УДК 330.341
создание региональных глобально конкурентных кластеров нового типа в рамках перспективных технологических платформ
а. я. Уварова,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного управления и финансов E-mail: president-kcpp@yandex. ru Госуниверситет — УИПК, г орел
В статье представлены подходы к формированию глобально конкурентных кластеров в регионе в рамках утвержденных правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям технологических платформ. Сделан вывод о необходимости формирования кластерного подхода на основе идентификации ключевых компетенций предприятий для формирования сетевых моделей производств конкурентоспособной инновационной продукции.
Ключевые слова: мегатренды, кластер, сравнительная конкурентоспособность, инновационная продукция, технологические платформы.
Анализ тенденций развития мирового рынка позволяет говорить о следующих вызовах, с которыми столкнутся отечественные предприятия.
1. Растущая конкуренция. Вступление России в ВТО приведет к росту количества иностранных предприятий на российском рынке.
2. Негативная динамика цен. В условиях кризиса многие компании сокращают свои издержки за счет выхода на более дешевых поставщиков, уменьшения складских запасов, уменьшения объемов упаковки и т. д. Данная ситуация снижает инновационную активность предприятий.
3. Растущее сходство продукции. На рынке существует множество продуктов, торговые марки которых либо отсутствуют, либо малоизвестны. Торговые марки не дают возможности потребителям
различать товар. В этой связи особенно актуальным становится стратегия формирования брэнда, которая будет влиять на сознание потребителя.
4. Сокращение жизненного цикла товаров. Научно-технические разработки и высокая конкуренция существенно сокращают жизненный цикл товаров, что приводит к необходимости быстро реагировать на изменения внешней среды. Только те компании, которые осуществляют научно-исследовательские разработки, смогут удержаться на рынке, другим придется уступить свои позиции инновационным предприятиям.
Крупнейшие мировые корпорации разрабатывают стратегии своего развития на основе анализа мегатрендов (революционные тренды изменений технологий в будущем) — основных направлений, которые определяют облик и суть изменяющегося общества, так как именно они способны влиять на судьбы компаний, и поэтому их необходимо учитывать в планах развития.
Стратегический анализ мирового рынка и прогнозирование перспектив его развития позволяют определить ряд основных мегатрендов.
1. мобильность. Данный мегатренд в первую очередь распространяется на развитие новых технологий в транспортной промышленности, способствующих быстрому передвижению, действию в телекоммуникационных системах, содействующих
получению универсального доступа к средствам связи, информации и приложениям, которые можно использовать в рамках обычной эффективной работы, независимо от того, где находится человек и к какому оборудованию он имеет доступ в определенный момент времени.
Влияние мегатренда:
- разработка систем мобильности для транспортных средств, офиса, дома и т. д. с возможностью получать всю необходимую информацию в любое время и в любом месте;
- разработка высокоскоростных доступных транспортных средств, позволяющих сократить время передвижения между городами.
2. Безопасность. Данный мегатренд распространяется на:
- производство транспортных средств. Безопасные технологии должны помогать водителям экономить горючее и эффективно управлять автомобилем. В данном случае автомобиль становится вещью, подключенной к сети;
- разработку систем безопасности от террористических актов;
- разработку систем безопасности автозаправочных водородных станций, стоянок и гаражей, в которых будут парковать автомобили, работающие на водородном топливе.
Влияние мегатренда распространяется на производство адаптивных компонентов и интеллектуальных систем измерения, управления, рационального и эффективного реагирования на изменения внешних условий.
3. Урбанизация и рост благосостояния. Рост городского населения, а также потребления товаров и услуг, в том числе автомобилей, недвижимости и прочих товаров в основном в развивающихся странах.
Влияние мегатренда:
- на рост платежеспособного спроса в развивающихся странах;
- на рост потребителей экологических продуктов питания, развлекательных и туристических услуг.
4. Здоровье, экологичность, долголетие. Многие ученые данный тренд называют «зеленая планета». Это чистое производство, бережливость, ориентация на долголетие, на заботу людей о своем здоровье и состоянии окружающей среды.
