Научная статья на тему 'Создание образовательных комплексов: традиции и инновации'

Создание образовательных комплексов: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2933
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATION ORGANIZATIONS / SECONDARY SCHOOL / FURTHER EDUCATION OF CHILDREN / AN EDUCATIONAL COMPLEX / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардабацкая Ирина Акимовна

В основе модернизации современной системы образования лежат идеи непрерывности, интегративности и вариативности. Появление в таких условиях новых субъектов образовательной системы является крайне актуальным. В последнее время повсеместно возрождаются школы-комплексы, которые сегодня называются образовательными комплексами или центрами образования. Они создаются на основе интеграции нескольких уровней образования и создания единого и непрерывного образовательного пространства с широким спектром предоставляемых услуг. В данной статье исследуется история вопроса создания школ-комплексов, анализируются современные требования к их функционированию, предлагается модель интеграции различных уровней и видов образования на основе идеи школы полного дня, организации не только учебного процесса, но и свободного времени детей и подростков. Значимость реализации такой модели обоснована необходимостью создания благоприятных условий для развития адаптации растущего человека к динамично меняющемуся социуму, формирования готовности личности к постоянному приобретению и пополнению знаний, формирования мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating of Educational Complexes: Tradition and Innovation

The heart of the modernization of the modern education system is based on the idea of continuity, integrity and biodiversity. The emergence of these new conditions, the subjects of the educational system is extremely important. Recently they have been revived throughout school systems, which today are called educational complexes or education centres. They are based on the integration of several levels of education and to create a single and continuous educational space with a wide range of services. This article explores the history of the issue of creation of school-complexes, it analyzes modern requirements for their functioning, proposes a model of integration of different levels and types of education based on the idea of a full day in school, the organization not only of the educational process, but also the free time of children and adolescents. The importance of the implementation of this model, the need for creating and enabling environment for the development of the growing human adaptation to rapidly changing society, the formation of the personality’s readiness for continuous acquisition and updating of knowledge, formation of motivation to education and self-education throughout their lives.

Текст научной работы на тему «Создание образовательных комплексов: традиции и инновации»

УДК 371.2

И. А. Ардабацкая

Создание образовательных комплексов: традиции и инновации

В основе модернизации современной системы образования лежат идеи непрерывности, интегративности и вариативности. Появление в таких условиях новых субъектов образовательной системы является крайне актуальным. В последнее время повсеместно возрождаются школы-комплексы, которые сегодня называются образовательными комплексами или центрами образования. Они создаются на основе интеграции нескольких уровней образования и создания единого и непрерывного образовательного пространства с широким спектром предоставляемых услуг. В данной статье исследуется история вопроса создания школ-комплексов, анализируются современные требования к их функционированию, предлагается модель интеграции различных уровней и видов образования на основе идеи школы полного дня, организации не только учебного процесса, но и свободного времени детей и подростков. Значимость реализации такой модели обоснована необходимостью создания благоприятных условий для развития адаптации растущего человека к динамично меняющемуся социуму, формирования готовности личности к постоянному приобретению и пополнению знаний, формирования мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни.

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, общеобразовательная школа, дополнительное образование детей, образовательный комплекс, интеграция.

I. A. Ardabatskaya

Creating of Educational Complexes: Tradition and Innovation

The heart of the modernization of the modern education system is based on the idea of continuity, integrity and biodiversity. The emergence of these new conditions, the subjects of the educational system is extremely important. Recently they have been revived throughout school systems, which today are called educational complexes or education centres. They are based on the integration of several levels of education and to create a single and continuous educational space with a wide range of services. This article explores the history of the issue of creation of school-complexes, it analyzes modern requirements for their functioning, proposes a model of integration of different levels and types of education based on the idea of a full day in school, the organization not only of the educational process, but also the free time of children and adolescents. The importance of the implementation of this model, the need for creating and enabling environment for the development of the growing human adaptation to rapidly changing society, the formation of the personality's readiness for continuous acquisition and updating of knowledge, formation of motivation to education and self-education throughout their lives.

Keywords: preschool education organizations, secondary school, further education of children, an educational complex, integration.

В последнее время в связи с переходом на ФГОС идея организации образовательных комплексов вновь становится актуальной, это связано прежде всего с изменением статуса дошкольного образования и определением его в качестве первой ступени в системе непрерывного образования. С целью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования повсеместно ведется создание крупных центров образования, объединяющих как школы, так и дошкольные образовательные учреждения. Так, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ и успешной адаптации детей при переходе с одного уровня на другой была проведена реорганизация государственных образовательных организаций. В результате появилось около 700 образовательных комплексов, которые

предоставляют услуги в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования.

