ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ SCHOOL PEDAGOGY
УДК 373
ББК Ч74.247.121
Татьяна Владиславовна Забелина,
управляющий делами, Администрация муниципального района «Карымский район» (673300, Россия, пгт. Карымское, ул. Мира, 14), e-mail: [email protected]
Создание и развитие современной инфраструктуры общего образования как основное условие повышения качества образования в первом десятилетии XXI века
В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности образовательной деятельности на основе построения модели современной инфраструктуры общего образования, содержания и последовательности работ по совершенствованию муниципальной системы управления качеством образования.
Детализированы и описаны составляющие современной инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности: материальная, методическая и организационная. Отражена зависимость качественной организации образовательного процесса от степени развития школьной инфраструктуры в преддверии внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения, предъявляющих требования к условиям обучения. Обобщён опыт внедрения эффективных организационно-финансовых и управленческих механизмов муниципальной системы образования Карымского района.
Отслеживается роль общественного участия в управлении образованием. Проведён анализ имеющихся условий, ресурсов, выделены основные проблемы создания современной инфраструктуры на муниципальном уровне. Сделан акцент на то, что повышение эффективности функционирования муниципальной системы управления качеством образования связано с реализуемыми в её рамках процедурами: информационно-методическим обеспечением образовательной деятельности; её нормативным регулированием; рефлексивными методами контроля качества; разделением прав, полномочий и ответственности в организационных структурах управления; изучением образовательных потребностей; управлением ресурсами.
Технологизация образования рассматривается как перспективное направление развития школы, отражающее интересы не только участников образовательного процесса, но и запросы современного общества и государства, что обусловило необходимого анализа основных составляющих муниципальной системы образования, создания и развития современной инфраструктуры как инструмента повышения качества образования в первом десятилетии XXI века.
Ключевые слова: инфраструктура, совершенствование, развитие, эффективность, образовательные функции, моделирование, муниципальная система управления качеством образования, менеджмент качества, современная инфраструктура, управление ресурсами.
© Т. В. Забелина, 2015
89
Tatiana Vladislavovna Zabelina,
Managing Director, Municipal District Administration "Karymsky District" (14 Mir St., Karymskoe, Russia, 673300), e-mail: [email protected]
Creation and Development of Modern Infrastructure of General Education as a Basic Requirement for Improving the Quality of Education in the First Decade of the Twenty-First Century
The article deals with the issues of education efficiency improvement based on the models of modern school education infrastructure, contents and sequence of work related to the improvement of the municipal education quality management system.
All components of the contemporary education infrastructure were analyzed in detail as follows: material resources, methodological and systematical components. The interconnection and interdependence of the efficient education process and the extent to which an institutional unit of the education is developed are reflected upon. This is particularly important in the context of the forthcoming implementation of the new national academic standards, which pose new requirements to the educational environment. The experience of the Karymsky District in the field of financial organization and administration mechanisms is summed up.
The research examines and analyzes the role of public participation, available conditions, and resources. The main problems arising with the creation of the modern infrastructure at the municipal level were outlined. The article emphasizes the connection between the efficiency improvement of the municipal education quality management system and the following procedures, which are implemented in its framework: informational and methodological support of educational activities and its statutory regulations, reflective methods of quality control, division of rights, powers and responsibilities among managing organizational structures, analysis of educational needs, resource management.
Technologisation of education is presented as a perspective way to develop school's potential, representing the interests of parties of educational process, and also fulfilling the requirements of the modern society and government, which facilitated the analysis of the municipal education system components, and the creation and development of the modern infrastructure as a means to raise the education quality in the first decade of the 21st century.
Keywords: ways, improvement, development, efficiency, educational function, modeling, municipal system of quality management of education, quality management, modern infrastructure, management of resources.
Процесс модернизации российского образования выступает составной частью социально-экономических реформ, проводимых в стране в первом десятилетии XXI века, что определяет новую организационно-экономическую модель образования, которая характеризуется сокращением государственного присутствия, формированием рынка образовательных услуг, конкурентной среды в сфере образования, либерализацией сферы общего образования и требует поиска новых форм управления.
