Научная статья на тему 'Создание инновационной системы региона: методологический подход'

Создание инновационной системы региона: методологический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесленко И. Б., Вахромеева М. П.

В статье дана характеристика современного состояния инновационных процессов в регионе. Рассмотрены факторы, препятствующие развитию рынка инноваций. Представлена структура региональной инновационной системы применительно к конкретному региону. Обоснована необходимость создания особого инфраструктурного звена управленческого модуля системы координационного совета, представлены его функции и значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание инновационной системы региона: методологический подход»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 330.322

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

И. Б. ТЕСЛЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики Е-mail: iteslenko@inbox. ru

М. П. ВАХРОМЕЕВА, соискатель кафедры экономики Е-mail: marina@vib. Vladimir. ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

В статье дана характеристика современного состояния инновационных процессов в регионе. Рассмотрены факторы, препятствующие развитию рынка инноваций. Представлена структура региональной инновационной системы применительно к конкретному региону. Обоснована необходимость создания особого инфраструктурного звена управленческого модуля системы - координационного совета, представлены его функции и значение.

Ключевые слова: инновации, инновационная система региона, инфраструктура инновационной системы, управленческий модуль инновационной системы региона.

На современном этапе в условиях ужесточения мировой конкуренции, глобализации мировых хозяйственных процессов, усиления взаимодействия национальных экономик для социально-экономического развития России особое значение приобретает инновационная деятельность как главный фактор роста экономики и повышения ее конкуренте способно сти.

Конкуренция за рынки сбыта, обострение проблем ограниченности ресурсов определяют необходимость для многих стран, в том числе и

для России, перехода на инновационный путь развития. Инновации и инновационная деятельность являются базисными условиями формирования государства инновационного типа.

Экономика знаний, создание которой является целевым ориентиром многих стран, предполагает в качестве важнейшей основы развития информацию, знания, новые технологии и высокую квалификацию работников. Фундаментальные исследования, новые разработки, креативные кадры, взаимодействие с вузовской наукой обеспечивают развертывание инновационного процесса в стране, отраслях экономики и на предприятиях.

Известные экономисты занимались изучением теории инноваций. В своих работах Й. Шумпетер доказывал, что в ходе творческого разрушения новые технологии приходят на смену старым, появившиеся инновации двигают экономическое развитие [4]. Американским экономистом К. Эрроу высказана концепция положительных внешних эффектов от инноваций, суть которой в том, что полезность открытия, сделанного одним человеком, не уменьшает его полезности при использовании открытия другими людьми [5]. Б. А. Ландвелл, один из представителей эволюционного подхода, определяет идеи, знания, информацию

в качестве важнейших факторов инновационной активности фирм [6]. Проблемы, касающиеся выбора пути развития национальной экономики, выявления тенденций, закономерностей и особенностей осуществления инновационного развития, нашли отражение в работах отечественных ученых Б. Бабаева, З. Гран-дберга, В. Лившица, Л. Абалкина, В. Мау и др.

Вопросами развития инновационных процессов в Владимирской области занимаются ведущие экономисты региона профессора Ю. А. Дмитриев и В. А. Кретинин.

Во многих российских регионах инновационная деятельность осуществляется, но не в той степени, чтобы можно было говорить о переходе на инновационный путь развития.

В Владимирской области, согласно данным статистики, инновационную деятельности в 2010 г. осуществляли всего 39 организаций (на 4 организации меньше, чем в 2009 г.) из 474 обследованных, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Тем самым уровень инновационной активности (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций) составил 8,2 % и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2 % [2]. Инновационной деятельностью в основном занимаются предприятия и организации обрабатывающих производств: 27 предприятий из 39 (что составляет 69 %). Из них технологическими инновациями в 2010 г. занимались 8 предприятий по производству электронного и оптического оборудования, 6 предприятий по распределению электроэнергии [3].

Новые технологии (технические достижения) и программные средства приобрели в 2010 г. только 15

организаций из 39. При этом 14 предприятий из 15 ограничились только покупкой нового оборудования.

Эти и целый ряд других данных свидетельствуют о недостаточно высокой активности предприятий и организаций региона в силу многих обстоятельств, которые будут отмечены в таблице.

Решать задачи, связанные с эффективным переходом региональной экономики на инновационный путь развития, на наш взгляд, можно только на основе формирования действенных механизмов управления развитием инновационной активности. Особенностями управления инновационной деятельностью в регионе должны стать планомерность, системность и комплексность.

С целью укрепления и дальнейшего совершенствования научно-технического потенциала Владимирской области необходима интеграция инновационно-активных предприятий, исследовательских организаций, научно-исследовательских институтов, ведущих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, в единый комплекс для формирования региональной инновационной системы (РИС).

