ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
2. Третьяк, Г. А. География Омской области : учеб. пособие для учащихся 7 — 8 кл. / Г. А. Третьяк, Г. С. Улицкая. — Омск : Зап.-Сиб. кн. изд-во. Омское отделение, 1969. — 112 с.
3. География Омской области : учеб. пособие для учащихся школ / А. Ф. Куракин [и др.]. — Омск : Омский институт усовершенствования учителей, 1991. — 144 с.
4. География Омской области : учеб. пособие для средней школы. — Омск : Омское кн. изд-во, 2001. — 192 с.
5. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. М. Аблова [и др.] ; под ред. Л. В. Азаровой, Г. И. Саренко. — Омск : Ин-т развития образования, 2009. — 280 с.
6. Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. — Омск, 2002 (2006). — 576 с.
7. Омская область на пороге тысячелетий: политика, экономика, культура : моногр. / Ж. В. Лазарева [и др.] ; под общ. ред. С. В. Новикова, Р. А. Рияновой. — Омск : Изд-во ОмГАУ, 2003. - 244 с.
8. Социально-экономические и политические процессы в современной России (на примере Омской области) : моногр. / Л. В. Азарова [и др.] ; под общ. ред. С. В. Новикова, Р. А. Рияновой. — Омск : ОмГАУ, 2005. — 428 с.
9. Социальная и политическая жизнь Омского Прииртышья. Проблемы региональной и национальной безопасности : моногр. / Л. В. Азарова [и др.] ; под общ. ред. С. В. Новикова, Р. А. Рияновой. — Омск : Изд-во ОмГАУ, 2006. — 544 с.
10. Райцентры Омской области / Сост. А. П. Долгушин. — Омск : Омич, 1992. — 390 с.
11. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона : моногр. / Л. В. Азарова [и др.] ; ред. кол. : Л. В.Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. — Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. — 446 с.
12. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь : моногр. / Л. В. Азарова [и др.] ; ред. кол. : Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. — Омск : ИПК Макшеевой Е. А., 2010. — 590 с.
13. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь : моногр. / Л. В. Азарова [и др.] ; редакционный коллектив : Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. — Омск : ИПК Макшеевой Е. А., 2012. — 529 с.
АЗАРОВА Людмила Васильевна, кандидат географических наук, доцент (Россия), научный сотрудник факультета истории, философии и права.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2012 г.
© Л. В. Азарова
УДК 95(57):332.025.13 А. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СОЗДАНИЕ ОБЪЕДИНЕННЫХ ОРГАНОВ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. ЧАСТЬ 2
В статье на основе разнообразных источников анализируется процесс выработки основ деятельности объединенного органа партийно-государственного контроля (Центральная контрольная комиссия — рабоче-крестьянская инспекция). Показаны этапы организационной перестройки наркомата РКИ СССР. Значительное внимание уделяется изменению функций, задач и методов работы рабоче-крестьянской инспекции формам и способам взаимосвязи Центральной контрольной комиссии и наркомата рабоче-крестьянской инспекции.
Ключевые слова: рабоче-крестьянская инспекция, Центральная контрольная комиссия, реорганизация, нэп.
Часть 1 опубликована в ОНВ. — 2013. — № 3(119). — С. 11 — 13.
Реорганизация наркомата РКИ и ЦКК проходила в обстановке перестройки всего государственного аппарата в связи с образованием СССР. 30 апреля 1923 г. Президиум ВЦИК назначил председателя ЦКК РКП(б) В. В. Куйбышева наркомом РКИ СССР. Совнарком по его представлению 5 мая 1923 г. назначил коллегию КК РКИ СССР в следующем составе: первый заместитель наркома — В. А. Аванесов, второй заместитель наркома — А. С. Киселев, члены коллегии — С. Е. Розмирович, Н. Н. Баранский, С. Е. Чуцкаев, И. Ф. Манцев, Н. И. Ильин, Н. М. Шверник [1, с. 116].