Муниципальная система образования Карымского района в первом десятилетии XXI века стремится соответствовать времени, гибко реагирует на изменяющиеся потребности общества путём внедрения эффективных организационно-финансовых, управленческих механизмов и новых образовательных технологий, участия в различных федеральных образовательных
проектах и программах, реализации краевых целевых программ и модернизации инфраструктуры образования.
Развитие современной инфраструктуры общего образования является основным условием, требованием повышения качества образования. Без создания необходимых условий обучения и создания среды невозможен качественный процесс и как следствие ожидаемый результат [5].
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. С проблемой обновления качества образования тесно связана тенденция технологизации учебного процесса. Новое качество образования должно включать процессы информатиза-
ции науки и производства, современные средства коммуникации, требует и новых способов мышления, его алгоритмизации, а также результативности образовательного процесса [3]. Организация образовательного процесса, обеспечивающего общее образование нового качества, требует творческого подхода, переосмысления отношений между субъектами образования, значительных усилий, а также материально-технических затрат. Технологизация образования как перспективное направление развития школы отражает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но запросы современного общества и требования государства к уровню подготовки выпускников, способных к профессиональному образованию, к трудовой и общественной деятельности, к успешной социализации. Инфраструктура общего образования на муниципальном уровне в первом десятилетии XXI века - это районный комплекс общеобразовательных учреждений, их филиалов, школьных зданий и сооружений, учебных средств, дорог и транспортных средств, маршрутов подвоза, телекоммуникаций, педагогических коллективов, нормативных актов, органа управления образованием, который обеспечивает существование, функционирование и воспроизводство общего образования каждого ребёнка и населения района в целом. Инфраструктура имеет собственную историю развития, определяющую её настоящее состояние, имеет способность решать ряд конкретных задач и перестраиваться для решения новых [6].
Главная задача, решение которой не способна обеспечить инфраструктура на указанном временном рубеже, - это предоставление каждому ребёнку, каждой семье качественного образования. Соответственно, перед управлением образованием стоит задача по переустройству инфраструктуры общего образования для решения главной целевой установки - предоставление качественного образования каждому ребёнку.
Основными проблемами существующей инфраструктуры общего образования являлись: техническая «отсталость» процесса школьного обучения и организации образовательной среды для детей; недостаточная квалификация педагогических кадров, их «старение»; действующая технология орга-низациии подвоза школьников, не соответствующая современным требованиям.
Ключевой механизм развития современной инфраструктуры общего образования - развитие технологии организации общего образования: технология организации школьного обучения, технология организации подвоза учащихся, технология организации образовательной среды, питания и общественного участия в управлении образованием.
Инвестиции в развитие человеческого капитала, концентрация ресурсов в «точках роста» (ресурсных центрах) позволяют превратить систему общего образования в эффективную площадку формирования облика новой школы.
Ресурсные центры постепенно превращаются в многофункциональные инновационные комплексы по разработке, внедрению современных образовательных технологий, тиражированию лучших педагогических практик. Начинают работу экспериментальные площадки по проектированию и апробации инноваций.
Создание современной школьной инфраструктуры является одной из ключевых позиций в Посланиях Президента Российской Федерации и определено как приоритетное направление в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Развитие инфраструктуры образования предполагает изменение облика школ, значительное улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, совершенствование оснащения кабинетов, столовых, актовых и спортивных залов, школьных библиотек. Кроме того, начинается масштабная замена автопарка, осуществляющего подвоз учащихся.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Феде-рации»1 определил, что социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. Реализация
1 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. При этом успешность таких планов напрямую зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. От степени развития школьной инфраструктуры во многом зависит, насколько качественно организуется образовательный процесс.