Влияние мегатренда:
- на процессы более глубокой очистки выбросов;
- на усовершенствование технологии переработки отходов;
- на достаточное и здоровое питание (развитие ассортиментной линейки продуктов быстрого приготовления, отвечающих стандартам здоровой и полезной пищи, разработка системы управления цепями поставок, способствующими наличию на прилавках всегда свежих продуктов питания);
- на производство органических удобрений, комбикормов, минеральных удобрений, биотоплива;
- на разработку технологий по производству био-разлагаемой упаковки и использованию биосырья;
- на рост спроса на медицинские услуги и лекарства, разработку медицинских аппаратов для массового потребителя (например для экспресс-диагностики состояния здоровья человека);
- на производство новых материалов для улучшения экологии дома (разработка адаптивных систем создающих и контролирующих внутреннюю экологическую атмосферу дома).
5. Преодоление ресурсных ограничений. Сложность удовлетворения растущих нужд населения существующими ресурсами при существующих технологиях.
Влияние мегатренда:
- на рост эффективности добычи, транспортировки и потребления ресурсов;
- рост цен на сырье и энергию будет способствовать разработке энергосберегающих технологий и инновационных технологий эффективного использования сырья;
- производство новых видов продукции для теплоизоляции домов. В этом направлении богатое поле для инноваций. Так, например, рост цен на традиционные энергоносители инициировал активные исследования в области использования генномодифицированных бактерий, потребляющих углекислый газ и производящих вместо него жидкое топливо в виде изобутанола. Для реакции бактериям требуется лишь солнечный свет;
- требование по экономичному использованию топлива будет способствовать стремлению производителей уменьшить вес деталей и готового изделия в целом, а для этого используется больше пластиков, композитных материалов (многокомпонентные материалы, состоящие, как правило, из пластичной основы (матрицы), армированной наполнителями, обладающими высокой прочностью, жесткостью). Также будут востребованы инновационные технологии, позволяющие сокращать трудовые затраты на выкладке, раскрое и экономии дорогостоящих композитных материалов.
6. Глобализация и продолжение прогресса.
Глобальная интеграция бизнеса, мобильность населения и рост объема перевозок.
Влияние мегатренда:
- на рост коммерческих перевозок и туризма;
- на рост мировой конкуренции;
- на рост стратегической важности НИОКР;
- на сокращение жизненного цикла продуктов;
- на появление субститутов традиционных продуктов.
7. Информатизация. Возрастет роль покупателя во взаимодействии с продавцом. На покупателя будет больше влиять уровень информации, сервисного пакета, который он получает от продавца. Клиентоориентированный подход и потребность в комфортном и выгодном для потребителя сотрудничестве будут распространяться как на рынке В2В, так и на рынке В2С.
Влияние мегатренда:
- на повышение уровня информатизации общества, что увеличит потребность в предоставлении комплексных пакетов производителями (продавца-ми)—товар, информация о товаре, сервисный пакет;
- на появление интегрированных предложений, которые представляют совокупность товаров, услуг в рамках определенного социального статуса. Например, пакет «делового человека», пакет «командировочного», пакет «молодая мама» и т. д. Данный тренд приведет к необходимости создания интегрированных в единую сеть предприятий, которые будут объединены не по принципу формирования цепочки добавленной стоимости, а по принципу формирования пакета интегрированного предложения.
Анализ мегатрендов позволяет определить приоритетные направления развития промышленности:
- охрана климата и энергетика;
- здравоохранение и питание человека;
- мобильность;
- безопасность;
- коммуникация.
Для реализации востребованных в будущем стратегических направлений развития экономики необходимо формирование рамочных условий для стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий. Также необходимо мобилизовать усилия конкурентоспособных инновационных малых предприятий на основе создания альянсов, консорциумов или инициативных государством кластеров для производства инновационно ориентированной продукции, которая будет
востребована в перспективе 10—20 лет на основе анализа представленных выше мегатрендов.
