Научная статья на тему 'Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы'

Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкевич Александр Васильевич

Автор делится с читателями основными аспектами создания мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы, реализуемого в образовательном процессе МОУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы»

Эксперимент в школе

Автор делится с читателями основными аспектами создания мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы, реализуемого в образовательном процессе МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский.

Пашкевич Александр Васильевич,

методист МОУ «СОШ №1» пгт. Пойковский, Нефтеюганский район

Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы

Как разработать мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся массовой школы?

Ключевые слова: компетентностью подход, компетентностная модель, качество образования, мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся, компоненты компетенции.

В связи с реализацией национальной инициативы «Наша новая школа», переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения перед системой образования выдвигается задача построения компетентностно-ориентирован-ного образования. Задачами образования становится обеспечение качества образовательных услуг, совершенствование технологий образования, повышение эффективности управления в сфере образования, а ожидаемым результатом - формирование ключевых компетенций, освоение видов деятельности, востребованных в любых жизненных ситуациях.

Изучение научно-педагогических публикаций и образовательной практики позволило констатировать наличие следующих противоречий:

- между компетентностно-ориентированными требованиями к результатам обучения, обозначенными в проектах федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, и неразработанностью в теории и методике методических подходов измерения ключевых компетенций учащихся, организационно-педагогического обеспечения данного процесса;

- между необходимостью измерения ключевых компетенций и определения уровня их сформирован-ности как показателя качества образовательных достижений учащихся и недостаточностью разработки теоретических основ реализации поставленной задачи.

С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентностного выпускника, владеющего

определенными компетенциями. В целях эффективного внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс школы необходимо разработать мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.

Для создания мониторинга ключевых компетенций учащихся необходимо сначала создать компетент-ностную модель выпускника той или иной ступени обучения. Что же такое - компетентностная модель? На сегодняшний день в науке не сложилось чёткого и единого определения. Под компетентностной моделью выпускника понимаем некий образ, эталон, идеал, который должен быть реализован, с тем, чтобы выпускник стал конкурентоспособным на рынке труда.

Проектирование компетентностной модели подразумевает выбор ключевых компетенций путём выявления наиболее значимых из них и реализацию управленческих решений по развитию этих компетенций в соответствии со стратегическими целями школы. На основе обобщенной модели выпускника разрабатывается компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения, отражающая структуру компетенций на основе изучения запросов заинтересованных сторон, проводится декомпозиция компетентностной модели до уровня измеряемых элементов.

При проектировании компетентностной модели мы опирались на позиции И.А. Зимней [2] и Ю.Г. Та-тура [4], которые различают компетенции и личностные качества человека и полагают, что компетенции подкрепляются личностными качествами, что свидетельствует о многоаспектном характере формирования компетенций. Содержательно наполняя ком-петентностную модель, мы определили такие его составляющие, как компетентности и личностные качества.

Разработанная «обобщенная компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения» принимается в качестве главной конечной цели ООП и всего образовательного процесса по отношению ко всем его учащимся и как обобщенная норма качества конечного результата образования. Компетентностная модель выпускника выступает ожидаемым результатом обучения и оценивается в виде компетентности, которую, как мы ожидаем, проявит каждый выпускник к концу его подготовки по ступеням обучения.

Следующим шагам является создание матрицы компетенций по предметам. Подготовка учащихся осуществляется в ходе изучения множества предметов и каждый из них должен формировать те или иные качества, компетенции. Матрица компетенций позволяет увидеть ценность каждого предмета в развитии компетенций и личностных качеств.

После того как созданы компетентностные модели той или иной ступени обучения, разработана матрица

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

47

Эксперимент в школе

компетенций по предметам, приступаем к разработке мониторинга сформированное™ ключевых компетенций учащихся. На основе анализа содержания компетенции выявляем структуру и уровни компетенций (смотри приложение 1), разрабатываем диагностические карты и диагностический материал. Проявление компетенции осуществляется только в деятельности и доступно наблюдению, фиксации и оценке умения выполнить то или иное действие. Таким образом, в ходе мониторинга можно выявить уровень сформиро-ванности той или иной компетенции [3].

Исходим из того, что компетенция состоит из когнитивного (знаниевого компонента); деятельностно -го (умения, владение операциональными способами деятельности, готовность к осуществлению этой деятельности) компонента и личностного компонента (включает аксиологическую составляющую: наличие определенных ценностных ориентаций, мотивации, самостоятельности, волевых качеств; личностную составляющую: предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации).