В изменившихся социально-экономических условиях оптимизация сети образовательных учреждений становится ещё более актуальной. В понятие «оптимизация» помимо мер, направленных на повышение доступности для детей качественных образовательных услуг, следует включать процесс создания современной школьной инфраструктуры. Опыт показывает, что в малокомплектных школах, даже в условиях фактически индивидуальной работы педагогов с детьми, гораздо сложнее обеспечить качественное образование. Малый круг общения детей, слабая материально-техническая база, ограниченный доступ к информации - эти факторы, как правило, не могут быть компенсированы исключительно педагогическими средствами. Использование современных информационных технологий, таких как дистанционное обучение школьников, позволит решить многие проблемы системы общего образования края, в том числе кадровые, материально-технические. Например, используя дистанционные технологии, можно решить проблему нехватки квалифицированных кадров в малокомплектных школах, где один учитель может преподавать несколько смежных предметов. Так, например, учитель технологии зачастую преподаёт физику или химию. Кроме того, на обучение таких детей тратятся большие бюджетные средства, но качество образования зачастую ниже. Имеющийся опыт в других регионах показывает, что качество хорошего дистанционного обучения при наличии качественного контента не уступает качеству, полученному от учёбы у хорошего педагога. Использование дистанционных систем, разработанных с учётом возрастных и психологических осо-
бенностей детей, позволит повысить качество образования в малокомплектных школах. Организация работы ресурсных центров дистанционного обучения проходит пока только на базе опорных школ, для организации дистанционного обучения детей отдалённых, малокомплектных сельских школ, также для профильного обучения старшеклассников.
В условиях внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения, предъявляющих требования к условиям образовательного процесса, одним из главных показателей, характеризующих качество образования, становится доля школьников, обучающихся в современных условиях (это означает полную оснащённость современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и санитарных норм). В районе ситуация в преддверии внедрения образовательных стандартов оставалась сложной: до начала реализации приоритетного национального проекта данный показатель составлял порядка 12 %. Финансовые средства, выделяемые из краевого бюджета на учебные расходы, шли только на приобретение учебников, что позволило обеспечить все школы учебниками по основным предметам на 100 % (русскому языку, литературе, математике), иностранному языку - на 58 %, физике, химии и биологии на 50 %, истории, обществознанию - на 80 %. К сожалению, за последние 3 года доля средств от общего фонда оплаты труда на учебные расходы сократилась с 4,5 % в 2008 году до 2,8 % в 2010 году. Вопрос об увеличении субвенции был крайне актуальным в связи с реализацией новых ФГОСов. Предварительные расчёты по итогам мониторинга оснащённости показали, что для достижения необходимых показателей только в 12 первых и вторых классах, участвующих в экспериментальной апробации Федеральных государственных образовательных стандартов, требуется дополнительное выделение 1 млн 607 тыс. р.
Первостепенной проблемой являлось несоответствие условий образовательного процесса современным требованиям, санитарным правилам и нормам. В 80 % школьных зданий отсутствовало централизованное водоснабжение и водоотведение. Соответствие оборудования в школах рекомендуемому «Перечню учебного и ком-
пьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (по данным мониторинга) составляло всего 30 %. Показатель оснащённости компьютерным оборудованием выше среднекраевого, на 1 компьютер приходилось 17 учащихся, однако из них 40 % машин устарели и не могли в полной мере использоваться в учебном процессе.
Состояние образования - его содержание и структура, его материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника - не соответствовало современным требованиям развития страны, запросам личности, общества и государства.
Учитывая сложную экономическую ситуацию, не предполагалось выделение значительных средств из местного бюджета по данному направлению, однако ежегодно необходимые средства изыскивались и выделялись на проведение текущих ремонтных работ и масштабное оснащение образовательных учреждений средствами противопожарной защиты. Для проведения системной работы были объединены совместные усилия бюджетов разных уровней. Учитывая, что за содержание зданий согласно законодательству ответственность лежит именно на органах местного самоуправления, думается, что представленный подход является справедливым. Этому предшествовала большая подготовительная работа по подготовке проектно-сметной документации, обследованию школьных зданий, которая показала, что практически все здания требуют текущего ремонта, а 35 % - капитального. Одной из главных задач на ближайшее время для каждого образовательного учреждения, муниципалитета являлось приведение образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями, решение которых стало возможным при реализации районной целевой программы «Обеспечение комплексной безопасности в учреждениях системы образования муниципального района «Карымского района» и участие (на условиях софинансирования) в краевых и федеральных программах.
