высшего-
УДК 378:005.216.1
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
О. В. МАКАШИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected]
М. А. ЧИСТИЛИНА,
соискатель кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Ивановский государственный энергетический университет
В статье проанализированы и приведены показатели, использующиеся для определения статуса и вида высшего учебного заведения; целевые показатели эффективности работы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Доказана необходимость введения дополнительных критериев в перечень целевых показателей оценки для создания полноценной системы показателей эффективности деятельности вуза.
Ключевые слова: оценка, критерий, эффективность, система показателей.
Необходимость в оценке деятельности вузов значительно возросла в условиях ужесточения конкуренции среди университетов на национальном и международном уровнях, повышения требований к прозрачности и информационной открытости работы образовательных учреждений высшего профессионального образования. В первую очередь это касается государственных вузов, получающих финансирование из государственного бюджета, что обусловлено появлением принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Внедрение бюджетирования в систему финансирования высшего профессионального образования требует от
вузов перехода от управления затратами к управлению результатами, а это, в свою очередь, требует введения оценки результативности деятельности учреждения.
Оценка деятельности вуза осуществляется путем сравнения результатов работы с изначально поставленными целями и используется в качестве механизма обратной связи для принятия управлен-ческихрешений. Оценкастанеткорректной, если будет опираться на систему показателей эффективности в нескольких измерениях, обеспечивающую возможность целенаправленного и детального анализа. Поэтому систему показателей следует ориентировать на потребности управления качеством образования, научно-исследовательской работы и на финансовые результаты деятельности вуза.
В современной литературе, посвященной вопросам управления качеством образования, имеется ряд перечней (показателей) эффективности деятельности вуза. Эти перечни основаны на требованиях государства, оценивающего работу вуза через уровень и качество подготовки студентов и выпускников, которые оцениваются разными критериями. Эти требования могут меняться в течение периода обучения. Поэтому для вуза очень важна
обратная связь со студентами, выпускниками, работодателями для улучшения своей деятельности в области повышения качества образования.
Авторы учебника [1] предлагают выделять следующие группы показателей (табл. 1).
Из приведенных групп показателей особенно интересной является «Оперативность вуза», однако достаточно сложно адекватно оценить и сравнить у разных вузов показатели наличия элементов
гибкости в учебных планах; свободы выбора профиля своей подготовки учащимся, универсальность используемого учебного и исследовательского оборудования. Показатель обновляемости управленческих, преподавательских и научных кадров может свидетельствовать не только об оперативности вуза, но и о плохом социально-психологическом климате в коллективе или иных причинах увольнения сотрудников. В целом эти группы показателей
Таблица 1
Показатели оценки деятельности вуза [1]
Показатель Содержание
Потенциал вуза Показывает возможности вуза. Характеризуется: - квалификационным составом преподавательского и научного коллективов; - наличием признанных научных школ; - количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей; - наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования; - наличием собственных учебных и методических разработок; - имеющейся территорией и возможностью ее развития; - широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах
Полезность труда коллектива вуза Характеризуется: - долей выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью; - количеством выпускников, занявших ведущие должности в промышленности, экономике, государственном управлении; - количеством выпускников, получивших в последующем более высокое квалификационное признание в России и других государствах; - количеством методических разработок, получивших признание в других вузах; - количеством научных и технических разработок, внедренных в промышленности
Качество труда Показывает степень соответствия продукта требованиям, стандартам и ожиданиям. Характеризуется: - уровнем оценки знания учащихся в процессе обучения; - квалификационными оценками государственных экзаменов и защит выпускных работ в государственных экзаменационных комиссиях; - соответствием возможностей, навыков и умений выпускников требованиям получаемых рабочих мест; - соответствием используемых технологий обучения сложившемуся их уровню в лучших вузах
Качество условий труда Характеризуется: - степенью соответствия принятых условий учебы и труда требованиям санитарии, экологии и безопасности; - обеспеченностью современным учебным оборудованием; - доступностью использования компьютерной техники и ее современных возможностей; - доступностью и качеством учебной и научной литературы; - прогрессивностью способов подготовки учебного материала
Эффективность деятельности вуза Показывает соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов: - количество выпускников на одного преподавателя; - количество выпускников на одного работающего; - сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя); - количество отдельных видов материальных и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника
Оперативность вуза Возможность оперативно выявлять «сигналы» окружающей среды, анализировать их и реагировать на них изменениями в своей деятельности. Определяется следующими показателями: - наличием элементов гибкости в учебных планах; - свободой выбора профиля своей подготовки учащимся; - обновляемостью состава специальностей; - разнообразием форм предоставления учебных услуг; - новизной используемого оборудования; - универсальностью используемого учебного и исследовательского оборудования; - обновляемостью управленческих, преподавательских и научных кадров
ориентированы на качество образования, уровень знаний выпускников, однако не затрагивают оценки объемов выполнения НИОКР, результативности финансовой деятельности.