На первом заседании новой коллегии НК РКИ СССР 7 мая 1923 г. было образовано 6 комиссий:
1) по выработке общего плана работы РКИ и ЦКК под руководством В. В. Куйбышева; 2) по изучению аппарата НК РКИ и установлению плана его организации (руководитель А. С. Киселев); 3) по составлению законопроектов об освобождении РКИ от ряда функций, не свойственных ее новым задачам (руководитель В. А. Аванесов); 4) по выработке плана объединения наркоматом РКИ всех существующих учреждений, работающих в области научной организации труда (руководитель И. Р. Манцев); 5) по
составлению плана проверки личного состава и комплектования персонального состава реорганизованного НК РКИ (руководитель Н. Н. Баранский); 6) по выработке плана реорганизации местных органов РКИ (руководитель С. Е. Чуцкаев) [2, л. 1] .
23 мая 1923 г. состоялось расширенное заседание президиума ЦКК и коллегии НК РКИ, обсудившее проект положения о ЦКК и наметившее принципы и порядок взаимоотношений ЦКК и НК РКИ [3, с. 242].
В проекте предусматривалось распределение членов ЦКК на три группы. Первая в составе 15 — 20 человек должна была работать под общим руководством президиума ЦКК над материалами, поступающими на рассмотрение ЦК РКП(б) и его органов, и принимать участие в важнейших обследованиях, поручаемых ЦК наркому РКИ СССР. Вторая группа в количестве 25 — 30 человек направлялась для работы в НК РКИ СССР под общим руководством наркома РКИ СССР. Третья группа — 7 человек — составляла партийную коллегию для рассмотрения дел по нарушению членами партии Устава РКП(б) [4, с. 37].
В ходе совещания два члена ЦКК, входящие в состав президиума НК РКИ, выступили против некоторых положений проекта. Е. Ф. Розмирович полагал, что выделение из состава ЦКК особой группы, непосредственно подчиненной ЦКК и осуществляющей обследование вне плана РКИ, является отступлением от идей В. И. Ленина. Н. Н. Барановский выступил против разделения членов ЦКК по группам [5, л. 1, 2].
В том, что ближайшей задачей новой РКИ является создание образцового аппарата, были согласны все члены ЦК РКП (б), ЦКК и руководства РКИ. Подходов к решению было два: реорганизация или упразднение. Меньшинство выступало за увольнение всех сотрудников РКИ и набор новых. Большинство считало данный путь неправильным, поскольку не удастся найти подготовленных к ревизионной деятельности людей в других наркоматах и будет потерян опыт. Поэтому необходимо реорганизовать аппарат, включив в состав новой РКИ наиболее способных работников, имеющих большой опыт [6, с. 5].
Первые практические шаги по реорганизации рабоче-крестьянской инспекции были сделаны в мае 1923 г. Коллегией НК РКИ 29 мая 1923 г. устанавливался обязательный экзамен, который должны были сдавать все работники, состоящие на инспекторских должностях и все вновь принимаемые на эти должности. Для первой категории экзамен состоял из теоретической проверки знаний по четырем направлениям: 1) советское строительство; 2) экономическая политика Советской власти; 3) научная организация труда; 4) основы счетоводства, отчетности и калькуляции. Кроме этого, экзаменаторы оценивали проделанную инспекторами работу. Главное внимание уделялось проверке работы сотрудников в наркомате РКИ. У вновь поступающих на работу в РКИ осуществлялась проверка теоретических знаний [7, с. 23, 30].
