в Краснодарском крае, Ростовская область занимает второе место. Данный подход является универсальным, поэтому может быть подобран такой набор показателей, который полностью отвечает интересам региона в инвестиционном процессе. Под уровнем ущерба участникам инвестиционного процесса региона понимается доля потерь участника в результате реализации негативных событий, не связанных непосредственно с коммерческой деятельностью участника. При этом инвестиционная политика региона представляет собой набор правил, принципов и действий, направленных на рост объемов инвестирования, направленных на повышение добавленной стоимости в экономике региона, определяемой по всей совокупности инвестиционных сделок.
Потребность в постановке проблемы снижения ущерба участников определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к инвестиционному процессу региона. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести экономическую и политическую нестабильность несовершенство законодательства, известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с экономической системой региона, диверсионную деятельность непорядочных фирм, динамическую подвижность рынка ценных бумаг, отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентах ценных бумаг и др.
К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые ущербом, можно отнести ограниченные возможности по страхованию рисков, отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников инвестиционного рынка, институциональные пробелы инвестиционного процесса, сложную систему взаимосвязей между регионом и инвесторами, каждая из которых может стать очагом экономических угроз. С понятием «ущерб участнику инвестиционного процесса» тесно связаны такие понятия как:
• мониторинг инвестиционного процесса - инструмент, позволяющий предвидеть и диагностировать возможный ущерб, связанный с появлением различных угроз;
• рациональные схемы использования экономических стимулов участников инвестиционного процесса, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы;
• законодательная защищенность инвестиционного процесса в регионе, которая дает участникам возможность существовать и развиваться в относительно стабильных условиях на обозримых
временных горизонтах.
В работе рассмотрены приоритетные направления снижения ущерба, в том числе для крупных участников инвестиционного процесса. Ни один из возможных подходов к решению проблемы сокращения ущерба целиком не применим к инвестиционным процессам, но при этом представляется возможным частичное использование некоторых подходов для формирования структуры управления инвестиционным процессом и снижения ущерба его участникам. Также в работе сделан вывод о том, что при наличии временно свободных инвестиционных ресурсов в рамках процесса может быть сформирован дополнительный инвестиционный портфель, основными направлениями вложений в котором являются вложения в имущество и ресурсы с заданными параметрами ликвидности. В этом случае для страхования возникающих рисков в рамках инвестиционного процесса предусматриваются операции хеджирования и финансового арбитража с использованием различных инструментов фондового рынка.
Различные подходы снижения возможного ущерба со стороны субъекта управления, используемые в отечественной и зарубежной практике, не могут использоваться в полной мере. Ни одно из направлений в чистом виде в рамках инвестиционного процесса использовано быть не может в силу исключительных характеристик как самого процесса, так и условий в которых он реализуется, однако из каждого направления могут быть взяты отдельные принципы, правила и методы снижения ущерба. В работе кратко изложены приоритетные направления.
Таким образом, приоритетными направлениями снижения ущерба участников инвестиционного процесса в экономической системе региона являются создание благоприятного инвестиционного климата, риск-менеджмент, а также антимонопольное регулирование. Как уже упоминалось ранее, под экономической безопасностью инвестиционно-заемной системы нами понимается экономическая защищенность системы и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, влияние деструктивных факторов, позволяющая сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал. Из данного определения следует, что проблема обеспечения экономической безопасности системы вытекает из структуры самой этой системы. Именно поэтому мы должны рассмотреть наиболее общие структурные построения инвестиционно-заемной системы.
СОЗДАНИЕ МНОГОМЕРНОЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПРИКЛАДНОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ
РЕСУРСАМИ
Санду Р.А., к.т.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Рассматриваются вопросы создания автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами на примере химической и нефтехимической промышленности России.
Ключевые слова: экспертная система, инновационная деятельность, автоматизированная система, моделирование, управление.
CREATING A MULTIDIMENSIONAL EVOLUTIONARY APPLIED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM DECISION SUPPORT TO MANAGEMENT OF
INNOVATION RESOURCES
Sandu R., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE
The problems of creating an automated an information decision support system for the management of innovation-governmental resources for example, chemical and petrochemical industry in Russia.