Для активизации инновационной деятельности промышленности регионов и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках необходимо поддерживать различные формы объединения частных и государственных организаций в национальном масштабе. В последнее время проводятся действия по налаживанию связей между государственными и частными акторами в области науки, технологий и инноваций в виде формирования региональных кластеров.
Существуют два подхода к понятию кластеров. Первый, более узкий, определяет кластер как производственную сеть, объединяющую тесно связанные фирмы (включая поставщиков) в рамках цепочки добавленной стоимости. Второй подход, более широкий, включает в сеть научно-исследовательские институты, университеты, сетевые фирмы, специфических потребителей и т. д. В этом виде кластер является полноценной локальной инновационной системой, ограниченной территориальной близостью участников и промышленно-технологическим профилем [2].
Существуют и другие подходы к формированию кластерной системы, которые отличаются от первых двух форматом инициирования создания кластеров. В Германии, например, инициаторами создания кластеров являются, как правило, «якорные» инвесторы — это крупные компании, владеющие инновационной технологией производства высокотехнологичного продукта. Данное предприятие отслеживает тенденции развития мирового рынка, определяет влияние мегатрендов на производство и формирует свою научно-исследовательскую работу с учетом будущих изменений. Для этого «якорный» инвестор формирует кластерную систему, в которую включаются малые инновационные предприятия, способные осуществлять научно-исследовательские разработки, в том числе и за счет собственных средств, центры компетенций и инноваций, научно-исследовательские институты, вузы. Все участники данного кластера работают на будущую перспективу, на возможность быть готовым ко всем изменениям, которые произойдут в перспективе 10—20 лет.
Второй подход — это создание кластеров по инициативе государства. Как правило, это новые технологии, которые должны появиться на основе фундаментальных исследований. Для этого со-
здаются альянсы, консорциумы инициированных государством кластеров для развития приоритетных направлений.
Стимулирование процесса формирования кластеров в России является, по сути, самой первой базовой стадией региональной промышленной политики. При этом внимание государственных органов должны привлечь такие основополагающие факторы, как совершенствование системы образования и профессиональной подготовки, создание возможностей для инноваций, доступ к рынкам капитала и совершенствование институциональной среды. Со временем появляется необходимость в дополнительных инвестициях в более кластерно-специфические активы.
В то же время существуют сдерживающие факторы реализации кластерной политики в стране:
1) низкая развитость малого бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях;
2) слабый уровень доверия между предприятиями в связи с низкой культурой информационной открытости;
3) наличие обязательного доступа к сырьевым ресурсам. Предприятия, занимающиеся реализацией сырья, как правило, имеют максимальную добавленную стоимость в цепочке и предоставляют свою продукцию по завышенным ценам в связи с монопольным положением на рынке;
4) отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга;
5) низкий уровень развития ассоциативных структур (торгово-промышленных палат, промышленных ассоциаций и т. д.), которые не справляются с задачами разработки приоритетов развития территории и с целью продвижения регионального бизнеса;
6) краткосрочный горизонт планирования — экономический эффект от развития кластера появляется через 5—7 лет.
Модернизация экономики на основе новой региональной политики формирования конкурентоспособных производств, по мнению автора, может реализовываться по двум главным направлениям:
1) модернизация существующих производств на основе внедрения передовых инновационных технологий, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;
2) производство инновационно ориентированной продукции на основе объединения ключевых компетенций и активного использования частно-государственного партнерства.
Для реализации представленных направлений необходимо формировать сетевые отраслевые модели ключевых компетенций предприятий, обладающих сравнительными конкурентными преимуществами по сравнению с зарубежными производителями. Основой формирования сетевых отраслевых моделей может стать система идентификации ключевых компетенций предприятий, которая позволит, с одной стороны, определить сравнительные конкурентные преимущества компаний с другими производителями, с другой стороны, создать новое качество на основе объединения ключевых компетенций конкурентоспособных компаний [4].
Процесс создания сетевой модели построения цепей добавленной стоимости производства инновационной продукции (услуги) на основе объединения ключевых компетенций предприятий, обладающих сравнительными конкурентными преимуществами как на внутреннем, так и на внешнем рынках, можно представить в виде нескольких этапов.