Одновременно с началом реорганизации аппарата специальная комиссия РКИ приступила к составлению нового плана работы, основанного на изменении функций РКИ. По этому вопросу несомненный интерес представляют высказывания в прессе одного из членов коллегии РКИ Н. Н. Барановского. В статье «О плане работ РКИ» он констатировал, что предыдущие планы работ не были выполнены. Плановая работа срывалась ударными заданиями, получаемыми от руководства и не включенными первоначально в план, а также различной сверхплановой работой. Автор акцентировал внима-
ние на множестве обязанностей РКИ: «Если собрать все обязанности РКИ, предусмотренные законом, и в особенности собрать сыплющиеся ежедневно постановления, поручающие РКИ расследовать, выяснить, согласовать, разработать, проверить и т.п., то, несомненно, что какой бы штат у РКИ не был, количество получаемой со стороны работы будет все время обгонять предельную работоспособность штата. Необходимо отказаться от значительной части функций... Основная идея плана ни в коем случае не может идти в противоречие с задачей рационализации управленческого дела, так как с технической стороны совершенно безразлично, какие области этого труда будут выбраны для проведения опытов. Основная идея плана должна предусматривать выбор для этих опытов наиболее жизненно важных и интересных областей, где управление имеет дело больше с людьми, чем с вещами» [6, с. 3, 4].
Дискуссия о функциях РКИ ускорила принятие постановления «О внесении на рассмотрение законодательных органов освобождения РКИ от ряда функций» коллегией НК РКИ. Согласно данному постановлению, принятому 29 мая 1923 г., коллегия признавала необходимым освобождение РКИ от следующих функций:
1) документального контроля и сплошной последующей документальной ревизии исполнения росписи доходов и расходов. Эта обязанность возлагалась на Наркомфин, общее заключение по отчету которого надлежало давать РКИ;
2) обязательного предварительного заключения всех сметных предложений ведомств;
3) подачи заключений по отпуску средств государственным, административным и хозяйственным органам;
4) наблюдения за исполнением декретов и постановлений в области финансового управления;
5) обязательного участия в рассмотрении ежемесячных ассигнований кредитов ведомствам;
6) рассмотрения вопросов по продвижению кредитов из одного сметного подразделения в другое, ... всех вопросов, связанных с закрытием кредитов;
7) всех видов сплошного, текущего контроля и надзора за денежными операциями госорганов, участия в приемках и сдачах материалов, участия в публичных торгах, ., производства обследований по требованиям прокуратуры, суда и следственных органов, обязательного наблюдения за правильным хозяйственным заключением договоров, выдачей нарядов и выполнением заготовок;
8) обязательного участия в межведомственных совещаниях и заседаниях;
9) представления заключений в высшие законодательные органы по всем вопросам, не имеющим непосредственного отношения к новым задачам РКИ по улучшению госаппарата;
10) исполнения специальных обязанностей, возложенных РКИ по бюро жалоб, направленных к защите и охране частноправовых интересов: освобождение от принятия и рассмотрения заявлений и жалоб, не содержащих указаний на несовершенство государственного аппарата и на проявляемое должностными лицами пренебрежительное отношение к нуждам и интересам рабочих и крестьян [7, с. 1, 2].
Сравнивая текст проекта в том виде, в котором он был принят, с текстом, представленным коллегии, следует отметить, что РКИ не отказывалась от своих прав, она требовала лишь освобождения от обязательного для себя их осуществления. Она могла потребовать на рассмотрение сметные пред-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
ложения ведомств в тех случаях, когда считала это необходимым, но не была обязана это делать. То же в отношении участия в межведомственных и ведомственных совещаниях.
Из отказа от документального контроля и последующей ревизии логически вытекали все последующие пункты законопроекта. Заключения, которые требовали от РКИ, задания, которые ей давались, — в основе всего этого лежало убеждение, что у РКИ имеется масса ревизионных материалов, на основе которых она сможет дать заключение или дельный совет в ходе совещания. После проведения реорганизации данных материалов у РКИ не будет и вследствие этого теряет смысл участие во многих совещаниях. Отказ от множества обязанностей должен был позволить РКИ сосредоточить основные силы на работе по систематическому улучшению госаппарата на основе планомерного изучения этого аппарата, методов научной организации труда и управления [7, с. 2].