Инфраструктура инновационной системы должна включать в себя все необходимые звенья для обеспечения инновационной деятельности: от элементов, формирующих законодательные условия реализации инновационных процессов, организационных структур, позволяющих осуществлять все стадии инновационной деятельности, до инструментов, обеспечивающих постоянное воспроизводство и коммерциализацию результатов инновационной деятельности. Исходя из этого, современная структура региональной инновационной системы может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Распределение хозяйствующих субъектов по формам приобретения новых технологий

(технических достижений), программных средств в 2010 г.

Наименование форм приобретения новых технологий (технических достижений), программных средств Число организаций, приобретавших новые технологии (технические достижения), всего, ед. В том числе:

Приобретавших новые технологии за пределами Российской Федерации

Всего... В том числе по формам приобретения: 15 2

Права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 5 —

Результаты исследований и разработок 2 -

Покупка (продажа) оборудования 14 2

Целенаправленный прием (переход) на работу квалифицированных специалистов 2 -

Друг°е 4 -

Источник: составлено по данным [7].

йЗ

и о м о г в

€ §

■§

I" I

к ¡я

¡Я о ее »э С г г г г ¡я

во

С1>

о

В г г

Рис. 1. Региональная инновационная система

N N

(А)

N О И» N

Структура РИС включает в себя несколько

блоков:

1) институциональный (законодательные акты правительства, государственные органы управления наукой и инновациями, стратегии и программы национального и регионального развития и т. п.);

2) инфраструктурный, который разделен на государственный и частнопредпринимательский секторы. Государственный сектор может быть представлен государственными научными центрами, академическими институтами, вузами, лабораториями, научно-исследовательскими институтами, фондами, инновационными центрами, службами научно-технической информации, статистики, стандартизации, сертификации, лицензирования, аналитическими центрами. Частнопредпринимательский сектор -негосударственными учебными заведениями и центрами, инжиниринговыми компаниями, консалтинговыми фирмами, венчурными фондами, научными центрами и лабораториями корпораций, малыми и средними наукоемкими фирмами. Как результат взаимодействия государственных и частных структур (государствен-

но-частное партнерство) могут формироваться смешанные структуры (наукограды, технопарки, технополисы, инновационные инкубаторы, кластеры, сети и т. п.);

3) экономический, включающий налоговую, амортизационную, антимонопольную, патентную, тарифную, ценовую политики;

4) финансовый, представленный бюджетным финансированием инноваций, кредитованием, субсидированием, грантами, поручительствами и т. п.

Институциональный блок обеспечивает правовые условия осуществления инновационной деятельности. Инструменты второго блока служат источником новых знаний и реализуют инновационную деятельность. Блоки третий и четвертый призваны стимулировать инновационную деятельность.

Результатом функционирования РИС будет создание нового продукта, новых технологий, нового процесса, новых услуг, т. е. объектов интеллектуальной собственности, которые будут формировать предложение на рынке инноваций. Спрос на этом рынке будет определяться целым рядом факторов, среди которых конкуренция, развитие научно-технического прогресса, изменение экологических требований и

Рис. 2. Рынок инноваций как составной элемент РИС

норм, демографическая ситуация в стране и регионе, уровень затрат на предприятиях, государственная политика в сфере инноваций и т. п.

В настоящее время рынок инноваций в регионе находится в стадии формирования. В ходе обследования инновационной деятельности во Владимирской области были выявлены экономические, внутренние и другие факторы, препятствующих развитию инноваций. Рассмотрим некоторые из них. Экономические факторы:

• недостаток собственных денежных средств;

• недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

• низкий платежеспособный спрос на новые товары, работы, услуги;

• высокая стоимость нововведений;

• высокий экономический риск. Внутренние факторы:

• низкий инновационный потенциал организации;

Одним из факторов, препятствующих созданию и распространению инноваций, назван фактор неразвитости инновационной инфраструктуры, одним из элементов которой является управленческая структура.

По мнению авторов, система управления РИС должна опираться на интегрированный по вертикали с органами власти управленческий модуль во главе со специализированной управляющей структурой в администрации области, решающей общие региональные задачи инновационного развития на межотраслевом уровне. В систему должны входить заинтересованные в инновационном развитии региональные структуры, объединенные горизонтальными и вертикальными связями.

Центром управленческого модуля инновационной деятельности в Владимирской области должен стать Координационный совет по инновационному развитию (КСИР), который будет координировать всю инновационную деятельность региона. Дан-

недостаток квалифицированного персонала;

недостаток информации о новых технологиях;

недостаток информации о рынках сбыта; неразвитость кооперационных связей. Другие факторы: недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги); неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.

Рис. 3. Управленческий модуль региональной инновационной системы: ГКИР - государственная корпорация инновационного развития; ВФГКИР - Владимирский филиал государственной корпорации инновационного развития; НКО - некоммерческие организации; МСП - малые, средние предприятия

ный совет рекомендуется создать при областной администрации. К основным задачам Координационного совета будут относиться формирование региональной инновационной политики, оказание поддержки конкретным перспективным инновационным проектам, взаимодействие с предприятиями (в том числе малого и среднего бизнеса).

