УДК 37
Е. В. Лебедев
Интеграционные процессы в образовательном пространстве региона
Статья посвящена рассмотрению интеграционных процессов в образовательном пространстве региона, которые связаны не только с содержательно-структурными изменениями внутри самой системы образования, но и с новыми социально-экономическими условиями регионального развития. В связи с этим необходим поиск новых механизмов управления образовательным комплексом региона с учетом того, что взаимодействие образовательных и научных организаций с государственным сектором, общественными организациями и объединениями, субъектами экономической деятельности регионов должно выходить на новый уровень. Автор рассматривает различные подходы к пониманию сущности и структуры образовательного комплекса и обобщает опыт формирования образовательных комплексов на базе образовательных организаций различных типов, уровней (среднее, среднее специальное, высшее, послевузовское), разной ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в целях повышения качества и доступности образования; подготовки высококвалифицированных кадров для регионального рынка труда; ускорения социально-экономического развития региона и государства в целом. Рассматриваются образовательные комплексы, сформированные с участием дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования, дополнительного образования, а также университетские комплексы и университетские образовательные округа, представляющие собой специально организованную образовательную среду.
Ключевые слова: образование, наука, интеграция, компетенции, образовательный комплекс, многоуровневое образование, университетский комплекс.
E. V. Lebedev
Integration Processes in the Educational Space of the Region
The article is devoted to consideration of integration processes in the educational space of the region which cover not only substantial and structural changes in the education system, but also are caused by new social and economic conditions of the regional development. In this regard it is necessary to search new mechanisms of management of the educational complex of the region taking into account that interaction of the educational and scientific organizations with the public sector, public organizations and associations, subjects of economic activity of regions should come to a new level. The author considers various approaches to understanding of the essence and structure of the educational complex and generalizes experience of formation of educational complexes on the basis of the educational organizations of various types, levels (secondary, secondary special, higher, postgraduate), different departmental affiliation and the organizational and legal form to improve the quality and availability of education; preparation of highly qualified personnel for the regional labour market; boost of the social and economic development of the region and the state in general. The educational complexes are regarded, which were created with participation of preschool institutions, comprehensive schools, establishments of secondary vocational education, further education, and also the university complexes and university educational districts which are a specially organized educational environment.
Keywords: education, science, integration, competence, educational complex, multi-level education, university complex.
Ориентация на инновационное развитие России определяет основные векторы обновления системы образования, в том числе и на региональном уровне. В современной рыночной экономике конкуренция существует не только в форме завоевания определенного сегмента рынка, конкретной группы потребителей продукции или услуг с целью получения большей прибыли, но и в форме борьбы за высококвалифицированные кадры, способные эффективно работать, выдвигать инновационные предложения, создавать новые продукты и услуги [6]. В таких условиях на передний план выходит идея непрерывного образования, формирующего и развивающего человеческий капитал страны, региона, города.
Образование (сфера образования) - это социальный институт [18], представляющий собой ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Как социальный институт образование, удовлетворяя запросы различных субъектов социально-экономических отношений, встало перед необходимостью осмысления и предупреждения конфликтов интересов, разработки стратегий комплексного развития с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
© Лебедев Е. В., 2016
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества [19]. Дисфункциональность - невыполнение социальным институтом своих функций. Нарастание дисфункциональности ведет к обострению конфликтов не только внутри социального института, но и между социальными институтами. Проявление дисфункций является источником личной неудовлетворенности участников образовательного процесса и приводит к конфликтам внутри системы образования и рассогласованию с другими социальными институтами (возникает неудовлетворенность работодателей, государства общества).
Важной характеристикой современного этапа развития отечественного образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, а с другой - процессы взаимодействия образовательных организаций с государством, обществом и рынком труда [6]. В связи с этим возникает необходимость изменения модели управления в сфере образования на региональном уровне в целях повышения эффективности процесса достижения образовательных результатов и формирования актуальных компетентностей в условиях современного образовательного пространства.
