Синергетические эффекты кластерной организации промышленных
предприятий
Synergetic effects of the cluster organization of the industrial
enterprises
Гуриева Лира Константиновна,
профессор кафедры менеджмента Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
(Владикавказский филиал) Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова
e-mail: [email protected]
Gurieva Lira K.,
professor of management department Financial University under the Government of the Russian Federation
(Vladikavkaz Branch) North Ossetian State University name of K. L. Khetagurov
e-mail: [email protected]
Аннотация. Основываясь на эволюционном подходе формирования и развития кластерной концепции развития экономики, а также принимая подход М.Портера о том, что кластеры представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т.д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга, в статье исследованы содержание и формы синергетических эффектов и сформулированы преимущества кластерной организации для предприятий и регионов - мест локализации кластеров.
Ключевые слова: кластерной концепции развития экономики, содержание и формы синергетических эффектов кластерной организации экономики, выгоды для отдельных компаний и региональной экономики от развития кластеров.
Abstract. Based on evolutionary approach of formation and development of the cluster concept of development of economy, and also accepting M. Porter's approach that clusters represent the groups of the industrial companies concentrated on a geographical sign and the related organizations (financial, trade, research, etc.), the economic interests which were characterized by a community and complementary each other, in article are investigated the contents and forms of synergetic effects and advantages of the cluster organization to the enterprises and regions - places of localization of clusters are formulated.
Keywords: the cluster concept of development of economy, the contents and forms of synergetic effects of the cluster organization of economy, benefit for the separate companies and regional economy from development of clusters.
Теоретической платформой одного из наиболее распространенных механизмов реализации государственной политики по повышению конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10-15 лет, стала кластерная концепция развития экономики. Так, к примеру,
сегодня доля ВВП США, производимого в кластерах, составляет порядка 60%. Автомобильный кластер РЛКЛС в Венгрии, созданный в 2000 г., обеспечивает 14% промышленного производства и 31% обрабатывающей промышленности страны. Формирование кластера по производству вина в Чили за 8 лет обеспечило лидерство государства в области виноделия на континентальном рынке Южной Америки и др. [1]
Несмотря на то, что интерес к кластерам [2] как эффективному инструменту повышения конкурентоспособности экономики возрос относительно недавно, сам кластерный подход в теории региональной экономики - явление не новое. Разработки в этом направлении велись еще в Х1Х-ХХ вв. В частности, английский экономист второй половины XIX века А. Маршалл в качестве факторов, обеспечивающих повышение эффективности экспортно-ориентированной экономики, обозначил квалифицированную рабочую силу, вовлечение связанных отраслей и специализацию субъектов хозяйственной деятельности. К числу наиболее известных зарубежных теоретиков конца XIX- начала XX в. относятся И. Г. Тюнен (выявление фактора пространства на специализацию предприятий), А. Вебер (общая теория размещения), У. Кристаллер (теория «центральных» мест), А. Леш (сотовая модель экономического ланшафта) и У. Рейли (гипотеза о силе взаимодействия между населенными пунктами). Позже усилиями У. Изарда, Б. Берри, Х. Ричардсона, Х. Боса была создана общая теория размещения (1930-1950 гг.). Современные исследования факторов оптимального размещения производства, освещенные в работах Э. Брюна, И. Самсона, А. Маршана и др. основаны на исследованиях Ф. Перроу, Ж. Будвиля, Х. Ласуэна, П. Потье, А. Скотта, А. Преда, П. Клевела, С. Сассена (1950-1980 гг.).
Однако если в XX в. развитие кластерной концепции проходило преимущественно в рамках индустриального подхода, ориентированного на комплексное развитие отраслевой структуры производства, то сегодня центральная идея - конкурентоспособность [3]. Именно нацеленность на
достижение синтетического, рыночно обусловленного свойства конкурентоспособности развития экономики позволяет утверждать, что кластерный подход, исследуемый в рамках теории конкурентоспособности, генетически связан с разработанными на западе теориями международной торговли, территориальных производственных систем или промышленного районирования, теорией человеческого капитала, а также российскими теориями международных экономических отношений и теорией пространственной организации производительных сил (рис.1).
Отметим, что две последние теории: международной торговли и промышленного районирования, а также их современные ветви - теория межрегиональных экономических отношений и теория пространственной организации производительных сил - лежат в основе теории конкурентоспособности М.Портера, составляющей общеметодологическую основу кластерной концепции, а теория человеческого капитала органично развивает концепцию, так как эффективное использование и постоянное развитие человеческого капитала является основой для создания современной конкурентоспособной экономики.