В статье [2] Н. Р. Кельчевская также привела перечень показателей, влияющих на конку-
Расчет качественных показат<
рентоспособность вуза (табл. 2). Этот перечень показателей можно оценить положительно за наличие однозначной формулы расчета каждого показателя. Однако расчет некоторых показателей представляется излишне трудоемким, например формула расчета показателя «обеспеченность
Таблица 2
й конкурентоспособности вуза
Показатель Расчет показателя
Кадровая обеспеченность
Обеспеченность докторами и кандидатами наук Отношение численности кандидатов и докторов наук (чел.) к общей численности ППС и научных работников вуза (чел.)
Возрастной состав ППС и научных работников Отношение численности ППС и научных работников в возрасте 40 — 50 лет (чел.) к общему числу ППС и научных работников (чел.)
Количество студентов, приходящихся на одного преподавателя Отношение числа студентов (чел.) к общему числу ППС и научных работников (чел.)
Доля иностранных преподавателей Отношение численности иностранных преподавателей (чел.) к общей численности ППС и научных работников вуза (чел.)
Обеспеченность материально-техническимиресурсами
Обеспеченность студента вуза аудиторной площадью Отношение аудиторной площади (м2) к численности студентов (чел.)
Обеспеченность учебно-лабораторными площадями Отношение площади учебных лабораторий (м2) к численности обучаемых (чел.)
Обеспеченность учебно-методической литературой Количество печатных листов на одного обучаемого
Компьютерная вооруженность учебного процесса Отношение фонда машинного времени (час) к численности студентов (чел.) (количество часов машинного времени на обучаемого)
Подготовка научных кадров
Доля научных кадров в регионе Отношение численностидокторов, кандидатов и аспирантов, подготовленных вузом (чел.), к численности региона (на Ютыс. чел.)
Научно-исследовательскаяработа студентов
Научно-исследовательская работа студентов в общем фонде учебного времени Отношение фонда времени на НИРС (час) к общему фонду учебного времени (час)
Доля исследовательских работ в общем числе защищенных дипломных работ Отношение количества защищенных исследовательских дипломов (шт.) к общему числу защищенныхдипломныхработ (шт.)
Образовательная деятельность
Усовершенствование учебных курсов Отношение количества специальностей (шт.), внутри которых учебные курсы подверглись усовершенствованию, к общему числу специальностей
Изменение вложений в усовершенствование учебных курсов по сравнению с предыдущим периодом Отношение средств, потраченных на усовершенствование учебных курсов, в базовом периоде (руб.) к предыдущему (руб.)
Доля преподавателей, прошедших стажировку за рубежом Отношение количества ППС и научных работников (чел.), прошедших стажировку за рубежом, к общей численности ППС и научных работников (чел.)
Доля студентов, прошедших стажировку за рубежом Отношение числа студентов (чел.), прошедших стажировку за рубежом, к общей численности студентов (чел.)
Связи сработодателями
Количество предприятий для прохождения практики Количество предприятий, с которыми имеются соглашения о прохождении производственной практики студентами (сотрудничество не менее 2 лет)
Дополнительные образовательные услуги Фонд времени сопутствующих образовательных услуг (час)
Условия оказания образовательныхуслуг
Число филиалов вуза, кафедр Количество, ед.
Обеспеченность общежитиями Отношение жилой площади общежитий (м2) к численности студентов (чел.)
Состояние расписания Рассчитывается экспертным путем; учитываются предпочтения потребителей определенного сегмента
Длительность получения образовательной программы Учитываются предпочтения потребителей и нормативные параметры
учебно-методической литературой», а показатель «усовершенствование учебных курсов» следует конкретизировать, что именно имеется в виду под усовершенствованием.