Однако анализ теории и практики управления образованием показал наличие противоречия между потребностью государства осуществлять прогрессивные преобразования в образовательном пространстве регионов, направленные на интеграцию и развитие, и недостаточной научной обоснованностью содержания понятия «образовательный комплекс региона», его сущностных и структурных характеристик. Кроме того, недостаточно развита инфраструктура и не проработана методология управления образовательными комплексами в масштабе региона.
Все это актуализирует проблему научного обоснования содержательных и организационных аспектов выстраивания архитектуры образовательного пространства. Инициированный нами проект «Формирование образовательного комплекса региона как условие развития пространства образовательных возможностей» ориентирован на поиск инновационных механизмов управления в сфере образования и направлен на интеграцию всех сторон, заинтересованных в устойчивом социально-экономическом развитии региона.
В информационном поле имеют место самые разные трактовки понятия «образовательный комплекс», формулировка и содержательное наполнение которых зависит или от контекста, или от точки зрения конкретного автора. Так, в отдельных публикациях понятие «образовательный комплекс» используется как синоним «образовательной системы» региона [2].
Существуют и более сложные конструкты -научный взгляд на систему образования как научно-образовательный каркас экономического пространства региона, то есть образовательный комплекс, организованный как территориальный институт и органично «встроенный» в пространственную институциональную среду (Е. В. Болгова) [3].
Ученые рассматривают понятие «системный образовательный комплекс». Он может включать образовательные и иные организации, учреждения разного уровня, типов и видов, инновационные образовательные программы, технологии и методики, а также управленческую инфраструктуру. Целью деятельности системного образовательного комплекса является интеграция ресурсов территории, создание всесторонних условий для диагностирования образовательного потенциала личности, прогностического выстраивания и реализации непрерывных образовательных и профессиональных траекторий всех участников образовательного процесса (О. Н. Марганова) [11].
Обобщив многочисленные определения категории «образовательный комплекс», О. Н. Ильив предложила свою трактовку. Образовательный комплекс - это сочетание в пределах определенной территории сети образовательных учреждений, учреждений вузовского сектора науки, органов управления, обеспечивающих население соответствующими услугами, которые находятся в тесном взаимодействии и в дальнейшем обеспечивают высокий уровень социально-экономического развития региона и страны в целом [7].
Вместе с тем имеются научные труды и разработки более общего характера, заслуживающие внимания в контексте нашего исследования. Ряд работ посвящен специфике образовательных сетей и образовательных комплексов как организационных систем, а также основным принципам и механизмам управления ими (Н. П. Глотова, Д. А. Новиков) [14, 15].
Под образовательной сетью авторы понимают совокупность образовательных программ и реа-
лизующих их образовательных учреждений. С ростом степени интеграции образовательных учреждений образовательная сеть или ее часть может превратиться в образовательный комплекс. Он (образовательный комплекс), в свою очередь, представляет собой форму организации образовательных систем как объединения организационно интегрированных образовательных учреждений, реализующих комплекс взаимосвязанных образовательных программ различных уровней [14].
Вместе с тем Д. А. Новиков специально подчеркивает, что введенное им определение, представленное выше, не учитывает интеграции образования и науки или образования и производства. Тем самым сознательно ограничивает рассмотрение лишь образовательными комплексами, исключая научно-образовательно-
производственные комплексы, обладающие своей спецификой [14, с. 247]. Однако многие идеи, изложенные в работах Д. А. Новикова и Н. П. Глотовой, представляются интересными и ценными для дальнейшей разработки понятия «образовательный комплекс региона».
Так, образовательный комплекс предлагается рассматривать с точки зрения трех критериев, отражающих различные основания для объединения образовательных учреждений [14, с. 265]:
— степень горизонтальной интеграции характеризует число реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ одного уровня;
— степень вертикальной интеграции характеризует число реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ различных (последовательных) уровней;
— степень организационной интеграции характеризует самостоятельность или несамостоятельность (в том числе - юридическую и финансовую) образовательных учреждений, входящих в образовательный комплекс.
