3) проводить активную политику по созданию новых и развитию уже существующих экономических кластеров на территории Волгограда и Волгоградской области. Кластерное развитие может быть успешно использовано в нефтехимическом, машиностроительном, металлургическом и строительном комплексах Волгограда и области. Волгоградская агломерация весьма перспективна в плане создания крупного комплекса взаимодополняющих химических производств и организации выпуска различных минеральных удобрений, что обусловлено наличием месторождений поваренной соли, калийных и магниевых солей, фосфоритов, карбонатных пород.
4) необходимо рационально размещать производительные силы, учитывая, в первую очередь, их социальную и экологическую направленности и оптимизировать использование производственных площадей, расположенных в черте Волгограда.
5) поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства, находящиеся в тесной взаимосвязи с крупными промышленными предприятиями [1; С. 137].
6) разработать эффективную маркетинговую стратегию развития Волгограда, а также проводить активную маркетинговую политику для поиска партнеров (потребителей и поставщиков) за пределами Волгограда и Волгоградской области, тем самым увеличивая инвестиционный климат для промышленности Волгограда в целом.
7) заполнять «пробелы» в нормативно-правовом обеспечении развития промышленности города, разрабатывать постановления о размещении производительных сил на территории Волгограда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что следование принципу «опора на взаимные экономические интересы» является необходимым условием успешной реализации региональной промышленной политики. В настоящее время, с момента принятия Федерального Закона о промышленной политике 2014 года, в распоряжении региональных и муниципальных органов власти Волгоградской области есть целый комплекс инструментов проведения промышленной политики.
Список литературы
1. Аналитическая оценка потенциала малого бизнеса Ставропольского края и перспективы его
развития / А.А. Рядчин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 5.
С. 136-143.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской
Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Н.А.
Чудаева Надежда Александровна — магистрант, кафедра социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматривается рейтингование как один из инструментов определения и оценки качестве деятельности высших учебных заведений, также приводится авторский комментарий на объективность и релевантность критериев, используемых в методике расчета мониторинга эффективности высших образовательных учреждений, обосновывается необходимость модернизации существующей методики, предлагается разделить показатели мониторинга в соответствии с целевой группой на основании опроса.
Ключевые слова: целевая группа, качество образования, мониторинг эффективности, высшее образование, рейтинг.
Рейтингование высших учебных заведений может служить инструментом стратегического управления всей системой высшего образования, так как полученные результаты деятельности вузов принимаются во внимание и используются для повышения качества подготовки выпускников.
Вопрос об объективной оценке эффективности научных организаций, реорганизации или прекращении деятельности вузов тесно связан с выбором системы критериев, по которым определяется результативность деятельности образовательных учреждений. Методика существующего мониторинга эффективности, проводимого Министерством образования и науки РФ, построена на группе формальных показателей с субъективно подобранными весовыми коэффициентами, значения которых существенно влияют на конечный результат и на наиболее важные решения в отношении большинства отечественных вузов, которые принимаются на основе полученных данных [1, 67].
Методика мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ и на основании которого принимаются, по мнению авторов, имеет ряд недостатков (таблица 1).
Таблица 1. Авторский подход к показателям, используемым в методике мониторинга эффективности
Показатель Трактовка в методике мониторинга Авторский комментарий
Образователь ная деятельность средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ и результатам испытаний профессиональной направленности/творческих испытаний Сопоставление показателя по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов и эффективность деятельности вуза представляется сложным, так как данный показатель скорее имеет отношение к престижности выбранного направления подготовки, нежели говорит о качестве данных специальностей. Балл ЕГЭ является показателем успеваемости абитуриента в школе и определяет эффективность школьного учреждения и не характеризует работу вуза, однако оценивать эффективность вуза по данному показателю нецелесообразно.
Научно-исследователь ская деятельность объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного НПР объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и средств, направленных на творческие проекты, в расчете на одного НПР Данный показатель рассчитывается в вузах любой специфики путем отношения общего объема средств, поступивших за отчетный год от выполнения НИОКР, к численности НПР и измеряется в тысячах руб., а не индексом цитирования, количеством патентов, научных разработок, изобретений и рукописей, и количеством кандидатских и докторских диссертаций, защищенных за отчетный год. Некоторые вузы могут получать меньшие объемы средств от НИОКР ввиду определенной специфики, например, вузы транспортной или военной направленности, или не получать доход от НИОКР вообще ввиду определенных направлений, однако это не доказывает их неэффективность.
Международн ая деятельность удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов Данный показатель не способен в полной мере охарактеризовать эффективность региональных вузов и вузов определенной специфики, в которые едва ли поедут учиться студенты из зарубежных вузов. Более того, педагогические вузы готовят кадры непосредственно под отечественную систему образования, поэтому данный показатель не всегда объективно можно применить к вузам такой направленности.
Финансово-экономическа я деятелньость доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР Данный показатель побудит ППС и НПР думать о том, как заработать средства для вуза и принести ему доход, в то время как основными задачами должны являться повышение собственной квалификации и передача знаний, умений и навыков студентам. При таком показателе качество образования может снизиться ввиду расширения должностных обязанностей.
