Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / OriginalArticle УДК 378 / UDC 378
Самостоятельная работа студентов магистратуры при создании и использовании веб-портфолио
в учебном процессе
© 2016 Манафова М. К.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: manafova_marina@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов магистратуры при создании веб-портфолио. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, апробация технологии 4portfolio.ru. в самостоятельной работе студентов магистратуры для введения веб-портфолио и дистанционного образовательного взаимодействия. Результаты. В качестве практической реализации заданной цели разработан учебный web-сайт «Магистры факультета математики, физики и информатики» а также структура создания 4portfolio.ru. Выводы. Самостоятельная работа студентов магистратуры при создании и использовании веб-портфолио в учебном процессе приводит к достижению высоких образовательных результатов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, студент магистратуры, ИКТ-компетентность, веб-портфолио, 4portfolio.ru.
Формат цитирования: Манафова М. К. Самостоятельная работа студентов магистратуры при создании и использовании веб-портфолио в учебном процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2016. T. 10. № 3. С. 80-84.
Independent Work of the Undergraduate Students in the Creation And Use of Web-Portfolioin
in the Learning Process
© 2016 Malvina K. Manafova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: manafova_marina@mail.ru
ABSTRACT. Aim. The aim of the research is to consider the independent work of the undergraduates in the process of creating the web portfolio. Methods. Analysis of the psychological and pedagogical literature, testing the technology of 4portfolio.ru. in the independent work of the undergraduates for introduction the web portfolio and distance educational interaction. Results. The author of the article develop learning website "Undergraduates of the faculty of Mathematics, Physics and informatics" as a practical realization of the given task and the structure of creation the 4portfolio.ru. Conclusions. Independent work of the undergraduates when creating and using the web portfolio in the learning process lead to the achievement of high educational outcomes.
Keywords: independent work, undergraduate student, ICT-competence, web portfolio, 4portfolio.ru.
For citation: Manafova M. K. Independent Work of the Undergraduate Students in the Creation and Use of Web-Portfolioin in the Learning Process. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 2. Pp. 80-84. (In Russian)
Современные средства информационно-коммуникационных технологий должны помочь избежать прагматической ори-
ентации образования в ущерб развитию личности, организовать образовательный процесс в реализации учебной программы,
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
ориентированной на самостоятельную работу обучающихся.
Для всех форм обучения в вузах России организация самостоятельной работы студентов предполагает, что преподаватель дает лишь необходимый лекционный материал. Дополнение самостоятельной работой студентов лекционного материала является обязательным атрибутом. Следует отметить, что самостоятельная работа студентов дает положительные результаты лишь тогда, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.
Учитывая специфику самостоятельной работы студентов, которые получают новые знания, можно сделать следующий вывод: самостоятельная работа студентов - это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые знания, или обобщать ранее полученные знания.
Организация одного из важнейших резервов повышения эффективности системы подготовки - самостоятельная работа магистров в образовательном пространстве, является наиболее актуальной в процессе методической системы подготовки, так как важность данного вида деятельности связана с переходом на деятельностную парадигму высшего образования Российской Федерации (РФ) в соответствии с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Так, согласно ФГОС ВПО при реализации действующих основных образовательных программ соотношение между аудиторной нагрузки и самостоятельной работой студентов равно 1:3, что наиболее эффективно для улучшения качества образования. С внедрением новых технологий субъектная позиция магистра становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личное развитие - одной из главных образовательных целей в реализации самостоятельной работы как компонента организации методической системы подготовки.
Учитывая выше сказанное важным направлением в процессе методической подготовки магистров на факультете математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) является организация самостоятельной работы студентов в
процессе теоретического обучения и педагогической практики.
По мнению Г. Ю. Титовой, многие педагоги считают самостоятельную работу одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей [5]. Студент должен работать на занятиях и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.
В настоящее время в науке существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Данное понятие многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Авторы используют его в различных значениях. Например, И. И. Ильясов определяет самостоятельную работу как форму обучения, А. В. Усова как метод обучения, О. А. Нильсон как вид учебной деятельности, а П. И. Пидкасистый как средство организации и управления познавательной деятельностью [1].
Анализируя все возможные определения и подходы к описанию понятия «самостоятельная работа», можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов -это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя. Исходя из этих понятий, нами выделено необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности. А значит, ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента -подготовкой специалиста с высшим образованием и сформированными профессиональными компетенциями.
Цель и методы исследования
В нашей статье речь идет об организации самостоятельной работы студентов магистратуры при создании веб-портфолио в учебном процессе.
Большим потенциалом в организации самостоятельной работы студентов магистратуры обладают средства информационных и коммуникационных технологий, в частности веб-портфолио.
Электронное портфолио является, по мнению российских и зарубежных исследователей, одним из главных трендов в современном образовании.