Также авторами представлены и рассматриваются функциональная (отражающая распределение функций), структурная (отражающая организационную структуру) и потоковая (отражающая потоки абитуриентов и выпускников между элементами образовательных учреждений и окружающей средой) модели образовательного комплекса [14, с. 265].
На региональном уровне имеется опыт поиска путей формирования образовательных комплексов (Г. Г. Сиушева, Н. А. Шалимова) [12]. Проблема рассматривается в контексте оптимизации
сети общеобразовательных учреждений, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов (центров) на базе лучших общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентоспособных общеобразовательных организаций. Авторами представлен достаточно проработанный и интересный подход к проблематике образовательных комплексов, но рассматриваются они скорее в узком смысле (на уровне школ) и не затрагивают другие уровни образования.
Образовательный комплекс - многоуровневое, многофункциональное образовательное учреждение, реализующее образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования на основе единой концепции, а также предоставляющее широкий спектр дополнительных образовательных услуг. Правовая форма - договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), который заключается между различными организациями (учреждениями) социальной сферы, входящими в образовательный комплекс на правах участников договора (правоотношения определяются Гражданским кодексом Российской Федерации) [12].
Исследователи фиксируют три принципиально отличающиеся группы естественно складывающихся моделей образовательных комплексов (Т. В. Абанкина, Г. Г. Сиушева, Н. А. Шалимова) [1, 12].
Первая группа - «вертикаль» (образовательные комплексы создаются как единое юридическое лицо со структурными подразделениями или сетью филиалов). Фактически это иерархическая модель с опорной (базовой) школой: формирование образовательных комплексов на базе более сильной полной (средней) школы и клиентских отношений с сетью школ ниже ступенью или менее оснащенных. Конкретное правовое оформление и финансирование таких образовательных комплексов может быть различным.
Вторая группа - «горизонталь». Ассоциация образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферы с распределением функций при сохранении отдельными образовательными и социокультурными учреждениями статуса юридического лица.
Третья группа - «синтез». Объединение учебных заведений с учреждениями другого типа и ведомственной принадлежности - дошкольного, начального и среднего профессионального образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения [1, 12].
Модель социокультурных комплексов в ходе федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ апробировалась в следующих вариантах [1]:
— на ассоциативной основе: учреждения образования, дополнительного образования, культуры, спорта входят в социокультурный комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану;
— на административной основе: путем передачи образовательному учреждению ставок работников культуры, спорта, а также необходимой материальной базы и оборудования;
— путем формирования единого юридического лица со структурными подразделениями.
Институциональное организационно-правовое обеспечение реформирования сети сельских образовательных учреждений требует не только издания правовых актов и юридического оформления со стороны муниципальных органов управления, но и значительных изменений школьного локального правового регулирования, а также внесения изменений в договор с учредителем [14].
В Москве подход к интеграции образовательных организаций представлен уже на другом уровне. Создание образовательных комплексов, объединяющих несколько школ и детских садов (ДС) в единое образовательное учреждение (образовательный комплекс), - это сегодняшняя тенденция развития московского образования, которая, по мнению В. П. Долматова, в ближайшее время будет тиражироваться в регионах [4].
По сути, образовательный комплекс представляет собой территориально распределенное образовательное учреждение, включающее несколько школ и детских садов. Так, например, образовательный комплекс, созданный на базе Лицея 1367, объединил «под одной крышей» 3 школы и 3 детских сада. Школа 775 города Москвы - 4 школы и 2 ДС и так далее. Эти школы, участвовавшие с 2009 г. в работе экспериментальной площадки над проектом «Сетевая школа», сами стали «сетевыми школами». Одновременно возникает проблема осознания специфики организации и обеспечения функционирования такой сложной, двухуровневой, новой по конструкции сетевой школы [4].