Рис. 1. Взаимосвязь кластерной концепции развития экономики с современными
экономическими теориями
Исследования западных ученых показали, что ведущие страны обладают конкурентными преимуществами в нескольких группах смежных
Теория
международных
Теория
пространственной
Теория человечес капитала
отраслей промышленности, наиболее конкурентоспособные фирмы которых, дающие, как правило, большую часть мирового экспорта, географически сконцентрированы в небольшом количестве штандортов [4]. Наиболее конкурентоспособные смежные отрасли М. Портер назвал промышленными кластерами [5].
Согласно М. Портеру, кластеры представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т.д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга. Для развитых кластеров характерно наличие и вертикальных (покупатель - продавец), и горизонтальных (общие потребители, технологии производства, каналы распространения товаров) связи. Таким образом, участниками кластера являются компании-производители, компании-поставщики, образовательные учреждения, НИИ, финансовые институты, государственные органы, а также сервисные организации. При кластерном подходе отраслевая цепочка разделяется между участниками, входящими в кластер и сфокусированными на конкретном виде деятельности, за счет чего происходит повышение эффективности их деятельности. При этом, как это ни парадоксально, не возникает противоречия между экономическим результатом объединения компаний в кластер, который выражается в повышении эффективности их деятельности. Другими словами в рамках кластера, представляющего собой концентрацию компаний из основной отрасли, а также поддерживающих и связанных отраслей, формируются две взаимообусловленные формы взаимодействия участников кластера - сотрудничество (со-конкуренция) и конкуренция [6]. При этом все участники кластера, как правило, приобретают свойства рыночной конкурентоспособности за счет более высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников. Кластер и конкуренция - понятия взаимосвязанные. По мнению М. Портера, ограничение конкуренции в кластере ведет к его упадку [5].
Несмотря на широкое распространение, кластерная теория пока имеет ряд ограничений. Прежде всего, речь идет о самом термине «кластер». Проблемным является нечеткое определение кластера и сложность с выявлением его границ в пространстве. Так, определение, данное М.Портером, в действительности является достаточно гибким, так как оно предполагает, что на самом деле кластеры можно обнаружить практически на любом уровне пространственного агрегирования. И, что еще хуже, отмечают И. Бергман и Д. Чарлес: «подходящее определение кластера может отличаться для разных местностей, в зависимости от сегментов, в которых конкурируют участвующие фирмы, и от стратегий, которые они применяют» [7]. Такой подход к географическому аспекту дает авторам неограниченные возможности при определении и применении этой концепции: с одной стороны, это понятие используется для определения групп отраслей и фирм, которые достаточно сильно связаны друг с другом, но рассредоточенных внутри страны, без какой бы то ни было явной географической концентрации; с другой - используется для обозначения локальной группировки похожих фирм в связанных отраслях на территории, являющейся в высокой степени пространственно ограниченной. В других источниках понятия «кластер» и «регион» используют как взаимозаменяемые термины [8].
М. Энрайт отмечает, что кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают: компании готового продукта или сервисные компании;
поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. Кластеры включают также фирмы, работающие в низовых отраслях (т.е. с каналами сбыта или потребителями); производителей побочных продуктов, специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и
предоставляющие техническую поддержку (такие, как университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные агентства, оказывающие существенное влияние на кластер, также могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера [9].
В программе ОЭСР по НИС промышленные кластеры определяются как производственные сети тесно взаимосвязанных фирм, объединенных друг с другом в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость. В некоторых случаях кластеры также включают в себя стратегические альянсы предприятий с университетами, исследовательскими учреждениями, потребителями, технологическими брокерами и консультантами. Определенные таким образом кластеры можно считать инновационными системами прикладного значения.
Результаты авторского исследования основных подходов к формулировке кластера свидетельствуют о многообразии подходов к дефиниции «кластер», который используется для описания, по крайней мере, трех различных объектов: нескольких промышленных комплексов,
специализирующихся на производстве однотипной продукции и характеризующихся общностью географического положения; отрасли промышленности или сферы услуг, которая пространственно представлена заводами определенных фирм, занятых в этой отрасли промышленности; цепочки добавленной стоимости в определенном штандорте. Из этого следует, что под региональным кластером понимаются, прежде всего, различные формы территориального размещения производительных сил.
Отметим, что кластер как особая организационная форма экономического развития отличается от иных форм совместного бизнеса на определенной территории: технологических деревень, промышленных зон и
промышленных округов. Первые предназначены для создания разнообразных производств мелких, средних и крупных предприятий с особым режимом функционирования и определенной специализацией. В кластерной организации бизнеса специализация не является характерной чертой, наоборот, именно продуктовая диверсификация присуща кластерным структурам.
Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники, технологии производства и управления, в том числе вывода продуктов и услуг на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем. Это происходит потому, что конкурентоспособный кластер, как правило, порождает не только эффект масштаба производства, но и способствует инновационному развитию бизнеса внутри кластера. Ядром инновационного развития при этом служит одна из фирм по производству определенного вида продукции или услуги [10], а главным механизмом распространения инноваций - диффузия инноваций [11].
Несмотря на то, что концепция кластеров не является до конца сформированной, о чем свидетельствует неоднозначность подходов к понятийному аппарату и приемам кластерного анализа, кластерная политика нашла широкое применение в мире. В конце 1990-х гг. кластерную политику стали применять десятки государств мира. Согласно данным доклада «Инновационные кластеры: статистический анализ и обзор текущей политической поддержки», подготовленного Главным управлением основных предприятий и отраслей экономики на основании статистической
информации, собранной Лабораторией европейских кластеров (ЬЕС) в 27-и странах, охваченных исследованием, в настоящее время действует более 2000 региональных кластеров. Согласно данным доклада, 38% всех работающих в Европе заняты в кластерах. В некоторых регионах эта доля достигает 50%, что свидетельствует о том, что кластеры сегодня -важнейшая часть экономики Европы. При этом для кластеров с низкой трудоемкостью, требующих небольшого количества рабочих рук (например -в аэрокосмической промышленности), характерен высокий уровень отраслевой концентрации (доля занятых в нескольких кластерах превышает 50% от общей численности занятых в отрасли) [12].
Как будет показано ниже, в рамках государственной политики кластерного развития в развитых странах мира центральное внимание уделяется комплексу взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности. При использовании кластерных систем формируются, в том числе и горизонтальные сети, в которых осуществляется сотрудничество крупных и малых фирм, действующих на рынке одного и того же продукта или принадлежащих к одной промышленной группе.
Поскольку еще до образования кластера между предприятиями -партнерами присутствуют некоторые связи, в том числе и межотраслевые, то одна конкурентоспособная бизнес-единица способствует созданию другой, смежной. Направления роста при этом различны: Портер отмечает, что в
Японии наблюдается тенденция развития кластеров по горизонтали, так как конкретная компания пытается проникнуть в родственные отрасли. В Италии развитие идет по вертикали: новые компании отделяются для обслуживания, например, процесса поставок. В Швеции ядром кластера становятся финансовые группы, в Германии-банки, т.е. те, кто могут финансировать инновационный процесс. Механизмами, способствующими взаимообмену между кластерами, являются те условия, которые способствуют также более легкому движению информации и координации интересов горизонтально и
вертикально связанных фирм.
Следует отметить, что недостаточное рассмотрение в кластерной концепции нашли механизмы самоорганизации экономических кластеров и возникновения эффекта синергии в процессе их формирования и развития. А.В. Скоч справедливо отмечает, что расчет синергетического эффекта представляет собой одну из самых сложных задач при анализе эффективности объединения хозяйствующих субъектов в кластер [13]. Видимо, поэтому в подавляющем большинстве исследований рассчитываются не синергетические, а мультипликативные эффекты, которые, в свою очередь, также не имеют общепринятой методики оценки. Общим, однако, является подход к оценке мультипликативного эффекта: во-первых, мультипликативный эффект представляет собой совокупность косвенных эффектов влияния на экономику региона [14]; во-вторых, влияние на национальную и региональную экономику реализуется посредством мультипликативного воздействия на смежные отрасли и предприятия [15].
В отличие от мультипликативного, синергетический эффект основывается на учете положительных эффектов внутрисистемной (а кластер - это система) региональной агломерации, а именно эффектах от взаимодействия входящих в кластер организаций, диффузии знаний и умений (за счет миграции персонала внутри предприятий кластера) и структурного выделения бизнесов. Так, А.В Скоч отмечает, что поскольку современные кластеры не появляются сами по себе, а являются результатом целенаправленного управления, репрезентативная оценка величины синергетического эффекта является весьма актуальной задачей. «Суть проблемы заключается в том, - отмечает А.В.Скоч, - что если подходить к конкретному проекту, как к локальному, совершенно изолированному от влияния других проектов, и (или) функционирования однотипных и смежных производств, то результаты определения основых показателей эффективности инвестиций не будут совпадать с аналогичными
показателями, рассчитанными с учетом позиционирования предприятия, инициирующего проект, как элемент кластера». [16]. Покажем, что получение синергетического эффекта является родовым признаком любого конкурентного кластера и что синергетические эффекты от взаимодействия партнеров по кластеру обусловливает конкурентоспособное социальноэкономическое развитие, причем не только одного или нескольких территориальных образований, но и региона в целом.