Целей создания образовательных комплексов несколько:

— обеспечение кадровой, методической и социально-психологической преемственности дошкольного и начального общего образования;

— реализация дополнительных программ предшкольного образования, включающих формирование универсальных учебных действий, способствующих академической успешности первоклассника;

— более эффективное использование ресурсов школ и детских садов в условиях подушевого финансирования.

Но главной целью создания образовательных комплексов, на наш взгляд, должно стать непрерывное педагогическое сопровождение ребенка на

© Ардабацкая И. А., 2016

разных уровнях образования. Единая концепция воспитания и обучения на этапах дошкольного, начального, общего и среднего образования, создание единого пространства дополнительного образования позволят развить способности и возможности каждого ребенка путем интеграции деятельности всех специалистов, работающих с ним.

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что идея объединения различных уровней и видов образования в одной организации не нова для отечественной педагогики. Историография школ-комплексов свидетельствует о попытках в разные исторические эпохи решать проблему разностороннего развития личности, ее социализации и интеграции в социум.

Идея создания учебно-воспитательного комплекса на основе объединения детского сада и школы известна в России с XIX века. Так, один из попечителей земских школ Тесовской волости Новгородской губернии П. С. Гурьев вместе со своим единомышленником Е. О. Гугелем открыли в 1832 году при Гатчинском воспитательном доме школу для десяти мальчиков, в которой дети обучались с раннего возраста (с четырех лет). С 1837 года эта школа обучала уже 120 мальчиков в возрасте от 4 до 10 лет, при этом выполняя функции интерната [1]. Опыт решения задач обучения и воспитания в учреждениях С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого,

А. А. Захаренко, В. А. Караковского во многом может быть оценен как опыт работы школ-комплексов.

Так, в колонии «Бодрая жизнь», созданной С. Т. Шацким в 1911 году, совместно воспитывались дети дошкольного и школьного возраста [6], что очень похоже на современные идеи адаптации детей при переходе с одного уровня образования на другой. Современный образовательный комплекс - это чаще всего объединение именно дошкольных и школьных образовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости друг к другу.

Идея школы-комплекса постепенно эволюционировала, в 70-80 годы в СССР появились разные типы учебно-воспитательных комплексов (УВК), чьи структуры определялись особенностями региона и социальным заказом времени.

Опыт работы М. П. Щетинина по организации УВК свидетельствует, что к идее школы-комплекса и в ХХ веке не было однозначного отношения, дискуссии по поводу целесообразности такой формы возникали как среди родителей, так и среди педагогов. Для одних участников образо-

вательного процесса это явилось реализацией их запросов, а для других оказалось чужим, продиктованным «сверху» нововведением. Похожую ситуацию мы наблюдаем и сейчас: педагогическое сообщество Москвы и родительская общественность рассуждают о плюсах и минусах объединения образовательных организаций. И возможно, весомыми доводами в этих спорах могут стать выводы об эффективности данной организационной формы, основанные на опыте прошлых лет.

Так, М. П. Щетинин, обобщая опыт работы учебно-воспитательных комплексов в советское время, утверждает следующее:

— школа-комплекс советского образца учила серьезному, вдумчивому планированию, не прощала неорганизованности ни директору, ни учителю, ни ученику;

— школа-комплекс открыла для обучающихся множество путей к самоутверждению в добрых делах, направив их энергию поиска себя в русло подлинного расцвета личности;

— школа-комплекс являлась, прежде всего, школой, способной формировать более развитого человека, живущего богатой, содержательной духовной жизнью [7].

В монографии А. А. Огаркова и Л. А. Коробейниковой делается вывод о том, что по своей сути возникновение учебно-воспитательных комплексов «школа - детский сад» можно считать новым важным социально-педагогическим явлением советской образовательной культуры. Уже сам по себе факт их существования в некоторых регионах СССР в течение 30 лет доказывает не только их социально-экономическую выгоду, но и, что не менее значимо, их педагогическую целесообразность. Близость смежных возрастов (старшего дошкольного и младшего школьного) расширяет возможности реализации связей школы и детского сада, имеет общие психолого-педагогические основы. Более того, вскрываются невидимые ранее резервы для установления преемственности на качественно новом уровне. Создаются лучшие условия для подготовки дошкольников к обучению в школе. В значительной мере устраняется тот психологический барьер, который обнаруживается почти у всех дошкольников при переходе из детского сада в школу. Облегчается и сокращается период адаптации дошкольников к условиям школы [4].