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Портфолио или портфель достижений -это способ накопления индивидуальных образовательных, профессиональных, творческих и личных достижений его владельца.
Веб-портфолио является инструментом для личностного развития и совершенствования, для наглядного самопредставления и самопрезентации в интернет-сообществе, которое включает в себя:
1. Сайт-портфолио с неограниченным числом тематических страничек.
2. Персональное, закрытое от посторонних глаз пространство пользователя для хранения файлов, записных книжек, резюме и пр.
3. Возможности социальной сети для создания сообществ, общения на форумах, обмена сообщениями и комментариями к страничкам портфолио.
Сегодня образовательный процесс "уходит" в Интернет, продолжается в социальных сетях, на форумах и других площадках. Студенты магистратуры самостоятельно ведут сайты, блоги, новостные ленты в социальных сетях, консультируют студентов на форумах и сайтах, общаются в специализированных социальных сетях, хранят документы для совместного использования и редактирования в google и т. п.
Многие начинают задумываться об использовании одного сервиса с набором всех нужных инструментов для самопредставления, оценки, общения. Одним из таких сервисов и стала социальная сеть 4portfolio.ru.
Представление основных индивидуальных достижений в социальной сети позволит каждому пользователю создать личное персональное виртуальное пространство, которое станет базой для создания своего виртуального «Я».
Периодизация материала
По мнению авторов работы [2], основной смысл портфолио заключается в том, чтобы дать возможность каждому обучаемому, педагогу, специалисту, каждой организации показать все, на что они способны, создать для них стимул роста, совершенствования и развития.
В последних исследованиях [2; 3] многие авторы вводят следующие определения понятий:
1) портфолио учащегося - это список личных и творческих достижений, информация об учебной деятельности, комментарии одноклассников, учителей, родителей.
2) Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующих его педагогический опыт, методические достижения, успехи учеников и позволяющих оценить уровень его профессионализма.
С. В. Панюкова рассматривает портфолио профессионала в социальной сети 4portfolio, которая представляет собой систематизированный, наглядно, красиво и грамотно оформленный в цифровом формате набор достижений деловой личности, занятой в любой профессиональной области [3].
С середины 90-х годов, термин электронный портфолио (e-portfolio) был использован для описания коллекции работ представленной в электронном виде. Следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио (web-portfolio).
По мнению С. В. Панюковой [2] порт-фолио является не столько средством оценки знаний, умений и навыков, сколько средством оценки учебных творческих, коммуникативных способностей обучаемого, средством для диагностики динамики формирования этих способностей, успешности его учебной и научной деятельности, а так же дать информации о себе, представить себя в интернет-пространстве в наилучшем свете. Все это приводит к самостоятельной работе студента магистратуры.
В настоящее время веб-портфолио, который располагается на динамическом вебсайте, позволяет реализовать при этом возможности социальной сети. Оно обладает интерактивностью, обеспечивающей возможность обмена сообщениями, комментариями между пользователями сети, ведением блогов и записей.
Студенты магистратуры в учебном процессе, при изучении дисциплин «Разработка электронного портфолио педагога» в процессе самостоятельной работы используют социальную сеть 4portolio.ru. Используя ее они создают веб-портфолио и используют при дистанционном образовательном взаимодействии.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Здесь предусмотрено ведение четырех видов портфолио:
- личное портфолио,
- портфолио достижений
- портфолио отзывов,
- портфолио документа,
где студенты магистратуры самостоятельно размещают свои достижения как в учебной, так и в научно-исследовательской деятельности.
Информация, собранная на страницах сайта-портфолио, станет наглядным подтверждением личностного развития для самостоятельной работы студентов магистратуры, а также образовательных, научных, творческих, спортивных и прочих достижений и успехов, основой создания карьерного портфолио. Доступ к просмотру страницы сайта-портфолио, заполненной информацией об их успехах и достижениях с комментариями и отзывами, является свободным для любого пользователя сети Интернет.
Результаты
Некоторые студенты магистратуры самостоятельно прошли курсы веб-тьютора с получением соответствующего сертификата.
Основное внимание на курсах уделяется вопросам реализации требований ФГОС к электронной информационно-образовательной среде организации. В ходе обучения педагоги знакомятся с требованиями ФГОС к организации электронной информационно-образовательной среды, с особенностями использования социальных сетей в учебном процессе, изучают функционал сети 4portfolio.ru., а также занимаются вопросами использования веб-технологий для дистанционного обучения, общения, самопредставления, ведения портфолио и развития. Рассматриваются важные для педагогов проблемы использования технологии порт-фолио для оценки образовательных достижений обучаемых и построения индивидуальной образовательной траектории.
Дистанционные курсы веб-тьютора, включает следующие темы вебинаров:
1. Требования ФГОС к электронной информационно-образовательной среде организации. Социальные сети в образовании. Проблемы и решения. Изучение инструментов и сервисов социальной сети 4portfolio.ru.