В своих исследованиях И. Ансофф отмечает, что синергизм при создании кластера может проявляться в 4-х различных формах: в синергизме продаж, оперативном синергизме, инвестиционном синергизме и синергизме менеджмента [17]. Развивая идеи И. Ансоффа, и рассматривая кластерный эффект как систему взаимосвязанных эффектов, значимость которого как целого превышает простую сумму составных частей, считаем необходимым дополнить классификацию синергетических эффектов И.Ансоффа эффектом сетевого взаимодействия или эффектом дополняемости, который выражается в неслагаемости синергетических эффектов отдельных подсистем кластера, а также эффектами самоорганизации и адаптации (табл.1).
При этом мы солидарны с мнением Е.А. Бородиной и Л.С. Шаховской, которые отмечают, что способность экономических кластеров к самоорганизации и эффекты адаптации формируются в процессе проявления эволюционных противоречий развития кластера [18]. Другими словами, системные свойства кластера, как субъекта хозяйствования, связаны с наличием внутренней и внешней конкуренции.
Внутренняя конкуренция способствует совершенствованию внутренней системы управления, а противоречия между внутренней и внешней средой увеличивают способность кластера адаптироваться к любым изменениям рыночной конъюнктуры. Таким образом, в кластере взаимодействие между внутренними и внешними его элементами, под влиянием конкурентной среды приводит к возникновению синергетического
эффекта, проявляющегося в росте конкурентоспособности его самого как субъекта хозяйствования и входящих в него структурных подразделений.
Таблица 1
Содержание и формы синергетических эффектов кластерной организации
экономики
Базовые характеристики Синергетические эффекты
Содержание эффекта Кластерный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации: близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Кластерной организации бизнеса присуще отсутствие границ между секторами и видами деятельности кластера, поэтому все они рассматриваются во взаимосвязи.
Синергизм продаж наблюдается как при использовании общих каналов внешней дистрибуции и управления продаж из единого центра, так и при торгово-рыночном взаимодействии внутри кластера.
Формы выражения Оперативный синергизм является результатом повышения эффективности использования основных средств, совместного обучения кадров, работающих на предприятиях кластера.
эффектов Инвестиционный синергизм как следствие совместного использования производственных мощностей, трансфера инноваций внутри кластера. Проявляется в форме высокой инвестиционной привлекательности кластера и активности инвесторов.
Синергизм менеджмента выражается в формировании особых компетенций управленческого персонала за счет эффектов дополняемости управления неоднородными компаниями.
Эффекты самоорганизации и адаптации обусловлены тем, что доминирующими факторами кластера являются детерминанты конкурентных преимуществ, изменение которых ведет к формированию определенных противоречий в функционировании кластера, и, в конечном итоге, это включает эволюционно сформировавшийся механизм адаптации к новым условиям.
В разных странах, а внутри стран в разных отраслях наблюдаются различия в характере и эффективности деятельности кластеров. Там, где национальные особенности способствуют усилению действия кластерных факторов организации экономики, страна достигает конкурентных преимуществ. Дальнейшее развитие кластера объясняется механизмом конкуренции, который на первой стадии существования кластера связан с эффектом масштаба, но далее невозможен без инновационной составляющей
[19]. В связи с этим в составе кластера, наряду с предприятиями, обязательно должны присутствовать научные и учебные заведения.
Отдельные предприятия при кластерном взаимодействии получают выгоды развития. Европейские исследователи выделяют три типа эффективности фирм внутри кластера: Cost- снижение издержек; Growth-ускорение инвестиций и роста; Innovation- усиление инновационной активности [20].
Углубляя данные представления, А.В. Скоч отмечает, что кластеры позволяют фирмам-участникам достичь следующих основных целей [21]:
1) удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;
2) получить эффекта от масштаба закупок материалов;
3) обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;
4) охватывать новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;
5) достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.
Преимущества кластерной организации для отдельных компаний и региональной экономики во многом зависят от особенностей кластера, однако в целом их можно систематизировать следующим образом (рис.2).