1. Разработка карт идентификации ключевых компетенций предприятий в отрасли.
2. Формирование карт отраслевых ключевых компетенций на основе определения средних показателей ведущих предприятий.
3. Выявление конкурентных преимуществ предприятий сферы деятельности на основе сравнения карт отраслевых ключевых компетенций отечественных и зарубежных производителей.
4. Формирование сетевой модели построения цепочки добавленной стоимости производства продукции (услуги) на основе объединения ключевых компетенций предприятий, обладающих сравнительными конкурентными преимуществами.
5. Оценка экономически выгодного территориального размещения конкурентоспособных цепочек добавленной стоимости на основе концентрации цепей с высокой добавленной стоимостью на отечественных предприятиях в целях повышения экономической безопасности производства инновационно ориентированной продукции.
6. Определение изменения показателя ВВП на душу населения на основе построенных сетевых моделей цепочки добавленной стоимости производства инновационно ориентированной продукции (услуг) и объединения ключевых компетенций предприятий, обладающих сравнительными конкурентными преимуществами.
Для достижения целевых ориентиров инновационного развития регионов необходимо фор-
мирование глобально конкурентных кластеров нового типа, которые характеризуются следующими критериями:
1) ядром кластера. Это производство конкурентоспособной продукции, создание которого было определено на основе выявления мегатрендов развития мировой экономики;
2) резидентами кластера. Это предприятия, имеющие сравнительные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках и входящие в перечень предприятий несущих производств шестого технологического уклада (электронная, ядерная и электротехническая промышленности, информационно-коммуникационный сектор, станко-, судо-, авто- и приборостроение, фармацевтическая промышленность, солнечная энергетика, ракетно-космическая промышленность, авиастроение, клеточная медицина, семеноводство, строительство, химико-металлургический комплекс) [1];
3) высокой интегрированностью резидентов кластера, что требует комплексной политики их развития, предусматривающей одновременное создание кластеров технологически сопряженных производств и соответствующей им сферы потребления и культуры управления.
При разработке Министерством экономического развития РФ плана мероприятий по повышению инновационной активности предприятий летом 2011 г. было предложено создать технологические платформы разработки инновационной продукции, на которых будет осуществляться интеграция деятельности бизнеса, науки и власти.
Технологическая платформа — это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Перечень технологических платформ, который утвержден решениями правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 01.04.2011 (протокол № 2), от 05.07.2011 (протокол № 3), решением президиума правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 21.02.2012 (протокол № 2) включает 30 технологических платформ.
На основе исследований мегатрендов, которые будут влиять на развитие мировой экономики, выявленных ключевых компетенциях промышленных предприятий региона были предложены инновационно ориентированные промышленные кластеры, которые можно сформировать на территории Орловской области в рамках перспективных технологических платформ [3].
1. Кластер «Профилактическое лечебное продовольствие» в рамках технологической платформы «Биоиндустрия и биоресурсы—Биотех—2030» и ме-гатренда «Чистое производство, ориентированное на долголетие, заботу людей о своем здоровье» (рис. 1).
2. Кластер «Производство энергосберегающих технологий» в рамках технологической платформы «Экологически чистая энергетика высокой эффективности» и мегатренда «Преодоление ресурсных ограничений» (рис. 2).
3. Кластер «Интеллектуальные системы и адаптивные материалы» в рамках технологической платформы «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение» и мегатрендов «Информатизация» и «Глобальная интеграция» (рис. 3).
Эффективность функционирования глобально конкурентных кластеров нового типа будет определяться на основе трех показателей.
1. Эффективность локализации кластера, определяемая по формуле:
Ц - Ц
К = "р ^ик > 0,5,
Л, Ц , ,
' пр
где Клк — коэффициент локализации кластера;
Цпр — цена конечной продукции кластера;
Цик — цена импортных комплектующих для
производства продукции кластера.