Заработная плата ППС отношение заработной платы ППС к средней заработной плате по экономике региона Данный критерий в большей степени характеризует не то, как эффективно и качественно вуз готовит кадры, а финансово-экономическую деятельность вуза. Негосударственные вузы не получают субсидии от государства на обеспечение деятельности учебного процесса в отличие от государственных и федеральных вузов, поэтому данный показатель целесообразно переформулировать.
Трудоустройс тво удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников Необходимо учитывать специфику региона, в котором могут быть экономические и социальные проблемы с рабочими местами в целом. Так, данный показатель может исказить основную картину эффективности работы вуза. Реорганизация вуза, исходя из невыполнения данного критерия, может привести к ухудшению кадровой ситуации в регионе.
Таким образом, можно отметить, что мониторинг эффективности деятельности вузов необходимо проводить по группам вузов в соответствии с направлением их деятельности, а также учитывать специфику региона, в котором расположен вуз. Многие показатели не адаптированы под вузы определенной направленности, соответственно, не могут предоставить полноценную картину его эффективности, в результате чего может быть сделан неверный вывод о реорганизации или закрытии качественного вуза.
Методика мониторинга эффективности применяется на государственных и негосударственных вузах, таким образом, от данных категорий вузов требуются одни и те же результаты. Однако включение в методику показателя финансово-экономической деятельности вуза может привести к неравным условиям, так как государственные вузы получают бюджетное финансирование, средства на НИОКР и обеспечение, в том числе, международной деятельности. Частные вузы не имеют такой государственной поддержки, поэтому не могут позволить бюджетные места, наличие которых в прямой степени влияет на еще один спорный показатель мониторинга - средний балл ЕГЭ абитуриентов. Во избежание необъективной оценки по этому показателю предлагается дифференцировать вузы по группам в соответствии с профилем, установив для каждой группы адекватный уровень доходов образовательной организации.
На основании результатов данного мониторинга принимаются весомые решения по реорганизации, объединении и закрытии вузов. Для выявления неэффективно и некачественно работающих вузов государство также проводит похожую процедуру - аккредитацию вуза, - на основании которой принимаются те же решения, однако показатели и критерии данных методик не совпадают. В данной ситуации получается, что аккредитованный вуз, то есть вуз, предоставляющий качественные образовательные услуги, может быть реорганизован или закрыт на основании результатов мониторинга как неэффективный, если вуз выполнил менее 4 показателей, подвергаемых критике.
Таким образом, в данной статье обосновывается необходимость модернизации существующей методики мониторинга и перенаправление ее в государственный рейтинг вузов, который бы предоставлял объективную оценку эффективности вузов в соответствии с целевой группой и его спецификой вуза, а также стимулировал поступательное развитие вузов и сферы высшего образования.
Так, в данном исследовании предлагается разделить показатели мониторинга в соответствии с целевой группой (таблица 2). Приведенные показатели были выявлены на основе результатов проведенного опроса среди респондентов, представляющих данные целевые группы. Всего было опрошено 703 респондента, из которых 230 человек, принявших участие в опросе, представили группу работодателей, 305 - группу абитуриентов, 115 - группу инвесторов и бизнес-структур, 53 -группу работников академической сферы, непосредственно задействованных в сфере высшего образования.
Таблица 2. Предлагаемые показатели для методики мониторинга в соответствии с целевыми группами
Категория Показатель Характеристика
Работодатель Наличие образовательных программ с уклоном на иностранный язык Образовательная программа с изучением иностранных языков с уклоном на тематическую направленность программы. Знание иностранного языка у выпускника, помимо основной специальности, ценится многими работодателями, работающими с зарубежными партнерами.
Инновационная деятельность, вклад в развитие региона Количество инновационных продуктов и патентов, применяемых на территории региона или страны, также поможет дифференцировать вузы по уровню их значимости для общества; разработка курсов и программ профессиональной переподготовки под новые специальности, востребованные на современном рынке труда в регионе.
Оценка выпускников вуза другими работодателями Качественный показатель, показывающий отношение работодателей по региону к выпускникам определенного вуза, полноте их знаний и навыков; оценка работодателями способности выпускников эффективно работать на управленческих и административных позициях.
Профессионализм преподавателей Комплексный показатель, состоящий из таких частей, как количество остепененных преподавателей, стаж работы по специальности, наличие практически значимых проектов.
Сотрудничество вуза с организациями, производственные практики, стажировки, целевая подготовка Число предприятий и организаций, с которыми заключены соглашения о целевой подготовке и организации практик; прохождение производственных практик и стажировок на предприятиях, а также заключение договоров между университетом и другими организациями с целью создания специальных программ
Категория Показатель Характеристика
обучения и повышения прикладных навыков и знаний положительно влияет на качество подготовки выпускников, устраивающихся на работу в данные организации; индекс прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки, на курсах целевого назначения за счет средств компании-работодателя.