Как показано на рис. 2, кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность компаний и регионов. Согласно проведенному исследованию, это влияние проявляется в трех направлениях:
1. Кластеры повышают производительность фирм и продуктивность отраслей за счет:
■ эффективной специализации/разделения труда;
■ экономии масштаба, например, при покупке сырья, или проведении совместных маркетинговых исследований;
■ доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес услуг, и др.;
■ совершенствования логистических цепочек, а также сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера;
■ совершенствования инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг.
Рис.2. Выгоды для отдельных компаний и региональной экономики от развития
кластеров
2. Кластеры создают возможности для инновационного типа развития:
■ Создают каналы для эффективного сотрудничества потенциально новых ресурсов для инноваций;
■ Способствуют раннему определению и прогнозированию технологических тенденций;
■ Создают среду, благоприятствующую появлению комбинаций, ранее не существовавших квалификаций (способностей);
■ Способствуют выходу на новые рынки;
■ Способствуют появлению новых товаров и услуг;
■ Инициируют новые технологии управления.
3. Кластеры стимулируют расширение бизнеса и облегчают формирование нового бизнеса путем:
■ Развития быстрорастущих компаний;
■ Содействия появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий, что позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны;
■ Поддержки появления новых участников;
■ Укрепления социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых идей и бизнеса;
■ Формирования более совершенных информационных потоков внутри кластера.
Учитывая чрезвычайно высокую эффективность кластерной организации экономики, современное государство всячески стимулирует формирование и развитие кластеров. Стимулирование развития кластеров возможно путем:
•реализации политики создания платформы для диалога всех экономических агентов, работающих в кластере;
• диверсификации локального спроса посредством размещения у местных предприятий государственных заказов с более высокими стандартами; •повышения квалификацию рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров;
•создания и продвижения бренда и привлекательного инвестиционного имиджа кластера для привлечения иностранных инвестиций, и другие мероприятия.
В одном из следующих номеров журнала автором будет опубликована статья, содержащая результаты исследования современного опыта государственной кластерной политики.
Литература
1. Рябченюк Ю., Шестопалов А., Проскурина С. Кластерное развитие российского бизнеса // Альянс Медиа. 2012. № 2.
2. Энциклопедия экономики / Под ред. Д.э.н., проф. Казлевича В.П. Минск: ЛИТРА, 2011. Термин «кластер» (переводится с английского языка как 1) кисть, гроздь; 2) скопление, концентрация; 3) группа) имеет устоявшееся значение и успешно применялся до экономики в большинстве естественных наук, обозначая классификационный признак некой совокупности объектов (свойств, предметов и пр.), обладающих сходными характеристиками.
3. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт стран Западной и Северной Европы. М., Смоленск, 2005.
4. Feldman V. P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition-European Economic Review. 1989. № 43.
5. Портер М. Международная конкуренция: Пер с анг. / Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
6. Competition, Cooperation and the Search for Economic Rents: A Scientific Model. The Academy of Management Review. 22 (1), P. 110-141.
7. Bergman E.M., Charles D. Innovative Clusters: Drivers of National Innovation Systems / Organization for Economic Cooperation and Development. San Antonio, 2003.
8. Baptista R. Do Innovations Diffuse Faster within Geographical Clusters? International Journal of Industrial Organization, 18, 2000.
9. Enright M.J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper, Institute of Economic Polity and Business Strategy: Competitions Program. L., 2000.
10. Гуриева Л.К. Конкурентоспособность инновационно ориентированного региона. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.
11. Гуриева Л.К. Теория диффузии нововведений // Инновации. 2005. №4.
12. Sotvell O. The cluster initiate to green book. V.2.Stockholm, 2009.
13. Скоч А.В. Синергетический эффект кластерообразующих инвестиций: метод количественной и качественной оценки // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3.
14. Арчер П., Оуэн Р. Математические модели мультипликаторов. М.: Наука, 1983.
15. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. М.: ТЕИС, 2004.
16. Скоч А.В. Инвестиционное обеспечение формирования межрегиональных кластеров. М.: Мекка-Пресс, 2005.
17. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
18. Бородина Е.А., Шаховская Л.С. Региональные экономические кластеры как форма интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса // Экономические науки. 2008. № 10 (47).
19. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embedded ness // American Journal of Sociology. 2005. № 11.
20. Алейникова И.С., Воробьев П.В., Исакидисис В.А., Кадочников С.М., Кожин Д.Е.,
Коробейникова А.В., Лопатина Т.А., Михно М.В. Моделирование организации региональных промышленных кластеров: обзор международного
опыта//Современная конкуренция. 2008. № 4(10).
21. Скоч А.В. Теоретические основы разработки региональной экономической политики и особенности ее реализации в России. М.: МАКС Пресс, 2005.