2. Портфолио, как компонент электронной информационно-образовательной среды организации. Состав и содержание
портфолио обучаемого и педагога, класса, группы, школы, ДОУ, вуза. Создание страничек веб-портфолио.
3. Психолого-педагогические аспекты использования технологии портфолио. Оценка образовательных достижений. Таксономия Блума. Построение индивидуальной траектории обучения. Зарубежный опыт.
4. Требования ФГОС к организация взаимодействия между участниками образовательного процесса. Создание профессиональных и учебных сообществ, организация дистанционных мероприятий. Изучение работы в сообществах.
5. Инновационные подходы к использованию дистанционных образовательных технологий в школе и вузе. Смешанное обучение, перевернутый класс. Методика использования социальной сети 4portfolio.ru в качестве образовательной платформы.
На этих курсах они самостоятельно освоили конкретные инструменты для наполнения информационно-образовательной среды, научились использовать дистанционные образовательные технологии, создали своё красочное интерактивное веб-портфолио, а также научились использовать портал для организации дистанционных сетевых мероприятий (конкурсов, выставок, учебных проектов) и стали применять уникальные возможности образовательной платформы 4portfolio.ru в своей профессиональной деятельности.
А так же совместно со студентами магистратуры разработан учебный Web-сайт «Магистры факультета математики, физики и информатики», включающий следующие блоки:
1. Сведения о руководителе магистерских программ.
2. Сведения о студентах магистратуры.
3. Учебно-методическое обеспечение.
4. Авторефераты магистерских диссертаций.
В блок «Учебно-методическое обеспечение» включены авторские электронные издания, магистерские диссертации, мультимедийные проекты по содержательным линиям школьной информатики и ИКТ, полезные ссылки на образовательные сайты.
Создание учебного Web-сайта дает студентам магистратуры импульс к творчеству, так как, имея в своем распоряжении Интернет-технологии, они приобретают новый и не-
обычный инструмент для усовершенствования учебного процесса, тем самым у них формируется ИКТ-компетентность, подразумевающая совокупность ИКТ-компетенций и личностно-деятельностных характеристик, определяющих возможность эффективного решения профессиональных задач.
1. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента / Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования // Тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференции. Волгоград, 1994. С. 23-24.
2. Панюкова С. В., Есенина Н. Е. Е-портфолио // Информатика и образование. 2007. № 3. С. 85-86.
3. Панюкова С. В. Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio
1. Verbitsky A. A. Independent work and independent activity of students. Problems of organization of students' work in the conditions of multilevel structure of Higher Education. Tezisy dokla-dov Vseros. nauch.-metod. konferentsii [Abstracts of Russian Scientific-Methodical Conference]. Volgograd, 1994. Pp. 23-24. (In Russian)
2. Panyukova S. V., Esenina N. E. E-portfolio. Informatika i obrazovanie [Information and Education]. 2007. No 3. Pp. 85-86. (In Russian)
3. Panyukova S. V. Creation and maintenance of E-portfolio in social network 4Portfolio. Application of new technologies in education. Materialy XXIII-oy Mezhdunarodnoy konferentsii. [Materials
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Манафова Мальвина Курбановна, аспирант 3-го года обучения кафедры методики преподавания математики и информатики (МПМиИ), факультет физики, математики и информатики (ФФМИ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: manafova_marina@mail.ru
Принята в печать 29.07.2016 г.
Выводы
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов магистратуры при создании и использовании веб-портфолио в учебном процессе приводит к достижению высоких образовательных результатов.
/ Применение новых технологий в образовании // Материалы XXI 11-ой Международной конференции. Троицк, 2012. С. 147- 149.
4. Сорокопуд Ю. В., Сметанина Н. В. Коллективная монография. М. : МИГУП, 2016. С. 10-18.
5. Титова Г. Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе. Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2005. 206 с.
of XXIII International conference]. Troitsk, 2012. Pp. 147-149. (In Russian)
4. Sorokopud Yu. V., Smetanina N. V. Kollek-tivnaya monografiya [Collective monograph]. Moscow, MISML, 2016. Pp. 10-18. (In Russian)
5. Titova G. Yu. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov na osnove kontekstnogo pod-khoda v professional'noy podgotovke sotsial'nykh pedagogov v pedvuze [Organization of independent work of students on the basis of the contextual approach in professional training of social teachers in teacher training universities. Dis. ... Ph. D. of Pedagogy. Tomsk, 2005. 206 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Malvina K. Manafova, 3d year postgraduate student, the chair of the Methods of Teaching Mathematics and Computer Science (MTMCS), faculty of Physics, Mathematics and Computer Science (FPMCS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: manafova_marina@mail.ru
Received 29.07.2016.
Литература
References