и импортировано в Россию всего 376 тыс. изделий). Несмотря на положительные результаты внедрения режима маркировки, часть продукции из меха все еще находится в теневом обороте. В конечном итоге, к положительным аспектам, прежде всего, можно отнести рост поступлений таможенных платежей, а также, косвенно, - легализация субъектов рынка.
В целом, идея прослеживаемости товаров не является нововведением, еще в 2002 г. в странах ЕС был введен режим прослеживаемости на продовольственную продукцию.
Важность для ЕАЭС заключается в значительной доле теневого оборота и нарушении прав потребителей, т. к. неизвестно происхождение товаров, его качество, а порой и безопасность [6].
В настоящий момент, в России уже предприняты меры по совершенствованию уплаты НДС посредством обязательного предоставления в налоговую службу электронных книг покупок и продаж (позволяет проследить перемещение товара от покупателя к покупателю, однако неизвестно тот ли это товар или был заменен и т. п.). Однако, важным представляется возможность отследить товар и полноту уплаты налогов от таможенной границы, а так как таможенная граница проходит по периметру ЕАЭС (между государствами-участницами Договора о ЕАЭС отсутствует таможенная граница), то целесообразнее всего внедрять систему прослеживаемости на всей территории Союза. Глава ФТС России представил национальную систему прослеживаемости в виде рисунка. При этом, важно отметить необходимость развития сотрудничества таможенных служб государств-участниц ЕАЭС, т. к. несмотря на общий таможенный кодекс ЕАЭС, Единый таможенный тариф (ЕТТ ЕАЭС) и Единую товарную номенклатуру (ТН ВЭД ЕАЭС) техническое оснащение таможенных администраций разное, к тому же в России действует ряд дорожных карт и концепций по совершенствованию таможенной деятельности [7, 8].
9 "Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе" (Заключено в г. Алматы 02.02.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289918/.
Страница 8 из 12
44ECVN418
Рисунок 4. Механизм прослеживаемости товаров (из выступления В. Булавина)
Основной принцип национального механизма прослеживаемости связан со взаимодействием между собой таможенной и налоговой служб России. При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в частности, через российские пункты пропуска, и совершения с ними таможенных операций и принятия решения о выпуске, таможенные органы России в рамках системы прослеживаемости товаров направляют в налоговые органы данные о количественных, стоимостных и качественных характеристиках товаров и участнике-ВЭД.
Алгоритм прослеживаемости товаров заключается в присвоении уникального идентификатора каждому товару (ГО), который складывается из номера таможенной декларации (ДТ) и номера товарной позиции. В отношении отдельных категорий товаров необходимо применять штрихкодирование - нанесение контрольных (идентификационных) знаков (КИЗ).
Вышеуказанные средства идентификации (ГО и КИЗ) должны в обязательном порядке указываться в счет-фактурах, книгах покупок и продаж, декларациях по НДС по всей цепочке создания стоимости (при перепродажах).
Преимущества, предоставляемые при внедрении системы прослеживания товаров по всей территории ЕАЭС:
• полнота взимание и своевременность взимания таможенных платежей;
• повышение уровня собираемости налогов;
• препятствие незаконному проникновению товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
• правильность классификации товаров;
• снижение количества судебных разбирательств;
• повышение степени благоприятствования предпринимательского климата.
В перспективе, создание ЕСТТ (Евразийская сеть трансфера технологий) позволит создать в ЕАЭС результативную инновационную инфраструктуру, а также обеспечить организационную поддержку передовых форм сотрудничества государств Союза, будет стимулировать повышение инновационной активности предприятий, что приведет к повышению уровня конкурентоспособности промышленной продукции.
В конечном итоге ЕСТТ должна стать площадкой, на которой будут устанавливаться бизнес-контакты, производиться обмен технологиями, т. к. в сеть войдут все заинтересованные промышленные предприятия, научные организация, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также представители малого бизнеса, заинтересованные в передаче, внедрении и адаптации существующих знаний, результатов научных исследований, новых технологий и разработок.
По первоначальному замыслу ЕСТТ предоставит возможность промышленным предприятиям стран ЕАЭС не только получить доступ к передовым разработкам, но и проконсультироваться по вопросам проведения технологического аудита и применения законодательства по вопросам передачи технологий. В разработку концепции ЕСТТ был положен лучший мировой опыт создания и развития подобных сетей. В документ включены согласованные принципы, форматы и механизмы взаимодействия и функционирования в рамках сети.