Организацию производства продукции на территории стран, где планируется реализация инновационно ориентированной продукции, в международной практике принято называть локализацией. В настоящий момент в кластерно-сетевых моделях превалируют иностранные предприятия, которые поставляют детали и комплектующие для производства продукции. Одним из приоритетных направлений развития инновационно ориентированных промышленных кластеров является углубление локализации производства путем привлечения отечественных производителей, в том числе субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Стратегическим ориентиром
м
Производство комплекса ф здорового питания
Производства
Инфраструктура
Производство витаминизированных напитков
/^Производство I
)кондитерских изделий с обогащенными биологически активными компонентами
3
i
i §
5
СП ■§
§
Кластеро-образующая компания
Маркетингово-логистический центр
Производство каш и супов быстрого приготовления
Изготовление металлизированной упаковки
Л
Вузы, ссузы: )-йсследовате >разовательная площадка
научно-исследовательская и обра
Агрохолдинг «Орловский»
Финансово-кредитные учреяедения
Лабораторные площадки НПОКР
Производство лечебно-профилактических добавок
Производство сублимированной продукции
Производство диетических пищевых продуктов
Независимая испытательная контрольно-
пищевая лаборатория
Производство консервированных пищевых продуктов
Производство пищевых добавок и концентратов
у/производство профилактического £ лечебного продовольствия
Производство рационального пайка для военнослужащих
К1ГЧ г IX д
Рис. 1. Кластер «Профилактическое лечебное продовольствие»
■ё а:
i
Со
Производства --
Производство энергоэффективного оборудования
Производство рекуператоров
Производство тепловых насосов
Производство оборудования для биогазовых комплексов
Девелоперская строительная компания
Производство систем управления газовыми, водными и отопительными системами
Производство металлоконструкций для каркасного строительства
Производство светодиодной продукции
"V
Вузы, ссузы: научно-исследова-
тельская и образовательная площадка
Производство теплоизоляционных материалов
Производство каркасной мебели
x
Производство пено- и газобетона
/<У ^ те
«Упаковка» строительных объектов
Производство экологических строительных материалов
\
Рис. 2. Кластер «Производство энергосберегающих технологий»
Центр интеллектуальной собственности
Инфраструктура
Центр виртуальной реальности и совместного инжиниринга
Производства
Emerson Process Management
Производство систем контроля энергоресурсов промышленных объектов
£
ï
Финансово-кредитные учреждения
/Разработка программ\ автоматизированного управления технологическими активами
Производство расходомеров
и счетчиков —
Производство средств цифровых коммуникаций у
Вузы, ссузы: ' научно-исследовательская и образовательная площадка
Разработка баз знаний по эксплуатации оборудования
IX
Разработка мехатронических систем
^Производство интеллектуальных средств измерений и коммуникаций
Разработка интеллектуальных автоматизированных систем управления
Рис. 3. Кластер «Интеллектуальные системы и адаптивные материалы»
для оценки эффективности локализации кластера, по мнению автора, должна стать превалирующая доля стоимости отечественных комплектующих в производстве продукции кластера в соотношении с долей стоимости импортных комплектующих в стоимости конечной продукции.
2. Оценка экономически выгодного территориального размещения кластера на основе концентрации цепей производства продукции с высокой добавленной стоимостью на отечественных предприятиях в целях повышения экономической безопасности производства инновационно ориентированной продукции:
(£ ДСо + 1 ДСз.о)/1 ДСз > 1,
7=1 7=1 7=1
где ДСо — добавленная стоимость производства 7-й продукции, формируемая в кластере отечественным производителем;
ДСз о—добавленная стоимость производства 7-й продукции, формируемая в кластере зарубежным производителем на отечественном рынке; ДСз — добавленная стоимость производства 7-й продукции, формируемая в цепочке зарубежным производителем на внешнем рынке.