Анализу показателей деятельности вуза по обеспечению качественной подготовки посвящена работа Т. А. Роденковой [8], в которой сформирован перечень показателей.
Это, во-первых, кадровая обеспеченность:
- доля профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями;
- доля докторов наук и (или) профессоров;
- доля молодых ученых в ППС. Во-вторых, обеспеченность материально-технической базы:
- обеспеченность учебно-лабораторной базой;
- обеспеченность инструментальной базой;
- обеспеченность компьютерным оборудованием;
- обеспеченность библиотечными фондами, в том числе электронными.
В-третьих, подготовка научных кадров:
- доля защитившихся, оставшихся на работе в вузе аспирантов, докторантов. В-четвертых, научно-исследовательская работа студентов:
- доля студентов, принимающих участие в НИРС вуза;
- доля исследовательских работ в общем числе защищенных дипломных работ;
- доля студентов, являющихся соавторами научных публикаций.
В-пятых, международная деятельность:
- доля студентов, прошедших стажировку за рубежом.
Этот перечень является достаточно емким и прозрачным для расчета показателей и последующей оценки вуза. Однако он, как и показатели конкурентоспособности Н.Р Кельчевской, не рассматривает группу финансовых показателей деятельности вуза, объемов его финансирования, финансовой устойчивости.
Интересный вариант обобщенной оценки экономического потенциала вузов привела Т. Л. Клячко [7]. На основании информации о вузах были рассчитаны укрупненные показатели, в число которых в обязательном порядке входили показатели, отражающие:
- соотношение численности студентов, обучающихся за счет бюджетных и внебюджетных средств;
- соотношение общих объемов бюджетных и
внебюджетных средств;
- величины удельных бюджетных расходов в
расчете на одного студента;
- кадровый и имущественный потенциалы вуза.
Эти показатели оценивают финансовую сторону деятельности вуза, которая не менее важна для комплексной оценки. Однако наиболее распространенными группами показателей деятельности вуза являются те, цель которых — оценка качества образовательных услуг и деятельности вуза с точки зрения соответствия государственным стандартам и нормативам. Инициатором финансово-экономического анализа с целью оценки управления бюджетными и внебюджетными средствами является, как правило, сам вуз [3]. Несмотря на это, финансовая оценка служит также для определения конкурентоспособности вуза, которая заключается в его успешном функционировании и развитии.
Однако проверка и оценка высших учебных заведений проводится по показателям и критериям, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 [5] утверждены следующие показатели деятельности высших учебных заведений.
1. Показатели государственной аккредитации, определяющие статус по типу «высшее учебное заведение».
1.1. Содержание и уровень подготовки. Оценивается по соответствию учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.
1.2. Качество подготовки. Оценивается по соответствию качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, востребованности выпускников.
1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Оценивается по уровню организации воспитательной работы с обучающимися.
2 Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет).
2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ. Оценивается по числу укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам.
2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования. Оценивается по среднегодовому контингенту обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, числу аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения, наличию докторантуры, диссертационных советов.
2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность. Критериями оценки служит среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет, среднегодовой объем научных исследования на единицу научно-педагогического персонала за пять лет.
2.4. Методическая работа. Оценивается по проценту учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченныхучебно-методи-ческими комплексами.
2.5. Квалификация педагогических работников. Оценивается такими критериями, как процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и учеными званиями, процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе [5].
Кроме показателей, применяемых для определения статуса и вида высшего учебного заведения, существуют целевые показатели эффективности работы государственных образовательных учреж-
Целевые показатели эфф
дений высшего профессионального образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 № 1770 [4].
Эти целевые показатели (табл. 3) являются наиболее полным и разносторонним перечнем показателей эффективности деятельности вуза. Однако оценка вуза должна проводиться не только в нескольких измерениях, но и обеспечивать целенаправленный, детальный анализ, опираться на систему показателей.
Существующий законодательно утвержденный перечень целевых показателей эффективности деятельности вуза предлагается дополнить следующими критериями.