Репутация университета, его бренд Качественный показатель, показывающий общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации; оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями; оценка уровня экспертной и публичной деятельности ректора и представителей вуза, медиаактивности вуза.
Средний балл выпускника Средний балл выпускника по всем дисциплинам, пройденным в течение всего периода обучения.
Абитуриент Направления подготовки, профили Спектр реализуемых образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Профессионализм преподавателей Отношение количества присвоенных ученых степеней к количеству преподавателей; стаж работы по специальности, количество пройденных курсов повышения квалификации, собственные методические разработки.
Помощь при трудоустройстве Число предприятий и организаций, с которыми заключены соглашения о целевой подготовке и организации практик; прохождение производственных практик и стажировок, а также заключение договоров между университетом и другими организациями с целью создания специальных программ обучения и повышения прикладных навыков; количество трудоустроившихся выпускников.
Социальная поддержка Выплата стипендий, обеспечение студентов общежитиями, материальная помощь.
Международная интеграция Количество зарубежных университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве; количество программ с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов двойных (с вузами других стран); доля студентов, прошедших практику или научно-исследовательскую стажировку в зарубежных вузах; доля иностранных студентов в общем количестве студентов - отражает степень привлекательности вуза на международной арене; доля иностранных преподавателей в общем количестве преподавателей.
Оценка вуза выпускниками Оценка студентами и выпускниками качества полученных прикладных знаний и навыков, а также процесса обучения и способности приобретать новые знания и навыки; оценка выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда; оценка студентами и выпускниками конкурентоспособности вуза.
Репутация университета, его бренд Оценка уровня экспертной и публичной деятельности ректора и представителей вуза, медиаактивности вуза; оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов.
Стоимость обучения Средняя базовая стоимость обучения на 1 -м курсе по очным программам бакалавриата.
Инвесторы, бизнес-сфера Инновации, вклад в развитие (НИОКР), Количество малых инновационных предприятий, созданных при вузе; число патентов (национальных и международных), поддерживаемых вузом; оценка представителями научного и инновационного сообщества инфраструктуры для научных исследований
Доход от исследовательской деятельности Объем бюджета, привлеченного на НИОКР.
Академическая репутация Показатель опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких вузах научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне; оценка академическим, научным и инновационным сообществом общего уровня научно-исследовательской активности вузов
Вклад в развитие региона Количество соглашений вуза с высокотехнологичными компаниями - участие в разработке технологических платформ.
Категория Показатель Характеристика
Международное сотрудничество Возможность для ППС и НПР прохождения научно-исследовательской стажировки в зарубежных вузах и организациях; оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов; доля научных публикаций в международном соавторстве.
Репутация университета, его бренд Оценка представителями академического, научного и инновационного сообщества успешности коммерциализации разработок университетов; оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса.
Ресурсная обеспеченность, инфраструктура Оценка представителями научного и инновационного сообщества инфраструктуры для научных исследований; количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений; объем финансовых средств в расчете на 1 студента.
Вузы и научное сообщество НИОКР Количество малых инновационных предприятий, созданных при вузе; объем бюджета, привлеченного на НИОКР; доля обучающихся, занятых в НИОКР; количество студентов-победителей всероссийских и международных студенческих олимпиад; количество публикаций за последние 5 лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных; количество цитирований статей
Инновации, развитие вуза Количество инновационных подразделений вуза
Ресурсная обеспеченность, инфраструктура Оценка представителями научного и инновационного сообщества инфраструктуры для научных исследований; количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений; отношение исследовательского бюджета вуза к количеству преподавателей и исследователей.
Профессионализм преподавателей Индекс цитируемости - количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей; отношение количества научных публикаций к количеству преподавателей
Академическая репутация Показатель опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких вузах научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне; оценка академическим, научным и инновационным сообществом общего уровня научно-исследовательской активности вузов
Международная деятельность Число зарубежных университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве; возможность для ППС и НПР прохождения научно-исследовательской стажировки в зарубежных вузах и организациях; оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов; доля научных публикаций в международном соавторстве.
Репутация университета оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах; оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса
Общественная значимость Участие представителей вуза в разработке программ, вхождение в экспертные советы и общественные советы органов управления (федеральных, региональных, городских).
Таким образом, для совершенствования и оптимизации существующей модели представляется возможным дополнить методику приведенными выше показателями и расширить ее цели. Изначально целью мониторинга было выявление неэффективно работающих университетов с последующим закрытием или реструктуризацией учебных заведений, для которых заданное минимальное количество интегрированных показателей деятельности не достигало пороговых минимальных значений. В данной работе предлагается ввести дополнительную цель - ранжирование отечественных вузов и представление информационно-аналитических материалов для разных целевых групп.
Список литературы
1. Чудаева Н.А. Мониторинг эффективности деятельности вузов и направления его совершенствования // Наука, техника и образование. Москва, 2018. № 4 (45). С. 65-68.