Keywords: expert system, innovation, automated system, simulation, and management
Введение которые перестают быть актуальными, другие «расширяются в раз-
В настоящее время формализованное моделирование иннова- ных направлениях», третьи изменяются по существу. Кроме того,
ционного развития предприятий химической и нефтехимической анализ основных показателей инновационной деятельности должен
промышленности является сложной и слабоструктурированной за- учитывать вероятностные характеристики и нечеткие принадлеж-
дачей. Это обусловлено тем, что инновационные индикаторы, оцен- ности многих показателей. Вместе с тем, все эти сложные и, в неки основных направлений инноваций, особенностей и тенденций котором смысле, противоречивые показатели и требования необхо-
инновационной деятельности постоянно находятся в развитии, не- димо хранить и обрабатывать в рамках единого формализма.
В работе обоснована актуальность создания экспертной системы «Многомерная эволюционная прикладная автоматизированная информационная система поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России». Сформулированы цель и основные задачи исследования, проанализированы особенности и специфика предметной области управления инновационными ресурсами в химической и нефтехимической промышленности России. Кроме того, проведен системный анализ проблем создания прикладных автоматизированных информационных систем поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами с точки зрения технологий, моделей и методов организации баз данных и систем поддержки принятия решений в целях принятия решений на основе комплексной и многоаспектной оценки текущего состояния и перспектив развития инновационных ресурсов химической и нефтехимической промышленности России.
Актуальность создания экспертной системы для управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России
Прежде всего, отметим, что основные термины и положения инновационной политики России представлены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», разработанной Министерством экономического развития РФ в 2008 году. Там же сформулирована цель перехода нашей экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития [1, 2]. Для дальнейшего анализа необходимо уточнить основные термины: «Инновация (нововведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. «Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1, 2].
Исходя из поставленных задач, в настоящее время актуальна инновационная ориентация химической и нефтехимической промышленности (ХНП) России на развитие высокотехнологичных производств. Для этого необходимы постоянный компьютерный мониторинг и анализ развития предприятий химического комплекса, а также оценка уровня их инновационных ресурсов [3, 4]. Исходными данными для анализа уровня инновационного развития предприятий химической и нефтехимической промышленности может быть сделано на основе системного анализа динамики инновационных индикаторов, оценки основных направлений инноваций, особенностей и тенденций инновационной деятельности. Сравнительный анализ основных показателей инновационной деятельности позволяет определить инновационную активность предприятий, их инновационный потенциал и уровень развития.
Для анализа инновационной деятельности в ХНП используется системный подход и сбалансированная система показателей. Анализ и выбор показателей инновационного развития предприятий химического комплекса осуществляется в условиях неопределенности, вызванной наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке [3, 4]. В целом, получаем необходимость создания экспертной системы для управления инновационными ресурсами (УИР) ХНП России, которая должна иметь возможность функционального наращивания, масштабирования, т.е. эволюционного развития. Только применение современных информационных технологий для проведения системного анализа и оценки параметров инновационного развития предприятий химического и нефтехимического комплекса позволяет принимать обоснованные решения в рамках эффективной инновационной политики развития как всей отрасли в целом, так и отдельных промышленных предприятий.
Анализ особенностей и специфики управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России
Анализ особенностей и специфики управления инновационными ресурсами ХНП России, проведенный на основе работ [3, 4],
выявил следующие необходимые условия для создания экспертной системы:
• многообразие инновационной деятельности;
• различные инновационные индикаторы;
• нечеткость части показателей инновационного развития;
• необходимость использования разнообразных «срезов, сечений» и т.п. (по регионам, по отраслям, по годам и т.д.) - явная
многомерность представления данных о предметной области;
• масштабируемость;
• разные формы представления результатов для принятия решений;
• много аспектов оценки инновационных ресурсов;
• необходимость принятия обоснованных решений в рамках эффективной инновационной политики развития отрасли и отдельных промышленных предприятий (многоуровневость представления данных и анализа);
• вариабельность и необходимость эволюционного развития представлений о предметной области;
• использование качественных (бальных) показателей;
• важность прогнозирования развития предприятий и отрасли в целом (возможно обобщение до всей экономики России).
• сложная и многоуровневая логика расчетов и принятия решений;
• при проведении финансово-экономического анализа необходимо решение сложных вычислительных задач.