Сужение круга обязанностей РКИ не предполагало полного ухода от контроля за деятельностью государственного аппарата. В партийных кругах в изучаемый период бытовало мнение о том, что в отличие от формального понимания законности в буржуазных странах, в СССР применение буквы закона должно быть творческим процессом истолкования духа закона советским администратором или судьей и наблюдение за этим применением со стороны РКИ должно быть свободным от формального подхода и проникнуто классовым пониманием целей. В ходе проведения в жизнь экономической политики необходимо сотрудничество законодателя, судьи и администратора. Обязателен государственный надзор специальных органов, координирующих деятельность администраторов и судей в области применения закона. Таким органом в отношении юстиции являлся наркомат юстиции (НКЮ) в лице прокуратуры. В отношении советских административных органов эту роль выполняла и должна выполнять РКИ. Те нормализационные задачи, которые были поручены XII съездом РКП(б) РКИ, по мнению ее руководства, не будут выполнены, если у РКИ не будет возможности осуществлять надзор за законностью административной деятельности и хозяйственных операций. Причем такой надзор из формального должен перерасти в политический и хозяйственный контроль по существу и нормализация госаппарата неразрывно связана с этим процессом [7, с. 4, 5].
Важную роль в проведении реорганизации РКИ играло созванное Совнаркомом 30 мая 1923 г. особое совещание в составе коллегии НК РКИ представителей от НК юстиции (НКЮ), НК путей сообщения (НКПС), реввоенсовета (РВСР) НК труда (НКТруд), высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), Госплана, Всероссийского Центрального Совета Народного Хозяйства (ВЦСПС) под общим руководством заместителя председателя совнаркома А. Д. Цурюпы. Особое совещание рассматривало проект положения о НК РКИ и другие документы, относящиеся к реорганизации РКИ и отправляло их на отзыв во все наркоматы с просьбой прислать поправки. Через некоторое время проекты вновь обсуждались на особом совещании и отправлялись в коллегию НК РКИ для окончательной доработки [8, л. 49; 9, л. 18, 19].
20 июня 1923 г. состоялось совместное заседание президиума ЦКК и коллегии НК РКИ. На заседании были рассмотрены: проект положения о РКИ, проект постановления об освобождении НК РКИ от
ряда функций, проект постановления о возложении ответственности на руководителей ведомств за состояние и работу аппарата, подчиненных им органов управления и хозяйства. В ходе обсуждения в проекты были внесены важные дополнения, в частности, о том, что НК РКИ СССР должен давать заключения по отчетности исполнения росписи доходов и расходов, составляемые Наркомфином СССР [10].
Пленум ЦКК РКП(б) 20 — 22 июня 1923 г., на котором присутствовали представители ЦК РКП(б) И. В. Сталин и В. М. Молотов, рассмотрел вопрос о взаимоотношениях ЦКК и НК РКИ. Организационно их взаимоотношения выражались в том, что председатель ЦКК являлся одновременно наркомом РКИ СССР, состав президиума ЦКК персонально почти совпадал с составом коллегии НК РКИ СССР: из девяти членов коллегии НК РКИ в 1923 г. только двое не были членами ЦКК. Руководящий состав НК РКИ в основном состоял из членов ЦКК [11, л. 11; 12, с. 25].
6 сентября 1923 г. ЦИК и СНК СССР приняли два декрета: «О реорганизации народных комиссариатов Рабоче-крестьянской инспекции союзных республик» и «Об освобождении Рабоче-крестьянской инспекции от ряда принадлежащих ей функций» [13, с. 119—120]. Согласно первому декрету, на РКИ возлагалось общее руководство всеми работами по перестройке и совершенствованию советского аппарата в целом, а также проведение в жизнь всех необходимых для этого мероприятий при личной ответственности руководителей учреждений за деятельностью подчиненных им административных и хозяйственных органов.