При разработке показателей сформированности компетенций необходимо учитывать, если мы берём трех-компонетный состав компетенции: когнитивный (знание и понимание), деятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и личностный (личностные качества, установки, ценностные ориентации), то каждая из названных компонентов должны быть учтены в системе показателей сформированности компетенций. По мнению Гидровича С.Р., Егорова И.И., Курочкина А.Ю. [1] каждая из компетенций имеет явные или неявные признаки всех сторон компетенции, и в конкретных компетенциях присутствует «индивидуальная» акцента-ция каждого из трех признаков компетенции.

Помимо определения показателей сформирован-ности компетенций для формирования банка оценочных средств, адаптированных к компетентностному подходу, возникает необходимость разработать поведенческие индикаторы (или индикаторы определённых поведенческих способов демонстрировать компетенции в процессе оценочных процедур).

Дадим характеристику ключевых компетенций учащихся III ступени обучения входящих в компе-тентностную модель выпускника школы:

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

- теоретические знания по предмету (декларативные знания «Что?»);

- знание способов и приёмов познавательной деятельности (процедурные знания «Как?»).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных

и нестандартных ситуациях в контексте решения той или иной задачи, проблемы;

- способность не только воспроизводить известные методы, способы решения, но и умение самостоятельно порождать новые решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- способность ставить и задавать вопросы по сути проблемы и отыскивать на них ответ, определять направления поиска, устранять и исправлять допущенные ошибки;

- умение выполнять проектную, исследовательскую деятельность, предполагающая получение нового знания с использованием различных инновационных подходов и методов решения;

- умение демонстрировать результаты своей работы с использованием компьютерных средств и технологий;

- уровень освоения стандарта по предмету.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- наличие широких познавательных интересов, желание и опыт самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения работ без дополнительного сти-мутирования;

- ответственность к порученному делу, познавательная активность, творчество.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

- теоретические знания по вопросу коммуникации (декларативные знания «Что?»);

- знание терминологии, правил, приёмов и способов коммуникации (процедурные знания «Как?»).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- активность участия в процессе коммуникации;

- умение делать выводы, подводить итоги обсуждения, заявлять свою позицию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- владеет навыками публичного выступления;

- развитая монологическая и диалогическая речь;

- уровень освоения стандарта по предмету «Русский язык, иностранный язык».

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- проявляет терпимость к мнению других (толерантность), способен разрешать конфликты в общении.

- обладает навыками сотрудничества в различных областях и социальных группах;

- развиты коммуникативные качества (коммуникативность);

- ответственность, познавательная активность, стремление к лидерству.

48

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Эксперимент в школе

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

- компьютерная грамотность;

- знание способов и приёмов поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию адекватной задаче;

- владеет навыками работы с различными источниками информации;

- умеет ориентироваться в информационных потоках, выделять из них главное и необходимое, критически относится, определять степень достоверности информации;

- использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся информационно компьютерных технологий (Интернет ресурсов, презентационных программ, мультимедийных средств);

- увеличение количества учащихся принимающих участие, победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсах по информационновычислительной технике.

- уровень освоения стандарта по предмету «Информатика».

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- наличие интересов, потребности и готовности к получению знаний и умений работы с информацией, информационными технологиями;

- применяют информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач;

- ответственность, познавательная активность, творчество.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

- теоретические знания в области права, правовых понятий терминов (декларативные знания «Что?»);

- знание способов и приёмов работы с правовыми документами (процедурные знания «Как?»).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- отсутствие отрицательного социально-правового опыта, правонарушений, требовательны к правомерному поведению окружающих;

- умение оценивать и анализировать социальноправовые явления с точки зрения допустимости личной и общественной значимости;

- способны самостоятельно проводить поиск и анализ нормативно-правовых документов, определять проблему и пути её решения;

- уровень освоения стандарта по предмету «Право, обществознание».

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- развита правовая активность, толерантность;

- осознают и несут ответственность за свои поступки;

- активно включены в правовую деятельность, исследования по правовой тематике.

КОМПЕТЕНЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

- знания в области здоровьесбережения, соотносимые с возрастом, классом.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- соблюдение норм здорового образа жизни на практике;

- активное участие в спортивных школьных мероприятиях;

- способен оказать первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

- уровень освоения стандарта по предмету «Физическая культура»;

- динамика состояния здоровья учащегося по результатам медицинского обследования.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей;

- высокая мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

- знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- активное участие в работе институтов самоуправления, общественных организаций;

- отсутствие нарушений устава школы, правонарушений;

- активная внеурочная деятельность, занятость в учреждения дополнительного образования;

- активное участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

- сформированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил;

- взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

49

Эксперимент в школе

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

- способность учащегося брать на себя ответственность за поступки, контролировать своё поведение;

- проявляет активность в общественной и социальной деятельности школы.

Диагностика компетенции проводится с помощью разнообразных средств диагностики и самодиагностики, таких как анкетирование, выполнение компетент-ностно-ориентированных заданий, тестов, решение задач, самопрезентация, представление портфолио,

представление результатов проектной деятельности, контрольные работы и т.д.