Выделим наиболее важные: многомерность, эволюционность, непрерывность работы, быстрая логическая и вычислительная обработка.
Анализ проблем создания прикладных автоматизированных информационных систем поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами
Готовых систем, удовлетворяющих всем этим принципиально важным условиям, не существует. Обзор литературы показал, что теоретические решения в области создания эволюционных систем поддержки принятия решений, удовлетворяющие приведенным выше условиям, существуют и подробно изложены в работах Варламова О.О. [5, 6]. В отличие от традиционных подходов, разделяющих хранение в базах данных, логический вывод и вычислительную обработку [7], миварный подход к представлению и обработке информации позволяет создавать многомерные и эволюционные системы, обрабатывающие информацию в реальном масштабе времени с совмещением логических выводов и вычислительную обработки [5, 6, 8, 9]. Основой многомерного эволюционного мивар-ного подхода является то, что реальный мир существует сам по себе, а при изучении и познании некоторой предметной области (например, УИР ХНП) человек представляет себе описание этого мира в виде начального трехмерного пространства, осями которого являются понятия: вещь, свойство и отношение. Эти три понятия - абстракции удобные для описания реального мира [5].
Для управления инновационными ресурсами ХНП России необходимо использование миварных баз данных и правил, что позволит решить крупную научную проблему создания многомерной эволюционной прикладной автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений.
Фактически, многомерная эволюционная прикладная автоматизированная информационная система (МЭПАИС) поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами (УИР) химической и нефтехимической промышленности (ХНП) России (далее по тексту: МЭПАИС УИР ХНП) - это экспертная система для управления инновациями в химической и нефтехимической промышленности России. Напомним, что в современной российской науке понятие «экспертная система» принято заменять на менее «антропоморфный» термин: СППР - система поддержки принятия решений.
Определение проблемы, цели и задач создания МЭПАИС -УИР ХНП
На основе проведенного анализа представляется целесообразным сформулировать научную проблему исследования в следующем виде: разработка теоретических основ построения Многомерной эволюционной прикладной автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России в целях принятия решений на основе комплекс-
ной и многоаспектной оценки текущего состояния и перспектив развития инновационных ресурсов химической и нефтехимической промышленности России.
Как было показано выше, проблемная область управления инновационными ресурсами обладает большой спецификой. А с учетом предметной области «химической и нефтехимической промышленности России» специфика и особенности решения научной проблемы еще более увеличивается. Использование теоретических основ миварного подхода намечает пути решения проблемы, но не позволяет все сделать «автоматически». Под каждую предметную область миварное информационное пространство унифицированного представления данных и правил необходимо настраивать и адаптировать, что само по себе представляет сложную научную задачу. Следовательно, для создания экспертной системы управления инновационными ресурсами ХНП на основе миварного подхода, необходимо разработать эволюционную модель этой предметной области и адаптировать миварные методы хранения и обработки информации.
Таким образом, получаем, что целью нашей работы является решение крупной научной проблемы разработки многомерной эволюционной модели представления и обработки данных, эволюционных методов хранения и быстрой логико-вычислительной обработки информации для создания прикладной автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами ХНП России.
Анализ классического подхода к созданию экспертных систем и учет особенностей миварного подхода со спецификой проблемной области УИР ХНП, позволил выявить следующие необходимые этапы создания МЭПАИС. Прежде всего, необходимо провести анализ особенностей и специфики управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России, а также проблем создания прикладных автоматизированных информационных систем поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами. Затем надо проанализировать особенности представления данных для МЭПАИС в целях эффективного управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России и обосновать выбор многомерной эволюционной модели данных на основе ми-варного информационного пространства.
После проведенного анализа, на основе полученных результатов комплексного анализа требований обработки и представления данных в целях управления инновационными ресурсами, целесообразно адаптировать или синтезировать новую модель обработки данных для МЭПАИС с учетом принципиальных возможностей миварного информационного пространства. Использование мивар-ного подхода и результаты анализа специфики проблемной области потребуют разработать новый метод многомерного эволюционного хранения данных для МЭПАИС. Далее, на основе анализа особенностей обработки данных для управления инновационными ресурсами адаптировать или синтезировать новый метод логиковычислительной обработки данных химической и нефтехимической промышленности России в целях управления инновационными ресурсами. В совокупности решение этих задач позволит создать МЭПАИС УИР ХНП.
