М.В. МАЛКОВ
создание кластеров малых предприятии как один из способов стимулирования регионального развития
Одной из важнейших задач на данном этапе является обеспечение процесса устойчивого развития регионов РФ и стабильного экономического роста на основе применения инновационных методов повышения конкурентоспособности экономики государства. Важную роль в решении проблем повышения конкурентоспособности, улучшения экспортно-импортного баланса играет малое предпринимательство, долю продукции которого в валовом внутреннем продукте необходимо увеличивать. Усиление значимости частной предпринимательской инициативы возможно в результате использования кластерных организационных технологий.
Развитие современной экономики определяется процессами глобализации, с одной стороны, и региональной специализации, с другой. Разработчики региональных программ все чаще обращаются к кластерным технологиям, позволяющим достигать устойчивости и стимулировать экономический рост на территории путем создания структурированных отраслевых союзов компаний, органов государственной власти и местного самоуправления, научных учреждений и организаций некоммерческого сектора, получивших в экономической литературе название «бизнес-кластеры». Данный подход обусловлен двумя факторами:
- ограниченными возможностями компаний в условиях глобальной конкуренции и изменения мировой конъюнктуры;
- необходимостью для органов государственной власти и местного самоуправления иметь максимально прогнозируемую налоговую базу.
Тем не менее, в современной научной литературе и публицистике нет однозначного определения экономического термина «бизнес-кластер». В результате и кластерные технологии не находят применения при проектировании пространственного развития либо под бизнес-кластерами понимают иные образования, создаваемые в соответствии с
мировоззрением или временными интересами региональных элит.
Один из основателей теории кластеров, профессор Гарвардской бизнес-школы М. Портер, определяет кластер как «сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи»1.
В чем же особенность этого нового подхода? И почему мы хотим рассмотреть именно кластеры малых предприятий?
Как известно, малые предприятия насколько быстро появляются, настолько же быстро и исчезают. Малый бизнес характеризуется более высокой мобильностью и способностью к инновациям и кооперации по сравнению с крупным бизнесом. А такие способности являются обязательным условием создания тех кластеров, которые должны послужить толчком к общему региональному развитию.
Несмотря на возможное разнообразие вариантов кластеров, все они имеют общие черты. К их числу относятся:
- географическая концентрация участников кластера;
- специализация;
- разнообразие;
- конкуренция и кооперация внутри кластера;
- критическая масса участников;
- жизненный цикл кластера;
- инновационность деятельности.
Причины большей способности предприятий кластера к инновациям, совер-
© М.В. Малков, 2007
М.В. МАЛКОВ
шенствованиям, достижению конкурентных преимуществ по сравнению с самостоятельными предприятиями описаны тем же Портером. Регион базирования должен обладать четырьмя характерными признаками:
- наличие факторов производства, таких как квалифицированная рабочая сила или инфраструктура, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли;
- существование спроса на внутреннем рынке на отраслевой продукт или услугу;
- наличие отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне;
- устойчивая стратегия развития, наличие условий для организации компаний и управления ими, а также внутренней конкуренции.
Главная идея кластерных технологий заключается в создании и поддержании конкурентной среды. Сочетание конкуренции и кооперации на географически ограниченной специализированной территории — основные признаки бизнес-кластера, которые зачастую не учитываются российскими разработчиками программ пространственного развития в силу российской мен-тальности, тяготеющей к созданию вертикальных образований. Именно это ведет к неустойчивости российских экономических систем по отношению к внешним вызовам, их стагнации ввиду отсутствия внутреннего импульса развития, стимулов у основных игроков территории к поддержанию статус-кво и устойчиво функционирующего механизма адаптации к изменению макроэкономических параметров и внешней институциональной среды. В Иркутской области необходимы детальные исследования практики применения кластерных технологий (с учетом запаздывающих структурных изменений и менталитета сообществ) как механизмов стимулирования локальных точек роста, привлечения регионом финансовых, интеллектуальных и производственных ресурсов для достижения устойчивого и адаптивного синергетического эффекта, что и является задачей применения кластерных технологий.
Для того чтобы добиться такого эффекта, на данном этапе возможно искусственно создавать кластеры предприятий. Процесс создания кластера включает пять стадий.
На первой стадии выявляется набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:
- установить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в бизнесе;
- достичь понимания преимуществ кластера;
- сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.
В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные встречи всех заинтересованных лиц, на которых раскрываются преимущества сетевой организации бизнеса.
На второй стадии, как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, выполняется анализ проблем всех участников группы, выявляются причины их возникновения. Затем формулируются задачи совместной деятельности, достаточно простые, понятные и соответствующие поставленным целям. Одновременно группа определяет свой юридический статус и вырабатывает внутренние организационные принципы.
Третья стадия — стадия реализации пилотных проектов, когда в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия участников образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сырья, подготовка общего каталога продукции и т.п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность деятельности кластера предприятий в краткосрочном периоде, с другой — воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество.
Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу — к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой, четвертой, стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.
На заключительной, пятой, стадии кластер предприятий выходит на необходимый уро-
Известия ИГЭА. 2007. № 2 (52)
вень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается, кроме прочего, и за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является негативным фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.
Конечно, отечественная практика в сфере работы государственных органов с кластерами предприятий или, как их по-другому называют, бизнес-кластерами небогата. Поэтому данному направлению исследований, обобщению опыта функционирования бизнес-кластеров и выявлению тенденций в их развитии будет посвящен еще не один научный труд.
Примечание 1 Портер М. Конкуренция. М., 2001. С. 495.
С.Б. СОЛЬСКИИ
Иркутский государственный университет путей сообщения
кластерный подход к организационным
преобразованиям на транспорте
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» было учреждено ОАО «РЖД» и начато реформирование корпоративной структуры предприятия. В частности, некоторые службы были выделены в отдельные подразделения — дирекции — с дальнейшим переводом их в дочерние зависимые общества. Одним из подобных подразделений стала центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ), которая объединила в себя несколько дирекций по ремонту грузовых вагонов, выделенных по региональному принципу. В каждую из последних входят линейные предприятия — вагоноремонтные депо.
Таким образом, на территории РФ появилось отдельное предприятие, занимающееся ремонтом грузовых вагонов. Но не следует забывать и про частные депо, принадлежащие другим владельцам. Эти депо организованы собственниками большого парка вагонов в целях экономии средств на проведение деповского и капитального ремонта приватных вагонов либо выкуплены у ОАО «РЖД» в результате акционирования предприятий.
Поскольку все депо, принадлежащие как сети ЦДРВ, так и частным владельцам, занимаются оказанием одних и тех же услуг, причем по одним и тем же стандартам, ус-
тановленным центральным аппаратом ОАО «РЖД», то видится возможным объединение этих структур в кластер.
Одним из основных принципов функционирования железнодорожных предприятий является безопасность движения, поэтому предъявляются соответствующие требования к состоянию вагоноремонтных депо и качеству производимого в них ремонта. Система технического регулирования, базирующаяся на технических регламентах, предусматривает, что государство определяет только такие требования к качеству продукции, которые обеспечивают безопасность людей, имущества и окружающей среды. Остальные параметры регулируются в добровольном режиме на основе национальных стандартов и стандартов организаций. В настоящее время в стране отсутствует единый информационный фонд всех действующих нормативно-технических актов. Специалисты даже затрудняются назвать их общее количество. Так, существуют более 10 тыс. нормативно-технических и нормативных правовых актов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта. При таком количестве документов только в масштабах отрасли в целом возможно рассмотреть, а позже и утвердить единый нормативный документ, являющийся стандартом для ремонта грузовых вагонов.
© С.Б. Сольский, 2007