Реорганизованный наркомат РКИ должен был в основном применять метод инспекционно-ревизионного обследования. Он значительно отличался от метода фактической ревизии. Теперь главной целью обследования становилось выяснение практических результатов деятельности хозяйственных и административных органов. При обнаружении злоупотреблений и хищений РКИ должна была выявлять наиболее типичные случаи и разрабатывать организационные способы по предотвращению подобных видов хищений и злоупотреблений.
По предложению ЦКК в сентябре 1923 г. Политбюро рекомендовало все проекты, касавшиеся существенных изменений в организации государственных учреждений, предварительно выносить на рассмотрение президиума ЦКК и коллегии НК РКИ и только после этого передавать в партийные или государственные органы для принятия соответствующих постановлений [14, л. 1; 15, с. 292].
12 ноября 1923 г. ЦИК Союза ССР по предложению правительства утвердил «Положение о народном комиссариате Рабоче-крестьянской инспекции Союза Советских Социалистических Республик». В нем определялись задачи, права и структура НК РКИ. На наркомат возлагались следующие задачи: «Практическое и теоретическое изучение дела управления; выявление недостатков и достоинств действующих органов управления, устранение первых и закрепление последних; постановка опытов и проведение в жизнь практических мероприятий по рационализации техники управления, делопроизводства и отчетности; выработка наиболее совершенных форм счетоводства, калькуляции и составления балансов; выработка планов изменения структуры государственных органов; ... побуждение государственных, административных и хозяйственных органов к улучшению их аппаратов, обобщение
и популяризация их опыта» [16, ст. 1042] . На НК РКИ возлагалась задача осуществления общего руководства за деятельностью «всех учреждений, занятых изучением научной организации труда, производства и техники управления», организация в отдельных случаях имеющих государственное значение « опытных станций, показательных учреждений и ячеек содействия по улучшению государственного аппарата» [16, с. 163— 164].
Помимо вышеизложенных задач, положение обязывало наркомат РКИ давать оценку и осуществлять проверку по существу работы руководителей и сотрудников административных и хозяйственных органов Союза ССР, оказывать им содействие в подборе личного состава, необходимых мер к практической подготовке рабочих и крестьян на ответственные руководящие должности; обследовать и изучать причины преступлений и бесхозяйственности руководителей и сотрудников государственных органов. РКИ должна была быть особенно требовательной к той части государственного аппарата и хозяйственных органов, которые непосредственно соприкасались с населением. На наркомат РКИ также возлагалась задача тщательного изучения государственного бюджета Союза ССР и «учет опыта его исполнения с точки зрения его финансовой реальности и хозяйственной целесообразности» [16, с. 104].
Постановление предусматривало выполнение НК РКИ специальных заданий и поручений «высших законодательных органов Союза ССР», контроль «за проведением в жизнь постановлений и решений этих органов, в первую очередь направленных к усовершенствованию государственного аппарата» [16, с. 165].
Для выполнения поставленных перед РКИ задач в Положении были предусмотрены и широкие права: беспрепятственно получать от всех учреждений, предприятий и организаций необходимые сведения, вызывать руководителей и сотрудников учреждений и организаций для объяснений и на совещания, вносить предложения об увольнении отдельных должностных лиц или о наложении на них дисциплинарных взысканий, приостанавливать явно незаконные распоряжения и действия учреждений, а также возбуждать против виновных преследование в административном и судебном порядке. РКИ могла объявлять через печать списки должностных лиц, уличенных при ревизии в преступлениях, проступках, бесхозяйственности, разгильдяйстве и пренебрежительном отношении к нуждам трудящихся [16, с. 165- 168] .
Положением о НК РКИ была определена структура НК РКИ СССР. Она строилась в основном по отраслевому принципу. Каждая отрасль управления имела свою инспекцию, отдел или секцию [16, с. 168, 169] .