Вместе с тем массовая практика объединения образовательных учреждений в школы-комплексы в советское время не получила распространения. После повсеместной их организации в 80-е годы

наступил спад распространения данной организационной формы, многие из ранее созданных школ-комплексов расформировывались. Причиной тому была сложность управления такими большими учреждениями. Поэтому возрождение идеи формирования образовательных комплексов в наше время должно идти с учетом как положительного, так и отрицательного опыта существования школ-комплексов в советское время. Помимо решения задач экономии средств, современные директора делают попытки найти эффективные механизмы управления объединенной организацией. Так, в нашей практике многопрофильная образовательная организация «Гимназия № 1409» функционирует, прежде всего, как единое образовательное пространство, включающее при дошкольных подразделения, начальную, основную и среднюю ступени школы и центр дополнительного образования, связывающий воедино все эти отделения. Непрерывность образования в гимназии осуществляется посредством создания детско-взрослой общности, объединенной идеей саморазвития.

Объединение ресурсов педагогов дошкольного, школьного и дополнительного образования, родителей и учеников разных возрастов позволяет нашей гимназии реализовывать разнообразные интересы и потребности подрастающего поколения. Сегодня в гимназии осуществляется целый ряд детских научных проектов, международный проект «Россия - Италия: смотрим в будущее вместе», проект SAGE «Школьники за продвижение глобального предпринимательства», международный проект «Молодежные модели ООН», гимназия является учредителем и организатором Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», реализует программы международного бакалавриата для детей 10-15 лет.

На наш взгляд, современные образовательные комплексы имеют гораздо больше возможностей для интеграции различных уровней и видов образования. В крупные центры образования могут объединяться не только дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, но и организации дополнительного и профессионального образования. Интеграция может выйти и за рамки ведомственной принадлежности и включить в образовательные комплексы учреждения культуры и спорта, кинотеатры, библиотеки, музеи, по крайней мере на основе сетевого взаимодействия. Такое объединение усилий различных институтов общества и государства в деле решения задач развития

социально успешной личности создает широкие возможности для объединения формальных и неформальных форм обучения, а значит для реализации лучших практик непрерывного образования.

Каким же нам видится интегрированная образовательная система современной школы-комплекса? В ее основу, по нашему мнению, должна быть положена модель школы полного дня с развитой системой внеурочной деятельности [2]. Основная идея такой модели - это организация свободного времени детей и подростков. Отличительной чертой школы полного дня является сочетание в ней обязательного времени, места, содержания, направлений и форм деятельности учащихся с вариантами для свободного выбора, включая занятия дома и во внешкольных учреждениях.

Основными задачами образовательного комплекса в этом случае являются интеграция совместных действий школы с заинтересованными учреждениями и организациями в кардинальном улучшении воспитания и обучения детей разного возраста в микрорайоне школы; превращение школы в центр не только формального (государственно регулируемого), но и неформального образования; достижение оптимальной занятости учащихся полезными и интересными делами в рамках ученических объединений, студий, проектных групп, научных кружков. Школа-комплекс способна предоставлять площадки для неформального и информального образования не только учеников, но и взрослых жителей микрорайона. Так, в нашей практике весьма востребованной формой работы со взрослым населением являются родительский клуб, общественная организация «Содружество соседей», сообщества любителей футбола и стритбола, психологический кружок «Познай себя».

С точки зрения педагогики период обучения ребенка в школе правомерно рассматривать как переход индивида от адаптивной стадии социализации к этапу самореализации как осознаваемому, целенаправленному, самоуправляемому и конструируемому самой личностью процессу. Основываясь на подобной позиции, ведущей целью образовательного комплекса можно обозначить подготовку личности к самосоциализации. В нашем исследовании, вслед за И. Ю. Тархановой [5], мы трактуем самосоциализацию как активное, целенаправленное самообучение личности социальному взаимодействию. При этом человек самостоятельно учится способам социального взаи-

модействия, привлекая для решения задач самосоциализации средства формального и неформального образования.

Про формальное обучение детей в школе известно много, это сфера жесткого государственного регулирования и массы научных изысканий. А вот неформальное образование пока является инновацией для образовательных организаций. При этом неформальное образование часто рассматривают как образование по выбору (добровольное) для удовлетворения образовательных личностных потребностей, оно не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации. Цель неформального образования - удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях. Выделяют также инфор-мальное образование, которое предполагает индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей культурно-образовательной среде (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д.) [3].