На муниципальном уровне активизирована работа по развитию технологии общественного участия в управлении образованием. Работает Совет по образованию, в школах созданы управляющие советы. Данная ситуация способствовала формированию социальной активности и становлению
гражданской позиции населения, повышению внимания к школе и привлечению инвестиций в образование. В районе положено начало общественно-приемлемой практики принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации общеобразовательных учреждений и их филиалов, что способствовало своевременной оптимизации сети учреждений.
Современная инфраструктура обеспечения образовательной деятельности предполагает материальную, методическую и организационную составляющие и требует детального рассмотрения каждой из них:
- Материальная составляющая инфраструктуры направлена не только на разработку новых принципов проектирования, строительства школ, но и на изменение качества условий. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спроектировано, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы. Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.
- Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребёнком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвлённую систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей [2].
Для осуществления работы по данным направлениям были определены условия технологического развития: наличие современных компьютеров, цифровых образовательных ресурсов и подключение к сети Интернет; включённость малочисленных сельских школ в развивающуюся систему дистанционного обучения; общая предметная дидактико-методическая и психологическая квалификация педагогов сельских школ. Применение таких форм организации учебных занятий, которые обеспечивают максимальную индивидуализацию и высокий стандарт результативности обучения.
Районная социально-образовательная инфраструктура включает в себя школьное и внешкольное пространство и предполагает создание интегрированного пространства образования для разных категорий детей (школы, учреждения дополнительного
образования, спортивные площадки и другие социальные сферы). Формирование социально-образовательной инфраструктуры направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личностных потребностей детей в первом десятилетии XXI века.
Организованная таким образом инфраструктура создаёт условия для качественного внедрения ФГОС. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны. При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения, согласно основным направлениям деятельности муниципальной системы в первом десятилетии XXI века, содержание и взаимодействие которых мы рассматриваем в интегративном поле управления качеством образования.
Список литературы
1. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед. о-во России, 1999. 96 с.
2. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2013. 384 с.
3. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). М.: Пед. о-во России, 2002. 352 с.
4. Субетто А. И. Основы системологии образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 251 с.
5. Субетто А. И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. СПб.; М.,1999. 67 с.
6. Тануркова Е. И. Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса // Проблемы и перспективы развития образования: материалы между-нар. науч. конф. (г Пермь, апрель 2011 г). Пермь: Меркурий, 2011. Т. 2. С. 195-197.
References
1. Matros D. Sh., Polev D. M., Mel'nikova N. N. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novykh informatsionnykh tekhnologii i obrazovatel'nogo monitoringa. M.: Ped. o-vo Rossii, 1999. 96 s.
2. Panasyuk V. P. Shkola i kachestvo: vybor budushchego. SPb.: KARO, 2013. 384 s.
3. Potashnik M. M. Kachestvo obrazovaniya: problemy i tekhnologiya upravleniya (v vopro-sakh i otvetakh). M.: Ped. o-vo Rossii, 2002. 352 s.
4. Subetto A. I. Osnovy sistemologii obrazovaniya. M.: Issled. tsentr problem kachestva pod-gotovki spetsialistov, 2006. 251 s.
5. Subetto A. I. Kachestvo obrazovaniya v Rossii: sostoyanie, tendentsii, perspektivy. SPb.; M.,1999. 67 s.
6. Tanurkova E. I. Novoe kachestvo obrazovaniya kak rezul'tat tekhnologizatsii obrazovatel'nogo protsessa // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2011 g.). Perm': Merkurii, 2011. T. 2. S. 195-197.
Статья поступила в редакцию 23.10.2015