Еще один московский пример - образовательный комплекс «Воробьевы горы» [9], который был создан в 2014 г. на базе Дворца пионеров. Ему присвоили статус федеральной инновационной площадки, на его базе открыт Межрегио-
нальный ресурсный центр, консолидирующий лучшее наработки, создаваемые в системе дополнительного образования.
Ресурсный центр работает в тесной связке с образовательными учреждениями столицы. Так, в результате реорганизации в состав комплекса «Воробьевы горы» вошло 16 профильных учреждений, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, в том числе детские сады, общеобразовательные школы, колледж профессиональных технологий и собственно учреждения дополнительного образования. Это позволяет предложить детям сотни кружков и секций непосредственно на Воробьевых горах, а специалисты учреждений, входящих в комплекс, могут регулярно повышать свою квалификацию в Межрегиональном ресурсном центре, овладевать новейшими программами и методиками.
Основная задача комплекса - создание своеобразной детско-взрослой общности, единой творческой среды, объединяющей детей, родителей и учителей. Дополнительное образование должно быть доступно каждому человеку вне зависимости от возраста. Развитие комплекса проходит под наблюдением научно-методического совета, куда входят ведущие российские ученые [9].
Высшая школа также не осталась в стороне от интеграционных процессов, формируя комплексы на своем уровне. Университетский комплекс представляет собой открытую, масштабную, региональную, многоуровневую, полифункциональную, территориально распределенную, высокотехнологичную научно-образовательную макросистему, которая позволяет динамично реагировать на вызовы в образовании и науке, ориентироваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда [8].
Многоуровневая структура университетского комплекса обеспечивает доступность и непрерывность профессионального образования на территории региона. Университетский комплекс региона, в отличие от отдельного вуза, может предоставлять многоуровневое образование (среднее, среднее специальное, высшее, послевузовское); создавать комфортные условия для коммерциализации научно-технических разработок (трансфера знаний); формировать единую методологию профессионального образования; раскрывать индивидуальные творческие способности обучающихся [8]. Все это требует реформирования системы профессионального образования, при этом основываться оно должно на
процессе интеграции образования, науки и бизнеса. Интеграция гарантирует подготовку специалистов в едином методологическом и информационном образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований с целью повышения конкурентоспособности предприятия [13]. Таким образом, региональный университетский комплекс ориентирован на баланс интересов предприятий и организаций, входящих в его состав. При его формировании необходимо сочетать как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию элементов данной системы; рассматривать указанную систему в качестве единого хозяйствующего субъекта рынка [5].
Существует еще один подход к интеграции на базе высшего учебного заведения. Университетский образовательный округ - специально организованная образовательная среда (образовательное пространство) вокруг государственного университета федерального ведения, в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения различных уровней (школы, лицеи, гимназии, профессионально-технические училища, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования), различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Целью создания округа является повышения качества образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния университета на другие учреждения; преемственности ФГОС и программ обучения в образовательных учреждениях различных уровней; повышения квалификации преподавателей в городе или регионе; обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сферы города или региона [20].
Взаимодействие учебных заведений в университетском комплексе может выстраиваться по вертикали (дошкольные учреждения - школа -среднее профессиональное учебное заведение -высшее учебное заведение - заведение повышения квалификации и переподготовки) или по горизонтали (в масштабах области, в контакте с местными органами власти, учебными заведениями ближайших регионов и федеральным центром) [20].
Подводя итог, следует отметить, что устоявшихся определений понятий «образовательный комплекс» и «образовательный комплекс региона» в настоящее время нет, а представленные
выше авторские определения и практические примеры не в полной мере отвечают целям и задачам нашего проекта. Наиболее близким по смыслу к содержанию нашей работы представляется вариант О. Н. Ильив, но и он требует дальнейшей проработки. Образовательный комплекс региона не может быть самоцелью, и в данном случае приоритетным является не формулирование понятия, а структурирование субъектов, составляющих образовательный комплекс, поскольку новые механизмы управления образованием региона должны носить предметный характер.