Созданный как общесоюзный, наркомат РКИ осуществлял общее руководство за деятельностью наркоматов РКИ союзных республик и одновременно осуществлял оперативное руководство местными отделениями РКИ на территории РСФСР. К осени 1923 г. стало очевидно, что для более эффективной работы по координации деятельности общесоюзных наркоматов РКИ, совершенствования аппаратов общесоюзных ведомств и выработке общесоюзных нормативов в рамках компетенции НК РКИ наркомату необходимо передать оперативное руководство местными отделениями РКИ на территории РСФСР.
13 декабря 1923 г. на коллегии РКИ СССР было принято решение об образовании НК РКИ РСФСР
[17, л. 49]. 19 декабря 1923 г. Совнарком СССР принял постановление, где было указано, что «наркому РКИ поручается в 2-недельный срок представить Положение о наркомате РКИ РСФСР для рассмотрения и утверждения в СНК» [18, л. 195].
На основании этого постановления было разработано Положение о НК РКИ РСФСР, согласно которому были разграничены функции между НК РКИ СССР и НК РКИ РСФСР. Административная, культурно-просветительская и сельскохозяйственная инспекции целиком были переданы в ведение НК РКИ РСФСР. Вопросы административные, культурно-просветительские, социального обеспечения, земледелия, юстиции и здравоохранения разрабатывались в НК РКИ СССР только в масштабе общесоюзного значения. Промышленная, торговая и финансовая инспекции оставались в наркомате РКИ СССР, а в распоряжение наркомата РСФСР выделялось необходимое число работников для его экономической группы [19].
Таким образом, идея соединения деятельности партийного и государственного контроля, высказанная В. И. Лениным в работах «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше», преодолев сопротивление в руководящих кругах партии и пройдя через дискуссию на страницах партийных и ведомственных изданий, была с небольшими изменениями воплощена в жизнь.
Реорганизованная рабоче-крестьянская инспекция сохранила свою организационную самостоятельность, однако было бы неправильным преуменьшать степень соединения деятельности ЦКК-РКИ. Не случайно в период их совместной деятельности закрепился термин «органы ЦКК-РКИ». Новый контрольный орган действовал по согласованным планам. ЦКК играла роль своеобразной партийной фракции в РКИ, определяя направление ее работы. В соответствии с этим часть членов ЦКК постоянно работала в органах РКИ.
Сфера деятельности наркомата РКИ по-прежнему распространялась на государственный и хозяйственный аппарат. Однако теперь главной целью обследований становилось выяснение практических результатов работы административных и хозяйственных органов, а не всесторонний контроль над всеми сферами деятельности подотчетных организаций.
В сфере борьбы с злоупотреблениями и хищениями внимание акцентируется на выявление наиболее типичных случаев и разработку организационных способов по предотвращению этих негативных явлений. Важным новым направлением работы становится проверка и оценка деятельности руководителей и сотрудников, административных и хозяйственных органов и оказание им содействия в подборе личного состава.
К началу 1924 г. реорганизация центрального аппарата РКИ, в основе которой лежало изменение задач и организационное слияние с ЦКК, в основном завершилась. В дальнейшем организационная структура НК РКИ СССР и республиканских наркоматов РКИ постоянно подвергалась серьезным изменениям, но принципы взаимоотношений РКИ и ЦКК, формы и методы их взаимосвязи, выработанные в 1923 г., до конца 20-х гг. почти не изменялись.
Библиографический список
1. Иконников, С. Н. Организация и деятельность РКИ в 1920- 1925 гг. / С. Н. Иконников. - М. : Изд-во АН СССР, 1960. -215 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. - 374. Оп. 1. Д. 8.
3. Воскресенская, Н. А. В. И. Ленин - организатор социалистического контроля / Н. А. Воскресенская. - М. : Советская Россия, 1970. - 324 с.
4. Справочник для контрольных комиссий РКП. - М., 1923. - 98 с.
5. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 613. Оп. 1. Д. 6.
6. Известия рабоче-крестьянской инспекции. - 1923. -8 мая. - № 12. - С. 3-5.
