- самостоятельная работа -
петентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Самостоятельная работа является сегодня ведущей организационной формой образовательного процесса, призванной обеспечить непрерывность и глубину познавательной деятельности обучающихся, направленной на реализацию компетентностной модели формиро-
вания будущего специалиста, закрепленной в ФГОС СПО. Самостоятельная работа позволяет формировать устойчивый интерес студентов к изучаемым дисциплинам, осознать ценность приобретенных знаний и умений, выработать стремление и умение их самостоятельно добывать, способствует формированию потребности в самоорганизации и стремления студентов к самообразованию.
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С. В. Кузнецова, преподаватель Беловского техникума технологий и сферы услуг
Единого толкование термина «самостоятельная работа» в педагогической литературе нет. Я выбрала для себя определение самостоятельной работы как формы учебной деятельности обучающихся, которая происходит под прямым или косвенным руководством педагога. Обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств. Необходимо различать самостоятельную работу, выполняемую обучающимися в учебной аудитории во время занятий, и работу, выполняемую во внеурочное время. Мне хочется остановиться более подробно на организации внеаудиторной самостоятельной работы, на которую отводится большое количество часов — более 30 % от общей нагрузки по учебной дисциплине. Поэтому эта работа должна быть тщательным образом спланирована преподавателем, т. к. сегодня многие традиционные формы не работают. Написание рефератов, конспектирование, составление библиографии и т. д. современным обучающимся уже совсем не интересны, а значит малопродуктивны.
Что необходимо учесть? Провести отбор содержания, детализировать работу во времени, обеспечить методическую поддержку, сориентировать обучающихся по достоверным источникам информации, спланировать консультации, проверить работы. Возникает вопрос: где найти на все это время и ресурсы? Чтобы организовать работу правильно, с минимальными затратами я использую бесплатные облачные ресурсы. Работа в «облаке» дает возможность
выбора разнообразных решений для организации самостоятельной работы. Конечно, в использовании облачных сервисов есть плюсы и минусы, но, опираясь на собственный опыт, могу сказать, что плюсов больше. Облачные технологии дают возможность преподавателю организовать совместную работу с обучающимися, применив активные и интерактивные формы обучения. Причем облачные технологии помогают их существенно разнообразить. Использование сетевых ресурсов экономит силы и время, потраченные на организацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. «Облако» — это один большой виртуальный сервер, онлайн-хранилище. Для использования облачных технологий не нужны дополнительные программы. Достаточно иметь компьютер и выход в Интернет — это экономит время и ресурсы, а также место на вашем компьютере. Не нужно носить с собой несколько флэш-карт и рисковать потерять важную информацию. Сохраненными на сервисе файлами можно оперативно обмениваться в онлайн-режиме, нужно лишь переслать ссылки для их скачивания, например на электронные почты обучающихся. Также можно быстро разослать файлы с учебными заданиями, потом их проверить. Работа с облачными сервисами очень удобна, так как сразу несколько пользователей одного храни-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018
63
самостоятельная работа
лища могут одновременно работать с общими папками. Подготовленные учебные материалы и задания, выполненные обучающимися, находятся в одном месте, и доступ к этой информации имеют и обучающиеся, и преподаватель. Облачные хранилища интегрированы с другими полезными веб-сервисами: электронной почтой, текстовым, табличным редакторами и т. д., на любой облачный сервис можно зайти со своей электронной почты.
Из всего многообразия облачных сервисов для себя я выбрала Google Drive. Хочется привести несколько примеров по его использованию при организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) обучающихся. Одной из форм ВСР может стать совместная проектная работа обучающихся. Конечно, такая форма работы одна из самых сложных. На нее уходит много времени и сил, зато результат превзойдет все ожидания. А если вы воспользуетесь облачными сервисами, то сделаете ее интересной для обучающихся и сэкономите свое время и силы. Итак, как же организовать такую работу? Обучающиеся получают тему проекта, делятся на группы, выбирают руководителя группы, который распределяет задания, создает документ и предоставляет к нему доступ остальным участникам группы. Обучающиеся могут работать над заданиями в техни-
куме или дома, они наполняют проект содержанием, а когда работа закончена, предоставляют преподавателю доступ к документу. Преподаватель оставляет свои комментарии, чтобы обучающиеся могли исправить или дополнить документ. Все это делается до защиты проекта и позволяет максимально подготовиться обучающимся. При оценивании участников проекта преподаватель может отследить хронологию изменений, то есть посмотреть, какой вклад в работу внес каждый его участник.
«Облако» также можно использовать при закреплении пройденного материала или при изучении нового, если вдруг обучающийся заболел и не может присутствовать на учебном занятии. Преподаватель с помощью электронного дневника дает обучающимся задание. Это могут быть любые материалы: конспекты, письменные задания, а обучающийся должен будет либо создать документ, либо поработать с ним и внести необходимые изменения, ответить на вопросы, выполнить тестовое задание и т. д. Преподаватель проверяет выполненное задание, оставляет комментарии и выставляет оценку. Примеров использования облачных технологий много, но главное — это очень просто и интересно для обеих сторон образовательного процесса. А правильно организованная самостоятельная работа будет приносить желаемые результаты.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
т. В. Сальникова, преподаватель Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А.
Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС более 30 % учебного времени при изучении иностранного языка отводится формированию навыков самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельной учебной деятельности студентов в области иностранного языка уделялось и уделяется значительное внимание. Сегодня педагоги-практики используют дополнительные тексты для чтения с послетексто-выми заданиями, сборники электронных лек-сическо-грамматических тестов, ролевые, проблемные и творческие учебные задания.
Предлагаю рассмотреть основные виды самостоятельной работы, которые я активно
использую при обучении базовому английскому языку студентов первых курсов.
Самостоятельная работа, как мы знаем, бывает двух видов: аудиторная и внеаудиторная. Более трудная задача состоит в приобщении обучающихся к постоянной внеаудиторной работе при изучении иностранного языка.
64
«образование. карьера. общество» №4 (59) 2018