Таким образом, в ходе исследования нами были выделены основные компоненты компетенции учащихся: когнитивный, деятельностный, личностный, разработана уровневая характеристика сформирован-ности ключевых компетенций учащихся, поведенческие индикаторы, матрица компетенций по предметам.

Приложение 1

Уровневая характеристика

сформированности ключевых компетенций учащихся III ступени обучения

Низкий Средний Высокий

Компетенция здоровьесбережения

- знания по вопросам здоровьесбережения поверхностные, бессистемные; - не применяет полученные знания в области здоровьесбережения относительно своего здоровья, не соблюдает правила здорового образа жизни, не участвует в школьных спортивных мероприятиях, не вовлечен в спортивную деятельность; низкая успеваемость по предмету «Физическая культура»; - низкая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, несформи-рованность мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. - недостаточная степень глубины и системности знаний в области здоровьесбережения; - использует полученные знания в области здоровьесбережения на практике, но не всегда придерживается правил здорового образа жизни, иногда участвует в деятельности школы, ориентированной на здоровьесбережение, вовлечен в спортивную деятельность; хорошая успеваемость по предмету «Физическая культура»; - недостаточно высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей и степень мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. - знания в области здоровьесбережения глубокие, системные; - осуществляет нормы здорового образа жизни на практике, активно участвует во всех спортивных мероприятиях, занимается спортом, посещает секции; высокая успеваемость по предмету «Физическая культура»; - высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей и степень мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья.

Социальная компетенция

- знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими поверхностные, бессистемные; - пассивное участие в работе институтов самоуправления и общественных организаций, в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, социальных проектах; есть нарушения устава школы или правонарушения; не проявляет терпимости к мнению других; не сформированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил; - неспособность учащегося брать на себя ответственность, эмоциональная нестабильность, не умение контролировать свое поведение, есть асоциальные поступки. - недостаточная степень глубины и системности знаний основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими; - участие в работе институтов самоуправления и общественных организаций, социальных проектах; результаты участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах не высокие; есть незначительные нарушения устава школы; проявляет терпимость к мнению других; частичная сформирован-ность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил; - способность учащегося частично брать на себя ответственность за поступки, контролировать своё поведение, проявляет активность в общественной и социальной деятельности школы. - знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими глубокие, системные; - активное участие, стремление быть лидером в работе институтов самоуправления и общественных организаций; активная внеурочная деятельность, занятость в учреждениях дополнительного образования, высокая результативность в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; отсутствие нарушений устава школы, умеет работать в группе, сфор-мированность основных нравственных, этических, правовых и трудовых представлений норм и правил; - способность учащегося брать на себя ответственность за свои поступки, самоконтроль в своих действиях, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, мобилен и социально активен.

50

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Эксперимент в школе

Низкий Средний Высокий

Социально-правовая компетенция

- знания в области права, правовых понятий и терминов фрагментарны и поверхностны; - наличие отрицательного социальноправового опыта, склонны к правонарушениям, не умеют работать с правовой информацией, подбирать и анализировать правовые документы; - низкая правовая культура, не в полной мере осознают и проявляют ответственность за свои поступки. - знания в области права, правовых понятий и терминов соответствует программе, но не умеют оперировать правовыми понятиями, терминами; объем знаний достаточный; - терпимо относятся к правонарушениям окружающих, хотя сами их не совершают, допускают ошибки при отборе нормативно-правовых актов, способны определить проблему и пути её решения; - проявляют среднюю правовую активность, осознают и проявляют ответственность за свои поступки. - знания в области права, правовых понятий и терминов соответствует программе, стремятся к их постоянному пополнению и совершенствованию; объем знаний высокий; - умение оценивать и анализировать социально-правовые явления с точки зрения допустимости личной и общественной значимости, требовательны к правомерному поведению окружающих, способны самостоятельно проводить поиск и анализ нормативно-правовых документов, определять проблему и пути её решения; - высокая правовая активность, ответственны за свои поступки, самоконтроль в своих действиях, активно включены в правовую деятельность, исследования.