Во-первых, в группу «Образовательная деятельность», подгруппу «Реализация программ высшего профессионального образования»:
- количество выпускников, нашедших работу по специальности с помощью служб распределения высшего учебного заведения;
- количество выпускников, нашедших работу по специальности в первый год после окончания обучения;
- количество выпускников, стаж работы по специальности которых превысил пять лет на одном рабочем месте. Этот критерий лучшим образом подтверждает качество результата образования, однако для его оценки необходимо отслеживать динамику карьеры выпускников после окон-
Таблица 3
жвности работы вузов [4]
Показатель Критерий
1. Образовательная деятельность 1.1 Реализация программ высшего профессионального образования (ВПО) Количество специальностей, профессионалы по которым дефицитны на федеральном или региональном рынке труда. Количество обучающихся за счет средств юридических и физических лиц. Количество обучающихся граждан иностранных государств. Количество победителей и призеров Всероссийских и международных студенческих олимпиад.
1.2 Реализация программ послевузовского профессионального образования (ППО) Количество специальностей по профилю вуза, по которым осуществляется подготовка (аспирантов, докторантов). Доля обучающихся за счет средств юридических и физических лиц (аспирантов, докторантов). Доля обучающихся граждан иностранных государств (аспирантов, докторантов). Доля защитившихся в срок (аспирантов, докторантов)
1.3 Реализация программ дополнительного профессионального образования (ДПО) Наличие сертифицированных программ ДПО по профилю вуза, выполненных на основе модульно-компетентностного подхода и реализуемых по кредитно-модульной системе. Доля обучающихся по программам ДПО
2. Научная деятельность и ее результативность 2.1 Объем выполняемых вузом научных и научно-технических работ Доля средств на научные исследования от общих средств на осуществление научной деятельности вуза в отчетный период, выполняемых в рамках: - научно-технических и федеральных целевых программ; - разработок, финансируемых из средств хозяйствующих субъектов; - исследований, выполняемых в рамках международного сотрудничества. Объем финансирования НИР и разработок на единицу научно-педагогических работников вуза (тыс. руб.)
Окончание табл. 3
Показатель Критерий
2.2 Результативность научной и научно-технической деятельности вуза Количество изданных учебников и учебных пособий с рецензиями уполномоченных Ми-нобрнауки России организаций на единицу научно-педагогических работников вуза. Количество научных публикаций в рецензируемых изданиях на единицу научно-педагогических работников вуза: - в зарубежных изданиях; - в российских изданиях. Количество удовлетворенных заявок на объекты промышленной собственности. Количество поддерживаемых патентов в расчете на одного сотрудника из числа научно-педагогических работников. Количество проданных лицензий на право использования изобретений в расчете на одного сотрудника из числа научно-педагогических работников. Количество экспозиций, представленных: - на международных выставках; - на выставках в России
2.3 Инновационная инфраструктура научно-образовательной деятельности вуза Доля базовых кафедр вуза в научно-исследовательских организациях от общего числа кафедр. Количество функционирующих в структуре вуза: - бизнес-инкубаторов; - технопарков; - центров коллективного пользования (ресурсных центров). Доля учебно-научных лабораторий удаленного доступа в общей численности учебно-научных лабораторий. Доля учебных и научных подразделений вуза, обновляющих не реже двух раз в месяц собственный раздел на образовательном сайте вуза
3. Квалификация педагогических работников Процент профессорско-преподавательского состава (без совместителей), имеющего ученую степень или ученое звание. Процент работников (без совместителей), являющихся докторами наук или профессорами
4. Развитие и содержание материально-технической базы учреждения за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников Доля средств от приносящей доход деятельности, направленных на развитие вуза, в общем объеме этих средств. Объем средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленный на развитие объектов социальной инфраструктуры. Отношение количества мест в лабораториях, оборудованных современным технологическим оборудованием, применяемым в соответствующей осваиваемой студентом профессии к общему количеству студентов, обучающихся за счет бюджета. Количество компьютеров, замкнутых в общевузовскую сеть, с выходом в сеть Интернет в расчете на одного студента. Доля стоимости приобретенного вузом учебно-лабораторного и научного оборудования в общей стоимости оборудования в ценах текущего года
5. Финансовая и имущественная деятельность учреждения Отсутствие фактов нецелевого использования средств федерального бюджета. Отсутствие на конец года остатков бюджетных средств на лицевом счете учреждения. Наличие всех необходимых правоустанавливающихдокументов, оформленных в установленном порядке на все объекты недвижимости и земельные участки учреждения