7. Известия рабоче-крестьянской инспекции. - 1923. -10 июня. - № 13-14. С. 1-30.
8. ГАРФ. Ф.Р.- 4085. Оп. 1. Д. 317.
9. ГАРФ. Ф.Р.- 374. Оп. 1. Д. 7.
10. Правда. - 1923. - 22 июня.
11. ГАРФ.Ф.Р. - 374. Оп. 1. Д. 24.
12. Куйбышев, В. В. Задачи ЦКК и РКИ / В. В. Куйбышев. - М., 1924. - 120 с.
13. Краснов, А. В. ЦКК - РКИ в борьбе за социализм / А. В. Краснов. - Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973. - 567 с.
14. РГАСПИ Ф. 17. Оп. 2. Д. 99.
15. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6 т. Т. 4. Кн. 1. - М. : Политиздат, 1924. - 664 с.
16. Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР (1917- 1975 гг.) // Сборник документов и материалов. - М. : Политиздат, 1975. - 626 с.
17. ГАРФ. Ф.Р. - 374.Оп. 1. Д. 13.
18. ГАРФ. Ф.Р. - 130. Оп. 7. Д. 149.
19. Известия. - 1924. - 11 января.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2012 г.
© А. Г. Дианов
УДК 947.086/088 Д. В. РЫЧКОВ
Омский государственный технический университет
НАУЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ
«ЭКВИЛИБРИСТИКА»
АКАДЕМИКА Т. Д. ЛЫСЕНКО
Статья посвящена рассмотрению взглядов академика Т. Д. Лысенко на проблемы внедрения достижений науки в аграрное производство как фактора укрепления его господствующего положения в науке. В статье подчеркивается конъюнктурный характер подходов Т. Д. Лысенко к проблемам внедрения.
Ключевые слова: аграрная наука, сельское хозяйство, внедрение, СССР.
На протяжении длительного времени, со второй половины 30-х до середины 60-х годов прошлого столетия, положение дел в сельскохозяйственной и биологической науках определялось доминирующим положением академика Т. Д. Лысенко. На научную безграмотность и порочность всего стиля работы еще «в начале славных дел» Т. Д. Лысенко указывали многие выдающиеся ученые страны (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов и др.). С течением времени количество его оппонентов в научной среде увеличивалось. У представителей высшего эшелона власти страны отношение к Т. Д. Лысенко также было неоднозначным. Так, А. А. Жданов говорил о «низкой внутренней и внешней культуре Лысенко, об отсутствии в нем интеллигентности» [1, с. 242]. Тем не менее менялись руководители государства, а Лысенко сохранял свое доминирующее положение. Правда, он мог лишиться какого-либо научного бюрократического поста, оставаясь при этом неформальным «лидером» и главным «теоретиком» в биологической и аграрной науках СССР.
В чем же секрет его «лидерского» долголетия? Профессор А. А. Любищев писал, что на него про-
изводил впечатление «фейерверк» практических предложений Т. Д. Лысенко, который был «настолько ослепителен, что если бы даже одна пятая часть из них принесла тот эффект, который был обещан, то все его теоретические ошибки были бы прощены...» [2, с. 26]. Известный историк науки Л. Грэхэм обращал внимание на способности Т. Д. Лысенко «заискивать, извлекать пользу из той или иной политической ситуации, эластичность его взглядов и убеждений» [3, с. 145]. Соглашаясь с указанным выше, подчеркнем, что, на наш взгляд, «восхождение» и длительное сохранение монопольного положения Т. Д. Лысенко в науке в значительной степени явилось результатом его использования в собственных целях специфической ситуации, сложившейся в отношениях аграрной науки и практики в то время.
«Самой характерной чертой нашего сельского хозяйства в прошлом был полный отрыв его от науки. Русская наука стояла сравнительно высоко, не уступая западноевропейской. Мы имели первоклассные научные учреждения, опытные станции, опытные поля, но жизнь большой страны шла мимо этих опытных станций; они были своего рода музея-