Наиболее распространенная в теории и практике схема образовательного комплекса представляет собой структуру: детский сад - школа -учреждение дополнительного образования - колледж (в рамках сферы образования). Инструменты управления и организационно-правовые основы разработаны, соответственно, для локальных образовательных комплексов в рамках сферы образования или с участием учреждений дополнительного образования культуры и спорта. Нормативно-правовое обеспечение образовательных комплексов на уровне региона отсутствует, не представлен и единый механизм взаимодействия более широкого круга их участников (за рамками сферы образования).
На наш взгляд проблема исследования образовательного комплекса региона лежит в междисциплинарной плоскости на стыке педагогической и экономической наук. Как показано на примерах выше, большинство авторов рассматривают образовательный комплекс в качестве укрупненного учреждения или объединения ряда образовательных учреждений, оставаясь в рамках педагогической науки.
Имеются отдельные публикации и примеры, в которых границы комплекса расширяются. В частности, университетские комплексы ориентированы уже не просто на развитие личностно-профессиональных качеств выпускника, но и на удовлетворение потребностей социально-экономического развития региона. Все это переводит данную проблему в сферу экономической науки, а в этом случае на передний план выходит другая структура, отличная от образовательного комплекса, а именно образовательный кластер. По данным только одного библиографического указателя, образовательным кластерам посвящено более 150 публикаций [17]. Интеграция на основе кластерного подхода - перспективное направление работы, с учетом того, что Ярослав-
ская область выбрала путь кластерного развития [10]. Однако это тема для отдельного изучения.
Библиографический список
1. Абанкина, Т. В. Модели интеграции и кооперации образовательных ресурсов в сельском социуме [Текст] / Т. В. Абанкина // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 61-77.
2. Бондаренко, Л. Ю. [и др.] Состояние и перспективы развития образовательной системы Томского региона [Электронный ресурс] / Л. Ю. Бондаренко, Н. В. Веретенникова, В. С. Иванова, Н. В. Поправко, А. Ю. Рыкун, К. М. Южанинов // Образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/641/641/1219/Proekt Tasis 3 .pdf
3. Болгова, Е. В. Оценка эффективности экономических функций научно-образовательного каркаса региона [Текст] / Е. В. Болгова // Экономическая наука и образование. - 2010. - 11 (72). - С. 317-320.
4. Долматов, В. П. Особенности комплексной информатизации территориально распределенного образовательного учреждения типа образовательный комплекс - «сетевая школа» [Электронный ресурс] /
B. П. Долматов // ИРТех: инновационные решения для системы образования. - URL: http://www.ir-tech.ru/wp-content/uploads/2014/pdf/dolmatov_vp_ 15.pdf
5. Захаров, П. Н. Синергия стратегии развития университетского комплекса региона [Текст] : авт. дис. ... д-ра. эк. наук / П. Н. Захаров. - Владимир, 2010. -35 с.
6. Землянский, В. В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования [Текст] / В. В. Землянский // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 23-26.
7. Ильив, О. Н. Образовательный комплекс как объект общественно-географического исследования [Текст] / О. Н. Ильив // Географический вестник. -2014. - № 2 (29). - С. 15-21.
8. Ковалевский, В. П. Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного потенциала региона [Текст] / В. П. Ковалевский // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 2 (1). - С. 17-22.
9. Комплекс «Воробьевы горы» объединит 16 организаций [Электронный ресурс] // Управа района Солнцево города Москвы. - URL: http://solntsevo.mos.ru/presscenter/news/detail/1621028.h tml
10. Лебедев, Е. В., Макарова, М. В. Роль учебного заведения дополнительного профессионального образования в решении стратегических задач современной экономики [Текст] / Е. В. Лебедев, М. В. Макарова // IDO Science. - 2011. - № 1(3). -
C. 7-9.
11. Марганова, О. Н. Роль системных образовательных комплексов в контексте институциональных преобразований образования региона [Текст] / О. Н. Марганова // Социокультурные аспекты развития регионов. - Челябинск : НОУ ЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2009. - 260 с. - С. 42-45.
12. Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов (центров) на базе лучших общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентноспособных общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. - URL: http://www.docme.ru/doc/804610/metodicheskie-rekomendacii_obrazovatel._nye-kompleksy
13. Моисеев, В. Б., Козлова, Н. В. Многоуровневый инновационный научно-образовательный комплекс: интеграция науки, образования, бизнеса [Текст] / В. Б. Моисеев, Н. В. Козлова // Инженерное образование. - 2011. -№ 8. - С. 16-21.
14. Новиков, Д. А. Теория управления образовательными системами [Текст] / Д. А. Новиков. - М. : Народное образование, 2009. -452 с.
15. Новиков, Д. А., Глотова, Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами [Текст] / Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. -М. : Институт управления образованием РАО, 2004. -142 с.
16. Носков, В. А. Экономические кластеры Самарской области и основы их научно-образовательного каркаса [Текс] / В. А. Носков // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 7 (117). -С. 14-19.
17. Образовательный кластер: библиогр. указатель. (2007-2012 гг.) / АлтГУ НБ, БО ; сост. Т. В. Лакиза. - Барнаул, 2012. - 21 с. (153 назв.).
18. Порожняков, А. С. Институт образования как объект социально-философского анализа [Электронный ресурс] / А. С. Порожняков // Издательскй дом «Хорс». Научный журнал «Общество: политика, экономика, право». - URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/6-2010-1/porozhnyakov.pdf 18
19. Социология : курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / под ред.
B. А. Михайлова. - Ульяновск : УлГТУ, 2004. - 207 с.
20. Якушева, С. Д. Университетский образовательный округ - интеграция науки, образования и практики [Текст] : монография /
C. Д. Якушева. - М. : АПКиППРО, 2009. - 200 с.
flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2016 - № 1
Bibliograficheskij spisok
1. Abankina, T. V Modeli integracii i kooperacii obrazovatel'nyh resursov v sel'skom sociume [Tekst] / T. V. Abankina // Voprosy obrazovanija. - 2008. - № 3. -S. 61-77.
2. Bondarenko, L. Ju. [i dr.] Sostojanie i perspektivy razvitija obrazovatel'noj sistemy Tomskogo regiona [Jelektronnyj resurs] / L. Ju. Bondarenko, N. V. Veretennikova, V. S. Ivanova, N. V Popravko, A. Ju. Rykun, K. M. Juzhaninov // Obrazovatel'nyj portal «Jekonomika. Sociologija. Menedzhment». - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/641/641/1219/Proekt_Tasis_3 .pdf
3. Bolgova, E. V. Ocenka jeffektivnosti jekonomicheskih funkcij nauchno-obrazovatel'nogo karkasa regiona [Tekst] / E. V. Bolgova // Jekonomicheskaja nauka i obrazovanie. - 2010. - 11 (72). - S. 317-320.
4. Dolmatov, V. P. Osobennosti kompleksnoj informatizacii territorial'no raspredelennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija tipa obrazovatel'nyj kompleks - «setevaja shkola» [Jelektronnyj resurs] / V. P. Dolmatov // IRTeh: innovacionnye reshenija dlja sistemy obrazovanija. - URL: http://www.ir-tech.ru/wp-content/uploads/2014/pdf/dolmatov_vp_15.pdf
5. Zaharov, P. N. Sinergija strategii razvitija universitetskogo kompleksa regiona [Tekst] : avt. dis. ... d-ra. jek. nauk / P. N. Zaharov. - Vladimir, 2010. - 35 s.
6. Zemljanskij, V. V Kompleksnaja integracija v regional'noj sisteme professional'nogo obrazovanija [Tekst] /V. V Zemljanskij // Problemy sovremennogo obrazovanija. - 2011. - № 3. - S. 23-26.