Мы убеждены, что именно условия для развития практик неформального образования в образовательном комплексе в наибольшей мере способствуют духовному развитию, самообразованию и самовоспитанию детей и подростков. Они ориентированы не только на усвоение определенных знаний, навыков, овладение компетенциями, но и на изменение психологических черт, установок, поведения, личности детей и взрослых, пользуются большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Неформальное образование взрослых и детей - это гибкая и разнообразная по организации и формам система обучения, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что современный образовательный комплекс является отражением идей непрерывного образования, которые развиваются здесь интенсивно и как педагогическая концепция, и как область образовательных практик, что чаще всего связано с активизацией адаптационных механизмов социализации. Такая многопрофильная образовательная организация становится пространством формирования продуктивного опыта социального взаимодействия, приучает и стимулирует человека при-

влекать для решения задач самосоциализации средства не только формального, но и неформального образования. Это позволяет актуализировать идеи непрерывности в образовании посредством создания пространства «совместности» в процессе обновления жизненного опыта ребенка и расширения границ его социальных контактов.

Библиографический список

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст] : учебное пособие / А. Н. Джуринский. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

2. Ильичева, И. В. Дифференцированная модель организации системы дополнительного образования в структуре образовательного комплекса [Электронный ресурс] / И. В. Ильичева, О. А. Казьмина // Материалы IV научно-практической конференции «Антропологический подход в инновационном образовании». -Москва. - 5 декабря 2014 года. - Режим доступа: http ://school-proj ects.ru/akademiya/konferenczii/iv-konferencziya-innovaczionnyix-ploshhadok-antropologicheskij-podxod-v-innovaczionnom-obrazovanii (Дата обращения: 12.08.2014).

3. Метлякова, Л. А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания (на примере учреждений дополнительного образования детей) [Текст] / Л. А. Метлякова : дис. ... канд пед. наук. -Ижевск, 2012. - 216 с.

4. Огарков, А. А. Сельский центр образования как педагогическая система: монография [Электронный ресурс] / А. А. Огарков, Л. А. Коробейникова ; научный редактор В. В. Судаков. - Вологда, 2004. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/oga/rkov/3 .htm (Дата обращения: 23.11.2010).

5. Тарханова, И. Ю. Образовательные цели личности в контексте социализации [Текст] / И. Ю. Тарханова, И. А. Ардабацкая // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль, 2015. - С. 320-323.

6. Шацкий, С. Т. Живая работа [Текст] / С. Т. Шацкий // Собр. соч.: в 4 т. - Т. 4. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, По-свещение, 1964. - С. 52-73.

7. Щетинин, М. П. Объять необъятное: Записки педагога [Текст] / М. П. Щетинин. - М. : Просвещение, 1986. - 230 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Dzhurinskij, A. N. Istorija pedagogiki [Tekst] : uchebnoe posobie / A. N. Dzhurinskij. - M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. - 432 s.

2. Il'icheva, I. V Differencirovannaja model' organizacii sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija v strukture obrazovatel'nogo kompleksa [Jelektronnyj resurs] / I. V. Il'icheva, O. A. Kaz'mina // Materialy IV nauchno-prakticheskoj konferencii «Antropologicheskij

podhod v innovacionnom obrazovanii». - Moskva. - 5 dekabrja 2014 goda. - Rezhim dostupa: http://school-projects.ru/akademiya/konferenczii/iv-konferencziya-innovaczionnyix-ploshhadok-antropologicheskij-podxod-v-innovaczionnom-obrazovanii (Data obrashhenija: 12.08.2014).

3. Metljakova, L. A. Integracija formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija detej i vzroslyh kak faktor podderzhki semejnogo vospitanija (na primere uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija detej) [Tekst] / L. A. Metljakova : dis. kand ped. nauk. - Izhevsk, 2012. -216 s.

4. Ogarkov, A. A. Sel'skij centr obrazovanija kak pedagogicheskaja sistema: monografija [Jelektronnyj resurs] / A. A. Ogarkov, L. A. Korobejnikova ; nauchnyj redaktor V. V. Sudakov. - Vologda, 2004. - Rezhim

dostupa : http://www.booksite.ru/fulltext/oga/rkov/3.htm (Data obrashhenija: 23.11.2010).

5. Tarhanova, I. Ju. Obrazovatel'nye celi lichnosti v kontekste socializacii [Tekst] / I. Ju. Tarhanova, I. A. Ardabackaja // Sistemogenez uchebnoj i profession-al'noj dejatel'nosti: materialy VII Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Jaroslavl', 2015. - S. 320323.

6. Shackij, S. T. Zhivaja rabota [Tekst] / S. T. Shackij // Sobr. soch.: v 4 t. T. 4. - M. : Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, Posveshhenie, 1964. - S. 52-73.

7. Shhetinin, M. P. Ob#jat' neob#jatnoe: Zapiski ped-agoga [Tekst] / M. P. Shhetinin. - M. : Prosveshhenie, 1986. - 230 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.