Для оценки результатов внедрения МЭПАИС УИР ХНП необходимо разработать методику экспериментальных исследований и обосновать критерий эффективности для МЭПАИС. После этого можно будет провести обоснованный анализ результатов экспериментов и оценить повышение эффективности управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России.
Таким образом, получаем, что в соответствии с поставленной целью для создания МЭПАИС УИР ХНП необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ проблем создания СППР для управления инновационными ресурсами, а также особенностей и специфики управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России;
2) проанализировать особенности представления данных для МЭПАИС и обосновать выбор многомерной эволюционной модели данных на основе миварного информационного пространства;
3) синтезировать модель обработки данных для МЭПАИС с учетом возможностей миварного информационного пространства;
4) разработать метод многомерного эволюционного хранения данных для МЭПАИС;
5) синтезировать новый метод логико-вычислительной обработки данных химической и нефтехимической промышленности России в целях управления инновационными ресурсами;
6) разработать методику экспериментальных исследований и обосновать критерий эффективности для МЭПАИС.
7) провести анализ результатов проведенных экспериментов и оценить повышение эффективности управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России.
Отметим, что с точки зрения новизны научных результатов [19], представляется целесообразным выделить следующее:
1) предметно-ориентированная модель обработки данных, построенная на основе миварного информационного пространства, для управления инновационными ресурсами ХНП;
2) предметно-ориентированный метод многомерного эволюционного хранения данных для МЭПАИС;
3) предметно-ориентированный метод логико-вычислительной обработки данных химической и нефтехимической промышленности России в целях управления инновационными ресурсами;
4) предметно-ориентированная методика экспериментальных исследований управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России;
5) предметно-ориентированный критерий для оценки повышения эффективности управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России с использованием МЭПАИС УИР ХНП.
Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения повышения конкурентоспособности России, создание МЭПАИС УИР ХНП имеет важное практическое значение для химической и нефтехимической промышленности России.
Выводы
Создание многомерной эволюционной прикладной автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений для управления инновационными ресурсами химической и нефтехимической промышленности России является актуальной крупной научной проблемой, имеющей важное значение для химической и нефтехимической промышленности России.
Разработанные результаты могут быть применены для решения подобных задач по управлению инновационными ресурсами в смежных отраслях промышленности России.
Проведен анализ особенностей предметной области и обосновано, что в качестве экспертной системы (СППР) для управления инновационной деятельностью химической и нефтехимической промышленности России должна быть создана Многомерная эволюционная прикладная автоматизированная информационная система поддержки принятия решений на основе миварного информационного пространства данных и правил.
Литература:
1. Игнатьев А.П., Кривошеев О.Н., Чудинов С.М.. Системотехнические подходы и экономические методы развития инновационной деятельности телекоммуникационной компании. (Монография). Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 252 с.
2. Базовый доклад к обзору ОЭСР «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. 02.11.2009. Адрес: http://mon.gov.ru/ files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf. - Москва. Минобрнауки РФ, 2009. - 208 с.
3. Бессарабов А.М., Кочетыгов А.Л., Квасюк А.В., Санду Р.А. Стратегическое планирование инновационных ресурсов отраслевой химической науки // Материалы 10-го всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Москва. ЦЭМИ РАН, 14-15 апреля 2009 г., т. 1, с. 17-18.
4. Кочетыгов А.Л., Поляков А.В., Санду Р.А., Бессарабов А.М. Кочетыгов А.Л., Поляков А.В., Санду Р.А., Бессарабов А.М. Компьютерная процедура оценки материальных ресурсов отраслевых НИИ химического комплекса (1997-2007) // Сборник трудов 22-й Межд. научной конф. «Математические методы в технике и технологиях» (ММТТ-22), Псков, 25-30 мая 2009 г., т. 7, с. 168-170.
5. Варламов О.О. Эволюционные базы данных и знаний для адаптивного синтеза интеллектуальных систем. Миварное информационное пространство. - М.: Радио и связь, 2002. - 288 с.
6. Варламов О.О. Моделирование мышления на основе ми-варного информационного пространства и логических сетей // Ком-