Коммуникативная компетенция

- знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков поверхностные, безсистемные; - не умение планировать коммуникативную деятельность, пассивность, нежелание вступать в коммуникацию, высказывать свою позицию, нетерпимость к мнению других; монологическая и диалогическая речь развита на низком уровне; низкая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык»; наличие деструктивных последствий конфликтов в общении; - не развитость коммуникативных качеств; слабая способность к самоуправлению в общении, принятию решения и ответственности. - недостаточная степень глубины и системности знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков; - определяет необходимость своего участия в коммуникации, делать выводы, подводить итоги, заявлять и отстаивать свою точку зрения; способен к сотрудничеству и работе в группе; проявляет терпимость к мнению других; монологическая и диалогическая речь развита на хорошем уровне; хорошая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык»; отсутствие деструктивных последствий конфликтов в общении; - хорошо развиты коммуникативные качества; способны к самоуправлению в общении, принятию решения и ответственности. - знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков глубокие, системные; - самоопределение в коммуникативной ситуации, умение устанавливать контакт, делать выводы, подводить итоги обсуждения, заявлять свою позицию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения; владеет навыком публичных выступлений; способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим; развитая монологическая и диалогическая речь; высокая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык», высокие оценки за творческие, исследовательские работы; умение разрешать конфликты в общении; - высоко развиты коммуникативные качества; способны к самоуправлению в общении, правильно оценить коммуникативную ситуацию и ориентироваться в ней, способность оптимально строить свою речь; обладает навыками сотрудничества в различных областях и социальных группах; стремится быть лидером при командной работе.

Информационная компетенция

- знание основ поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности поверхностные, бессистемные; - недостаточная степень глубины и системности знания основ познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности; - знание основ поисковой познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности глубокие, системные;

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

51

Эксперимент в школе

Низкий Средний Высокий

- не способен без помощи учителя искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию адекватной задаче, допускает ошибки в подборе, систематизации материала, или полностью заимствует с литературы, Интернета; слабо развиты навыки работы с различными источниками информации; слабое владение основ информационных и телекоммуникационных технологий; - не проявляют интерес к работе с информацией и информационными технологиями, пассивны. - способен самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, но при этом допускает незначительные неточности в выполнении задания, слабо систематизирует материал; хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации; хорошее владение основ информационных и телекоммуникационных технологий; - проявляют потребность, готовность и интерес к получению знаний и умений работы с информацией и информационными технологиями, активны. - способен самостоятельно определять источники информации и стратегию её поиска, анализировать, отбирать, упорядочивать, преобразовывать и передавать информацию адекватной задаче; владеет навыками работы с различными источниками информации, умеет ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; владеет современными IT и практическими навыками работы с компьютером и сетью Интернет; - стремятся к совершенствованию своих знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и работы с информацией использования их в учебной и повседневной деятельности.

Учебно-познавательная компетенция

- знание основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности поверхностные, бессистемные; - не способен самостоятельно планировать свою учебную познавательную деятельность, применять освоенные способы в новых ситуациях, выполняет только предписанные действия с опорой на инструкцию в известной неизменяющейся ситуации, выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью учителя; не задает вопросы по сути проблемы, не замечает свои ошибки и не умеет их исправлять; удовлетворительный уровень освоения стандарта по предметам; - демонстрирует безразличие, пассивность к учебной деятельности, не проявляет творчество, инициативу в решении проблемы, задачи без дополнительного стимулирования выполнить порученную работу, стремится снять с себя ответственность. - недостаточная степень глубины и системности знания основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности; - способен самостоятельно планировать свою познавательную деятельность, самостоятельно выполнять типовые действия, требующие выбора методов из числа известных в предсказуемых изменяемых условиях; не всегда задает вопросы по сути проблемы, но способен устранить и исправить допущенные ошибки по рекомендации учителя; способен к выполнению творческой и проектной деятельности и демонстрации своих результатов с помощью учителя; хороший уровень освоения стандарта по предметам; - демонстрирует позитивное отношение к учебной деятельности, ситуативно проявляет творчество, инициативу без дополнительного стимулирования, проявляет ответственность к порученному делу, познавательную активность, интерес. - знание основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности глубокие, системные; - организовывает собственную познавательную деятельность, применяет знания, освоенные способы решения проблем, задач в новых незнакомых ситуациях; задает вопросы по сути проблемы, замечает свои ошибки и умеет их исправлять; вовлечен в проектную и исследовательскую деятельность предполагающая получение нового знания, требующих различных инновационных подходов и методов решения; публично демонстрирует результаты своих исследований с использованием компьютерных средств и технологий; высокий уровень освоения стандарта по предметам; - проявляет настойчивость, познавательную активность, стремится к постоянному самосовершенствованию, демонстрирует упорство по достижению поставленных целей, творческий подход, готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за свою деятельность, постоянно стремится выполнить более сложное задание.

Литература

1. Гидрович С.Р., Егорова И.И., Курочкина А.Ю. Компе-тентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 100 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Тагинцева Р.Ф. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода / взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эф-

фективности и качества образования: Сборник материалов X международной научно-практической конференции. - В 2 ч. - Ч. 1. - Смоленск-Москва: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. С. 73-81.

4. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 16 с.

52

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.