7. Il'iv, O. N. Obrazovatel'nyj kompleks kak ob#ekt obshhestvenno-geograficheskogo issledovanija [Tekst] / O. N. Il'iv // Geograficheskij vestnik. - 2014. - № 2 (29). - S. 15-21.
8. Kovalevskij, V. P. Razvitie universitetskogo kompleksa kak faktor povyshenija innovacionnogo potenciala regiona [Tekst] / V P. Kovalevskij // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. -2012. - № 2 (1). - S. 17-22.
9. Kompleks «Vorob'evy gory» ob#edinit 16 organizacij [Jelektronnyj resurs] // Uprava rajona Solncevo goroda Moskvy. - URL: http://solntsevo.mos.ru/presscenter/news/detail/1621028.h tml
10. Lebedev, E. V, Makarova, M. V Rol' uchebnogo zavedenija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v reshenii strategicheskih zadach sovremennoj jekonomiki [Tekst] / E. V Lebedev, M. V. Makarova // IDO Science. - 2011. - № 1(3). -S. 7-9.
11. Marganova, O. N. Rol' sistemnyh obrazovatel'nyh kompleksov v kontekste institucional'nyh preobrazovanij obrazovanija regiona [Tekst] / O. N. Marganova // Sociokul'turnye aspekty razvitija regionov. - Cheljabinsk : NOU ChIJeP im. M. V. Ladoshina, 2009. - 260 s. - S. 42-45.
12. Metodicheskie rekomendacii po optimizacii seti obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij Kostromskoj oblasti, v tom chisle za schet sozdanija krupnyh obrazovatel'nyh kompleksov (centrov) na baze luchshih obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij putem prisoedinenija k nim nekonkurentnosposobnyh obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.docme.ru/doc/804610/metodicheskie-rekomendacii_obrazovatel._nye-kompleksy
13. Moiseev, V. B., Kozlova, N. V Mnogourovnevyj innovacionnyj nauchno-obrazovatel'nyj kompleks: integracija nauki, obrazovanija, biznesa [Tekst] / V. B. Moiseev, N. V. Kozlova // Inzhenernoe obrazovanie. - 2011. - № 8. - S. 16-21.
14. Novikov, D. A. Teorija upravlenija obrazovatel'nymi sistemami [Tekst] / D. A. Novikov. -M. : Narodnoe obrazovanie, 2009. - 452 s.
15. Novikov, D. A., Glotova, N. P. Modeli i mehanizmy upravlenija obrazovatel'nymi setjami i kompleksami [Tekst] / D. A. Novikov, N. P. Glotova. -M. : Institut upravlenija obrazovaniem RAO, 2004. -142 s.
16. Noskov, V A. Jekonomicheskie klastery Samarskoj oblasti i osnovy ih nauchno-obrazovatel'nogo karkasa [Teks] / V A. Noskov // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. -2014. - № 7 (117). - S. 14-19.
17. Obrazovatel'nyj klaster: bibliogr. ukazatel'. (2007-2012 gg.) / AltGU, NB, BO ; sost. T. V Lakiza. -Barnaul, 2012. - 21 s. (153 nazv.).
18. Porozhnjakov, A. S. Institut obrazovanija kak ob#ekt social'no-filosofskogo analiza [Jelektronnyj resurs] / A. S. Porozhnjakov // Izdatel'skj dom «Hors». Nauchnyj zhurnal «Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo». - URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/6-2010-1/porozhnyakov.pdf 18
19. Sociologija : kurs lekcij dlja studentov vseh napravlenij i special'nostej / pod red. V A. Mihajlova. -Ul'janovsk : UlGTU, 2004. - 207 s.
20. Jakusheva, S. D. Universitetskij obrazovatel'nyj okrug - integracija nauki, obrazovanija i praktiki [Tekst] : monografija / S. D. Jakusheva. - M. : APKiPPRO, 2009. - 200 s.
50
Е. В. ïïeôedee