Координационный совет должен стать центром стратегического инновационного развития территории. При КСИР будут работать экспертные советы и консультационные центры. Экспертные советы будут рассматривать поступившие заявки, проводить экспертизу, оценивать эффективность и востребованность разработок и возможности их коммерциализации.

При экспертных советах могут быть организованы специализированные отделы (например, патентный отдел, который будет заниматься регистрацией заявок в Роспатенте, и т. д.).

Координационный совет по инновационному развитию призван решать такие главные задачи:

• осуществлять согласование региональной инновационной политики с национальной через взаимосвязь с государственной корпорацией инновационного развития (ее Владимирским филиалом);

• регулировать финансовые потоки для инноваций, принимать решения по реализации инновационных проектов в регионе;

• формировать инновационную культуру в обществе;

• осуществлять контроль исполнения программ развития региона, обеспечения постоянного обмена информацией в сфере инновационной деятельности.

К основным функциям Координационного совета по инновационному развитию можно отнести пять разделов.

1. Создание условий для развития инновационной деятельности:

- принятие решений о содействии модернизации производства и внедрении инновационных технологий (предоставление субсидий организациям; приобретение высокотехнологического оборудования в лизинг; оснащение инновационно-технологических центров и т. п.);

- создание механизма трансфера инновационных технологий;

- размещение государственного заказа с целью поддержки отдельных отраслей и предприятий региона;

- содействие подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности (утверждение и помощь в реализации программы подготовки и переподготовки кадров - предоставление субсидий для возмещения затрат предприятий, связанных с расходами на подготовку кадров);

- корректировка перечня специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;

- создание условий для реализации инновационных проектов и повышения их эффективности;

- формирование благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности (например, участие в разработке нормативно-правовых актов региональных органов власти);

- курирование крупных инновационных проектов с привлечением средств российских и иностранных инвесторов;

- рассмотрение вопросов и разработка предложений по совершенствованию тарифной политики, в том числе направленных на устранение системы перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию и услуги водоснабжения и водоотведения, подлежащих государственному регулированию;

- содействие развитию субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий;

- анализ мониторинга деятельности крупных, средних и малых инновационных предприятий.

2. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития:

- рассмотрение вопросов инженерного, энергетического и транспортного обеспечения субъектов инновационной деятельности;

- инициирование льготных инвестиционных условий для инвесторов.

3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности:

- инициация предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах;

- помощь в размещении государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок, форумов, профессиональных праздников, фестивалей.

4. Взаимодействие с организационной структурой при формировании инновационной и промышленной политики:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти в области экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;

- участие в подготовке и заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве в области проведения экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;

- совместная работа с некоммерческими организациями предпринимателей и работодателей, с территориальными организациями отраслевых профсоюзов, другими общественными организациями по текущим и перспективным вопросам инновационной и промышленной политики;

- разработка и реализация форм межсекторного партнерства (государства, бизнеса и некоммерческих организаций) в инновационной сфере.

5. Информационная поддержка инновационного развития:

- организация помощи в размещении государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах инновационного развития региона, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и промышленной политики;

- участие в создании инвестиционного и инновационного паспорта региона;

- выпуск информационного бюллетеня о состоянии регионального рынка инновационной продукции и услуг.

Координационный совет по инновационному развитию будет взаимодействовать с управленческой структурой национальной инновационной системы (НИС) России - государственной корпорацией инновационного развития, с ее региональным филиалом или представительством, с действующим в области региональным информационным центром,

территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, отраслевыми центрами инноваций, департаментом образования, ведущими НИИ и вузами, организациями малого и среднего бизнеса, некоммерческими организациями, советом по нанотехнологиям.

Создание такого управленческого модуля инновационной деятельности РИС, взаимодействующего с соответствующим модулем национальной инновационной системы (НИС), позволит избежать дублирования решений одних и тех же вопросов разными региональными структурами, а также будет способствовать привлечению внебюджетных, корпоративных финансов в необходимом объеме для финансирования инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Список литературы

1. Инновационная деятельность организаций Владимирской области в 2010 г. URL: http://www. vladimirstat. ru.

2. Тенденции инновационного процесса в организациях Владимирской области в 2010 г. URL: http://www. vladimirstat. ru.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. URL: http://www. vladimirstat. ru.

4. Schumpeter J. The Theory of Economic Development, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1934.

5. Arrow K.J. Economic Welfare and the Allocation of Resources for Invention // Richard Nelson (td.). The Rate and Direction of Inventive Activity. Princeton: Princeton University Press, 1962.

6. Lundvall B. A. National Systems of Innovations: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, Pinter Publishers, London, 1992.

7. URL: http://www. vladimirstat. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.