Инновационно ориентированные промышленные кластеры представляют собой сетевые трансрегиональные объединения крупных, средних и малых предприятий, имеющих сравнительные конкурентные преимущества с отечественными и зарубежными производителями. В связи с тем, что одним из основных показателей развития региона является ВРП, который определяется как сумма добавленной стоимости единиц-резидентов данного региона, то каждый субъект Федерации должен быть заинтересован в привлечении на свою территорию производств с высокой добавленной стоимостью, а следовательно, и ценностью продукции для потребителя, в увеличении доходов регионального бюджета. Экономически выгодное территориальное размещение кластера должно определяться: мерами государственной поддержки предприятий кластера, наличием ресурсов (природных, трудовых, финансовых), устойчивым долгосрочным спросом на продукцию кластера. Именно эти условия должны являться мотивирующими факторами переноса конкурентоспособных производств на территорию региона, в том числе иностранными производителями. Соответственно, сумма добавленных стоимостей производства продукции кластера отечественным и зарубежным производителями на территории региона должна быть выше суммы добавленных стоимостей производства данной продукции на зарубежном рынке.
3. Увеличение показателя ВРП на душу населения в связи с функционированием кластера в регионе.
Целевые индикаторы развития промышленного комплекса региона до 2020 г. при реализации стратегии развития промышленности региона на основе создания промышленно инновационных кластеров нового типа представлены в таблице.
Реализация представленных стратегических направлений позволит сосредоточить в Орловской области производства с высокой добавленной стоимостью, сформировать устойчивые инновационные кластеры в промышленности, обеспечивающие конкурентоспособность и эффективность деятельности.
основные целевые индикаторы товарной структуры экспортной продукции орловской области в период 2011—2020 гг., млн долл.
наименование 2011 2012 2013 (прогноз) 2014 (прогноз) 2015 (прогноз) 2020 (прогноз)
Продовольственные товары и сырье, всего 35,5 42,6 59,34 85,292 118,065 187,232
В том числе:
— комплексы продуктов быстрого приготовления* 3,44 6,9 8,62 12,06
— лечебное профилактическое продовольствие по группам заболеваний* 0,52 0,86 0,9 1,5
— другие продовольственные товары 35,5 42,6 55,38 77,532 108,545 173,672
машиностроительная продукция, оборудование, 55,8 67,292 79,75 94,335 112,93 151,5
всего
В том числе:
— холодильное оборудование 14,3 15,02 16,07 17,52 19,27 25,16
— упаковочное и конвейерное оборудование 0,4 0,48 0,6 0,78 1,05 1,58
— автогрейдеры 4,7 7,05 8,46 11,2 15,68 23,52
— коммунальная техника 3,4 4,76 7,16 8,5 9,3 13,95
— оборудование для нефтебаз и АЗС 1,4 1,442 1,5 1,59 1,68 1,8
— электронные компоненты и силовые полупро- 17,8 21,36 26,06 32,575 41,05 57,47
водниковые приборы
— оборудование для пассивных зданий* 2 3,2 3,8 4,7 5,8
— другая машиностроительная продукция 13,8 15,18 16,7 18,37 20,2 22,22
металлы и изделия из них, всего 8,2 13,62 18,75 20,73 22,71 31,64
В том числе:
— изделия для бытовой техники 3,9 4,29 4,5 4,73 5,08 7,4
— изделия для скоростной железной дороги* 4,3 8,6 9,5 10,3 14,6
— изделия для каркасного строительства* 0,3 0,45 0,78 0,93 1,34
— другие металлы и изделия из них 4,3 4,73 5,2 5,72 6,4 8,3
керамические изделия 13,5 13,9 14,2 14,4 15,6 18,3
Прочие товары 1,2 1,32 1,91 2,1 2,32 3,01
Итого... 114,2 138,732 173,95 216,857 271,625 391,682
*Новые виды экспортоориентированной продукции.
Список литературы
1. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.
2. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России. М.: ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ, 2008.
3. Уварова А. Я., Смирнов В. Т., Барсуков Г. В. и др. Научные школы университетов: активизация деятельности в инновационных кластерах. Орел: Госуниверситет — УНПК, 2012.
4. Уварова А. Я. Создание системы идентификации ключевых компетенций предприятий для формирования сетевых моделей производств конкурентоспособной инновационной продукции // Вестник. ОрелГИЭТ, 2012. № 1 (19). С. 39—45.