6. Уровень исполнительской дисциплины Своевременное выполнение учреждением решений Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособразования, Рособрнадзора, Роспатента. Отсутствие у руководителя учреждения неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания. Соблюдение установленных сроков сдачи отчетности
7. Отсутствие нарушений законодательства РФ Отсутствие нарушений, выявленных при проведении проверок. Отсутствие нарушений правил техники безопасности, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смертельный исход
8. Повышение социального статуса сотрудников Рост средней заработной платы основного персонала, по сравнению с прошлым финансовым годом. Дополнительное пенсионное обеспечение, страховая деятельность, оказание материальной помощи. Обеспеченность иногородних студентов общежитиями. Обеспеченность семейных студентов местами в общежитиях и обеспечение их компактного проживания. Вуз является победителем или номинантом в конкурсе на лучшее студенческое общежитие (студгородок). Наличие коллективного договора между администрацией и работниками образовательного учреждения
чания обучения, что требует дополнительной нагрузки на работу отдела кадров. Опыт по независимому мониторингу динамики карьеры выпускников имеют Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР» [9] и Российский университетдружбы народов. После внедрения предлагаемых критериев группу следует переименовать в «Образовательная деятельность и ее результативность».
Во-вторых, в группу «Научная деятельность и ее результативность», подгруппу «Результативность научной и научно-технической деятельности вуза»:
- показатель количества заявок, поданных студентами, аспирантами, сотрудниками на участие в федеральных программах и конкурсах;
- показатель, учитывающий количество выигранных заявок студентами, аспирантами, сотрудниками на участие в федеральных программах и конкурсах;
- показатель количества участвовавших в научных исследованиях и разработках студентов и аспирантов по договорам гражданско-правового характера или в качестве штатных сотрудников. Данные критерии необходимо ввести в целях оценки результативности научной активности студентов, аспирантов, сотрудников. В-третьих, в группу «Финансовая и имущественная деятельность учреждения»:
- коэффициент автономии, рассчитываемый как отношение суммы от источников внебюджетных средств к сумме всех средств вуза;
- показатель соотношения внебюджетных и бюджетных средств, определяемый как отно-
Список литературы
шение внебюджетных средств к бюджетным средствам;
- соотношение численности студентов, обучающихся за счет бюджетных и внебюджетных средств;
- величины удельных бюджетных расходов в расчете на одного студента;
- коэффициент износа, определяемый как отношение амортизационных отчислений к первоначальной стоимости основных средств [6]. Также для оценки престижности и востребованности вуза предлагается использовать критерий уровня образования поступающих студентов, который может быть оценен по аттестатам о среднем образовании и результатам сдачи ЕГЭ (либо вступительных экзаменов).
Таким образом, вопрос формирования корректной системы показателей для оценки деятельности вузов имеет особую значимость в настоящее время, обусловленную внедрением в систему финансирования высшего профессионального образования бюджетирования, ориентированного на результат. Для повышения объективности и разносторонности оценки деятельности вузов необходимо, чтобы оценка опиралась на систему показателей. Наиболее полноценной группой показателей являются целевые показатели эффективности деятельности вуза, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 № 1770 [4]. В статье рассмотрена необходимость дополнения этой группы показателей критериями результативности образовательной, научной и финансовой деятельности для создания целостной системы показателей.
1. Васильев Ю. С., Глухое В. В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: учеб. / под ред. В. В. Глухова. СПб: Лань, 2004.
2. Кельчевская Н. Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2007. № 4.
3. Ниязова М. В. Оценка результатов деятельности вуза и система сбалансированных показателей // Проблемы современной экономики, 2009. № 4.
4. Об установлении целевых показателей эффективности работы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию: приказ Минобрнауки России от 28.11.2008 № 1770.
5. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений: приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938.
6. Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»: приказ ФСФО России от 23.01.2001 № 16.
7. Прогноз развития высшего образования в России: 2009—2011 гг. / под ред. Т. Л. Клячко. М.: МАКС Пресс, 2009.
8. Роденкова Т. А. Оценка эффективности расходов вуза: сочетание финансовых и нефинансовых показателей // Человекитруд, 2006. № 11.
9. URL: http://www.reitor.ru/ru/observatory/raitings.