Научная статья на тему 'Создание и использование программных продуктов в техникуме'

Создание и использование программных продуктов в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и использование программных продуктов в техникуме»

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ТЕХНИКУМЕ

Н. В. Гончарова, преподаватель ГПОУ «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»

В настоящее время мы находимся в ситуации, когда человек, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в своей области, но не владеющий информационными технологиями, стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, свободно владеющего компьютером. Вот почему такое важное значение имеет обучение студентов работе с современными программными продуктами.

Аббревиатура САПР является смысловым эквивалентом английского CAD (сокр. от Computer Aided Design), ее впервые использовал основоположник этого научного направления Айвен Са-зерленд (США) в начале 1960-х годов.

САПР подразумевает проектирование с помощью ЭВМ. Человеку в этом процессе отводится активная роль. САПР как система включает в себя технические средства, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и проектировщика. Таким образцом, в настоящее время изготовление изделий может представлять собой цепочку: компьютер с проектировщиком — оборудование. Проектирование изделия и его изготовление происходят практически одновременно в диалоге.

В настоящее время применяют автоматические системы управления, хотя возможно применение и систем «человек — машина». На двух последних уровнях автоматизация осуществляется только системами «человек — машина». Это объясняется тем, что с переходом к более высокому уровню автоматизации приходится все больше внимание уделять автоматизации интеллектуальной, а не физической деятельности человека.

В нашем техникуме применяются различные системы автоматизированного проектирования (САПР) при преподавании дисциплин: информационные технологии в профессиональной деятельности, автоматизация чертежно-графиче-ских работ, автоматизированное проектирование технологической документации. Изучение современных компьютерных программ позволяет выпускать конкурентоспособных специалистов для своего города и области.

При изучении дисциплины «автоматизация чертежно-графических работ» студенты получают навыки работы в программах «КОМПАС 3D», «AutoCAD», «T-FLEX CAD», что позволяет выполнять проектно-конструкторскую документацию для машиностроительного производства, строить чер-

тежи деталей, сборочные чертежи и спецификации, 3D-модели. Все чертежи должны выполняться в полном соответствии с ГОСТ ЕСКД и ЕСТД.

Чертежи, выполненные на компьютере, отличаются высокой точностью, быстротой выполнения, аккуратностью. Появляется возможность многократного воспроизведения изображений и их вариантов, получения твердой копии чертежа. По оценке специалистов ход работы ускоряется в 5-6 раз, при этом достигается и другой важный эффект — возможность перебора и сравнения гораздо большего числа вариантов конструкций.

При освоении дисциплины «автоматизация чертежно-графических работ» студенты овладевают системой графических знаний и умений, учатся создавать плоские чертежи и трехмерные параметрические модели, приобретаются навыки проектирования технологических процессов механической обработки деталей.

Студенты выполняют работы по проектированию маршрута обработки детали, операций механической обработки, карт эскизов; выбирают соответствующее оборудование, станочные приспособления, режущий, вспомогательный и измерительный инструмент. Выполняют расчет припусков, расчет режимов резания и нормы времени, формируют технологическую документацию. Сам процесс работы в САПР происходит с учетом действующих стандартов, что упрощает процесс проектирования, позволяя выполнить документацию на высоком технологическом уровне.

Применение компьютерных технологий позволяет существенно интенсифицировать образовательный процесс, устранив из него рутинные операции, сократить время обучения, сделать возможным проведение различных экспериментов на графических моделях, а также значительно повысить качество чертежей и проектной конструкторской и технологической документации.

Мониторинг практических, курсовых и дипломных работ студентов показывает, что тек-

стовый и графический материал, выполненный с помощью ИКТ, представлен на более высоком качественном уровне, как в плане оформления документации, так и в плане конструкторско-тех-нологической проработки.

Применение программных продуктов САПР позволяет более эффективно решать поставленные задачи, повышая качество обучения и уровень подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Киммель, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

Для многих не секрет, что информатизация общества при всех своих достоинствах предполагает и изменения в образовательной деятельности. Сравнительно недавно педагоги ставили перед собой четкую цель: обучить конкретному предмету, дать структурированные знания по тому или иному дисциплинарному курсу. Сегодня цели и задачи педагогической деятельности претерпели значительные изменения. Так, педагог стал не столько учителем, сколько наставником и консультантом, который учит прежде всего работе с информацией. Именно поэтому внедрение средств ИКТ в обучение не просто инновационное решение, а мера необходимости, установленная стандартами образования.

Для уроков информатики ФГОС четко определяет формирование компетенций, связанных с ИКТ. Основная из них — ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

На меня как преподавателя информатики и ИКТ в Беловском педагогическом колледже для специальностей «дошкольное образование» и «педагогика дополнительного образования» возложена большая ответственность по ИКТ-подготовке будущих специалистов, которая включает в себя использование различных технологий для проведения занятий. На каждом этапе урока можно применять множество средств ИКТ, например, для формирования новых знаний — презентации и видеоуроки, для контроля — интерактивные тесты, для исследовательской деятельности — проекты, созданные

с помощью различных программных средств. Но сегодня я хочу рассказать о таком виде ИКТ, как электронное издание учебного назначения.

По мнению В. М. Гордиевских, учебное электронное издание — это электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и степени обучения. Содержание учебного электронного издания может соответствовать полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и т. д.) [1, с. 6]. Также можно снабдить ЭИУН интерактивными элементами, оснастить гиперссылками на изученный материал и другими средствами мультимедиа, от изображений и анимаций до видеоуроков.

При разработке ЭИУН можно выделить следующие этапы:

1. Определение целей и задач проекта.

2. Разработка структуры ЭИУН.

3. Сбор информации и распределение ее по разделам и темам.

4. Программирование или сборка материалов в ЭИУН.

5. Тестирование.

6. Разработка методического пособия для пользователей.

Для сборки ЭИУН существует множество специальных программ, рассмотрим две из них. Утилита Htm2chm преобразовывает HTML-страницы в CHM-файлы. При конвертации документов происходит значительное сжатие объема информации, что позволяет экономить место на диске. Данная утилита проста в использовании, для создания ЭИУН с ее помощью требуется всего лишь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.