В концепции также заложена возможность создания специализированной платформы для поиска и обмена информацией, технологиями и перечнями высокотехнологичного оборудования. Предусматривается, что в ЕСТТ будет использован принцип размещения технологических запросов и предложений.
Это, во-первых, поможет развить общий рынок, а, во-вторых, будет способствовать локализации промышленных производств на территории ЕАЭС [9, 10].
В перспективе, при взаимном соблюдении как национальных интересов, так и всего интеграционного объединения возможно создание в рамках ЕАЭС экономического и валютного союза.
Интеграционное объединение ЕАЭС объединяет пять стран, которые формируют разнопрофильную и взаимодополняющую экономическую систему. При этом, Союз является динамичным субъектом, активно развивающим как внутренний рынок ЕАЭС, так и взаимодействие с другими странами и объединениями.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Минакова И.В., Коварда В.В. Интеграционные проекты в мировой экономике // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития Сборник научных статей 7-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 270-273.
2. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций // Экономические стратегии.
2015. №5-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipr-ras.ru/articles/loginov15-06.pdf.
3. Бобылев Ю. Налоговый маневр в нефтяной отрасли // Экономическое развитие России. 2015. №8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/ruserr/420Bobylev.pdf.
4. Лаптев Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. 2018. - №8. С. 25-27.
5. Мидцева М.В., Лаптев Р.А. Перспективы включения исламской республики Иран в зону свободной торговли ЕАЭС // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах.
2016. С. 258-259.
6. Третьяк Л.Н., Лапочкина Т.А. Система прослеживаемости как инструмент повышения безопасности кисломолочной продукции // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eduherald.ru/pdf/2018/3 -4/18371.pdf.
7. Kovarda V.V. Improvement of customs administration as a basic factor of russia's further integration into the world economy // Успехи современного естествознания. 2016. Т. 2. № 2. С. 6.
8. Лаптев Р.А. Исследование сотрудничества таможенных служб в рамках интеграции ЕАЭС в мировую экономику как самостоятельного субъекта: монография «Социально-экономические и правовые основы инновационного развития». 2018. С. 143-150.
9. Белякова Г.Я., Фокина Д.А. Особенности развития производственной кооперации машиностроителей в рамках ЕАЭС // FUNDAMENTAL RESEARCH. 2017. №11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fundamental-research.ru/pdf/2017/11-1/41921.pdf.
10. Побываев С.А. Глобальные цепочки стоимости и их потенциальная роль в развитии российско-белорусской интеграции // Экономическая политика. 2016. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.fa.ru/art2016/bv4164.pdf/download/bv4164.pdf.
Laptev Roman Alekseevich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Analysis of the prospects for the development of Eurasian economic integration
Abstract. The article analyzes the prospects of development of the Eurasian economic Union. The author considers the evolution of the Union, the main stages are marked. The author analyzed the current state of the Eurasian economic Union, including the dynamics of trade between the member States, the aggregate economic indicators, such as the volume of investment in fixed capital, gross domestic product, etc. Also, the work noted that the Union develops cooperation in priority sectors; business and innovative infrastructure is being formed, including technological platforms, engineering centers; work is being done to create conditions for fair competition, development and implementation of interstate programs and projects, introduction of a network of industrial cooperation and subcontracting, creation of a technology transfer system.
The author identifies the main directions of the Union development and its prospects. First of all, it is the expansion and deepening of integration processes. Particular attention is paid to the marking of goods with special signs and the formation of traceability within the Union, which will reduce the share of the shadow sector and increase the level of collection of taxes and customs duties. Examples of the use of traceability mechanism at the national level for certain types of goods are presented.
In conclusion, the prospects of creating a Eurasian technology transfer network, its advantages for both large industrial enterprises and small businesses. The author notes that as a result of the implementation of promising areas, there will be additional opportunities for the development of the common market, as well as opportunities for the localization of industrial production in the territory of the Eurasian economic Union.
Keywords: Eurasian economic Union; Eurasian economic community; customs Union; common economic space; economic integration; free trade zone; common labor market; common financial market; single market of services; single market of goods; mechanism of traceability of goods; foreign economic activity